inlaber.ru

Заниженная самооценка у подростков и методы ее преодоления. Методические рекомендации

Низкая самооценка подростков.

Взрослея, человек проходит через несколько стадий своего личностного становления: младенчество, детство, отрочество, юность. Каждый из этих периодов уникален и по-своему значим для формирования личности.

Но педагоги и психологи выделяют в качестве главного периода все-таки подростковый, потому что именно в этом возрасте, в 12-16 лет, перед человеком встают задачи личностного роста, решая которые, он зачастую испытывает изрядные трудности.Что это за задачи? Если не касаться процессов биологического взросления, которые сами по себе вызывают много сложностей и требуют особого внимания, то, прежде всего, это осознание себя в группе, в семье, оценка себя как личности. Это осознание по-другому называют самооценкой. Вот какое определение самооценки дает «Психологический словарь»: «Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков».

Самооценка формируется как в процессе деятельности подростка, так и в процессе межличностного взаимодействия и бывает трех видов:

2. Завышенная, когда подросток себя переоценивает;

3. Низкая, неадекватная самооценка, когда подросток недостаточно себя оценивает.

Низкая самооценка возникает на почве психологической неустойчивости подростка к воздействиям на него различных субъектов межличностного общения. Иными словами, подросток меняет свое мнение о себе в зависимости от ситуации общения, от отношения к нему окружающих. И сильнее всего на самооценку подростка влияют семья и одноклассники.Подросток с низкой самооценкой тревожен, он испытывает страх от широких социальных контактов, при этом проявляет признаки эгоцентризма, ему трудно выходить из непростых ситуаций. Зачастую его поведение характеризуется депрессивным состоянием, но некоторые исследователи отмечают, что подросток в состоянии депрессии имеет низкую самооценку, а другие – что низкая самооценка влечет за собой такие деградирующие последствия для личности, как депрессивное состояние.

Кто же или что может оказывать влияние на самооценку подростка? В восемь лет это:

Успехи в школе,

Внешняя привлекательность,

Физические способности,

Принятие в группе,

Поведение в школе.

К подростковому возрасту этих критериев останется только два, поведение и успеваемость, которые будут влиять на оценку подростка в семье, другие же три критерия будут формировать самооценку подростка в значимой для него подростковой среде.Роль семьи в формировании адекватной самооценки трудно переоценить: в семье, настроенной на симметричные отношения, основанные на демократичном стиле воспитания, как правило, подростков с низкой самооценкой нет.В семье же, где ребенку предъявляют завышенные требования в учебе, спорте, проявлении творческих способностей и при этом общение строят в авторитарном стиле, где нередки проявления грубости, придумывание обидных шуток и прозвищ, наличие у подростка низкой самооценки неудивительно.Но подросток зачастую, стремясь уйти от давления семьи, уходит в так называемую референтную группу, где его самооценка может повыситься за счет того, что принято в этой группе. Это может быть курение, употребление спиртных напитков, следование какому-то определенному стилю одежды и поведения (неформальные группы: готы, эмо и т.п.). Подростку важно ощущать принятие группой, чтобы его самооценка повысилась.

1. Постарайтесь понять, что жизнь ребенка принадлежит ему самому, не требуйте от него совершенства во всем, избегайте перфекционизма.

2. Формируйте реалистичный взгляд на жизнь: не унижайте, но и не перехваливайте ребенка.

3. Ищите ключи к взаимопониманию со своими детьми, чаще разговаривайте с ними о том, что для них важно. Делитесь своим жизненным опытом.

4. Старательно подбирайте стиль общения с ребенком, избегайте ироничных и откровенно насмешливых высказываний в его адрес.

5. Не бойтесь признаваться детям в своих ошибках, просите прощения, если были не правы, доверяйте своим детям.

Что же делать, если все-таки что-то упущено, и у ребенка явно занижена самооценка, его поведение изменилось, как ему помочь?

Напишите вместе с подростком 5-7 предложений, в которых он в позитивной формулировке расскажет о себе, например: «Я хорошо умею кататься на роликах» или «Я всегда прихожу вовремя». Найдите вместе с ребенком то лучшее, что в нем есть, убедите его в собственной уникальности и нужности. Чаще читайте этот список, добавляйте в него новые пункты, и вы сами не заметите, как его самооценка начнет повышаться, а вместе с ней и его отношение к жизни.

Проблема низкой самооценки, к сожалению, знакома многим людям. Если ваш ребенок не любит фотографироваться, смотреть на себя в зеркало и до ужаса боится публичных выступлений, то, возможно, она близка и ему. Мы взяли интервью у психолога, специалиста центра «12 коллегий» Юлианы Исаковой и выяснили: неуверенность в себе – приговор или зона развития.

— Низкая самооценка у подростка – это нормально или с ней нужно сразу обращаться к психологу?

— Вопрос степени. Вообще, переживания, связанные с самооценкой, типичны для подростка и их можно считать особенностью возраста. Один день подросток думает, что у него все прекрасно, он талантлив и хорош собой. Но уже завтра без каких-либо объективных факторов самооценка может измениться на диаметрально противоположную. Он решит, что он неудачник, особенно если ему кто-то что-то сказал или прокомментировал его действия.

В целом, переживания из-за своих особенностей нормальны, но нужно обращать внимание на уровень серьезности этой проблемы и если она мешает подростку в его повседневной жизни, то можно обратиться к специалисту.

— Есть ли грань, после которой точно надо обращаться к психологу?

— Есть несколько колокольчиков: общается ли он с другими детьми или проводит все свободное время в одиночестве? Как реагирует на изменения? Если он пошел в новую секцию, поехал в новый лагерь, поведение изменилось? Что у него со здоровьем? Часто ли болит голова и живот? Пропускает ли он по этой причине школу?

— Самооценка у подростка неустойчивая?

— Да, все верно. Она ситуативна, изменчива и во многом зависит от слов окружающих.

— Как формируется самооценка у ребенка и что на нее влияет?

— Процесс развития ребенка и формирования самооценки делится на два периода: дошкольный и школьный. До школы ребенок ориентирован на значимых взрослых, и его самооценка напрямую зависит от их слов и обратной связи. Ребенок пока мало сталкивается со сверстниками и не до конца понимает: что у нечего получается хорошо, а что не очень. Поэтому считается нормальным, если ребенок приходит в школу с несколько завышенной самооценкой – это не проблема, а особенность возраста.

Потом, когда ребенок идет в начальную школу, он начинает сравнивать себя с другими, получает отзывы от сверстников и учителей, его самооценка несколько понижается и становится адекватной, ведь теперь она основана на опыте. В этот момент формируется отношение к себе и своей деятельности, поэтому очень важно, какой «заряд» дает учитель младших классов: критикует или, наоборот, хвалит детей.

— Что делать родителю, чтобы у ребенка была адекватная самооценка?

— Есть несколько базовых правил. Во-первых, когда обсуждаете деятельность ребенка, сравнивайте его результаты с его предыдущим опытом, а не с другими детьми, братьями или сестрами, собой или еще кем-то. Сравнение всегда должно происходить с ним же в прошлом. «На этой неделе у тебя две тройки, а на прошлой было четыре. Ты молодец и постарался».

Во-вторых, не используйте обобщения и критикуйте не ребенка, а его поступок. Когда родители раздражены, они часто используют формулировки: «Какой ты у меня невнимательный, все теряешь» или «Какой ты неряха: все разбросал». Дети запоминают такие оценки и считают, что они правдивы.

Есть принцип обратной связи, при котором в общении с ребенком, вы обращаете внимание не на промахи, а на успехи. К примеру, вы учите его писать буквы. Он написал весь алфавит, часть букв получилась хорошо, часть – не очень. Что обычно делают родители? Указывают на неудачные буквы и просят их переписать. А можно спросить: «Какие буквы получились лучше всех и тебе больше всего нравятся?». Вместе выберите их с ребенком и потом предложите остальные написать столь же аккуратно.

— Корректно ли говорить ребенку, что он лучше всех? Или это тоже сравнение?

— Дошкольнику — корректно, а школьник уже способен отличить реалистичную оценку от фантастической. Если оценка нереалистична, у него может возникнуть ощущение обмана, поэтому лучше использовать сравнения только с его прошлыми результатами.

— Низкая самооценка поддается корректировке?

— К счастью, это не приговор, с ней можно работать и улучшать в любом возрасте: школьном, подростковом и взрослом. Она успешно корректируется.

— Каким образом?

— Чаще всего происходит комплексная работа. Во-первых, необходимо научить родителей давать положительные оценки и правильно реагировать на успехи и неудачи, чтобы ребенок чувствовал поддержку. Затем ребенок приходит на индивидуальные консультации или групповые тренинги. Групповая работа полезна еще тем, у кого есть сложности в общении с другими ребятами.

— Ребенок переживает из-за внешности – что делать?

— Из-за внешности в основном переживают подростки – еще одна характеристика возраста. Тело быстро меняется, они перестают узнавать себя в зеркале и им нужно время, чтобы принять новый образ.

Но если изменения или некоторые особенности переживаются ребенком болезненно, то важно понять: проблема реальная или он себе ее придумал. Если реальная, к примеру, акне, то стоит вместе обратиться к врачу за консультацией и поддержать ребенка на пути к выздоровлению. Если проблема надуманная, подумайте об индивидуальной консультации с психологом.

— Что делать, если ребенок переживает из-за интеллектуальных способностей или спорта?

— Здесь работает принцип компенсации. Не получается в одной сфере – ищем ту, в которой получится. Важную роль играют примеры компенсации родителей, друзей и знакомых. Помните речь Стива Джобса о том, как трудности продвигали его к гораздо большим успехам? Такие истории мотивируют искать «свои» сферы, развиваться и добиваться результата.

— Стоит ли требовать от ребенка гармоничного развития во всех областях или лучше дать возможность заниматься тем, что нравится и получается?

— На первом этапе лучше дать развиваться в том, что нравится, особенно если есть вопросы к самооценке. Ребенку важно почувствовать эйфорию от успеха и реализации возможностей. На следующих этапах в качестве вызова и новой ступеньки можно предлагать задачи из других сфер.

Также надо учитывать тип нервной системы ребенка. Люди с некоторыми типами нервной системы не выносят однотипную продолжительную деятельность, зато с радостью принимаются за новые задачи. Это тоже стоит учитывать.

— Завышенная самооценка тоже связана с неуверенностью в себе?

— Завышенная самооценка, чаще всего, — это маскировка заниженной. Часто агрессивное, вызывающее и хамоватое поведение подростка означает неуверенность в том, как же он на самом деле выглядит. Это корректируется на групповых занятиях.

— Несколько слов на прощание подросткам и их родителям, для которых тема самооценки актуальна…

— Среди подростков часто принято вести себя позитивно. Показывать, что у них все здорово и нет переживаний. Пока они вместе на такой волне, каждому кажется, что только у него есть проблемы, а жизнь остальных легка и беззаботна. Одна из задач тренинга – честно поговорить о том, что они такие не одни и других те же самые проблемы. Важно понять, что ты не уникален в своих переживаниях и ты можешь с ними справиться.

Биографическая справка:

Юлиана Исакова — психолог-консультант, специалист центра «12 коллегий», закончила факультет психологии СПбГУ по специальности «Общая психология».

С 2008 Юлиана ведет тренинги, развивающие занятия и индивидуальные консультации для детей в возрасте 6-13 лет, а также проводит диагностику детей и подростков.

Прошла дополнительную подготовку по следующим курсам:

  • Специальный курс «Посредничество в разрешении конфликтов» (21 час, СПбГУ, факультет психологии) 2008 г;
  • Специальный курс «Технология практической групповой работы» (36 часов, СПбГУ, факультет психологии) 2009 г.;
  • Методический семинар-тренинг «Арт-терапия эмоциональных нарушений и кризисных состояний у детей и подростков» (24 часа, «Иматон») 2011 г.;
  • Повышение квалификации по программе «Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции» (72 часа, «Иматон») 2012 г и др.

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «12 коллегий», где работает Юлиана:

Тематический лагерь:

Психологический лагерь:

Введение 3

Глава 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте 5

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 5

1.2 Процесс формирования самооценки у подростков 9

Глава 2. Роль семьи и родительских отношений в становлении подростковой самооценки 17

2.1 Особенности отношений подростков с родителями 17

2.2 Семья, как ведущий фактор формирования самооценки подростков 23

Заключение 32

Список используемой литературы 34


ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст - важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли."

Таким образом, становление самооценки – это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка.

На сегодняшний день исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Не меньший интерес представляет собой проблема взаимодействия между родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого.

Прблема нашего исследования связана с тем, что процесс развития самооценки личности, по сравнению с другими психологическими явлениями, изучен мало. Кроме того, в достаточной мере не исследовано, какой фактор оказывает большее влияние на становление подростковой самооценки. Переходный возраст разительно отличается, как от детства, так и от взрослости. Именно поэтому интерес к этим исследованиям в современной психологии быстро возрастает.

Безусловно, мы не претендуем на решение данной проблемы, однако попытаемся изучить процесс становления самооценки в подростковом возрасте и сделать соответствующие выводы, представленные в ряде особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте в исследованиях различных ученых.

Целью нашего исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте, а также роли института семьи в ее формировании.

Объектом исследования служит самооценка подростка; предметом же данного исследования выступает взаимосвязь семейных отношений и подростковой самооценки.

В ходе работы нами был произведен теоретический анализ литературы, поверхностный анализ информации сети интернет, а также обобщение полученного материала.

Теоретико-методологической основой работы служили труды по изучению самооценки таких авторов, как Ш.А. Амонашвили, А.В. Захарова, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Реан, В.В. Столина, Л.Д. Столяренко, К. Хорни и мн.др.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:

Изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;
- рассмотреть основные точки зрения исследований по проблеме самооценки в подростковом возрасте;

Выявить основные особенности отношений между подростками и их родителями, а также их роль в становлении подростковой самооценки;


ГЛАВА 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).

По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже .

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные психологические характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять, как формируется самооценка в данном возрастном этапе, и какую роль играет семья в этом процессе.

Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.

Второй момент отождествляется с появлением чувства взрослости у подростков.

У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно–организаторской деятельности.

Еще одной особенностью и ценнейшим психологическим приобретением подростка является открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения.

Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание включает представление о себе самом. Возникает образ своего «Я» под влиянием отношений других людей, правил и норм социально одобряемого и неодобряемого поведения. Представление о себе может не совпадать с реальными действиями, которые совершает человек. Поэтому говорят о соответствии Я–реального Я–вымышленному и Я–возможного Я–нереализованному.

Подростковый возраст – это сложный период и для ребёнка, и для его родителей. Наступает время переоценки ценностей и разрушения некоторых стереотипов. В этот момент очень важно помочь ребёнку правильно оценить свою личность.

Родители должны приложить немало усилий, чтобы переход их ребёнка из детского мира во взрослый прошёл без проблем. О том, как поднять самооценку подростку, расскажет эта статья.

Уверен ли ребёнок в себе – определяющие признаки для родителей

Детство проходит, ребёнок начинает своё знакомство со взрослым миром, где не всегда всё гладко и красиво. В этот период происходит оценка ребёнком своей личности. Влияние на неё оказывают не только родители, но и сверстники, одноклассники и друзья подростка.

Заниженная самооценка у ребёнка-подростка является следствием чрезмерной критики. Он сомневается в значимости собственной личности, не верит в свои силы, стесняется и находится в постоянном напряжении.

Главной трудностью для родителей в это время является распознавание низкой самооценки у подростка. Многие дети тщательно скрывают от взрослых все свои переживания. Конечно, внимательный родитель сможет разузнать, всё ли в порядке с самооценкой у его ребёнка.

Для прояснения ситуации взрослые должны ознакомиться с несколькими признаками, указывающими на низкую оценку личности подростка:

  • подросток плохо контактирует со сверстниками из-за страха быть высмеянным;
  • у ребёнка наблюдаются панические настроения, высокая тревожность;
  • мнение окружающих для подростка имеет огромное значение;
  • подросток не хочет учиться чему-то новому, потому что боится неудачи;
  • у ребёнка с низкой самооценкой появляется предмет для подражания среди сверстников;
  • любой свой успех подросток объясняет случайной удачей;
  • ребёнок категорически не хочет принимать участие в школьных мероприятиях;
  • подросток не желает гулять с друзьями, для него лучше провести свободное время в одиночестве;
  • свои тревоги, переживания, успехи или неудачи ребёнок скрывает от взрослых, не хочет ничего рассказывать родителям.

Если вы наблюдаете у своего ребёнка один-два признака из всех вышеперечисленных, то повода для паники нет. Просто понаблюдайте некоторое время за ним. Помощь подростку необходима в том случае, когда у него имеется три (или больше) признака низкой самооценки.

Родители должны понимать, что несвоевременная реакция на первые сигналы о низкой самооценке подростка может привести к серьёзным последствиям, когда ребёнку придётся посещать детского психолога.

Чтобы правильно бороться с низкой самооценкой у подростка, необходимо знать причины, спровоцировавшие её появление. Оценка личности ребёнка снижается под воздействием таких факторов:

  • неправильное воспитание, постоянная критика со стороны родителей;
  • низкий авторитет ребёнка в среде друзей и сверстников;
  • плохая успеваемость в школе, негативное отношение учителей;
  • личностные особенности подростка;
  • внешний вид ребёнка, его физиологические факторы (лишний вес, ношение очков, неопрятность).

Как помочь подростку повысить самовосприятие

Итак, если вы заметили у своего чада склонность к низкой самооценке, постарайтесь исправить ситуацию самостоятельно. Родители должны понимать, что их влияние на оценку личности ребёнка огромно.

Если близкие люди не видят в подростке достоинств, постоянно критикуют и ругают – он становится замкнутым, стеснительным, нелюдимым.

И наоборот, когда родители постоянно поддерживают подростка, внимательны к нему, обращают внимание на его успехи, одобряют хорошие поступки – подросток ощущает свою личностную значимость, его самооценка приходит в норму.

В переходном возрасте на оценку личности ребёнка оказывают определённое влияние его друзья и сверстники. Родители должны это учитывать и прилагать все усилия, чтобы формирование самооценки у подростка проходило в положительном ключе.

Чтобы помочь ребёнку увеличить свою самооценку, взрослые должны следовать таким рекомендациям:

  • ни в коем случае не критиковать внешность ребёнка, но обязательно постараться помочь ему в решении проблем: если у подростка имеется лишний вес, родители должны мотивировать его на совместные занятия спортом, при появлении у ребёнка прыщей на лице необходимо помочь ему подобрать правильные средства для ухода за кожей;
  • родители должны уважать своего ребёнка , прислушиваться к его мнению, не унижать его и разговаривать с подростком на равных;
  • подростка нужно постоянно хвалить , но только по делу и конструктивно;
  • не стоит сравнивать своего ребёнка с другими детьми, ставить ему кого-то из друзей в пример;
  • за внешним видом подростка необходимо тщательно следить : ребёнок должен ходить в чистой одежде, выбрать свой стиль в одежде, родители должны научить подростка правильно сочетать элементы одежды;
  • взрослым необходимо помочь подростку достичь успеха в каком-то деле, правильно развивать его скрытые способности и таланты;
  • подросток должен уметь говорить «нет» , это поможет ему закрепить своё положение в обществе и повысить самооценку.

В психологии существуют специальные упражнения и приемы, помогающие повысить самооценку подростка:

  1. Аутотренинг . Подросток должен убеждать сам себя в том, что он достоин уважения других людей. Для этого можно напечатать хвалебный текст на большом ватмане и повесить его на стену в детской комнате. Подростку необходимо повторять эти слова ежедневно, утром перед зеркалом и вечером перед сном.
  2. Общение во благо . Неуверенный в себе подросток должен как можно больше общаться с позитивными, излучающими радость людьми. Ему необходимо чаще встречаться с друзьями, которые его любят и ценят таким, каков он есть на самом деле. А вот эгоистичных и высокомерных людей в окружении подростка быть не должно.
  3. Реакция на похвалу . Ребёнка нужно научить правильно воспринимать похвалу и комплименты, отпускаемые в его адрес. На все хвалебные речи ему лучше отвечать коротким «спасибо», но никогда не отрицать сказанную похвалу.
  4. Помощь окружающим . Привести самооценку подростка в норму можно, посещая вместе с ним различные благотворительные акции. Помогая другим людям, ребёнок ощущает свою значимость для общества, его самооценка повышается.
  5. Борьба со страхами . В подростковом возрасте у ребёнка возникает большое количество страхов. В основном он боится показаться нелепым и смешным в глазах окружающих. Родители должны помочь девочке или мальчику осознать, что выглядеть смешным – не так уж и страшно. И лучшим способом для этого будет создание игровой модели ситуации, в которой ребёнку нужно будет встретиться со своим страхом. Например, можно предложить подростку поучаствовать в юмористическом спектакле, нарядившись в нелепый и смешной костюм.

Как поднять самооценку подростку самостоятельно

Девушке

  1. Выбери свой стиль . Не стоит слепо следовать модным веяниям и пополнять свой гардероб вещами, которые тебе совершенно не подходят. У тебя должен быть свой индивидуальный стиль одежды. Он будет уникальным, и обязательно придаст уверенности.
  2. Удели внимание своим интересам . Если девочка-подросток хочет танцевать, то это желание нужно реализовать. Сейчас во многих школах есть специальные танцевальные кружки, где можно освоить новый вид спорта, танцевальные движения, техники живописи.
  3. Следи за личной гигиеной . Чтобы твоя самооценка была на высоком уровне, необходимо регулярно следить за личной гигиеной, заботиться о своём теле. Ежедневно чисти зубы, регулярно мой голову и расчёсывай волосы.
  4. Носи аккуратную и чистую одежду . За вещами, которые ты носишь, нужен регулярный уход. Стирать их нужно по мере загрязнения, удалять пятна, разглаживать мятые участки. Одежда должна подходить тебе по размеру, не стеснять движений.
  5. Занимайся спортом . Регулярные спортивные занятия помогают девочке сформировать фигуру, чувствовать себя энергичной и здоровой. Выбери для себя оптимальный вид спорта (бег, прыжки, приседания, плавание) и занимайся им регулярно.
  6. Сделай свой рацион сбалансированным . Правильное питание поможет тебе чувствовать себя здоровой, улучшит настроение, подарит больше энергии.
  7. Аутотренинг поможет стать увереннее . Каждое утро произноси перед зеркалом волшебные слова «Я красива, я привлекательна, я люблю себя, и меня любят окружающие». Если ты будешь ежедневно напоминать себе об этих реальных вещах, то вскоре сможешь поверить в то, что говоришь и поднимешь свою самооценку.

Парню

  1. Достигай своих целей . Мальчики-подростки мечтают быть лучше и успешнее своих сверстников. Для этого им совсем не нужно уметь драться. Можно ведь достигать успеха, занявшись чем-то стоящим и важным. К примеру, научись совершенствовать своё тело, регулярно занимаясь спортом. Старайся учиться хорошо, получать высокие оценки по предметам. Любое достижение – это твой повод для гордости!
  2. Вырабатывай чувство ответственности . Умение отвечать за свои слова — хорошая черта для любого парня. Чувство ответственности поможет тебе справиться со многими проблемами и трудностями.
  3. Стань волонтёром . Повысить свою самооценку можно, помогая нуждающимся людям. Займись волонтёрской деятельностью, просто помоги старенькому соседу (соседке) или бездомным животным. Такие маленькие благородные поступки помогут тебе почувствовать свою значимость.
  4. Найди себе хороших друзей . Бороться с трудностями гораздо легче, если рядом находятся верные и надёжные друзья. Хорошо, если у них будут такие же интересы, как и у тебя. Не дружи с теми, кто снижает твою самооценку, плохо думает о тебе.
  5. Будь напористым . Чтобы обрести уверенность в себе и увеличить самооценку, тебе нужно научиться следовать своим желаниям и не позволять окружающим собой помыкать. Не бойся выражать своё мнение в присутствии одноклассников и сверстников. У тебя не должно быть чувства вины, когда ты отказываешь кому-то в исполнении какой-то просьбы.
  6. Старайся высыпаться . Дефицит сна в подростковом возрасте может негативно отразиться на твоём здоровье в более зрелые годы. Кроме того, недостаток сна скажется на твоей самооценке. В сутки тебе нужно выделять на сон не меньше 8 часов.
  7. Не стремись к идеальности . Идеал – это условное понятие, которое на самом деле ничего не значит. Пытаясь стать идеальным, ты будешь испытывать больше разочарований, а это уж никак не способствует повышению самооценки.

Подросток, который умеет правильно оценивать свои личностные характеристики, добьётся большего успеха в жизни. Уверенность в себе поможет ему в будущем налаживать отношения с хорошими людьми, избегать дурных компаний и добиваться всех своих целей.

В подростковый период ребёнок должен получать необходимую поддержку от взрослых (родителей и учителей), чтобы успешно перейти из детства во взрослую жизнь.

Видео: Как Повысить Самооценку

Самооценка – это очень важная внутренняя характеристика человека, которая позволяет достичь поставленных целей и стать успешным. Реальная оценка собственных возможностей позволяет быстро ориентироваться в жизненной ситуации и принимать правильные решения. Формироваться она начинает уже в детском возрасте. Очень большое значение имеет правильное развитие самооценки в дошкольном возрасте. Но особенную роль для развития личности имеет начальный школьный период, который связан со становлением чувства собственного достоинства. Насколько правильно будет развита самооценка младшего школьника, зависит успешность человека во взрослой жизни. И, безусловно, школа и родители должны наблюдать за самооценкой в подростковом возрасте, так как в этот период могут возникать различные колебания в восприятии себя самим ребенком.

Начальный этап становления самооценки

Самооценка младших школьников строится на основе того, что они учатся понимать свои природные способности и качества характера, которые отличают его от других детей. От адекватности восприятия самого себя зависят во многом будущие его достижения.

Становление самооценки младшего школьника зависит от многих факторов. На формирование данного внутреннего качества влияет следующее:

  • Семейные отношения, в частности играет роль полноценность семьи, а также те культурные ценности и в целом мировоззрение, которые культивируются между домочадцами.
  • Внешнее окружение, в котором ребенок находится, то есть очень важно, с кем и как он общается.
  • Природные и приобретенные способности.

Самооценка ребенка в младшем школьном возрасте – это очень хрупкое внутреннее качество. На самооценку детей влияют очень многие внешние факторы, поэтому она может меняться буквально в течение нескольких дней. Именно поэтому развитие самооценки в младшем школьном возрасте требует адекватного влияния родителей, которые должны отслеживать общение школьника с другими людьми из окружающего мира. Но с другой стороны, в связи с тем, что самооценка школьника отличается гибкостью, то на нее можно своевременно и правильно влиять.

Диагностика

Чтобы поддерживать самооценку на постоянном уровне, необходимо знать определенные особенности данного внутреннего качества. Диагностические методики позволяют распознать различные степени отклонений при формировании самооценки у детей:

  • Когда самооценка у ребенка занижена, то это проявляется в его стремлении к частому уединению. Школьник не общается со сверстниками, он замкнут и не имеет особенных успехов в учебе и спорте. Очень часто заниженная самооценка у ребенка младшего школьного возраста проявляется тем, что он расхваливает одноклассников и стремиться подражать кому-нибудь из них. Когда занижена самооценка у девочки, то она часто считает себя не красивой. Проявляться низкая самооценка у детей младшего школьного возраста и у дошкольников может сутулостью. Таким способом ребенок стремиться стать менее заметным.
  • Нормальная самооценка школьника проявляется разумным, адекватным поведением. Для большинства детей характерным является широкий круг интересов, соответствующих возрасту. Как правило, школьник хорошо учится, обладает чувством юмора, он воспитанный, эрудированный и с ним легко разговаривать на любые темы.
  • Завышенная самооценка у ребенка выражается в повышенной требовательности. Дети при таком отклонении очень часто громко заявляют о собственных желаниях, не считаясь с возможностями и мнениями близких людей. Когда у ребенка завышенная самооценка, то он стремится к лидерству и считает все свои поступки гениальными, не подлежащими критике.

Диагностика самооценки младших школьников и подростков позволяет своевременно заметить отклонения в формировании внутренних качеств и провести необходимую корректировку.

Способы коррекции

Очень часто встречаются вопросы, связанные с тем, что делать, когда возникают проблемы, связанные с формированием мнения о себе у младших школьников и подростков. Чтобы помочь развить адекватную самооценку, психология дает следующие рекомендации:

  • Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми в плане успеваемости. Это приведет к тому, что самооценка школьников младшего возраста и дошкольников будет значительно занижена искусственным путем.
  • Не переоценивайте ребенка. Все требования должны выставляться в соответствии с возрастом школьника и его способностями. Если нарушать это правило, то у ребенка дошкольного возраста и в младшем школьном возрасте будет происходить снижение самооценки. Это будет связано с тем, что он начнет заниматься самобичеванием, вследствие того, что не может справиться с поставленной задачей.
  • В случае если ребенок справился с поставленными задачами, его нужно обязательно похвалить. Но сделать это нужно в нейтральной форме, к примеру: «Молодец! У тебя все получилось очень хорошо!» Грамотная похвала исключит риски завышения мнения о себе и будет способствовать тому, что самооценка у дошкольников и школьников младшего возраста, будет зафиксирована в конкретный момент времени на нужном уровне. Это значит, малыш продолжит развиваться в правильном направлении.
  • Когда у ребенка, что-то не получается, то нужно объяснить как делается конкретная работа и с чем связаны его неудачи. Осознав, какая ошибка была допущена, малыш не станет расстраиваться, и не изменит отношения к себе.
  • Если малыш поступает неправильно, то обязательно следует привести примеры из жизни, связанные с тем, к чему могут привести неправильные поступки.

Нужно стремиться, как можно больше общаться, чтобы развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте и школьном возрасте у ребенка происходило гармонично. Из общения с близкими людьми дети очень быстро делают нужные для себя выводы, на основании которых формируется правильная оценка себя.

Причины и опасность пониженной самооценки

Если вы поняли, что у вашего ребенка в младшем школьном возрасте пониженная самооценка, то нужно срочно принимать меры. Это связано с тем, что дети, неуверенные в себе, всегда становятся объектами насмешек и издевательств у сверстников.

Если не предпринимать никаких действий, то в будущем взрослому человеку будет грозить одиночество. Он не сможет принимать ответственных решений, и всегда, и во всем будет сомневаться, что будет отталкивать от него людей. Но самое печальное, что на фоне недооценки себя, своими корнями уходящей в детские годы, могут развиться пагубные пристрастия, которые способны полностью разрушить жизнь.

Наиболее распространенные причины формирования пониженной самооценки у ребенка связаны со следующим:

  • С небрежным воспитанием, когда ребенку уделяется мало внимания, и он не чувствует искренней любви родителей. Это приводит к тому, что малыш замыкается в своем мире, поэтому личностное восприятие себя в дальнейшем сложно поддается корректировке.
  • С чрезмерной критикой в адрес ребенка. В целях добиться нужных результатов родители часто оказывают излишнее эмоциональное давление на свое чадо. Порой они требуют невозможного, чем комплексуют малыша и непроизвольно занижают его оценку себя в детском возрасте. Это развивает неуверенность и лишает возможности человека во взрослой жизни самостоятельно принимать ответственные решения.

Повысить самооценку

Очень часто самооценка подростка или младшего школьника понижается в силу различных внешних условий. Поэтому вопрос о том, как поднять самооценку ребенку, очень актуальный для многих родителей. Следует помнить, что самооценка подростка и ребенка другого возрастного периода во многом зависит от отношения к нему самых близких людей, то есть, родителей. Неважно сколько детям лет, формируются они на примере поведения людей из близкого окружения. И если не удастся сформировать правильную самооценку у ребенка в детские годы, то в будущем могут возникнуть большие проблемы.

Существуют основные психологические правила для родителей, которые позволяют повысить самооценку ребенка:

  • Необходимо, чтобы малыш чувствовал, что вы гордитесь им и любое его достижение доставляет вам удовольствие. Такой подход обеспечит, что самооценка подростка в будущем будет более устойчивой, так как он будет уверен в поддержке родителей в любой жизненной ситуации.
  • Нужно найти занятие для школьника, в котором он сможет проявлять себя в полной мере. Если подросток выразил желание заниматься чем-либо, то его нужно обязательно поддержать в его начинаниях.
  • Для повышения самооценки школьника станьте ему настоящей опорой, самооценка подростка будет оставаться стабильной, если он буде чувствовать вашу защиту.
  • Научите ребенка отстаивать собственное мнение и говорить «нет» взрослым людям, если он может это серьезно аргументировать.

Особенности мнения о себе подростков

Даже если в дошкольном и младшем школьном возрасте мнение ребенка о себе удавалось фиксировать нармальном уровне, то у подростков могут происходить колебания в силу повышенного влияния внешних факторов. Особенности самооценки в юношеском возрасте и в подростковом периоде заключаются в том, что ребенку приходится самоутверждаться во взрослой жизни. Вследствие этого, любые неудачи могут обернуться неверием в себя.

С другой стороны для любого подростка характерна переоценка собственных возможностей в случае успеха, особенно если его удалось достичь легко. Важно донести ребенку, что в деятельности какого-либо направления важен разумный взвешенный подход. Любые работы должны выполняться качественно, только в этом случае можно развить уверенность в себе.

Очень важно в подростковом возрасте развивать ответственность. Это позволит стабилизировать чувство собственного достоинства у ребенка. Подросток должен научиться четко понимать, что нет необходимости нравиться всем. Таким способом можно постепенно выработать привычку чувствовать людей, а, значит, разбираться в них.

Поддержания ребенка в любой самой сложной жизненной ситуации позволит избежать стрессов. И это очень важно, так как детская психика очень неустойчива. Любые всплески могут привести к возникновению непредсказуемых реакций. Для любого развивающегося юного индивидуума свойственна природная неуверенность, и об этом нужно обязательно помнить.

Загрузка...