inlaber.ru

Правильное положение языка во рту упражнения. Инфантильное глотание консультация по логопедии на тему

Инфантильное глотание

Воронина Лариса Павловна


МДОУ№152 Г. Мурманск

Червякова Наталья Алексеевна

Учитель-логопед I квалификационной категории
МДОУ№18 Г. Мурманск
Оригинал статьи в формате MS Word (624Kb) Скачать

Глотание - сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба.

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного . Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания , при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой . Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический . Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

Причины инфантильного глотания:

Сохранение инфантильного типа глотания может быть обусловлено:

Длительным сосанием соски,

Поздним включением в рацион твердой пищи,

Поздним прорезыванием временных зубов,

Короткой уздечкой языка,

Ротовым дыханием.

К неправильному типу глотания также может привести:

Использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки.

Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка регулирующего поток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания.

Хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.

Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Лечение:

При нарушении функции глотания намечается определенный план лечения. Для начала необходимо научить ребенка правильно глотать.

Упражнения для нормализации функции глотания.

Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно.

1. Жуём твёрдую пищу.

Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки....

2. Оближем губки.

Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому

3. Качели.

Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок.

4. Маляр.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

5. Чистим верхние зубы.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

6. Посчитай верхние зубы.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

7. Лошадка.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кон кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

8. Мёд или хлебный шарик.

Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «часики» или делать движения языком вперёд-назад.

9. Поэтапное полоскание.

Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

10. Зеваем, жуём, глотаем.

Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

11. Футбол.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

12. Карандаш.

Применяют упражнение с карандашом - располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

13. Учимся глотать.

а. На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй - 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. в последующие дни - 3 раза в день по 10-12 раз.

б. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

в. Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

Уважаемые родители помните, что отрегулярного выполнения Вашим ребенкомпредложенных упражнений, зависит благоприятный исход лечения.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер. Язычок аппарата при каждом глотательном движении рефлекторно напоминает ребёнку о правильном положении кончика языка, что закрепляется во время ночного ношения и способствует перестройке инфантильного типа глотания в соматическое (проконсультироваться у логопедов детских поликлиник).

Предложенные методы достаточно эффективны для лечения нарушений глотания.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер.

Пластинка MUPPY®с бусинкой

В некоторых случаях после перенесенного инсульта могут сохраняться расстройства глотания (дисфагия ), в значительной степени затрудняющие самостоятельное функционирование пациентов. Тем не менее, при регулярных занятиях лечебной физкультурой, направленной на укрепление мышц, задействованных в акте глотание, пациенты могут восстановить самостоятельное глотание, не нуждаясь в посторонней помощи или назогастральном зонде.

  1. Имитировать знакомые движения:

— покашливать « кхе-кхе»

— зевать, широко раскрывая рот

— изображать свист без звука, напрягая ротовую полость

— полоскать горло

— храпеть

— глотать манную кашу- «ням, ням, ням и глоток»

  1. Твердо, произносить звуки «а» и «э» (как бы тужась) — 3-5 раз
  2. Высунув язык, говорить звук «г»
  3. Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть
  4. Глотать капли воды из пипетки
  5. На сколько хватает выдоха тянуть звук «м», сомкнув губы
  6. Постукивая пальцами по гортани на одном выдохе тянуть звук «и» то низко, то высоко
  1. Принимать пищу и пить можно только сидя, при невозможности поднять головной конец кровати как минимум на 30 градусов
  2. После еды необходимо сохранять вертикальное (или близкое к нему) положение в течение 20-25 минут перед тем, как лечь
  3. Принимать пищу необходимо медленно и маленькими порциями, несколько опуская подбородок к груди – это облегчает глоток.
  4. Основу рациона должны составлять густые напитки и еда (кисломолочные продукты, кисель, пюре, желе, суфле, котлеты, суфле и проч.)
  5. Запрещен прием всех крошащихся продуктов (печенья, продукты со злаками, орехи и проч.) – ими легко поперхнуться.
  6. Также не желательно есть мясо кусками и цитрусовые — волокна очень тяжело пережевываются
  7. Не рекомендуется смешивать пищу и напитки за один прием: пить желательно до или после еды.
  8. После еды следить, чтобы во рту не оставались кусочки пищи: необходимо прополоскать рот или очистить ротовую полость салфеткой. Если пациент поперхнулся нужно дать возможность откашляться, поить при этом не следует, так как жидкость легко проникает в дыхательные пути.

Часто задаваемые вопросы:

  • Мешает ли назогастральный зонд нормальному глотанию?

Все зависит от типа и качества назогастрального зонда: они бывают различных диаметров, ригидные или со спадающимися стенками. Таким образом, если использовать современные материалы дискомфорт от использования зонда будет минимальным. От этого также зависит, как часто Вам прослужит конкретный зонд: несколько недель (некачественные зонды со временем становятся твердыми, гибкость их снижается) или месяцев.

  • Как плавно переходить от назогастрального зонда к нормальному питанию?

Как правило, параллельно со стоящим зондом начинают кормление через рот небольшими порциями несколько раз в день в приподнятом положении головы. При этом принципиальным является использование кремообразной пищи. Такая консистенция позволит облегчить запуск рефлекторного акта глотания за счет стимуляции рецепторов ротоглотки, в отличие от жидкой пищи, которая, растекаясь в полости рта, не успевает запустить эти механизмы. Также не следует использовать твердую или крошащуюся пищу, твердые и мелкие кусочки которой очень легко вдохнуть. Первое время кормление с чайной ложки должно быть очень медленным и неспешным, пациенту будет очень трудно. Используйте маленькие порции, следите за тем, когда произойдет глоток (это видно на передней поверхности шеи по движениям гортани). Будьте готовы к тому, что пациент будет долго держать пищу во рту. Проявите максимальное терпение.
Главным критерием эффективности глотания является отсутствие кашля: если пациент начал кашлять — это верный признак, что пища попадает в дыхательные пути и риск инфекции и асфиксии очень велики. В таком случае необходимо дать пациенту время откашляться и возобновить попытки кормления через рот спустя несколько дней. Если удается принять небольшое количество пищи через рот без появления кашля, можно плавно наращивать кратность и/или объем получаемой через рот пищи, соответственно уменьшая количество питания через зонд до тех пор, пока от зонда не получится полностью уйти. Не забывайте, что для нормального функционирования организма, необходимо получение порядка 1,5-2 литров жидкой пищи в сутки.

  • Сколько раз в день кормить и чем чтобы Быстрей поуправиться?

Основной рекомендацией является частое кормление малыми порциями. Если исходить из суточной потребности в 2 литрах пищи в сутки и выборе 4-х кратного питания, то приблизительно режим питания будет выглядеть следующим образом:

8:00 — 9:00 — Завтрак (600 мл)
12:00 — 13:00 — Обед (500 мл)
16:00 — 17:00 — Полдник(500 мл)
20:00 — 21:00 — Ужин(400 мл)

При выборе 5-и кратного питания:

8:00 — 9:00 — Завтрак (500 мл)
11:00 — 12:00 — Второй завтрак (400 мл)
15:00 — 16:00 — Обед (400 мл)
18:00 — 19:00 — Полдник(400 мл)
21:00 — 22:00 — Ужин(300 мл)

Составляя распорядок питания Вы не должны забывать о собственном удобстве и прочих личных делах. Оптимальным будет кормление 4-5 раз в день в часы удобные для Вас, но с приблизительно равными временными интервалами: организм пациента постепенно привыкнет к Вашему распорядку. Многие думают, что они должны посвящать близкому человеку, нуждающемуся в уходе, все свое время и отдавать все силы, пока усталость буквально не свалит их с ног. Но это не правильно! Необходимо полноценно отдыхать! Тогда Вы значительно более эффективно будете справляться с таким тяжелым физически и психологически делом, как уход за больным человеком.

Примерный набор продуктов для зондового кормления Вы можете найти в ЭТОЙ статье . Если же тратить время на приготовление питательных смесей у Вас нет и материальное положение позволяет, можете воспользоваться готовыми специализированными сбалансированными смесями, продающимися в аптеках города. Они содержать весь набор питательных веществ, витаминов, микроэлементов и обладают оптимальной консистенцией. Следует обратить внимание, что если пациент страдает сахарным диабетом или другой патологией ограничивающей перечень возможных для питания продуктов, это стоит учитывать и не добавлять их в рацион.

Вконтакте

Когда родители сталкиваются с проблемой неправильного прикуса у ребенка, многим из них на ум сразу же приходит ортодонтическое лечение. Вместе с тем, упражнения в исправлении прикуса могут помочь ничуть не хуже ортодонтических методов. Что это за упражнения и когда они показаны?

Чем поможет миотерапия?

Метод основывается на соблюдении миодинамического равновесия - сила мышц в полости рта и вне её должны быть приблизительно одинаковыми. Если эта гармония соблюдена, то челюсти растут и развиваются правильно. Если же миодинамическое равновесие нарушено, мышцы провоцируют развитие зубочелюстно-лицевых аномалий.

Нарушения в работе мышц возникают как результат вредных привычек:

  • сосания губ, языка, пальца, бытовых предметов;
  • неправильного прокладывании языка;
  • инфантильного типа глотания;
  • ротового дыхания;
  • нарушения жевания или речи.

Существует два способа лечения с помощью миотерапии:

  • В домашних условиях при помощи членов семьи, которые обучились упражнениям у лечащего врача-ортодонта и могут самостоятельно заниматься с ребёнком. Недостатком лечения является отсутствие возможности контролировать регулярность и правильность лечебной физкультуры.
  • Лечение в поликлинике или детском саду при помощи медсестры или ассистента. Для этого формируется группа детей с одинаковыми аномалиями зубов или факторами риска их возникновения. Проводятся ежедневные занятия упражнениями с детками.

Комплекс упражнений для исправления прикуса

Необходимую миотерапию ребёнку может назначать только ортодонт, после тщательного осмотра, сбора анамнеза и постановки диагноза. Лечение назначается деткам с 2,5 лет при наличии факторов риска развития заболеваний, небольших аномалий или как дополнительную терапию при аппаратурном методе лечения.

Упражнения для круговой мышцы рта

Для тренировки круговой мышцы рта и дыхательной мускулатуры можно применять упражнения в виде игры на духовых музыкальных инструментах, проводить выдувание мыльных пузырей или бульканье в воду через трубочку, соломинку.

При наличии у ребёнка ротового типа дыхания необходимо обратится на консультацию к отоларингологу. Возможно необходимо восстановить проходимость дыхательных путей. После этого можно проводить упражнения:

  1. Удерживать губами лист бумаги или карту в горизонтальном положении и дышать носом.
  2. Плотно зажимать губами линейку и со временем нагружать её.
  3. Упражнение по Rogers: выдвигать нижнюю челюсть вперёд и вверх, нижними зубами прикусывать верхнюю губу. Находится в таком положении несколько минут.
  4. Применять вестибулярную пластинку или губной активатор и проводить упражнения: аппарат вставить между зубами и проводить лёгкие движения открывания и закрывания рта.
  5. Губы вытянуть вперёд, сомкнуть, изобразить рупор или хоботок.
  6. Сомкнуть губы, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
  7. С усилием выдувать воздушную струю.
  8. Соединяют две пуговицы шнуром, одну ребёнок захватывает губами, вторую берёт в руку и натягивает шнур. Упражнение повторяет 10 раз.
  9. Проводить массаж верхней и нижней губы.

Упражнения для языка

После окончания грудного вскармливания у деток изменяется тип глотания. Если же по таким-то причинам он не перестраивается, то такое состояние провоцирует возникновения неправильного прикуса. При прокладывании языка между зубами для миогимнастики используют специальные пластинки с заслонкой для языка.

Упражнения:

  1. Цоканье языком.
  2. Ребёнок проглаживает языком твёрдое и мягкое нёбо по середине, затем проглатывает слюну при положении языка на складках твёрдого нёба.
  3. Проводить языком от твёрдого нёба к мягкому и совершить глотательное движение.
  4. Пересчитывать языком зубы с нёбной стороны.

Упражнения необходимо проводить 2 раза в день на протяжении 2-3 месяцев до полного восстановления смыкания губ и носового дыхания. При необходимости курс лечения можно повторить через 3 месяца.

  • Для тренировки дыхания полезно зажимать или заклеивать поочерёдно одну ноздрю;
  • Для тренировки щёчной мышцы рекомендуют набрать в рот воды и удерживать пару минут;
  • При неправильном наклоне одного или нескольких зубов - проводить давление на зубы кончиком языка в течение 2-3 минут несколько раз в день.

Проведения миогимнастических упражнений способствует нормализации работы мышц в челюстно-лицевой области, нормальному развитию прикуса и предупреждает развитие аномалий.

Лиана Мохтари, стоматолог, специально для сайт

Полезное видео

Инфантильный тип глотания.

Что это? Как преодолеть?

Глотание является сложным комплексом двигательных реакций, благодаря которым пища, попадающая в ротовую полость перемещается через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным рефлексам.

На свет появляется малыш. В норме у него хорошо развит механизм глотания, который в первые месяцы жизни носит название инфантильного. Язычок движется реверсивно (вперед-назад) и помогает молочку продвигаться в глотку. К 2,5 годам ребенок овладевает соматическим типом глотания. Он уже умеет поднимать кончик языка при проглатывании пищи. Но, если у ребенка короткая подъязычная связка или нарушен тонус мышц, а так же, если мама не давала ребенку твердую пищу, перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи.

Как же обнаружить остался ли у вашего малыша инфантильный тип глотания? Просто попросите ребенка сглотнуть слюну или выпить глоток воды. При соматическом типе глотания это не вызовет никаких проблем. Если заметили напряжение и множество лишних движений лицевых мышц, то следует обратиться к ортодонту. Он либо развеет ваши опасения, либо подтвердит их.

Тогда уже есть смысл обратиться к логопеду или, если такой возможности нет, попытаться помочь ребенку самостоятельно.

  • Артикуляционная гимнастика с верхним подъемом язычка

(Качельки, чистим верхние зубки, маляр, вкусное варенье, чашечка).

Качельки

Подробное описание упражнений можно посмотреть в книгах:

  • Просим ребеночка вылизывать язычком донышко баночки (от йогурта или творожка) и тарелочку.

Так же полезно выполнять упражнения с использованием пищи, придерживаясь нескольких этапов:

Этап 1

Под контролем родителей учим ребенка сосать густую жидкость через трубочку (сначала трубочка потолще, затем трубочку берем потоньше, а жидкость погуще). Так же можно воспользоваться аптечными системами для капельниц. Взять яркую жидкость, стаканчик поставить как можно ниже и попросить ребенка её высосать.

Этап 2

Кладём на язычок вареное зёрнышко (гречка, рис) и просим ребёнка растереть его об альвеолы (бугорки за верхними резцами).

Этап 3

Через неделю после удачного овладения упражнениями 1 и 2 этапов переходим на следующий этап. Он может занять от 20 дней. Следует запастись терпением. Садимся кушать вместе с малышом и на собственном примере показываем, как поднимается язычок при проглатывании пищи.

Если у ребенка не укорочена уздечка и тонус мышц в норме, то через 20 дней навык должен сформироваться. Если этого не произошло, то обратитесь к специалисту.

Инфантильное глотание – это тип глотания, который в норме наблюдается у новорожденных и детей до 2 лет. Однако по мере прорезывания временных зубов ребенок начинает жевать, что приводит к смене типа глотания на соматический.

Инфантильный тип характеризуется прокладыванием языка между беззубыми челюстями (до упора в губы) в момент глотания. При соматическом типе, который появляется с 2-3 лет, язык упирается в твердое небо.

В некоторых случаях не происходит смены на соматический тип глотания, этому способствуют определенные причины.

Причины

Существует несколько причин, обуславливающих сохранение неправильного типа глотания у ребенка:

  • Отсутствие в рационе твердой пищи после прорезывания молочных зубов. Если ребенок с появлением временного прикуса продолжает употреблять только жидкую пищу, функция жевания не становится основной и инфантильное глотание не сменяется соматическим.
  • Ротовое дыхание (при хронических ринитах, тонзиллитах, а также аденоидах) способствует переднему расположению языка и нарушению перехода к соматическому типу глотания.
  • Укорочение уздечки языка.
  • Использование неправильной соски (слишком длинной или с большим отверстием).
  • Использование соски более 1 года с момента рождения ребенка. До 10-11 месяцев функция сосания является для малыша основной, однако с прорезыванием временных зубов данная функция угасает, а главной становится жевание. Если же родители продолжают использовать соску больше одного года, это может привести к нарушению смены инфантильного типа на соматический тип глотания.
  • Нарушение сроков прорезывания молочных зубов (позднее, чем на 3 месяца от физиологической нормы).

Последствия

Неправильный тип глотания, сохраненный у детей в возрасте старше 3 лет, может приводить к патологиям прикуса (чаще всего – открытый прикус).

Лечение

Для нормализации функции глотания показан комплекс мероприятий:

  • Устранение всех возможных причин, которые могли бы привести к сохранению инфантильного типа глотания (восстановление носового дыхания, добавление в рацион твердой пищи и т.д.).

  • Миогимнастика – специальные упражнения для мышц челюстно-лицевой области, способствующие нормализации функции глотания.
  • Использование ортодонтических аппаратов с упором для языка (например, пластинки MUPPY).
Загрузка...