inlaber.ru

Социальная система. Социальная система управления и ее свойства


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра «Социальная психология управления»

    РЕФЕРАТ

На тему: «Специфика социальных систем»
                  ВЫПОЛНИЛ:
                  студент
                  Е.В. Савина
                  группа
                  08-УК-22
                  ПРОВЕРИЛ:

Новосибирск 2010 г.
Содержание работы:
Введение ………………………………………………………………3

    Понятие социальной системы …………………………………….3
    Пять организационных уровней социальной системы ………….6
    Виды социальных систем …………………………………………7
    Компоненты социальных систем …………………………………15
    Заключение ……………………………………………………………18
    Список используемой литературы …………………………………..19
Введение
Элементами любых социальных систем, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.
В курсе теории организации рассматриваются преимущественно социальные системы, так как все другие так или иначе приводятся к ним. Основной связующий элемент социальной системы – человек.
Понятие “социальная система” употребляли в своих трудах еще древние мыслители, но у них под ней подразумевалась прежде всего общая идея упорядоченности общественной жизни, поэтому в строгом смысле оно было более близко к понятию “социального порядка”. Понятие “социальная система” было научно формализовано лишь в настоящее время, в связи с развитием системного подхода в науке.
    Понятие социальной системы
Возможны два подхода к определению социальной системы.
При одном из них социальная система рассматривается как упорядоченность и целостность множества индивидов и групп индивидов. Такое определение дается по аналогии с определением системы вообще как «комплекса элементов, находящихся во взаимодействии», как формулировал Л. Берталанфи, один из основоположников «общей теории систем». При таком подходе взаимодействие превращается в прилагательное, что явно не учитывает специфику социальных систем и роль в них общественных отношений .
Но возможен и другой подход, при котором за исходную точку принимается рассмотрение социального в качестве одной из основных форм движения материи. В таком случае социальная форма движения материи предстает перед нами как глобальная социальная система. А что же фиксируется в общепринятых названиях основных форм движения материи? В них зафиксирована специфика присущего данной форме типа взаимодействия (например, специфическим типом биологического взаимодействия выступает обмен веществ). В то же время качественные границы между формами движения материи определяются по их материальному носителю (макротело, атом, электрон, биосистема, социальный коллектив и т. д.). Таким образом, традиционный подход к определению системы в принципе не нарушается, поскольку и «носитель» и «взаимодействие» в нем присутствуют, изменяется лишь их логическое положение в понятийном пространстве, что, на наш взгляд, позволяет лучше понять место человека в сложной сети общественных отношений, именуемых социальной системой .
При таком подходе в порядке рабочего определения можно сказать, что социальная система есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. Каковы же в таком случае характерные черты социальной системы?
Во-первых, из этого определения следует, что существует значительное многообразие социальных систем, ибо индивид включен в различные общественные группы, большие и малые (планетарное сообщество людей, общество в пределах данной страны, класс, нация, семья и т. д.). Коль скоро это так, то общество в целом как система приобретает сверхсложный и иерархический характер: в нем можно выделить различные уровни, - в виде подсистем, подподсистем и т. д., - которые связаны между собой соподчинительными линиями, не говоря уже о подчинении каждого из них импульсам и командам, исходящим от системы в целом. В то же время надо учитывать, что внутрисистемная иерархичность не абсолютна, а относительна. Каждая подсистема, каждый уровень социальной системы одновременно и не иерархичен, т. е. обладает известной степенью автономии, что отнюдь не ослабляет систему в целом, но, напротив, усиливает ее: позволяет более гибко и оперативно отвечать на поступающие извне сигналы, не перегружать верхние уровни системы такими функциями и реакциями, с которыми вполне могут справиться низлежащие уровни целостности.
Во-вторых, из этого определения следует, что поскольку в лице социальных систем мы имеем целостность, то главное в системах - это их интегративное качество, не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы. Между целостностью системы и ее интегративным, сплачивающим всю систему качеством, прослеживается диалектическая взаимосвязь: интегративное качество генерируется в процессе становления системы целостностью и в то же время выступает гарантом данной целостности, в том числе за счет преобразования компонентов системы соответственно природе системы в целом. Такая интеграция становится возможной благодаря наличию в системе системообразующего компонента, «притягивающего» к себе все другие компоненты и создающего то самое единое поле тяготения, которое и позволяет множеству стать целостностью.
В-третьих, из этого определения следует, что человек является универсальным компонентом социальных систем, он непременно включен в каждую из них, начиная с общества в целом и кончая семьей. Появившись на свет, человек сразу же оказывается включенным в сложившуюся в данном обществе систему отношений, и прежде, чем он станет их носителем и даже сумеет оказать на нее преобразующее воздействие, сам должен; вписаться в нее. Социализация индивида по сути дела есть его адаптация к существующей системе, она предшествует его попыткам адаптировать саму систему к своим потребностям и интересам.
В-четвертых, из этого определения следует, что социальные системы относятся к разряду самоуправляемых. Эта черта характеризует только высокоорганизованные целостные системы, как природные и естественноисторические (биологические и социальные), так и искусственные (автоматизированные машины). Сама же способность к саморегулированию и саморазвитию предполагает наличие в каждой из подобных систем специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов и институтов. Роль этой подсистемы чрезвычайно важна - именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие. А если мы вспомним, что индивид, социальная группа, общество в целом всегда действуют целенаправленно, то значимость подсистемы управления станет еще зримей. Мы часто слышим выражение: «Система работает в разнос», т. е. саморазрушается. Когда такое становится возможным? Очевидно, тогда, когда начинает давать сбои, а то и вовсе выходит из строя, подсистема управления, вследствие чего наступает рассогласование в действиях компонентов системы. В частности, грандиозные издержки, которые терпит общество в период своего революционного преобразования, во многом связаны с тем, что образуется временной разрыв между сломом старой системы управления и созданием новой .
    Пять организационных уровней социальной системы
Социальная система - это способ организации жизни коллектива людей, который возникает в результате взаимодействия индивидов на базе диктуемых социальных ролей. Система возникает как объединение в упорядоченное и самосохраняющееся целое с помощью норм и ценностей, обеспечивающих и взаимозависимость частей системы и последующую интеграцию целого.
Социальная система может быть представлена как иерархическая структура следующих организационных уровней: биосфера, этносфера, социосфера, психосфера, антропосфера . На каждом уровне иерархической пирамиды (рис.1) мы описываем поведение индивида, как члена некоторой группы, посредством определенных правил поведения, направленных на достижение поставленной цели.

Рисунок 1. Иерархия уровней организации
На нижнем, биосферном, уровне группа людей представляет собой подсистему экологической системы, живущей, в основном, за счет энергии Солнца и участвующую в обмене биомассой с другими подсистемами данного уровня. Биосфера Земли рассматривается с точки зрения теории В.И.Вернадского. Общество в таком случае - это совокупность отдельных, не оказывающих друг на друга какого-либо заметного влияния, потребителей чужой биомассы, отдающих свою биомассу в результате биологической смерти. Данное общество лучше называть популяцией.
На втором, этническом, уровне группа - это уже коллектив индивидов, способных к единым неосознанным действиям и характеризующихся одинаковыми неосознанными ответными реакциям на внешние воздействия, то есть вполне определенным стереотипом поведения, порожденным ландшафтными (региональными) условиями местожительства. Такое общество называется этносом. Этнос живет за счет изначально полученной при рождении биохимической энергии пассионарного толчка, растрачиваемой на характерные только для него культуру и искусство, технические новшества, войны и на поддержание кормящего окружающего ландшафта.
На третьем, социальном, уровне группа - это социум. Каждый индивид имеет собственную систему действия, которая согласуется с общественным сознанием. Здесь мы рассматриваем социум на основе теории социального действия Т.Парсонса. Объединяя индивидов в сплоченную группу, общество регулирует поведение каждого в пределах данной группы. Поведение членов группы основывается на социальных действиях, обусловленных социальными статусами и набором социальных ролей.
На четвертом, психическом, уровне группа - это толпа. Каждый член группы имеет совокупность коллективных рефлексов. Коллективный рефлекс - это ответная синхронная реакция группы людей на внешний стимул. Поведение группы представляет собой цепь последовательных коллективных рефлексов. Основой модели на данном уровне является теория коллективных рефлексов В.М.Бехтерева.
На последнем уровне группа - это мыслящая организация, каждый член которой имеет собственный внутренний мир. Для конструирования мультиагентной модели общества на данном уровне, мы можем выбрать теорию аутопоэтических систем Н.Лумана. Здесь элементами системы являются коммуникации. Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и самореферентный процесс.
Для моделирования социальной системы могут использоваться различные теории, описывающие общество. Но эти теории скорее дополняют, чем противоречат друг другу. Моделируя социальную систему на основе выбранной теории, мы получаем модель определенного уровня. Далее мы объединяем эти модели по иерархическому принципу. Такая многоуровневая модель будет наиболее адекватно отражать динамику развития реального общества .
    Виды социальных систем
В курсе теории организации рассматриваются преимущественно социальные системы, так как все другие так или иначе приводятся к ним. Основной связующий элемент социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. На рис.2 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности.

Рис.2 Виды социальных систем.
В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т.д. Продукция таких организаций – это товары (услуги), информация или знания. Таким образом, социальная организация – это социальная (общественная) подсистема, характеризующаяся наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов и реализующая себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.
В теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет и приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью .
Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности:
реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил. В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации) .
В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.
В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.
Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.
Основу социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).
На рис. 3 (а, б, в, г) представлены базовые схемы отношений индивидов в организации и на именование связей.

Рис. 3а. Линейная схема (линейные связи).

В схеме нет обратной связи. Линейная схема хорошо работает в небольших социальных организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе социальной организации.
Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделения средних социальных организаций социальная организация стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

Рис.3б. Кольцевая схема (функциональные связи).

Рис. 3в. Схема "колесо" (линейно-функциональные связи).

Схема "колесо" хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделениях средних социальных организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

Рис. 3г. Схема "звезда" (линейная связь).

Схема "звезда" дает положительные результаты при филиальной структуре социальной организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей социальной организации.
Базовые схемы дают возможность формировать большое разнообразие производных от них схем отношений. (рис.3, д, е, ж).

Рис. 3д. Иерархическая схема (линейно-функциональные связи)

Иерархическая схема основана на схеме "колесо" и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

Рис. 3е. Штабная схема (линейная связь)

Схема основана на базовой схеме "звезда". Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и т.д.). Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение и сам доводит его до соответствующего подразделения. Штабная схема имеет преимущество при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям социальной организации.

Рис. 3ж. Матричная схема (линейные и функциональные связи).

В основе матричной схемы лежат схемы "линия" и "кольцо". Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты конлультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.
Средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры социальной организации – это наиболее активная ее часть. Высший и низовой уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.
В рамках одной социальной организации и даже в рамках одного типа социальных организаций может существовать несколько типов отношений .

    Компоненты социальных систем
Общественный организм есть множество сложных структур, каждая из которых представляет собой не просто совокупность, набор определенных компонентов, но их целостность. Классификация этого множества очень важна для постижения сущности социума и в то же время крайне затруднена в связи с тем, что множество это весьма солидно по своей величине.
Нам представляется, что в основу данной классификации могут быть положены соображения Э. С. Маркаряна, предложившего рассмотреть эту проблему с трех качественно различных точек зрения: «I. С точки зрения субъекта деятельности, отвечающего на вопрос: кто действует? 2. С точки зрения участка приложения деятельности, позволяющей установить, на что направлена человеческая деятельность. 3. С точки зрения способа деятельности, призванной ответить на вопрос: как, каким образом осуществляется человеческая деятельность и образуется ее совокупный эффект?» .
Как выглядит в таком случае каждый из основных срезов социума (назовем их субъективно-деятельностным, функциональным и социокультурным)?
1. Субъективно - деятельностный срез («кто действует?»), компонентами которого в любом случае являются люди, ибо в обществе никаких других субъектов деятельности быть не может.
Люди же в качестве таковых выступают в двух вариантах: а) как индивиды, причем индивидуальность действия, его относительная автономность выражены тем рельефней, чем больше развиты в человеке личностные характеристики (нравственная осознанность своей позиции, понимание общественной необходимости и значимости своей деятельности и т. д.); б) как объединения индивидов в виде больших (этнос, социальный класс, или слой внутри него) и малых (семья, первичный трудовой или учебный коллектив) социальных групп, хотя возможны объединения и вне этих группировок (например, политические партии, армия).
2. Функциональный срез («на что направлена человеческая деятельность?»), позволяющий выявить основные сферы приложения социально значимой активности. С учетом и биофизиологических и общественных потребностей человека обычно выделяют такие основные сферы деятельности: экономика, транспорт и связь, воспитание, образование, наука, управление, оборона, здравоохранение, искусство, в современном обществе к ним, очевидно, следует отнести и сферу экологии, а также сферу с условным названием «информатика», имея под ней ввиду не только информационно-компьютерное обеспечение всех остальных сфер человеческой деятельности, но и отрасль так называемых средств массовой информации.
3. Социокультурный срез («каким образом осуществляется деятельность?»), обнажающий средства и механизмы эффективного функционирования общества как целостной системы. Давая такое определение среза, мы учитываем, что в основном (в особенности в условиях современной волны цивилизации) человеческая деятельность осуществляется внебиологическими, общественно приобретенными, т. е. социокультурными по своей природе средствами и механизмами. К ним относятся феномены, казалось бы очень далекие друг от друга по своему конкретному происхождению, по своему субстрату, диапазону применимости и т. д.: средства материального производства и сознание, общественные учреждения типа государства и социально-психологические традиции, язык и жилище.
И все же рассмотрение основных срезов социума, на наш взгляд, будет неполным, если вне поля зрения останется еще один важный срез - социоструктурный, позволяющий продолжить и углубить анализ и субъекта деятельности, и средств-механизмов деятельности. Дело в том, что общество обладает сверх сложной социальной, в узком смысле слова, структурой, внутри которой можно выделить как наиболее значимые следующие подсистемы; классово-стратификационную (классы основные и неосновные, большие слои внутри классов, сословия, страты), социально-этническую (родо-племенные объединения, народности, нации), демографическую (половозрастная структура населения, соотношение самодеятельного и нетрудоспособного населения, соотносительная характеристика здоровья населения), поселенческую (селяне и горожане), профессионально- образовательную (деление индивидов на работников физического и умственного труда, их образовательный уровень, место в профессиональном разделении труда) .
Накладывая социоструктурный срез общества на три ранее рассмотренных, мы получаем возможность подключить к характеристике субъекта деятельности координаты, связанные с его принадлежностью к совершенно определенным классово-стратификационным, этническим, демографическим, поселенческим, профессионально- образовательным группировкам. Возрастают наши возможности более дифференцированного анализа как сфер, так и способов деятельности в ракурсе их вписанности в конкретные социальные подструктуры. Так, например, сферы здравоохранения и образования заведомо будут выглядеть по-разному в зависимости оттого поселенческого контекста, в котором нам предстоит их рассмотреть.
Несмотря на то, что структуры систем различаются между собой не только количественно, но и принципиально, качественно, до сих пор отсутствует сколько- нибудь стройная, а тем более завершенная, типология социальных систем по этому признаку. В связи с этим правомерно предложение Н. Яхиела (Болгария) выделить внутри класса социальных систем системы, обладающие «социологической структурой». Под последней имеется ввиду такая структура, которая включает в себя те компоненты и отношения, которые необходимы и достаточны для функционирования общества как саморазвивающейся и саморегулирующейся системы. К таким системам относятся общество в целом, каждая из конкретных общественно-экономических формаций, поселенческие структуры (город и деревня) .
Заключение
Социальная система представляет собой явление или процесс, состоящие из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру .
Таким образом, социальная система как социологический феномен является многомерным и многоаспектным образованием со сложным составом, типологией и функциями.
Наиболее сложной и общей социальной системой является само общество (общество в целом), которое отражает все характеристики социальных систем.

Список используемой литературы:

    Гуц А.К. Глобальная этносоциология. ОмГУ, Омск, 1997.
    Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.- 271 с.
    Мильнер Б. Теория организации. – М., 1998.
    Радченко Я.В. Теория организации. ч.1. (конспект лекция) – М.: Изд-во ГАУ, 1998.
    Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М.: "Аудит", 1998.
    и т.д.................

Социальной называется система, в набор которой входит человек или предназначена для человека.

Общие системообразующие факторы социальных систем:

    общая цель всей совокупности компонентов;

    подчинение целей каждого компонента общей цели системы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

    выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;

    отношения субординации и координации между компонентами системы;

    наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

Важнейшим компонентом социальных систем является человек (рис. 6.1) - существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью разнообразных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и организации. Наличие человеческого компонента - самая важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем.

Вторая группа компонентов социальной системы - процессы (экономические, социальные, политические, духовные), совокупность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными. Они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.

Третья группа компонентов социальной системы - вещи, т.е. предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производственные здания, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, созданные человеком и используемые им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности).

Четвертая группа компонентов социальной системы имеет духовную природу - это общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые опять обусловлены действиями и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.

В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой можно выделить некоторые основные уровни социальных систем (рис. 6.2.).

Самый широкий и сложный уровень - все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и др.), совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений - экономических, политических, собственно социальных, духовных и экономических; в этом самом широком понимании социального конкретное общество выступает как динамическая социальная система.

Второй уровень социальных систем - это сообщества, объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения).

Третий уровень социальных систем - это организации, действующие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные, научно-образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и др.).

Четвертый (первичный) уровень социальных систем - это цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках фирмы, предприятия. Их отличительная особенность - непосредственные контакты, каждого с каждым.

Обществу присущи и другие системные образования, например административно-территориальные, имеющие несколько уровней: федерация, субъекты федерации (республика, край, область, национальный округ, автономная область), муниципальные объединения (город, поселок, село, деревня, хутор). Каждый из уровней, в свою очередь, представляет собой сложную систему с множеством различных компонентов, специфической структурой, функциями, органами управления.

Другой вид образования систем - по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная.

Например, экономика - это промышленность, сельское хозяйствo, транспорт, связь, строительство; промышленность, сельское хозяйство и т.д., в свою очередь, разделяются на отрасли, подотрасли, а те - на корпорации, финансово-промышленные группы, фирмы, предприятия (малые, средние, крупные), цехи, участки, отделы, бригады.

Политическая сфера - это государство (законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы), общественные объединения (политические партии, общественно-политические движения).

Духовная сфера - средства массовой информации, культурные фонды, творческие союзы, научные профессиональные ассоциации и т.п.

1.1. Социальная система: основные компоненты и уровни

Социальной называется система, в которую входит человек или которая предназначена для человека.

Общие системообразующие факторы социальных систем:

Общая цель всей совокупности компонентов;

Подчинение целей каждого компонента общей цели систе­мы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

Выполнение каждым элементом своих функций, обуслов­ленных поставленной задачей;

Отношения субординации и координации между компонен­тами системы;

Наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

Основные компоненты социальных систем представлены на рис.:


Рис. Компоненты социальных систем

Первым, важнейшим компонентом социальных систем явля­ется человек - существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью разнооб­разных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди

объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и орга­низации. Наличие человеческого компонента - главное отличие социальной системы от других целостных систем.

Вторая группа компонентов социальной системы - процес­сы (экономические, социальные, политические, духовные), совокуп­ность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Процессы могут быть про­грессивными и регрессивными. Они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.

Третья группа компонентов социальной системы - вещи, т.е. предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производствен­ные здания, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, создан­ные человеком и используемые им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности).

Четвертая группа компонентов социальной системы имеет духовную природу - это общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые опять-таки обусловлены действиями и поступками различ­ных общественных групп и отдельных индивидов.



В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой можно выделить неко­торые основные уровни социальных систем (рис.).

Рис. Уровни социальных систем

Самый широкий и сложный уровень - все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и др.),

совокупность членов этого общества и весь комплекс обществен­ных отношений - экономических, политических, собственно соци­альных, духовных и экономических. В этом самом широком пони­мании социального конкретное общество выступает как динами­ческая социальная система.

Второй уровень социальных систем - сообщества, объедине­ния людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этни­ческие группы, элиты, поселения).

Третий уровень социальных систем - организации, действу­ющие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреж­дения, научные, научно-образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и др.).

Четвертый (первичный) уровень социальных систем - цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках фирмы, пред­приятия. Их отличительная особенность состоит в непосредствен­ных контактах каждого с каждым.

Обществу присущи и другие системные образования, напри­мер административно-территориальные, имеющие несколько уров­ней: федерация, субъекты федерации (республика, край, область, национальный округ, автономная область), муниципальные объ­единения (город, поселок, село, деревня, хутор). Каждый из уров­ней в свою очередь представляет собой сложную систему с множе­ством различных компонентов, специфической структурой, функциями, органами управления.

Другой вид образования систем - по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная.

Например, экономика - это промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство. Промышленность, сельское хозяйство в свою очередь разделяются на отрасли, подотрасли, а те - на корпорации, финансово-промышленные группы, фир­мы, предприятия (малые, средние, крупные), цехи, участки, отделы, бригады.

Политическая сфера - это государство (законодательные, исполнительные и судебные органы), общественные объединения (политические партии, общественно-политические движения).

Духовная сфера - средства массовой информации, культур­ные фонды, творческие союзы, научные профессиональные ассо­циации и т.п.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по курсу теория организации. Организация как система

Составитель к т н доц каф управление строительством.. шевченко л в.. лекция..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Концепция организации и организаторского явления
Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходилось бы иметь дело с организациями.

Системные основы организации
Основным инструментарием изучения организаций в рамках теории организации является теория систем. Причины этого очевидны - признаки и свойства любой организации и любой системы, по

Системы и подсистемы
Существуют некоторые общие принципы единой плат­формы для изучения технических, биологических и со­циальных систем. Рассмотрим подробнее некоторые общие свойства си

Социальная организация как социальная система
Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношени

Цели социальных организаций
Виды социальных организаций Цели 1. Социально-экономические Главная цель: получение максимальной прибыли в интерес

Влияние уровня связей на состояние организаций
Социальные связи Экономические связи Слабые Средние Сильные Слабые Неус

Государственные и муниципальные организации
В соответствии с Гражданским кодексом РФ наряду с други­ми видами организаций выделяются государственные и муници­пальные унитарные предприятия. Они являются юридическими лицами. Существую

Формальные и неформальные организации
Любая организация может быть описана с помощью ряда пара­метров: целевое назначение, правовая и нормативная основы, ресур­сы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя с

Эволюция социально-экономических систем
Адаптация социально-экономической системы - это не про­сто приспособление, а всегда развитие, идущее по пути системной дифференциации, направленное на достижение максимальной устойчивости системы.

Основные единичные организационные формы организаций
К единичным организационным формамотносятся организа­ции, представляющие одно юридическое лицо. Наименование орга­низационной формы определяется видом выпускаемой продукции: товара, услуг, информац

Основные групповые организационные формы организаций
К групповым организационным формам относятся компа­нии, представляющие интересы нескольких юридических лиц. Они являются объединениями организаций посредством либо кооперации, либо концентрации про

Внутренняя и внешняя среда организации
Рассмотрим организацию как основную единицу ры­ночной экономики, где принимаются управленческие ре­шения. В любой организации реализуются три ключевых процесса:

Система управления
Система управления представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функцио­нирование организации. Она

Самоуправление и самоорганизация
В широком смысле под самоорганизацией понимают необратимый процесс, приводящий в результате коопе­ративного взаимодействия подсистем к образованию бо­лее эффективных структур с пози

Коммуникации и ступени противоречий
Под коммуникацией в широком смысле понимают об­щение, передачу информации от человека к человеку. В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как процесс

Формирование науки об организации
1.1. Возникновение теории организации Люди часто ищут сходство в процессах и явлениях окружа­ющего мира, проводят аналогии между поведением биологи­ческих сообществ и человеческих

Закон синергии
Энергетический потенциал деловой организации, определяющий ее возможности в достижении поставленной цели, зависит от множества факторов. Это как материальные характеристики (территория, служебные п

Закон информированности - упорядоченности
В современном обществе уровень развития государств оп­ределяется не только экономическими и природными ресур­сами, но и состоянием информационного обеспечения или состоянием информационной среды, в

Объем отдельных секторов рынка электронной коммерции
Сектор рынка электронной коммерции 1996 год 2000 год Бизнес - бизнес $ 600 млн. $ 66 470 млн.

Закон развития
В результате организационных процессов в системах раз­личной природы происходят постоянные изменения; системы находятся в динамическом режиме - развитии. Вся природа участвует в этом процессе, изоб

Специфические законы социальной организации
Новые информационные технологии, сетевые коммуника­ции и автоматизация управленческого труда способствуют усилению позитивного действия объективных законов органи­зации и совершенствованию принципо

Закон равновесия
Структурную устойчивость систем подвижного равновесия выражает закон равновесия, сформулированный Ле Шателье для физических и химических систем (известный как при Ле Шателье), но в действительности

Закон относительных сопротивлений (закон наименьших). Принцип концентрического действия
Закон относительных сопротивлений гласит: общая устойчивость системы как целого определяется наименьшей относительной устойчивостью составляющих его компонентов отношению к данному внешнему возд

Статика и динамика организационных систем
Понятия статики и динамики, которые в настоящее время широко используются для характеристики социальных орга­низаций, заимствованы из механики и их смысл аналогичен соответствующим физически

Сравнительный анализ принципов действия статической и динамической организаций
Изученные в рамках данного курса законы организации определяют динамику ее развития. Динамично развивающаяся система должна быть в состоянии устойчивого равновесия. Это lie означает, что она находя

Принципы рационализации
Рационализация - это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управлен­ческого и исполнительского труда. Термин «рационализация» произошел

Направления рационализации организационной и трудовой деятельности
Направление рационализации Реализация Усовершенство­вание научной организации тру­да. Создание наиболее благоприятных усл

Повышение качества управленческого и исполнительского труда
Применение на практике рассмотренных выше принципов рационализации позволяет повысить прибыльность реализа­ционной, производственной или научной деятельности, а так­же обеспечивает положительную ди

Влияние новых информационных технологий на процессы рационализации организационной деятельности
В истории человечества новации в области технологий не раз оказывали революционное влияние на общественное и экономическое развитие. В последние десятилетия благодаря стремительному развитию информ

Рационализирующее воздействие среды электронной коммерции на показатели трансакционных издержек
Тип трансакции Критерии оценки Цена Время» Риск Удобства

Формирование организационных структур
Проектирование организационной системы представляет собой процесс создания прообраза будущей организации. Оно должно включать в себя не только описание организации на на

Проектирование и методы корректировки организационных систем
Процессы проектирования организационных систем нераз­рывно связаны с необходимостью корректировки («перепро­ектирования») структур уже действующих организаций. В ус­ловиях общей политической и экон

Практическая реализация метода оценки эффективности сформированной организационной системы
В соответствии с рассмотренным ранее алгоритмом проек­тирования организационных систем (рис. 7.5) формируется математическая модель функционирования будущего пред­приятия. На ее основе строится мод

Историческое развитие организационной науки
Выбор наилучшей формы организационной деятельности и связанные с этим организационные проблемы волновали лю­дей на протяжении всей истории существования человечества. Организационная наука

Развитие организационной мысли в России
В России значительную роль в развитии организационной деятельности сыграли реформы государственного управления, который провел Петр 1 Великий (годы жизни 1672-1725 гг.). Реформы государств

Вклад информатизации в организационную науку
Современный мир вступил в эпоху формирования инфор­мационного пространства, которое базируется на развитии се­тевых систем телекоммуникации и использовании компью­терных технологий сбора, обработки

Организационная культура
Культура в общечеловеческом смысле - исторически оп­ределенный уровень развития общества и человека, выражен­ный в формах организации жизни, а также в создаваемых ма­териальных и духовных ценностях

Субъекты и объекты организаторской деятельности
Организационная деятельность - это создание или усо­вершенствование механизма управления организацией в соот­ветствии с целями и задачами организационных систем, пред­ставляющих со

Понимая общество как объединение субъектов социального действия, в рамках которого происходит более-менее постоянное и устойчивое взаимовлияние и взаимодействие, общество представляется нам уже как некая система . Под системой понимают совокупность взаимодействующих элементов, в рамках которой изменение одного элемента влечет за собой изменение других, а система в целом приобретает новое (системное) качество, несводимое к сумме свойств ее элементов. Известны механические, физические, химические, биологические и социальные системы. Основными признаками любой системы являются: целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость элементов.

Общество представляет собой сверхсложную систему. На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения приобретают новое качество – системное, которое уже не позволяет рассматривать общество как простую сумму элементов. Этого системного качества нет ни у одного из включенных в общество элементов в отдельности.

Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект.

Общество (социум) как социальная система имеет следующие характеристики:

1) общество – открытая система

2) это самоорганизующаяся система

3) это кумулятивная система (т.е. система «с памятью», в роли которой выступает культура)

4) это информационная система

Системный подход к анализу общества дополняется детерминистским : общество как целостная система состоит из подсистем – демографической, экологической, экономической, политической и пр. Каждую из этих подсистем можно рассматривать отдельно как самостоятельную систему. Взаимоотношения этих подсистем определяются причинно-следственными связями. Эти подсистемы образуют иерархическую структуру, т.е. находятся в отношении подчитенности (можно говорить об экологическом, технологическом, демографическом, экономическом и пр. детерминизме).

Детерминистский подход к обществу дополняется функциональным . Основные принципы функционального подхода, сформулированные Г.Спенсером:

Ø общество – целостный, единый организм, состоящий из множества частей (экономической, политической, религиозной, военной);

Ø каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет строго определенные функции;

Ø функции означают удовлетворение какой-либо общественной потребности, все вместе они направлены на поддержание устойчивости общества;

Ø чем больше отличаются функции, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции какой-либо одной части;


Ø социальная система сохраняет стабильность во многом благодаря элементам социального контроля: управлению, органам порядка, религиозным институтам и моральным нормам и ценностям. Главное условие сохранения целостности – согласие большинства общества с принятой системой ценностей.

Р.Мертон сформулировал ряд дополнительных принципов функционализма:

Ø как один элемент может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными элементами;

Ø одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим;

Ø различаются явные и латентные (скрытые) функции. Явная функция – это то следствие, которое вызвано намеренно и признано таковым. Латентная функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица.

Дополнение в понимании функционального подхода внес и Т.Парсонс: любая общественная система выполняет 4 основных функции (которые обеспечиваются основными подсистемами): функция адаптации (экономическая подсистема), целедостижения (политическая), интеграции (правовые институты и обычаи), воспроизводства структуры (система верований, мораль, агенты социализации).


Как уже отмечалось, общество, как система, имеет свою структуру (состоит из взаимосвязанных подсистем), благодаря которой оно и отличается от хаотичного скопления людей. Составными элементами общества (как социальной системы) являются люди, социальные связи, взаимодействия и отношения, социальные группы и общности, социальные институты и организации, социальные нормы и ценности. Каждый из этих составных элементов в свою очередь может быть рассмотрен как самостоятельная система. Совокупность связей и отношений между названными социальными системами обозначают как систему систем (или социетальную систему ). Системный подход к обществу предполагает изучение его в трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных ракурсах – структурном, функциональном и динамическом, что позволяет объяснить: как устроено общество (какова его структура); как оно функционирует в целом и как функционаруют (какие функции выполняют) его подсистемы; как общество развивается.

Социальная система определяется как множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях и образующих единое целое.

Такая целостность (система) при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т. е., свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы. Итак, существенными характеристиками любой системы являются целостность и интеграция структурных элементов. Специфика социальной системы заключается в том, что ее элементами (компонентами) являются индивиды, группы, социальные общности, поведение которых детерминируется определенными социальными позициями (ролями).

Процесс исторического становления общества показывает, что индивиды осуществляли свою деятельность совместно с другими людьми для удовлетворения своих жизненно важных интересов и потребностей. В процессе этого взаимодействия вырабатывались определенные нормы отношений, стандарты поведения, которые в той или иной степени разделялись всеми. Это превращало групповые отношения в социальную систему, целостность, обладающую качествами, которые могут и не наблюдаться в составляющих систему социальных множествах в отдельности. Например, систему образования можно представить в виде элементов: начального, среднего и высшего образования. Для того чтобы получить среднее образование, человек должен освоить ступень начального, а чтобы получить высшее - ступень среднего, т. е., как бы соблюсти определенную иерархию освоения компонентов системы. Значит, когда мы говорим о социальной структуре, то подразумеваем некоторый порядок внутри системы. Проблема порядка и тем самым природы интеграции стабильных социальных систем (т. е., социальной структуры) акцентирует внимание на мотивах и стандартах поведения людей.

Такие стандарты являются формами базовых ценностей и составляют наиболее значимую часть культурной среды социальной системы. Отсюда следует, что целостность структуры поддерживается приверженностью людей общим ценностям, общей системой мотиваций действий, а в какой-то мере и общими чувствами. Стремление сохранить систему и определенную структуру связано, таким образом, с интересами и ожиданиями людей, возможностью человека прогнозировать удовлетворение своих различных потребностей организованным образом.

Наиболее глубоко проблема социальных систем была разработана американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом (1902-1979) в его работе «Социальная система». В ней были впервые всесторонне проанализированы различия между общественными и личностными системами, а также образцами культуры.

Созданная Парсонсом теория социальных систем предполагает разработку определенного понятийного аппарата, который отражает прежде всего системные характеристики общества (на различных уровнях организации), а также указывает на точки пересечения социальных и личностных систем и функционирующих образцов культуры.

Чтобы отразить в понятийном аппарате системные характеристики личности, общество, культуры, Парсонс дает ряд объяснений по поводу функционального обеспечения каждого из указанных компонентов действия.

Как и Дюркгейм, он считал, что интеграция внутри системы и между системами и культурными эталонами является основным фактором их выживания. Парсонс рассматривает три рода проблем: интеграцию социальной и личностной систем, интеграцию элементов системы и интеграцию социальной системы с культурными образцами. Возможности такой интеграции связаны со следующими функциональными требованиями.

Во-первых, социальная система должна иметь достаточное количество составляющих ее «актеров», т. е., действующих лиц, адекватно понуждаемых действовать в соответствии с требованиями системных ролей.

Во-вторых, социальная система не должна придерживаться таких образцов культуры, которые не могут создать хотя бы минимального порядка либо предъявляют людям совершенно неисполнимые требования и тем самым порождают конфликты и аномии.

В своих дальнейших трудах Т. Парсонс разрабатывает концепцию социальной системы, центральным понятием которой является институализация, способная создать сравнительно устойчивые формы взаимодействия - социальные институты. Указанные модели регулируются нормативно и интегрируются с культурными образцами поведения. Можно сказать, что институализация образцов ценностных ориентации (а следовательно, поведения людей) составляет общий механизм интеграции (равновесия) социальных систем.

Несмотря на то, что в работах Т. Парсонса в основном рассматривается общество в целом, с точки зрения социальной системы могут быть проанализированы взаимодействия социальных множеств на микроуровне. Как социальную систему можно проанализировать студентов вузов, неформальную группу и др.

Для целей социологического анализа необходимо знать, что любая социальная система ограничивается рамками культурных образцов я определяет систему личности, характер ее поведения.

Механизм социальной системы, стремящейся к поддержанию равновесия, т. е., к самосохранению, Т. Парсонс видит в сфере интеграции индивидуальных ценностных ориентации действующих «актеров». Это равновесие имеет не только инструментальное, но и содержательное значение для людей, так как в результате его должны достигаться цели оптимизации удовлетворения потребностей. Равновесие социальной системы обеспечивается тогда, когда индивидуальные ценностные ориентации соответствуют ожиданиям окружающих людей. Отсюда следует, что социальные отклонения в ориентациях и поведении индивидов от общепризнанных норм и образцов приводит к дисфункции, а иногда и распаду системы.

Так как каждая социальная система заинтересована в самосохранении, то возникает проблема социального контроля, который можно определить как процесс, противодействующий социальным отклонениям в социальной системе. Социальный контроль различным образом (от убеждения до принуждения) ликвидирует отклонения и восстанавливает нормальное функционирование социальной системы. Однако социальное поведение людей не мононормативно. Оно предполагает некоторую свободу действий индивидов в рамках дозволенных социальных норм, тем самым способствует существованию относительно разнообразных социальных типов личности и образцов поведения.

Социальный контроль, наряду с процессами социализации, обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Это происходит через интериоризацию индивидом социальных норм, ролей и образцов поведения. Механизмы социального контроля, по мнению Т. Парсонса, включают в себя:

  • - институционализацию;
  • - межличностные санкции и воздействия;
  • - ритуальные действия;
  • - структуры, обеспечивающие сохранение ценностей;
  • - институционализацию системы, способной осуществлять насилия и принуждения.

Определяющую роль в процессе социализации и формах социального контроля играет культура, которая отражает характер взаимодействий индивидов и групп, а также «идеи», опосредующие культурные образцы поведения. Это значит, что социальная структура является продуктом и особым видом взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений.

Загрузка...