inlaber.ru

Социальные взаимодействия и отношения. Социальные взаимодействия

Для обеспечения жизнедеятельности индивиды и социаль­ные группы вступают в различные виды социального взаимо­действия и связи. В ходе общения каждый индивид отбирает из большого количества этих связей именно те, которые он считает нужным развивать. В связи с этим каждый индивид проходит несколько этапов в освоении социальных связей, прежде чем достигает состояния социальных отношений.

Социальная связь - это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаим­ные отношения, которые объединяют людей в социальные общ­ности. В социальной связи можно выделить:

Субъектов связи (двое или более людей);

Предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);

Механизм регулирования взаимоотношений.

Самым простым видом связей считаются социальные кон­такты. Социальный контакт - это первый шаг к установлению социальных отношений, соучастие, но еще не взаимодействие (например, подсказываем случайному прохожему, как найти нужную ему улицу; покупаем билет в общественном транспорте и т.д.). Социальные контакты харак1еризуются отсутствием глу­бины в отношениях между субъектами.

Первым шагом в построении социальных связей являются пространственные контакты. Они отражают ориентацию людей в социальном пространстве. Индивид оценивает окружающих людей как некоторое целое. Выделение из общества некоторых особенных объектов может происходить только при контакте заинтересованности. Индивид выделяет из своего социального окружения определенного индивида или социальную группу, на которую он обращает свое внимание и может использовать для углубления социальных связей. Кратковременный обмен ценно­стями между отдельными индивидами (например, покупка газе­ты, когда покупатель не обращает внимание на продавца, отдает деньги и получает газету) называется контактами обмена.

В том случае, если индивид желает продолжить социальные связи, за контактами следуют социальные действия. Социальные действия отличаются от всех других действий людей и представляют собой такие действия, которые ориентированы на дру­гих индивидов и рациональны, то есть осмысленны и преследуют определенную цель.

Действия людей в условиях социального окружения всегда связаны с реакциями других людей. Эти реакции являются след­ствиями предыдущих социальных действий. Социальные взаи­модействия составляют цепи взаимодействий, которые имеют разную длительность и разное содержание в отношении дости­жения целей. Каждый индивид может продолжать или прекра­щать взаимодействия, если позволяет ситуация.

Социологи различают следующие формы взаимодействий:

Сотрудничество;


Соперничество (конкуренция);

Конфликт.

Сотрудничество - взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей (дружба, солидар­ность, различные союзы).

Соперничество (конкуренция) - опережение соперника, стремящегося к идентичным целям. Конфликт - это противобор­ство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Виды социальных взаимодействий

Ø Сотрудничество

Ø Соперничество

Ø Конфликт

Таким образом, социальное взаимодействие (интеракция) - это процесс непосредственного или опосредованного влияния индивида и социальных групп друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого (например, отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного). Ос­новной характеристикой социального взаимодействия является глубокая и тесная координация действий.

Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями. Партнеры принимают на себя определенные функции, обретают совокупность прав и обязанностей по отношению друг к другу.

Социальные отношения крайне разнообразны и имеют раз­ные оттенки. Совокупность социальных отношений определяет место человека в социальной среде, оказывает решающее влия­ние на его поведение. Общественные отношения можно класси­фицировать в соответствии со сферой их реализации. Так, на­пример, на уровне социальных общностей различают:

Классовые;

Национальные;

Групповые,

Семейные;

на уровне занятий групп той или иной деятельностью:

Производственные;

Учебные;

Театральные и т.д.;

на уровне взаимодействия людей в группе - межличностные отношения: деловые, приятельские, личные, семейные;

в связи с соблюдением формальных правил - деловые (офи­циальные);

Повседневно люди взаимодействуют друг с другом посредством кратковременного и близкого общения, но при этом никто из них не задумывается, что каждый мимолетный диалог и пятиминутная встреча являются неотъемлемой частью развития общества. Социальные отношения - это совокупность взаимодействий между людьми, группами и государством, социальными классами, возникающих согласно роду деятельности, особенностям окружения людей, их интересов и целей. Другое название взаимодействия такого рода - общественные отношения.

Структура

Система социальных отношений включает в себя диалог между личностями и группами, их совместную деятельность, осуществляемую за счет неравномерно распределенных социальных ценностей. Благодаря неравномерному распределению образуются социальные связи, к примеру такие как: любовь, дружба, власть, экономические отношения. В зависимости от личностных качеств каждого индивидуума складываются определенные взаимодействия, из которых в дальнейшем создается близкое окружение людей.

Для нормального развития социальных отношений необходимо как минимум 2 человека, так как основной двигатель и связующее звено в общении - диалог. Отношения в социуме могут складываться как позитивные, так и негативные (социальные конфликты).

Позитивные отношения

К связям, несущим положительные эмоции и полное (частичное) удовлетворение потребностей нескольких индивидуумов, относятся: семейные (брачные, родственные) узы, любовь (взаимная), дружеские отношения, основанные на полном доверии и взаимопомощи, партнерство.

Негативные отношения

К связям, разрушающе воздействующим на психику человека, его чувство собственного достоинства, личность и самооценку, а также здоровье социума относят: тотальную (скрытую или явную) зависимость от человека или группы людей, фанатизм, преклонение перед лидером.

Хотя психологи отмечают, что такая зависимость может быть не только негативной, но и позитивной. К примеру, маленький ребенок полностью зависим от своих родителей, а они в свою очередь также являются зависимыми в той или иной степени от своего малыша.

Признаки

Социальные отношения - это проявление индивидуума не как такового, во время повседневных взаимодействий личностное "я" зачастую скрывается под шаблонным, установившимся и принятом человеком поведении. Это способствует созданию определенных "ярлыков", которые часто используются обществом. Например, человек на рабочем месте с коллегами ведет себя скромно и сдержанно, не грубит и не спорит с начальством. Окружающие начинают считать его "мямлей", слабаком и трусом. В то же время рядом с близкими людьми личность данного человека полностью раскрывается, и он оказывается сильным, способным постоять за себя и родных, проявить твердость при необходимости.

Признаками социальных отношений в обществе считаются установившиеся, слаженные связи с кем-либо из окружения человека. Это могут быть переговоры на работе, встречи с компаньонами или коллегами, друзьями, семейные "посиделки". При этом даже кратковременное общение в виде стандартного "здравствуйте", сказанного знакомому, уже является признаком общественных взаимоотношений.

Виды

Социальные отношения - это сложное понятие, включающее в себя несколько видов взаимодействий, разделенных по:

  • Субъектам. В данную категорию входят: международные, массовые, моральные, индивидуальные, эстетические, социальные отношения в обществе между личностями и группами.
  • Объектам. По объектам распределяются следующие виды: семейные связи (семейно-бытовые), религиозные отношения, экономические и политические взаимодействия, правовые.
  • Модальности. Данный подвид напрямую связан с эмоциональным состоянием человека, к нему относятся: соперническое и партнерское отношение, конфликтность и субординация.
  • Формальности. Согласно формализации, социальные связи подразделяются на: неформальные (неофициальные) и формальные (официальные). Такие отношения можно встретить среди подчиненных и их начальников, руководителей и ниже стоящих лиц.

На выбор поведения человека в тех или иных отношениях значительно влияет его физическое и психическое здоровье, а также ряд факторов: уровень образования, семья, сфера деятельности. Иногда встречается двойственность взаимоотношений, так как многие из них связаны между собой.

Самые распространенные типы

Социальное общественное отношение в социуме может развиваться только благодаря полной взаимности, однако оно необязательно является взаимовыгодным для обеих сторон. К примеру, один человек желает "привязать" к себе другого посредством принуждения и навязывания ненужной совместной деятельности, а второй отталкивает первого, не нуждаясь в нем, провоцируя ссору. В социологии определяются четыре типа часто встречающихся взаимоотношений: конфликт, соперничество и сотрудничество, полная или частичная зависимость.

Конфликт

Социальные отношения - это не только позитивное взаимодействие групп и индивидуумов, но и конфликтные ситуации. Конфликт встречается практически в любой социальной сфере, среде, его развитие напрямую зависит от людских ценностей, морали, образованности, эмоциональности, психологического состояния. Иногда социальный конфликт может перерасти в военные действия, рукоприкладство. Это напрямую зависит от сложившейся ситуации и ее масштабности.

Зависимость

Социальная зависимость представляет собой доминирование одной из сторон отношений, ее действия и указания влекут за собой действия другой, более слабой стороны. В основном встречаются взаимозависимые связи, такие как: родители-дети, учитель-ученик, государство-соседние страны. Также социальная зависимость наблюдается в группах, состоящих из людей, занимающих низкую позицию, и лиц, имеющих более высокий статус. К примеру, подчиненные полностью зависят от своих руководителей, а в политике народ в правовом и конституционном плане зависит от правящих лиц.

Соперничество

Рыночные и социально-экономические отношения не могут существовать без конкуренции и соперничества, так как данные взаимосвязи являются их основой. Соперничество - это своеобразное состязание, борьба с применением всевозможных методов и средств за материальные блага, капитал, ресурсы или власть, высокое положение в обществе. Данный тип отношений образуется при условии сильных негативных чувств и эмоций (ненависть, неприязнь, зависть, страх), вызываемых конкурентом у человека (группы людей), и непреодолимом желании во что бы то ни стало быть первым, сработать на опережение.

Сотрудничество

Взаимопомощь, партнерские отношения - все это является сотрудничеством. Во взаимосвязях такого рода прерогативой является достижение общей цели. Лица, которых объединяет сотрудничество, учитывают не только свои желания, но и потребности компаньонов, партнеров. У участников обычно имеются общие интересы, ценности, способствующие совместной плодотворной деятельности.

Какие отношения в управлении социумом являются наиболее предпочтительными

Для нормального функционирования управления прерогативой считаются социальные отношения людей, основанные на каким-либо воздействии на человека. В демократическом обществе на первое место выходят правовые связи, уважение личности и свобод человека, воспитание любви к родине.

Власть, подчинение, господство, зависимость, доминирование, внушение страха - все эти моменты можно увидеть в официальном, соперническом, политическом, экономическом и правовом социальном отношении в обществе, которым правят диктаторы. Такая модель социальных отношений приводит к росту напряженности в обществе, частых конфликтов и вспышкам недовольства среднего и низшего классов.

Социальное взаимодействие

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов либо групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает содержание и характер отношений между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т. д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или, шире, социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Под влиянием Зиммеля и особенно Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии. Как писал Сорокин: «Взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социального явления: оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления». «Предметом социологии, — говорится в одном из американских учебных пособий по социологии, — является непосредственное вербальное и невербальное взаимодействие. Основная задача социологии — достижение систематического знания социальной риторики. Интервью как форма риторики является не просто социологическим инструментом, а частью своего предмета изучения».

Однако само по себе социальное взаимодействие еше ровно ничего не объясняет. Чтобы понять взаимодействие, надо выяснить свойства взаимодействующих сил, а эти свойства не могут найти объяснения в факте взаимодействий, как бы ни изменялись они благодаря ему. Сам факт взаимодействия знания не прибавляет. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон. Именно поэтому главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. В современной западно-европейской и американской социологии эта сторона социального взаимодействия рассматривается главным образом с позиций символического интеракционизма и этномстодологии. В первом случае любое социальное явление предстает как непосредственное взаимодействие людей, осуществляемое на основе восприятия и использования общих символов, значений и т. д.; вследствие этого объект социального познания рассматривается как совокупность символов человеческого окружения, включенных в определенную «поведенческую ситуацию». Во втором случае социальная реальность рассматривается как «процесс взаимодействия на основе обыденного опыта».

Повседневный опыт, значения и символы, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию, а иначе и быть не может, известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия — те реальные социальные явления и процессы, которые выступают для людей в виде значений, символов, повседневного опыта.

В результате социальная реальность и составляющие ее социальные объекты выступают как хаос взаимных действий, основывающихся на «интерпретирующей роли» индивида по «определению ситуации» или на обыденном сознании. Не отрицая семантическую, символическую и другие стороны процесса социального взаимодействия, надо признать, что генетическим источником его является труд, материальное производство, экономика. В свою очередь, все производное от базиса может оказать и оказывает обратное воздействие на базис.

Способ взаимодействия

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов: 1) передачу информации; 2) получение информации; 3) реакцию на полученную информацию; 4) переработанную информацию; 5) получение переработанной информации; 6) реакцию на эту информацию.

Социальные отношения

Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Социальные общности

Для социальных общностей характерны: наличие условий жизнедеятельности (социально-экономического, социального положения, профессиональной подготовки и образования, интересов и потребностей и т. д.), общих для данной группы взаимодействующих индивидов (социальные категории); способ взаимодействия данной совокупности индивидов (нации, социальные классы, социально-профессиональные группы и др.), т. е. социальной группы; принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, поселок), т. е. территориальные общности; степень ограничения функционирования социальных групп строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. п.).

Формирование социальных отношений

Социальное взаимодействие является неизменным и постоянным спутником человека, который живет среди людей и вынужден постоянно вступать в сложную сеть взаимосвязей с ними. Постепенно возникающие связи приобретают форму постоянно действующих и превращаются в социальные отношения — осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением. Социальные отношения как бы преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как личные отношения.

Социальные отношения чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. Каждый человек по своему личному опыту знает, что отношения с другими складываются по-разному, что этот мир отношений вмещает пеструю палитру чувств — от любви и непреодолимой симпатии до ненависти, презрения, неприязни. Художественная литература как хороший помощник социолога отражает в своих произведениях неисчерпаемое богатство мира социальных отношений.

Классифицируя социальные отношения, их в первую очередь подразделяют на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения существуют тогда, когда партнеры по-разному воспринимают и оценивают друг друга.

Односторонние отношения встречаются довольно часто. Человек испытывает к другому чувство любви и предполагает, что подобное чувство испытывает и его партнер, и ориентирует свое поведение на это ожидание. Однако, когда, например, молодой человек сватается к девушке, он неожиданно для себя может получить отказ. Классическим примером односторонних социальных отношений являются отношения Христа и апостола Иуды, предавшего учителя. Мировая и отечественная художественная литература даст нам немало примеров трагических ситуаций, связанных с односторонними отношениями: Отелло — Яго, Моцарт — Сальери и т.д.

Социальные отношения, возникающие и существующие в человеческом обществе, настолько многообразны, что целесообразно рассмотреть какой-либо один их аспект, исходя из определенной системы ценностей и активности индивидов, направленной на ее достижение. Напомним, что в социологии под ценностями понимают разделяемые какой-либо общностью взгляды и убеждения относительно целей, к которым стремятся люди. Социальные взаимодействия становятся социальными отношениями именно благодаря ценностям, которых индивиды и группы людей хотели бы достичь. Таким образом, ценности выступают необходимым условием социальных отношений.

Для определения отношений индивидов используются два показателя:

  • ценностные ожидания (экспектации), которые характеризуют удовлетворенность ценностным образцом;
  • ценностные требования, которые выдвигает индивид в процессе распределения ценностей.

Реальная возможность достижения той или иной ценностной позиции составляет ценностный потенциал. Часто он остается лишь возможностью, поскольку индивид или группа не предпринимают активных действий для занятия ценностно более привлекательных позиций.

Условно все ценности подразделяют следующим образом:

  • ценности благосостояния, включающие в себя материальные и духовные блага, без которых невозможно поддержание нормальной жизнедеятельности индивидов, — богатство, здоровье, безопасность, профессиональное мастерство;
  • все прочие — власть как наиболее универсальная ценность, поскольку обладание ею позволяет приобретать другие ценности (уважение, статус, престиж, слава, репутация), моральные ценности (справедливость, доброта, порядочность и др.); любовь и дружба; выделяют также национальные ценности, идеологические и т.д.

Среди социальных отношений выделяются отношения социальной зависимости, поскольку они в той или иной степени присутствуют во всех остальных отношениях. Социальная зависимость есть социальное отношение, при котором социальная система S 1 , (индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d 1 если социальная системаS 2 не совершит действий d 2 . При этом системаS 2 называется доминирующей, а системаS 1 — зависимой.

Предположим, что мэр города Лос-Анджелес не может выплатить заработную плату коммунальщикам, пока ему не выделит деньги губернатор Калифорнии, который распоряжается этими средствами. В этом случае мэрия является зависимой системой, а губернаторская администрация рассматривается как доминирующая система. На практике часто возни кают двойственные взаимозависимые отношения. Так, население американского города зависит от руководителя в части распределения средств, но и мэр зависит от избирателей, которые могут его не избрать на новый срок. Линия поведения зависимой системы должна быть предсказуема для доминирующей системы в области, которая касается отношений зависимости.

Социальная зависимость основывается также на различии статусов в группе, что характерно для организаций. Так, индивиды с низким статусом зависимы от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимость возникает из-за различий в обладании значимыми ценностями независимо от официального статуса. Так, руководитель может зависеть в денежном отношении от подчиненного, у которого он взял взаймы крупную сумму денег. Латентные , т.е. скрытые, зависимости играют важную роль в жизни организаций, коллективов, групп.

Часто в организации руководитель во всем полагается на мнение работающего здесь же родственника, в угоду ему нередко принимаются ошибочные сточки зрения интересов организации решения, за которые потом расплачивается весь коллектив. В старинном водевиле «Лев Гурыч Синичкин» вопрос о том, кто будет играть главную роль в премьерном спектакле вместо заболевшей актрисы, может решить только главный «меценат» театра (граф Зефиров). Кардинал Ришелье фактически правил Францией вместо короля. Иногда социологу, чтобы разобраться в конфликтной ситуации в коллективе, куда его пригласили в качестве эксперта, надо начинать с поиска «серого кардинала» — неформального лидера, который фактически обладает реальным влиянием в организации.

Властные отношения вызывают наибольший интерес среди исследователей социальной зависимости. Власть как способность одних контролировать действия других имеет определяющее значение в жизни человека и общества, однако до сих пор ученые не выработали единого мнения отом, как осуществляются властные отношения. Одни (М. Вебер) считают, что власть связана прежде всего с наличием способности контролировать действия других и преодолевать их сопротивление этому контролю. Другие (Т. Парсонс) исходят из того, что власть прежде всего должна быть узаконена, тогда личное положение руководителя заставляет других починяться ему, несмотря на личностные качества руководителя и подчиненных. Обе точки зрения имеют право на существование. Так, возникновение новой политической партии начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью объединить людей, создать организацию и начать руководить ею.

В случае если власть узаконена (легитимна), люди подчиняются ей как силе, сопротивляться которой бесполезно и небезопасно.

В обществе существуют и другие, не узаконенные аспекты проявления властной зависимости. Взаимодействие людей на личностном уровне нередко ведет к возникновению властных отношений, парадоксальных и не объяснимых с точки зрения здравого смысла. Человек по своей воле, не понукаемый никем, становится сторонником экзотических сект, иногда настоящим рабом своих страстей, которые заставляют его преступать закон, решаться на убийство или самоубийство. Непреодолимое влечение к азартным играм может лишить человека средств к существованию, но он вновь и вновь возвращается к рулетке или картам.

Таким образом, в ряде сфер жизнедеятельности постоянно повторяющиеся взаимодействия постепенно приобретают устойчивый, упорядоченный, предсказуемый характер. В процессе такого упорядочивания формируются особые связи, называемые социальными отношениями. Социальные отношении — это устойчивые связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (правовой, культурной) деятельности.

Введение

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях.

Актуальность работы заключается в рассмотрении специфики отношений и взаимодействий, существующих в обществе, и особенностей их влияния на облик всего общества.

Цель работы состоит в изучении социальных отношений и взаимодействий.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • 1) определить особенности социальных отношений;
  • 2) рассмотреть социальные взаимодействия;
  • 3) изучить формирование социальных отношений.

Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.

Социальные отношения и взаимодействие

Особенности социальных отношений

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях. В данном случае уместно провести аналогию с химической наукой. Нельзя понять, что такое вода, исследуя только свойства кислорода и водорода. Ведь когда они соединяются, получается нечто новое по своим характеристикам. Примерно то же самое происходит, когда люди собираются вместе.

Социальные отношения Ї это "система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т. д.)" В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения Ї это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения Ї это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.

В разных науках и разговорном языке данное понятие употребляется в разных значениях. Например, неравное отношение сил, в данном случае "отношение" употребляется как равнозначное "соотношение". Или подчеркивается, что А находится в определенных отношениях к Б, если положение А в обществе зависит от Б. Более сложным будет очень часто употребляемое выражение "производственные отношения". В данном случае отмечается сложная объективная и независимая от индивида система зависимостей, в которую он попадает в процессе основанного на разделении труда производства.

Из всего многообразия употреблений понятия отношений выделяют два следующих наиболее важных его значения. В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А и Б, т. е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу. Например, производственные отношения. Во втором случае Ї это сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одного от другого. Пример Ї отношения дружбы.

Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т. д. В данной системе можно выделить следующие элементы:

Ї субъекты связи Ї два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

Ї связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;

Ї определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

Ї между индивидами как частью социальной группы;

Ї между группами индивидов;

Ї между отдельными индивидами и группами индивидов .

Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

1.Социальное действие и социальное взаимодействие.

2.Формы социальных взаимодействий.

3.Социальные отношения.

Литература.

1. "Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других" (М. Вебер).

Оно соединяет в себе а) момент действия; б) момент ориентации на другого.

Деятель ориентируется на ситуацию, вырабатывая в процессе размышлений над ней конкретный план реализации потребности в активизации своего поведения. Дело в том, что социализация формирует в каждом человеке внутреннюю готовность к определенному типу и даже форме действий в определенных условиях. Это и есть то, что определяется как "поведение". Ситуация может соответствовать сложившемуся стереотипу поведения. Но надо еще активизировать поведение. Необходим мотив как смыслообразующее начало действия.

Т. Парсонс выделил так называемые типовые переменные действия – пары мотивов, характеризующие возможности альтернативного выбора:

Действия исключительно в собственных интересах или действия, учитывающие потребности других людей (поведение студента на лекции);

Действия, продиктованные непосредственными потребностями, или действия, направленные на перспективные цели (выйти поговорить с другом или купить бутылочку "Пепси", или остаться на семинаре, чтобы не привлекать негативного внимания преподавателя);

Действия, направленные на использование родовых признаков партнера (пол, возраст, внешность), или действия, направленные на использование социальных (профессия, должность, семейное положение и пр.) признаков (попытаться решить конфликт с преподавателем, вызванный бесконечными отлучками с занятий, за счет воздействия на его пол, возраст и т.д., или за счет апелляции к его профессионализму, пониманию студента);

Действия, подчиненные общим правилам, или действия, сообразующиеся с особенностями момента (одинаковое поведение студента на лекциях и семинарах, или различный подход к занятиям в зависимости от их формы, преподавателя и пр.).

Перечень подобных альтернатив в реальной жизни можно продолжать бесконечно. Суть в их взаимосвязи, всегда составляющей очень сложную, возможно, не до конца понимаемую даже самим деятелем, структуру мотива действия. В активизации поведения, таким образом, участвует много разных, но связанных между собой, побуждений.

При этом, как уже отмечалось в предыдущих лекциях, действие может быть целерациональным, осознанно соотносящем между собой цель, средства, прогнозируемые результаты. Оно может быть ценностно-рациональным, подчиненным долгу, нравственным требованиям и т.п., когда человек уже не задумывается о том, как именно и почему именно так соотносятся между собой цель, средства и результаты его же действий. Он убежден, что действовать можно только так, и никак иначе. Оба эти типа действия относятся к социальным действиям, раз они направлены на действия других.



Но другие могут и не откликнуться на направленные на них действия. Они могут их проигнорировать, не заметить. Иначе говоря, не всякое социальное действие приводит к взаимодействию.

2. Социальное взаимодействие означает, что действия одного субъекта вызвали ответную реакцию другого субъекта. Это и есть процесс взаимодействия.

Человек всегда связан с другими людьми. Эти связи могут носить характер социального контакта. Социальный контакт – это такой вид социальной связи, когда партнер легко может быть заменен. Связь не предполагает системы сопряженных действий и намерений партнеров в отношении друг друга. Другое дело – социальные взаимодействия. Это – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию, которая, в свою очередь, порождает новую реакцию воздействующего.

Социальные взаимодействия предполагают, что партнеры имеют какие-то сходные представления о ценностях, нормах, образцах поведения, на основе которых и становятся возможными сопряженные действия субъектов. Эти ценности, нормы организуют взаимодействия, придают им ту упорядоченность, которая дает возможность партнерам прогнозировать, предвидеть поведение друг друга.

Социальные взаимодействия бесконечно разнообразны: предметные и словесные, прямые и косвенные, и т.д.

Им присущи такие характеристики, как экстенсивность (доля в жизненных интересах, целях субъекта), интенсивность (теснота, устойчивость связей между субъектами).

Они могут быть кооперативными, направленными на решение общих задач. Рынку присущи конкурентные отношения, направленные на борьбу за ресурсы. В современной социологии утвердилось представление о конфликтогенности социальных взаимодействий.

Дело в том, что взаимодействующие субъекты всегда в чем-то отличаются друг от друга. Они не могут на все смотреть совершенно одинаково. В то же время, в современном мире все больше становится таких объектов, которые, так или иначе, представляют общий интерес для субъектов. Это и вынуждает их, даже помимо собственных желаний, вступать во взаимодействия. Получается, что взаимодействуют субъекты с разными интересами, направленными на один и тот же объект. Эта противоречивость интересов создает основу для конфликтогенности. Постоянно возникают конфликтные ситуации, когда позиции субъектов в отношении общего объекта расходятся. Но иногда возникают инциденты: противоречие интересов перерастает в борьбу интересов. Возникает конфликт. Едва ли не за каждым конфликтом стоит определенная социальная позиция, выражающаяся в социальной оценке объекта, его значения, своих возможностей и интересов, интересов и возможностей конкурента (оппонента) и т.д. Т.е. конфликт – всегда социален, хотя не всегда эта социальность проявляется непосредственно.

Непосредственную форму социального конфликта имеют межгрупповые конфликты – политические, этнические и пр. Но экономические конфликты иногда приобретают иную форму. Человек хочет иметь иномарку, но не может себе это позволить, т.к. принадлежит к социальной группе, имеющей низкие доходы. Конфликт, конечно, социальный. Но чаще он переживается как личный, или даже психологический. Однако когда человек начинает задумываться над тем, почему ему не удается, не меняя привычный образ жизни, приобрести "черный бумер", он рано или поздно приходит к осознанию социальности переживаемого им внутреннего конфликта.

Поэтому даже в так называемых внутренних конфликтах проявляются такие функции конфликта, как воздействие на сложившуюся в сознании субъекта систему ценностей, норм, прочих социальных представлений. Конфликты всегда ведут к поиску союзников, сплачивая "своих" против "чужих", и т.д.

Понятно, что, за исключением экстремальных ситуаций, когда действия одного из субъектов создают или могут создавать реальную угрозу для других участников взаимодействия, предпочтительным способом урегулирования конфликтов, если уж инцидента не удалось избежать, являются переговоры. ООН даже выдвинула проект культуры мира, предусматривающий своего рода всеобщее обучение принципам конструктивного разрешения конфликтов любого уровня.

Наиболее перспективной в этом плане представляется стратегия поэтапных обоюдных инициатив разрядки (ПОИР). Она предполагает, что небольшая уступка, шаг навстречу партнеру, вызывает ответный шаг со стороны партнера. Далее происходит эскалация взаимопонимания, т.е. то или иное по форме и содержанию (в зависимости от конкретной ситуации), сближение позиций оппонентов. Если же ответных инициатив не следует, то отношения прерываются до тех пор, пока не будет найден приемлемый для партнеров вариант развития взаимодействия.

Конечно, такая стратегия требует и желания, и умения понимать партнера, не приписывая ему свои взгляды и интересы, с одной стороны, и выдержки, терпения, - с другой. С точки зрения социологии важно, что признание такой стратегии социальных взаимодействий предполагает необходимость взаимного мониторинга социальных позиций и действий участников взаимодействий, а, значит, и умение вести такое отслеживание динамики представлений, настроений и действий сторон.

При этом, разумеется речь идет о конфликтах самого разного уровня, вплоть до семейных или дружеских ссор.

Важно понимать, что в процессе взаимодействия всегда происходит социальный обмен двоякого рода.

Во-первых, происходит обмен смыслами, представлениями, и на этой основе складывается область инклюзивных представлений, общих для всех участников взаимодействия. Чем шире эта область, тем эффективнее взаимодействия. Даже понимание несовместимости своих интересов, если оно стало общим для партнеров, может повысить эффективность взаимодействия или, побудив их не касаться объектов этих несовместимых интересов и сосредоточиться на поиске того, что приемлемо для всех, или, напротив, побудив их вообще прервать связи друг с другом. Разрыв связи тоже можно при определенных условиях расценивать как эффективный результат взаимодействия (например, поражение одного из конкурентов, заставляющее его выбыть из конкурентной борьбы как формы социального взаимодействия). Этой стороне дела уделяет первостепенное внимание теория символического интеракционизма (Д. Мид).

Во-вторых, происходит обмен действиями, в ходе которого каждый из участников взаимодействия стремится что-то выиграть. Выигрыш, как подчеркивает Д. Хоманс, пропорционален затрачиваемым для его получения усилиям. Субъект готов прилагать тем большие усилия для достижения целей взаимодействия, чем большего выигрыша для себя он ожидает в случае успеха. Эта закономерность социального поведения открывает широкие возможности воздействия на партнеров на любом уровне и в любой ситуации: обещайте достаточно много того, чего хочет ваш партнер, и он приложит все силы, чтобы обеспечить успех вашего взаимодействия, тем самым объективно прилагая максимум своих сил для достижения ваших целей. Это, конечно, не исключает (если вы не обманываете партнера), что такие действия и ему выгодны не менее чем вам. Собственно, это и есть проблема эквивалентности обмена (взаимодействия), которой уделяется так много внимания в экономике.

Таким образом, можно определить социальное взаимодействие как динамическую характеристику общества. Это – динамический источник социального развития.

Устойчивая система социальных взаимодействий создает отношение.

3.Социальные отношения – устойчивые взаимодействия между партнерами. Их устойчивость связана с тем значением, которое имеет для партнеров объект отношения. Но она связана и с тем, что у партнеров нет возможности обойтись друг без друга. Их связь становится необходимой для каждого в отдельности и для всех вместе. Даже стремление разорвать эту связь или уничтожить партнера, если это намерение нельзя осуществить, может стать основой долгих и прочных отношений (например, холодная война между двумя мировыми системами или отношения между преподавателем и студентами при определенных обстоятельствах, когда партнеры не любят друг друга, а сессия еще не скоро). Если взаимодействия связаны преимущественно с тем, как партнеры понимают свои социальные роли, то, превращаясь в отношения, связи партнеров оказываются соотнесенными уже с их статусами. Здесь меньше значат представления партнеров о сложившихся отношениях, их перспективах, и больше – их объективное положение в сложившейся социальной системе, связывающей их между собой.

Таким образом, социальное отношение – это статическая характеристика социальной системы, устойчиво связывающей между собой его участников.

Для отношений важно, в какой степени их участники влияют друг на друга. Поскольку их статусы объективно не могут совпадать (статус жены – совсем не то же самое, что статус мужа), постольку степени их влияния друг на друга тоже различны. Иначе говоря, социальные отношения имеют разную интенсивность для их участников. Так, например, влияние политиков на массы в течение срока их пребывания на выборных должностях выше, чем влияние масс на политиков. Все меняется, когда приходят выборы. Политикам приходится затрачивать огромные усилия, чтобы сохранить влияние на массы: все остальное отступает на задний план (включая обоснованность предвыборных обещаний). Ценой утраты интенсивности отношений оказывается ликвидация самих отношений: политик перестает быть политиком и выходит из старой системы отношений. Ясно, что очень важными являются такие характеристики отношений, как их продолжительность, направленность, содержание.

С точки зрения направленности и содержания отношения можно разделить на антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические отношения – это отношения соперничества, конкуренции. Автор теории игр Д. фон Нейман указывал, что в системе антагонистических отношений каждый участник стремится навязать партнеру наиболее невыгодный для этого партнера способ действия. Участники антагонистических отношений стремятся "подставить" друг друга при каждом удобном случае. Это происходит потому, что достижение своих целей одним исключает достижение своих целей другими участниками этого типа отношений. Типичный пример – рыночная конкуренция. Даже сговор партнеров, которые не в состоянии уничтожить друг друга, как правило, ведет к поглощению одного другим. Кто-то становится "старшим", а кто-то – "младшим". "Старший" выигрывает больше, чем "младший". Иначе говоря, в антагонистических системах отношений никогда нет равноправия, паритета интересов. Следовательно, отсутствует и взаимная выгода отношений: они всегда одному выгоднее, чем другому. Поэтому и оценка такого отношения его участниками различная. Одни хотят сохранить данное отношение. Другие – хотят его изменить таким образом, чтобы уничтожить несправедливое с их точки зрения распределение выгод от такого рода социальных отношений. Главным объектом социальной связи в системе антагонистических отношений становятся сами эти отношения, их судьба. Цели, ради которых эти отношения возникли, отходят на задний план, когда антагонизм начинает осознаваться участниками отношений, и превращается в действие, в источник активизации поведения.

Напротив, неантагонистические отношения предполагают социальную солидарность. Нейман назвал "игры" с неантагонистическими интересами командными. Суть в том, что здесь достигнуть цели можно только общими усилиями, а достижение цели выгодно всем участникам отношения. Хотя не исключено, что эту выгоду каждый из них понимает по-своему. В самом деле, статусы субъектов остаются различными. Соответственно, различны и их интересы. Но осуществление интересов одного участника отношений не только не мешает осуществлению интересов всех других участников данной системы отношений, но и является необходимым условием для этого. Если один не достигнет своей цели, не достигнут своих целей и другие. Такой тип отношений часто складывается там, где люди сталкиваются с регулярно повторяющимися экстремальными ситуациями, когда сотрудничество, солидарность становятся условием выживания. Часто неантагонистические отношения утверждаются там, где жизненный опыт убедил людей в том, что влияние на другого человека может быть устойчивым только в случае, если оно выгодно тому, на кого влияют. Здесь даже отношения господства и подчинения могут приобретать неантагонистический характер: подчиняющемуся вовсе и не хочется выходить из подчинения, а, совсем наоборот, хочется, чтобы им и дальше командовали. Иначе говоря, возможны ситуации, когда в рамках неантагонистических отношений, их участники взаимно укрепляют неравноправие в собственных отношениях, неэквивалентный социальный обмен между собой.

Таким образом, если содержание социальных отношений преимущественно определяется объективными статусами их участников, то вопрос об их характере снова возвращает нас к ролевым представлениям их участников, к проблеме конфликта и психологии его разрешения.

Действительно, семья, например, представляет собой комбинированный тип социальных отношений. В этой системе социальных отношений случается все и для всего находится основание. Но есть одна общая закономерность. В семье так много различных точек пересечения интересов ее членов, что конфликтные ситуации возникают постоянно. Семья – одно из наиболее конфликтогенных социальных образований. Но в хорошей семье ценность отношений настолько велика, что люди постоянно готовы пожертвовать ради мира своими частными интересами. Общее согласие, солидарность для них важнее прочих индивидуальных интересов, которые не совпадают, да и не могут совпадать, с интересами других членов семьи. Но и полностью избежать инцидентов в часто даже территориально ограниченном пространстве жизнедеятельности семьи трудно. Если папа захотел сесть именно в это кресло, то мама туда уже сесть не сможет иначе, как причинив папе некоторые неудобства. Как папа отнесется к этим возможным неудобствам? Как мама отнесется к нежеланию папы уступить ей место в этом кресле? Собственно, хорошая семья и отличается от плохой тем, что в хорошей семье приоритетны неантагонистические интересы. В хорошей семье постоянно идет поиск возможностей удовлетворить свои интересы не за счет других. Этот поиск ведут не только все вместе, но и каждый в отдельности. Каждый, собираясь, что-то сделать, думает о том, как бы эти его действия не ущемили интересов другого. Конечно, никто не застрахован от ошибок и неудач. Вопрос в том, что, как правило, определяет конкретные формы социальных отношений: направленность на себя или учет интересов других, стремление удовлетворить сиюминутную потребность или ориентация на дальние, перспективные цели и т.д.

Типична в этом смысле ситуация с рыночными отношениями. С одной стороны, это типичный пример конкуренции. Здесь всегда есть основа для конфликта. Более того, рынок устойчиво воспроизводит эту основу: интересы участников рыночных отношений не просто не могут совпадать, они не могут не быть противоположны. Но, чем шире становятся рыночные отношения, чем больше точек пересечения самых разных интересов образуется в рамках этой системы, тем важнее для всех участников рынка оказывается поддерживать устойчивость отношений друг с другом. А для этого приходится учиться договариваться. Договор с развитием рыночных отношений становится основной формой развития и поддержания социальных связей между их участниками. Это, в свою очередь, предполагает, так или иначе, выход за пределы тех задач, с которых начинались отношения. Проще говоря, позитивные социальные отношения всегда обнаруживают тенденцию к расширенному воспроизводству.

Таким образом, социальные отношения представляют собой систему социальных взаимодействий, объединяющую множество предметов связи. Когда мы говорим об отношениях между А и Б, то, идет ли речь о нациях, государствах, классах, фирмах, социальных группах или индивидах, всегда в виду имеется нечто более широкое, чем взаимодействие в хозяйственной или бытовой сфере.

Социальные отношения – это система социальных взаимодействий, имеющая длительный, систематический и самовозобновляющийся характер, что придает ей независимость от случайных колебаний состояния их участников. Социальные отношения придают регулярный, организованный характер социальным действиям, в известной мере обезличивая их. В них личное устойчиво соотносится (или не соотносится) с социальным, происходит выбор приоритетов: что важнее?

Загрузка...