inlaber.ru

Закономерности и принципы построения педагогического процесса. Принципы организации педагогического процесса

4. Закономерности и принципы педагогического процесса

Среди общих закономерностей педагогического процесса (объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса) выделяют такие:

Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу – тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.

Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитателями и воспитуемыми; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; 3) условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.).

Основные принципы организации и функционирования педагогического процесса (исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению):

· принцип целостного подхода к воспитанию;

· принцип непрерывности воспитания;

· принцип целенаправленности в воспитании;

· принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и воспитанников;

· принцип природосообразности;

· принцип культуросообразности;

· принцип воспитания в деятельности и в коллективе;

· принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании;

· принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе;

принцип оптимизации (Ю.К Бабанский) – постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией.

5. Законы обучения, которые выделяют Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.

1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

2. Закон взаимосвязи теории и практики в обучении.

3. Закон взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.

4. Закон воспитывающего и развивающего обучения раскрывает соотношения владения знаниями, способами деятельности и всестороннего развития личности.

Закономерности обучения, рассматриваются как выражение действия законов в конкретных условиях, – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Дидактическая закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения. Гносеологическая закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны умению учащихся учиться. Психологическая закономерность: продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности. Кибернетическая закономерность: эффективность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи. Социологическая закономерность: развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении. Организационная закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.


6. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Психология стилей. Педагогический такт и культура личности педагога. Педагогический конфликт. Разрешение педагогического конфликта

Индивидуальный стиль деятельности педагога – это интегральная динамичная характеристика индивидуальности, представляющая собой относительно устойчивую, открытую саморегулируемую систему взаимосвязей индивидуально-своеобразных действий, и отражающая специфику взаимодействия преподавателя с учащимися в процессе профессиональной деятельности. Это система приемов, манера общения, способы разрешения конфликтов. В трудах разных ученых предлагаются различные классификации стилей педагогической деятельности. По А.К. Марковой, стили дифференцируются на три общих вида: авторитарный (учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение.), демократический (учитель учитывает мнение учащихся, поощряет самостоятельность суждений, помимо успеваемости, учитывает и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба) и либерально-попустительский (Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам.). Классификация стилей педагогической деятельности, предложенная И.Ф. Демидовой является: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный.

Педагогический такт – это соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей. Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога. Профессиональный такт проявляется: во внешнем облике педагога; в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся; в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; в самокритичной оценке своего труда. Педагогическая культура – это универсальная характеристика педагогической реальности, представляющая собой специфическое проектирование общей культуры в сферу педагогической деятельности. Конфликт – форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом / группой / самим собой – в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Объективные причины появления пед. конфликтов: утомление учащихся, конфликты на предыдущем уроке, ответственная контрольная работа, ссоры на перемене, умение или не умение преподавателя организовать работу на уроке. Разрешение конфликта:

1. Анализ данных о ситуации, выявление главных сопутствующих противоречий;

2. Определение средств и путей разрешений ситуаций;

3. планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий участников конфликта;

4. Анализ результатов;

5. Корректировка результатов педагогического воздействия;

6. Самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.


7. Концепция непрерывного образования (ЮНЕСКО, 1995). Создание целостной системы непрерывного профессионального образования. Программно-методическое обеспечение непрерывного профессионального образования

Непрерывное образование – это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форум ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом.

В предложенной П. Ленграндом трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека, устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.

Основной для теоретического, а затем и практического развития концепции непрерывного образования явилось исследование Р. Даве, определившего принципы непрерывного образования. Их перечень включает следующие принципы: охват образованием всей жизни человека; понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы; включение в систему просвещения, помимо учебных заведений и центров до подготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования; универсальность и демократичность образования; увязка общего и профессионального образования; акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку; акцент на самоуправление; индивидуализация учения; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий для учебы; системность принципов образовательного процесса.

Непрерывное профессиональное образование в контексте международных документов представляется как всесторонне направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции.

Стратегия непрерывного профессионального развития включает этапы обязательного профессионального образования для получения соответствующих навыков; обновление знаний, умений, обучение не только профессиональным навыкам, но и другим жизненно важным, нужным и просто интересным для человека компетенциям.

Методы непрерывного профессионального развития:

формальные (первичное получение профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, обновление знаний, умений и навыков, присущих уже имеющемуся у человека уровню образования, через институционно оформленные структуры);

неформальные – обучение вне пределов институционально оформленного сектора образования (на рабочих местах, в музеях, общественных центрах, клубах, профсоюзах и др.).

В основе программ непрерывного образования должны лежать такие принципы как: системность, модульная структура программ, компетентностный подход, оптимизация аудиторных занятий, применение современных образовательных и информационных технологий, накопительная система обучения.

Среди задач, решение которых необходимо для развития системы непрерывного образования, следует выделить следующие: переход к модульному принципу построения образовательных программ; широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся; обновление материально-технической базы и инфраструктуры образования, более интенсивная его информатизация; обеспечение инновационного характера профессионального образования за счет интеграции сферы образования, науки и производства.

Необходимость создания целостной системы непрерывного образования диктует необходимость переосмысления целевых функций образования как системы и ее отдельных звеньев, пересмотра традиционных представлений о социальной, исторической, культурной, ценностной сущности образования, его отношений с другими видами и формами общественной практики, места и роли образования как социального института в жизни человека и общества.

Итоговая оценка Соответствует достижению цели И этот алгоритм вновь воспроизводится в новой теме. В современной дидактике сегодня представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное, а поэтому говорят, что каждая технология признается авторской. Однако по многочисленным сходствам и общим признакам можно...


Неправильные организация и нормирование интеллектуальных и информационных нагрузок ведут к переутомлению школьников, и как результат - к недомоганию и различного рода заболеваниям. Отсюда следует, что совершенствование системы непрерывного образования, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса при сохранении физического и психического здоровья учащихся невозможны без...

Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.

Понятие «процесс» произошло от латинского слова processus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс – это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны.

Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе – это структура.

Структура педагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2. Принципы – это основные направления в достижении цели.

4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5. Средства – способы «работы» с содержанием.

6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.

1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).

2. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России – это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.

Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса – это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы.

Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом: по источнику познания: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала), на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).

Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.

Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.

Деятельностный компонент – это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.

Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.

Педагогический процесс – это обязательно трудовой процесс, который связан с достижением и решением общественно значимых целей и задач. Особенность педагогического процесса состоит в том, что труд учителя и ученика объединяются вместе, составляя необычные взаимоотношения объектов трудового процесса, что является педагогическим взаимодействием.

Педагогический процесс являет собой не столько механическое объединение процессов воспитания, обучения, развития, сколько совершенно новую качественную систему, которая может подчинить объекты и участников своим законам. Все составляющие компоненты подчинены единой цели – сохранению целостности, общности, единства всех составляющих.

Особенность педагогических процессов проявляется при определении влиятельных функций педагогического действия. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Также обучение, воспитание и развитие выполняют в целостном процессе и другие взаимопроникающие задачи: например, воспитание проявляется не только в воспитательной, но и в развивающей и образовательной функции, а обучение неотрывно связано с воспитанием и развитием.

Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Закономерностями педагогического процесса являются следующие.

1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития – общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми.

2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами:

1) генетический фактор – наследственность;

2) педагогический фактор – уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния.

3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от:

1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником;

2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика.

4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами:

1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися;

2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности.

5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) качества личностного восприятия учащегося;

2) логики усвоения воспринятого учащимся;

3) степени практического использования учебного материала.

6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал – это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся – определяет эффективность педагогического процесса.

7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от:

1) развития самых разносторонних желаний человека и реалий общества;

2) имеющихся материальных, культурных, экономических и других возможностей у человека для реализации своих потребностей в обществе;

3) уровня условий выражения педагогического процесса.

Итак, важные особенности педагогического процесса выражены в основных принципах педагогического процесса, которые составляют его общую организацию, содержание, формы и методы.

Определим главные принципы педагогического процесса.

1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.

2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.

3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.

4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.

5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.

6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.

7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.

8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.

9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.

10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.

11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.

12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.

13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.

14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.

15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.

16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

Таким образом, определяя поэтапно единство воспитания и обучения в педагогическом процессе, цель как системообразующий компонент образовательной системы, общую характеристику системы образования в России, а также особенности, структуру, закономерности, принципы педагогического процесса, мы смогли раскрыть основную идею лекции и выяснить, каким образом процесс образования, являясь основополагающим, системным, целенаправленным и объединяющим процессы воспитания и обучения, оказывает влияние на развитие личности, а, значит, на развитие общества и государства.


| |

Вопрос о закономерностях целостного педагогического процесса в педагогике находится в состоянии разработки. Нет единых подходов ни в понимании, что считать закономерностями (законами?) в педагогике, ни в номенклатуре (перечне) самих закономерностей. Однако само понятие "закономерности педагогического процесса" прочно вошло в педагогическую науку. "Мы не говорим педагогам поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех... явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить" (К. Д. Ушинский).

Под закономерностями целостного педагогического процесса понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.

В работах Ю. К. Бабанского, Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, М. И. Махмутова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др. выделены законы (закономерности) педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса являются выражением его сущности.

Выделяют следующие группы закономерностей педагогического процесса:

  • обусловленные социальными условиями;
  • обусловленные природой человека;
  • обусловленные сущностью воспитания и обучения.

Закономерность, обусловленная социальными условиями, - зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей, возможностей и условий. От общественных условий и потребностей зависят цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия, в которых они будут осуществляться, как будут использоваться полученные результаты.

Закономерности, обусловленные природой человека:

  • определяющая роль характера деятельности и общения в формировании личности;
  • зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка.

Закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития личности:

  • взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
  • взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе;
  • взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе;
  • взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.

В педагогике есть и другие подходы к классификации закономерностей.

Принципы целостного педагогического процесса

Определение и объяснение основных принципов организации педагогического процесса продолжает волновать как педагогов-теоретиков, так и практиков-учителей на протяжении нескольких столетий. Они постоянно уточняются, обогащаются, частично трансформируются в зависимости от изменяющихся воспитательно-образовательных концепций. В последние годы намечается тенденция называть принципами любые условия или правила организации отдельных составляющих частей целостного педагогического процесса, что представляется не очень целесообразным и научно обоснованным.

Принципы целостного педагогического процесса - система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность.

Принципы целостного педагогического процесса - проявление должного в педагогическом процессе: организуй педагогический процесс с их учетом и получишь высокий результат. Принципы отражают внутренние существенные стороны деятельности учителя (воспитателя) и ученика (воспитанника) и определяют эффективность обучения в различных формах, при различном его содержании и организации. В них выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М. А. Данилов). Безусловно, возникает необходимость в постоянном объяснении и определении, как и при каких более частных условиях сработают те или иные методы, каковы требования применения тех или иных средств воспитания и обучения и т.д. По это уже более частные и конкретные требования, методические, технологические правила. В своей жизни мы тоже пользуемся определенными основополагающими для нас принципами, но мы не называем любое возникающее в жизни требование принципом.

Принципы реализуются через систему правил, отражающих более частные положения принципа и распространяющиеся на его отдельные стороны. Ими предусматривается типичный способ действия учителя в типичной ситуации. "...Сами эти правила не имеют никаких границ: их можно вместить на одной печатной странице и из них можно составить несколько томов. Это уже свидетельствует, что главное дело совсем не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают" (К. Д. Ушинский).

Принцип гуманизации педагогического процесса может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека. Гуманистические идеи в философской и педагогической мысли зародились еще в древности. Одним из первых философов, четко определивших гуманистическую основу взаимодействия учителя и ученика, был китайский философ, живший до нашей эры, - Конфуций. Коммунистическая педагогика провозгласила гуманистический характер педагогического процесса в советской школе. По-настоящему гуманистической была педагогика А. С. Макаренко, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, но в последствии этот принцип превратился скорее в лозунг, чем в реальное руководство к действию и вновь был возрожден в отечественной педагогике, прежде всего, в работах и педагогической деятельности В. А. Сухомлинского и учителей, выступавших за педагогику сотрудничества: Шаталова, Лысенковой, Ильина, Щетинина, Караковского и др. Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей. Правила осуществления принципа гуманизации:

  • полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
  • опора па положительные качества воспитанника;
  • создание ситуации успеха;
  • защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии.

Полная реализация принципа гуманизации ведет к облагораживанию любого педагогического процесса и поведения его участников, к интеллектуализации их взаимоотношений, к правовой защите их от неблагоприятных воздействий среды, а также во взаимоотношениях друг с другом. Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление искренних и доброжелательных воспитательных отношений.

Принцип демократизации появился еще в ранней буржуазной педагогике. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Правила осуществления принципа демократизации:

  • индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса;
  • организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;
  • создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса;
  • нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды;
  • введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедеятельности;
  • взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и воспитанников;
  • широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях.

Принцип природосообразности впервые был сформулирован еще античными философами, но наиболее четко и содержательно Я. А. Коменским. В его трудах обосновывалось требование выбирать естественный путь развития человека, согласовывать организацию всего педагогического процесса не только с возможностями самого ребенка на определенных этапах его развития, но и природой, в которой живет ребенок, ее развитием и изменениями. Практически нет ни одного педагога, так или иначе не внесшего своего вклада в развитие этого принципа. Из русских педагогов следует выделить К. Д. Ушинского, сторонника антропологического направления в педагогике.

В советской педагогике этот принцип менялся несколько раз. Сначала он был сужен до принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, но позднее был дополнен принципом индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 1990-х гг. происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности.

Суть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа учащегося, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом становятся главными и определяющими факторами. Этот принцип требует, чтобы педагогический процесс строился но правилам:

  • организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье учащихся, способствующий созданию здорового образа жизни;
  • направлен на самовоспитание, самообразование, самообучение учащихся;
  • строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
  • опирается на зону ближайшего развития, определяющую возможности учащихся.

Принцип природосообразности может рассматриваться и как экологическая защита человека от возможного разрушительного влияния педагогического процесса, его насильственного давления.

Принцип субъектности - развитие способности ребенка осознавать свое Я во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.

Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике XIX в. И связан, прежде всего, с именем немецкого педагога А. Дистервега. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона).

Правша осуществления принципа культуросообразности:

  • понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающей их будущее;
  • максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры;
  • обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании;
  • формирование творческих способностей и установки у учащихся па потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

Принцип единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах направлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности учащегося.

Правила осуществления принципа:

  • установление прочных связей и отношений между всеми сферами жизнедеятельности учащихся;
  • налаживание взаимодействия всех сфер жизнедеятельности учащихся в целях выявления педагогического потенциала каждой из них, особенно семьи;
  • обеспечение взаимной компенсации, взаимопомощи, взаимодополнения, интегрирования усилий всех сфер жизнедеятельности учащихся.

Полная реализация данного принципа должна привести к взаимной ответственности всех причастных к образованию структур за результаты их деятельности.

Научность. Этот принцип, прежде всего, реализуется в отборе содержания образования и в его соответствии современному уровню развития науки и техники. Этот принцип является основополагающим при разработке учебных планов, учебных программ, учебников. Кроме того, этот принцип проявляется в том, что учитель в преподавании тех или иных дисциплин применяет методы их изучения, адекватные соответствующим наукам. В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладевали умениями и опытом научного поиска, способами научной организации учебного труда. Этому в большой степени способствуют использование проблемных ситуаций и организация исследовательской деятельности учащихся, овладение ими в процессе учения умениями наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции. В школе необходимо вооружить умениями слушать и фиксировать устное изложение (особенно лекционное), вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, работать в библиотеке, овладевать навыками самообразования.

Доступность. Все, что передается воспитанникам и какие для этого подбираются методы и средства, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности.

Правила реализации принципа , разработанные Я. А. Коменским и другими авторами:

  • переходить от близкого к далекому;
  • от легкого к более трудному;
  • от известного к неизвестному;
  • учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями и.m требованиями.

На первый взгляд, возникает определенное противоречие между этим принципом и принципом научности. По сложность педагогического процесса и заключается в том, чтобы каждому ребенку изложить научную информацию с учетом возможностей его понимания и восприятия, адаптируя и упрощая материал, но не на столько, чтобы исказить его научную сущность.

Наглядность. Я. А. Коменский считал этот принцип "золотым правилом дидактики", предлагая все что возможно предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них. Но не надо это понимать так, что на всех уроках и всегда необходимо использовать какие-то наглядные изображения или сами изучаемые объекты. Речь идет о разумности и мере, учете специфики предлагаемого материла, возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых и воспитываемых. Польский дидакт Ч. Куписевич и другие дидакты сформулировали правила его реализации:

  • прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса;
  • познавательной деятельностью ученика в процессе использования наглядных средств надо руководить;
  • рационально сочетать слово и наглядное изображение;
  • применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, наглядные пособия, ТСО (технические средства обучения) и современные информационные технологии;
  • использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации;
  • предметная наглядность в зависимости от возраста детей заменяется символической.

Систематичность и последовательность

К. Д. Ушинский считал, что только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями.

Этот принцип реализуется при соблюдении следующих правил:

  • предварительное определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализация;
  • доступность и привлекательность предлагаемой информации, что имеет мотивационное значение;
  • выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материла, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование на этом внимания;
  • четкое структурирование знания и его логики, что не только способствует лучшему усвоению информации, но и вооружает общеучебными умениями работы с любым материалом самостоятельно;
  • включение в структуру изложения материала постоянных кратких и обобщающих повторяющихся выводов по каждому законченному фрагменту предлагаемого материала и в конце изложения всего материала, что способствует не только лучшему запоминанию, но и формированию системы ассоциаций, активизации ранее изученного;
  • обучение с ранних ступеней разнообразным способам систематического, логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ, рассказ, ответ по плану, сообщение, небольшое выступление, доклад, краткая лекция;
  • все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего (Я. А. Коменский);
  • создание условий для самостоятельного выполнения заданий, приложения продолжительных и систематических усилий;
  • использование внутрипредметных и межпредметных связей;
  • планирование учебно-воспитательного процесса: систематическая подготовка учителя к урокам и другим формам взаимодействия с детьми, тщательный анализ содержания материала и поставленных целей, равномерное распределение домашнего задания в учебном процессе;
  • осуществление постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения и воспитания.

Сознательность, активность, самодеятельность, творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством

Активно и сознательно осуществляемая учебно-познавательная деятельность помогает учащимся овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности. С этой целью учитель на занятиях использует разнообразные методы, приемы и средства работы, направленные на развитие интереса и потребности в овладении знаниями, использует развивающие технологии обучения. Реализация этого принципа во многом определяется ролью и позицией учителя (воспитателя) в учебно-воспитательном процессе. Если учитель (воспитатель) - абсолютно верный и чуть ли не единственный источник информации и руководитель-организатор, а ученик (воспитанник) - слушатель-исполнитель, то этот принцип останется только декларацией. Если ученики и в обучении, и в воспитании ставятся в ситуацию самостоятельного поиска решения, творческого проявления собственного потенциала под ненавязчивым, консультирующим, направляющим, поддерживающим, компетентным руководством со стороны педагога, тогда педагогическое взаимодействие доставит взаимное удовлетворение и даст положительный результат как в самоактуализации (самореализации) ученика, так и учителя (воспитателя). По при этом следует помнить, что познавательная деятельность побуждает их активность при следующих условиях:

  • деятельность принципиально нова для учащихся;
  • действительно выполняется самостоятельно;
  • организуется сознательно и целенаправленно на основе ясного понимания целей и задач предстоящей работы;
  • учитываются индивидуальные интересы и потребности воспитанников, формируются ценностные мотивы к учению;
  • создаются ситуации, содержащие противоречия, заставляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и их разрешать;
  • область предлагаемых заданий охватывает не только учебные, но и воспитательные задачи, направленные на формирование определенных нравственных позиций и норм жизни;
  • коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка. Когда учащиеся приобщаются к сотрудничеству и кооперации при решении задач теоретического и практического характера, учатся распределять задания в группе, координировать индивидуальные действия, руководить и подчиняться распоряжениям других;
  • отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления инициативы, самостоятельности и творчества;
  • опора на доверие.

Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания, обучения и развития

На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет, насколько интересен и важен он для ученика, насколько ценен в плане использования в жизни. Правила реализации данного принципа:

  • формирование позитивного отношения к изучаемому;
  • организация активного участия воспитанников в подготовке к усвоению предлагаемой информации;
  • самостоятельное решение учащимися (воспитанниками) доступных им задач;
  • сообщение нового знания или формирование новых умений и действий поведения только на основе хорошо усвоенного;
  • регулярное повторение изученного с введением элементов новой оценки или интерпретации усваиваемого материала;
  • систематизация материала, связанная с его самостоятельным воспроизведением;
  • выработка умений и потребности у обучаемых (воспитываемых) в теоретической и практической проверке рассматриваемых законов, научных принципов и правил;
  • закрепление знаний, представленных в логически целостных структурах;
  • систематический контроль и оценка результатов обучения и воспитания;
  • применение полученных знаний в новых ситуациях.

Связь теории с практикой и с жизнью

Принцип выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей действительности. Воспитанникам надо довести до понимания, что практика, прежде всего, источник нового знания, новых проблем, новых ситуаций, ставящих человека в ситуацию поиска ответа па возникшие вопросы. Практика - критерий истинности полученного нового знания. Когда учащиеся (воспитанники) в своей деятельности выполняют всевозможные опыты, практические задания, анализируют свое поведение в тех или иных ситуациях, они получают подтверждение истинности или ошибочности полученного знания. Основными путями реализации этого принципа в учебно-воспитательном процессе являются:

  • организация разнообразной практической деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек;
  • самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положение или правильность (ошибочность) его применения на практике;
  • организация обучения и воспитания таким образом, чтобы воспитанники самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории;
  • попытка (где возможно) решить проблему новым путем и объяснить полученные результаты;
  • широкое привлечение в учебно-воспитательном процессе краеведческого материала;
  • активное включение воспитанников в общественно полезную деятельность;
  • посильное включение в трудовую деятельность.

Единство знаний и поведения

Этот принцип вытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Поэтому при реализации данного принципа необходимо постоянно организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в социально ценном поведении.

Положительный эмоциональный фон педагогического процесса

Этот принцип выступает как бы итоговым, обобщающим принципом. Соблюдение всех предыдущих принципов как раз и должно обеспечивать положительный эмоциональный фон педагогического процесса. Такую его организацию, когда всем участникам этого процесса интересно и увлекательно заниматься совместной деятельностью, будь то учебная, внеурочная или внешкольная. Участники взаимодействия открыты и толеранты по отношению друг к другу. Хорошо организовано учебно-воспитательное пространство: красиво оформленные классные и рекреационные помещения, наличие цветов, зелени, произведений искусства. Образовательное учреждение многофункционально и максимально адаптировано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного ученика и всего детского коллектива.

В данном контексте можно выделить еще один принцип, о котором говорили классики педагогики, начиная с Коменского, но котором)"длительное время не давали определенного названия - принцип эстетизации детской жизнедеятельности.

Все принципы целостного педагогического процесса между собой взаимосвязаны и взаимодополняемы.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей. Человек как личность – основная ценность.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой . Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.

Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности. Изучение теории может опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Например, изучение тригонометрических зависимостей между сторонами и углами приобретает особый смысл, если оно преследует цель определения расстояний до недоступных объектов.

Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу - принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако необходимо помнить, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, включенность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность

Принцип научности . является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора, специальное обучение воспитанников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу и научно-библиографический аппарат. При реализации принципа научности проявляются два диалектических противоречия. Первое связано с тем, что знания нужно доводить до научных понятий, хотя они должны быть доступны. Второе обусловлено тем, что в школе дается материал, не являющийся дискуссионным, в то время как в науке в отношении тех или иных вопросов нет единой точки зрения.

Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения . Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако, как совокупность понятий, суждений, оценок, убеждений, сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. То есть реализация принципа ориентированности педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. . Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек. Оно всегда сопровождается обособлением, в котором человеком реализуется присвоение общественной сущности. Общение и обособление - источник социального богатства личности. Наилучшие условия для общения и обособления создает коллектив как высшая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимной помощи. В коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себе отдельная личность. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и Другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития. Сама природа педагогического процесса с его задачной структурой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг организационного _принципа требование преемственности, последовательности и систематичности , направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. Учебно-воспитательный процесс всегда обращен к целостной личности. Но в каждый отдельно взятый момент учитель решает конкретную педагогическую задачу. Связь и преемственность этих задач обеспечивают переход учащихся от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обогащение и развитие. Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности в обучении и воспитании, так как сложные задачи не могут быть решены в короткий срок. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. К. Д. Ушинский писал: "Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями"". Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие, где, с одной стороны, необходимость формирования системы знаний, умений и навыков по предметам, а с другой - необходимость формирования целостного мировоззрения о единстве и обусловленности явлений окружающего мира. Прежде всего это обеспечивается построением программ и учебников предметного преподавания при обязательном установлении межпредметных и внутрипредметных связей. В настоящее время применяется преимущественно линейный принцип построения учебных программ, реже концентрический. Уменьшение доли концентризма связано с тем, что учебные программы все более тесно связываются между собой. На практике принцип преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования учитель намечает последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации педагогического процесса, планирует повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание темы таким образом, чтобы исходные понятия изучались ранее, а тренировочные упражнения, как правило, следовали бы за изучением теории. Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса является принцип наглядности .. Я. А. Коменский, обосновавший "золотое правило дидактики", согласно которому к обучению необходимо привлекать все органы чувств, писал: "Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности". Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Однако научные понятия и абстрактные положения легче доходят до учащихся, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п. Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, диапозитивов, карт, схем и т.п. Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса. По линии возрастания абстрактности виды наглядности принято подразделять следующим образом: естественная (предметы объективной реальности); экспериментальная (опыты, эксперименты); объемная (макеты, фигуры и т.п.); изобразительная (картины, фотографии, рисунки); звукоизобразительная (кино, телевидение); звуковая (магнитофон); символическая и графическая (карты, графики, схемы, формулы); внутренняя (образы, создаваемые речью педагога) (по Т. И. Ильиной). Чтобы не сдерживать развитие абстрактного мышления учащихся, в использовании наглядности важно чувство меры. Большое значение имеет сочетание применения наглядности с творческой работой детей по созданию наглядных пособий. В использовании наглядности должна быть вариативность, чтобы в сознании воспитанников не запечатлялся какой-либо конкретный образ предмета или явления. Так, некоторые учащиеся испытывают большие затруднения в доказательствах теорем, если все они раскрывались на стандартном положении прямоугольного треугольника и т.п.

С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни ., прежде всего обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарнопрактического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности, в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.

Педагогический процесс имеет свои особые закономерности. Они определяются как объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями и сторонами педагогического процесса.

Среди общих закономерностей педагогического процесса И.П. Подласый выделяет следующие:

динамику педагогического процесса . В педагогическом процессе величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный «ступенчатый» характер. Следствие действия закона: тот ученик обладает более высокими общими достижениями, у которого лучше промежуточные результаты;

развитие личности в педагогическом процессе . Педагогический процесс способствует развитию личности;

управление образовательным процессом . Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;

стимулирование. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов образовательной деятельности, интенсивности, характера и своевременности внешних стимулов;

единство чувственного, логического и практического в педагогическом процессе;

единство внешней и внутренней деятельности ;

обусловленность педагогического процесса . Течение и результаты образовательного процесса зависят от потребностей, возможностей личности и общества и условий протекания процесса.

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса – исходные, ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций.

принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.

обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой . Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.

Принцип научности . является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей.

ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения .

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. . Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни., прежде всего обучения и воспитания.

Содержание образования один из основных компонентов педагогического процесса и важнейшее средство формирования личности. Содержание образования – педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности. В истории педагогики выдвигались теории формального, материального, утилитарного (Рассчитанный только на получение пользы, выгоды, узко практический (неод.). 2. Прикладной, практический.)Сторонники «формального образования» (Дж. Локк, И.Г Песталоцци, И. Кант, И.Ф. Гербарт и др.) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление, память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. Поэтому наиболее ценными являются такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума (математика, древние языки). По мнению, сторонников формального образования, знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.

Сторонники «материального образования» (Я.А. Коменский, Г.Спенсер и др.) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо преимущественно естественнонаучным дисциплинам. Сторонники этой точки зрения считали главным сообщение ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений. По их мнению, развитие мышления, способностей, познавательных интересов учеников происходит без специальных усилий в ходе изучения «полезных знаний».

К.Д. Ушинский и другие педагоги доказывали односторонность каждой из этих теорий содержания образования. По их мнению, и материальное, и формальное образование неразрывно связаны друг с другом. Формальное развитие можно приобрести лишь путем изучения наук, языков, искусств, ремесел. Каждая наука, каждый язык, искусство или ремесло своими особенными приемами и свойствами своего материала, своей методологией воздействуют на развитие ума, интеллектуальных способностей и умений. Известный представитель философии прагматизма, американский педагог Дж. Дьюи (1859-1952) в основу школьного образования положил организацию практической деятельности детей. При этом он утверждал, что «материал обучения нужно брать из опыта ребенка». В ходе практической деятельности учащиеся овладевали знаниями по разным предметам.

В современной педагогике утвердился личностно ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, с позиций которого «содержание образования – это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания» (В.С. Леднев).

В последнее десятилетие в Республике Беларусь наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к формированию содержания образования, прежде всего в высшей школе. Компетентностный подход предполагает реализацию в содержании образования практико-ориен-тированного характера профессиональной подготовки студентов, усиление роли их самостоятельной работы по разрешению задач профессионального характера. Компетентность выпускника вуза трактуется как выраженная способность (доказанная возможность) применять знания и умения, решать и реализовать широкий круг вопросов из профессиональной, социальной и личностной сфер (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий).

· Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности , усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это - основные понятия, категории, термины, факты, основные законы науки, теории и концепции; знания о способах деятельности, методах познания и истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе и т.п. Эти знания и составляют когнитивный опыт человечества и отдельной личности.

· Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу, то есть система умений и навыков. Этот компонент содержания образования представлен как интеллектуальными, так и практическими умениями; как умениями, общими для многих предметов (сравнить, выделить существенное, составить план, сделать вывод и др.), так и специфическими для определенного учебного предмета. Умения и навыки являются основой конкретных видов деятельности, овладение ими позволяет новым поколениям воспроизводить и сохранять культуру.

· Опыт творческой деятельности , выражается в готовности к творческому преобразованию действительности. Эта готовность обеспечивается творческими умениями такими, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений данной проблемы; нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных или не являющихся комбинацией известных способов решения.

· Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру. Этот компонент определяет нормы отношений человека, а значит его воспитанность. Именно отношения лежат в основе системы ценностей и мировоззрения личности, культуры ее чувств и привычек поведения.

Источниками содержания образования является культура общества и ее компоненты: наука, материальное производство, духовные ценности, виды и способы деятельности, существующие в обществе, средства, организационные формы обучения и др.

На основе образовательных стандартов разрабатываются нормативные документы, определяющие содержание образования: учебные планы образовательных учреждений, учебные программы, учебники и учебные пособия (см. схему 12, с. 64).

Стандартизация содержания образования, которая обеспечивается разработкой системы образовательных стандартов в соответствии с Законом ««Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции от 19.03.2002).

«В Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования» (статья 11). Государство определяет стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях образования. Это дает возможность осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, диагностировать результаты образования, обеспечивать единый уровень общего образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений. Кроме того, реализация стандарта образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ; нормализации учебной нагрузки; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; принятию обоснованных управленческих решений и т.п. Функции образовательных стандартов: социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

В учебном плане общеобразовательной школы, который упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий, содержатся следующие данные: полный перечень учебных предметов по годам обучения; количество часов (уроков), отводимых на каждый учебный предмет, в неделю, за учебный год и за все годы обучения; периоды производственной практики; продолжительность учебных четвертей и каникул. Учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям.

Типовые учебные планы в Республике Беларусь утверждает Министерство образования. На их основе ежегодно Министерством образования утверждаются учебные планы на текущий учебный год для всех типов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования независимо от формы собственности.

Учебный план содержит базовый (инвариантный) и школьный (вариативный) компонент. Школьный компонент определяется решением педагогического или методического совета школы с учетом пожеланий учащихся и их родителей, наличия соответствующих педагогических кадров и материально-технической базы школы.

Типовая учебная программа утверждается Министерством образования. Обычно учебная программа состоит из объяснительной записки, основной части, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В объяснительной записке коротко раскрывается структура содержания учебного предмета, показываются его роль и функции в учебном плане, обосновываются цели и задачи изучения предмета, дается общая характеристика методов, форм, средств обучения. Основная часть программы отражает содержание, структуру учебного предмета. В ней излагаются основные положения каждой темы с указанием количества часов на ее изучение. В этой части должны реализовываться цели и задачи, поставленные в объяснительной части учебной программы; четко разделяться обязательный для изучения и дополнительный материал; указываться возможные средства обучения, а также лабораторные, практические, экскурсионные и т.п. занятия. В данной части программы содержатся также указания на межпредметные связи при изучении тех или иных тем, выделяются ведущие идеи, понятия, проблемы науки, которые изучаются в учебном курсе.

Загрузка...