inlaber.ru

Планы логопеда в коррекционной школе. План работы школьного логопеда на учебный год

Учитель-логопед, ГС(К)ОУ “Введенская школа-интернат”, Курганская область.

Цель.

Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Задачи.

  1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) обучающихся.
  2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся, принятых на логопедические занятия.
  3. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей-инвалидов и детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры речевого дефекта.
  4. Разработка программы коррекционно-развивающих логопедических занятий по воспитанию правильной речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями школа речевого общения “Говорим, общаемся, развиваемся” (для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида с системным недоразвитием речи тяжёлой степени).
  5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.

Приоритетные направления деятельности.

  • совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
  • структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне них;
  • систематизация учебно-методического материала.
Мероприятия Сроки проведения
I. Организационная работа.
1. Подготовка кабинета к новому учебному году. До 01 сентября
2. Первичное и углублённое обследование устной и письменной речи детей (в начале и в конце года).
3. Изучение документации детей, вновь принятых на логопедические занятия. С 01 по 15 сентября
4. Проведение мониторинга устной и письменной речи детей 1-7 классов. С 01 по 15 сентября, с 15 по 31 мая
5. Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года. С 01 по 15 сентября, с 15 по 31 мая
6. Зачисление обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, в речевые группы с учетом возраста и речевого дефекта, группы закрепить приказом по школе. С 01 по 15 сентября
7. Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией школы. С 01 по 15 сентября
8. Оформление общешкольного логопедического уголка и обновление материала для педагогов школы и родителей на общешкольных стендах и уголка логопеда в методическом кабинете школы. Один раз в четверть
9. Оказание помощи в оформлении логопедических уголков в классах и группах. Ежемесячно
10. Подготовка раздаточного материала для коррекции дисграфии. В течение года
11. Приобретение наглядности для оформления логопедического кабинета. До 01 сентября
12. Продолжение работы по накоплению специальных компьютерных программ для коррекции речи и психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде. В течение года
13. Анализ коррекционной работы. С 15 по 30 мая
II. Коррекционная работа.
1. Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени. С 15 сентября по 15 мая
2. Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени. С 15 сентября по 15 мая
III. Научно-методическая работа.
1. Разработка программы коррекционно-развивающих логопедических занятий по воспитанию правильной речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями школа речевого общения “Говорим, общаемся, развиваемся” (для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида с системным недоразвитием речи тяжёлой степени). В течение года
2. Проведение групповых консультаций.
а) Выступления на родительских собраниях на темы.
  • “Гиперактивные дети”. Выпуск методических рекомендаций для родителей.
Октябрь
б) Тематические консультации для учителей начальных классов:
  • “Понятие и причины оптической дисграфии”;
  • “Коррекция оптической дисграфии”. Выпуск методических рекомендаций по теме для учителей начальных классов.
Ноябрь
в) Тематические консультации для воспитателей младшей группы:
  • “Причины и степени речевого недоразвития детей с недоразвитием интеллекта”;
  • “Значение и развитие мелкой моторики для коррекции речевых нарушений”. Выпуск методических рекомендаций для воспитателей по теме.
Сентябрь
3. Проведение консультаций для родителей:
  • “Дыхательная гимнастика”. Выпуск методических рекомендаций для родителей;
  • Индивидуальные консультации.
Декабрь

Октябрь, декабрь, март, май

4. Участие в МО учителей-логопедов Курганской области. В течение года
5. Участие в семинарах-практикумах для педагогов Курганской области. Согласно плану ИРОСТ Курганской области
6. Участие в X межрегиональных педчтениях психолого-педагогического сопровождения умственно-отсталых детей в г.Шадринске. Апрель
7. Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и воспитателей:
  • “Дифференциация букв и – у”.
  • По развитию мелкой моторики.
Февраль
8. Проведение открытых индивидуальных занятий для родителей. В течение года
9. Прохождение аттестации на I квалификационную категорию. Сентябрь-декабрь
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ.
1. Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом. С 01 по 15 сентября
2. Знакомство с обследованием учителя физкультуры и ЛФК состояния общей моторики вновь поступивших в школу детей. В течение года
3. Анализ результатов обследования всех специалистов школы и составление индивидуальных программ развития. Сентябрь,май
4. Ознакомление постоянных членов школьной ПМПк и других педагогов школы с результатами логопедического обследования. В течение года
5. Ознакомление педагогов школы с направлениями коррекционной работы на текущий учебный год. Сентябрь
6. Ведение тетрадей взаимосвязи логопеда и психолога, логопеда и воспитателей, логопеда и учителей 1-2 классов. В течение года
7. Посещение занятий:
  • психолога;
  • Октябрь
  • учителя физкультуры и ЛФК;
  • Ноябрь
  • учителей начальных классов;
  • Декабрь, январь
  • воспитателей.
  • Февраль, март
    8. Подготовка документации к ПМПк. В течение года
    9. Индивидуальное консультирование педагогов школы. В течение года
    V. Работа с детьми-инвалидами.
    1. Разработка и реализация индивидуальных коррекционных программ для детей-инвалидов. Проведение индивидуальных занятий по исправлению недостатков речи. В течение года
    2. Прогностическое консультирование родителей детей –инвалидов. В течение года
    3. Проведение консультационных мероприятий с педагогическими работниками для реализации программ по обучению детей-инвалидов. В течение года
    4. Использование в работе с инвалидами логоритмических занятий, а также технологии моделирования и проигрывания сказок. В течение года

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    Бокситовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида

    «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

    Зам директора по УВР И.о. директор ГБОУ БСКОШИ 7 вида ________ А. Н. Нурмухаметова ____________ А. Н. Нурмухаметова

    Годовой план работы

    учителя-логопеда Галимовой А.Б.

    на 2015-2016 учебный год

    2015 год

    Цель работы логопеда школьного логопункта – оказание логопедической помощи учащимся с ЗПР, имеющим отклонение в развитии устной и письменной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной и устной речи.

    Задачи:

    Организация и проведение диагностических мероприятий, с целью своевременного выявления учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи.

    Организация адекватного дефекту коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений устной речи, нарушений письма и чтения любой формы;

    Организация сотрудничества учителя-логопеда с учителями начальных классов и русского языка среднего звена обучения с целью выработки единства требований к ученикам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, со стороны учителей и логопеда.

    Организация и проведение комплексной логопедической работы над всей речевой системой: психологической базой речи, импрессивной и экспрессивной речью.

    Наименование мероприятия

    Сроки выполнения

    Организационная работа

    Подготовка кабинета к новому учебному году.

    Косметический ремонт кабинета. Влажная уборка в кабинете. Оформление кабинета и уголка логопеда.

    до 01.08.2015.

    Предварительная работа с документацией.

    Составление плана работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год.

    Подготовка диагностического материала, бланков речевых карт и протоколов первичного логопедического обследования.

    до 01.09.2015.

    Диагностико-аналитическая деятельность

    Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей

    Проведение массового логопедического обследования учащихся начальной и среднего звена, углубленное обследование устной и письменной речи детей зачисленных на логопункт.

    02.09.2015-15.09.2015

    Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза детей зачисленных на логопункт

    Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для учителя-логопеда

    02.09.2015-15.09.2015

    Проведение мониторинга устной и письменной речи детей

    Проведение мониторинга, обработка результатов и заполнение соответствующей документации.

    02.09.2015- 15.09.2015

    14.01.2016-18.01.2016

    16.05.2016-31.05.2016

    Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года

    Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем.

    Разработка адаптированной рабочей программы по преодолению нарушений устной и письменной речи. Согласование данных программ на методическом совете ОУ.

    02.09.2015- 15.09.2015

    14.01.2016 18.01.2016

    15.05.2016- 30.05.2016

    а так же в теч. уч. года

    Комплектование групп и подгрупп для коррекционной работы

    Комплектование групп для коррекционной работы в соответствии с логопедическим диагнозом

    02.09.2015- 15.09.2015

    Коррекционно-развивающая деятельность

    Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно графику логопедических занятий

    Коррекция аграмматической дисграфии, оптической дисграфии и дислексии, акустической дисграфии, дисграфии обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза, дизорфографии, ОНР 3 и 4 уровня.

    15.09.2015–14.05.2016

    Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно графику логопедических занятий

    Коррекция дислалии, заикания.

    15.09.2015–14.05.2016

    Консультативно-методическая деятельность

    Консультирование педагогов по результатам обследования устной и письменной речи детей

    Итоги и результаты обследования речи учащихся

    02.09.2015-15.09.2015

    15.05.2016-30.05.2016

    Мероприятия по пропаганде логопедических занятий среди учителей и родителей, проведение групповых консультаций (беседы, лекции, выступления на родительских собраниях, методических объединениях, спецсеминарах, консилиумах), проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ

    По плану работы школы

    Проведение логопедической недели для учителей, воспитателей и специалистов ОУ.

    Доклад, открытые индивидуальное и подгрупповое занятия, внеклассное воспитательное мероприятие, оформление речевой газеты, организация викторины. Темы открытых занятий по календарно-тематическому планированию коррекционно-логопедических занятий.

    Взаимодействие с учителями начальных классов, русского языка среднего звена, воспитателями и психологом.

    Взаимопосещение открытых занятий и внеклассных мероприятий

    Взаимосвязь со специалистами ОУ

    Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка

    Совместно с педагогом-психологом проведение исследования сенсорной и познавательной сферы, мелкой моторики у детей.

    Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития

    Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а так же для составления индивидуальных программ развития

    Знакомство с содержанием коррекционного обучения

    Познакомить психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка среднего звена и воспитателей с направлениями коррекционной (логопедической) работы на текущий год.

    сентябрь по плану заседания школьного ПМПк

    Взаимопосещение коррекционных занятий и воспитательных мероприятий

    Посещение коррекционных занятий психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка 5-9 классов, открытых мероприятий воспитателей.

    в течении года по плану работы МО

    Подготовка документации к ПМПк и ПМПК

    Составление логопедического представления при необходимости уточнения или смены образовательного маршрута для ребенка

    в течении года по плану работы

    Индивидуальное консультирование

    Еженедельно согласно графику работы учителя-логопеда

    в течении года

    Работа с родителями

    Индивидуальное консультирование, проведение подгрупповых консультаций, выступление на родительских собраниях

    Знакомство с задачами работы школьного логопеда. Доклад: «Оказание логопедической помощи учащимся школы-интернат 7 вида».

    Индивидуальные беседы на темы:

    «Ознакомление с результатами обследования речи учащихся»;

    «Итоги работы школьного логопеда».

    Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета

    Предоставление заявки на имя директора ОУ на приобретение методических пособий, обучающих компьютерных игр

      Комплект массажных зондов – 1 шт;

      Индивидуальные кассы звуков, букв и слогов – 8 штук;

      Настенная касса звуков, букв и слогов – 1шт;

      Настольные зеркала для индивидуальной работы (9х12)- 8 штук

      Рабочие тетради для учащихся:

      Е.В. Мазанова «Учусь работать с текстом» альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза – 10 шт;

      Е.В.Мазанова «Логопедия. Дисграфия обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза» тетрадь № 1 - 5 шт;

      Е.В. Мазанова «Учусь не путать звуки» №1 и №2 альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии – по 10 шт;

      Е.В.Мазанова «Логопедия. Преодоление нарушения письма» тетрадь №2 – 5 шт;

      Е.В. Мазанова «Учусь работать со словом» альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии - 10 шт;

      Е.В. Мазанова «Логопедия. Дисграфия обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия» начальное обучение № 3 - 5 шт;

      Е.В.Мазанова «Оптическая дисграфия» - 5 шт;

      В.В. Коноваленко «Пишем и читаем»

    №1 – 5 шт,

    № 2 – 5 шт,

    № 3 – 5 шт.

      Компьютерная программа по логопедии «Игры для Тигры» - 1 шт.

      методическое пособие «Логопедическая азбука. От буквы к слову» - 1 шт.

    сентябрь-октябрь

    в течении года

    Изготовление раздаточного материала

    по лексическим темам логопедических занятий

    «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Транспорт», «Игрушки», «Учебные принадлежности», «Продукты» и т.д.

    в период каникул

    Повышение профессиональной компетентности

    Посещение курсов в БИРО, лекций, семинаров, методических объединений

    Прохождение курса повышения квалификации. Повышение квалификации. Прхождении аттестационной комисси.

    в течении года

    Работа с научной и публицистической литературой

    Изучение статей периодических изданий

    в течении года

    Работа в Интернет

    Регистрация на логопедических сайтах, изучение ресурсов и публикация в них собственной работы. Публикация на сайте школы ГБОУ БСКОШИ 7 вида.

    в течении года

    Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определенных методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

    Внедрять инновационные и компьютерные технологии, программы, нетрадиционные методики коррекции речи в логопедическую работу (арома-, Су-джок-, музыка- и иппотерапии), экскурсии: «Признаки осени. Листопад», «Тучкины штучки», «Зимний сад», «Морской музей», «Зоопарк» (ГУП санатория «Янган-тау»). Проводить наблюдение за их эффективностью в преодолении нарушений речи у детей с ЗПР.

    в течении года

    План работы составила: _____________ учитель-логопед Галимова А.Б.

    Утверждаю:

    Директор МБОУ СОШ №4

    _______ /Стрекалова М.Г./

    Приложение __ к приказу_________

    Годовой план учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год.

    Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи,обусловленные ОНР,ФФНР.
    Задачи:

    1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
    2. Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
    3. Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
    4. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
    5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.

    6. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей-инвалидов, обучающихся на дому.

    Направление деятельности и формы работы

    Цель проведения

    Сроки проведения

    Диагностико-проектная деятельность

      Первичное обследование устной и письменной речи.

      Знакомство с данными медицинского об­следования, сбор анамнеза.

      Комплектование групп и подгрупп.

    Выявление нарушений устной и письменной речи.

    Уточнение этиологии характера речевых нарушений

    Заполнение речевых карт, состав­ление перспективных планов рабо­ты с каждой группой.

      Повторное обследование устной и письменной речи.

      Проверка техники чтения в начальных классах.

    Заполнение речевых карт.

    Своевременное выявление учащихся с нарушениями чтения.

    По окончании I полугодия.

    Начало учебного года, входной контроль.

    По окончании каждой четверти.

    Коррекционно-развивающая деятельность.

    1.Проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной и письменной речи.

    2. I этап коррекционной работы

    3. II этап коррекционной работы

    3-4 классы.

    4. I этап коррекционной работы

    II этап коррекционной работы

    3-4 классы.

    5.IIIэтап коррекционной работы 1-4 классы

    Коррекция речевых нарушений у учащихся.

    Коррекция речевых нарушений у учащихся.

    Систематически в течение уч.года.

    Сентябрь-октябрь

    Ноябрь-декабрь

    Декабрь-апрель

    Консультативно-методическая деятельность.

    1. Родительские собрания в 1 классах.

    «Результаты диагностического обследования первоклассников»

    2. Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи детей.

    3. Мероприятия по пропаганде логопедичес­ких знаний среди учителей и родителей (беседы, лекции, выступления на роди­тельских собраниях, на консилиумах)

    4. Выступление на МО учителей начальных классов

    «Совету учителю. Дисграфия.»

    «Советы учителю.Дислексия.»

    «Советы учителю. Дизорфография.»

    5. Взаимодействие с учителями, психологом.Посещение открытых уроков в 1-4 классах.

    6.Работа в ПМП(к) МБОУ СОШ №4. Заполнение логопедических представлений на учащихся. Составление индивидуально-коррекционных программ. Коллегиальное заключение.

    Выступление на педагогическом совете с анализом работы учителя-логопеда за учебный год.

    7.Работа в городской ПМПК

    Ознакомление родителей с резуль­татом диагностики речевого разви­тия детей

    Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выяв­ленных особенностей его речевого развитии.

    Ознакомление учителей и роди­телей с актуальными проблема­ми коррекционного воспитания ребёнка

    Своевременное выявление учащихся, неусваивающих программу обучения общеобразовательной школы в начальных классах.

    Ознакомление с результатами коррекционной работы.

    сентяб­рь

    Систематически

    Систематически

    На протяжении учебного года.

    Сентябрь

    На протяжении учебного года.

    Февраль-март

    Сентябрь

    Сентябрь

    Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности.

      Методическое объединение учителей-логопедов.

    Заседание МО №1

    «Анализ деятельности логопедических пунктов школ за 2014- 2015уч.год».

    Заседание МО №2

    1.«Нестандартные приёмы развития моторики (общей, мелкой, артикуляционной) на логопедических занятиях.»

    2. «Тестотерапия на логопедических занятиях.»

    Заседание МО №3

      «Межполушарное взаимодействие»

      « Сказкотерапия на логопедических занятиях»

    Заседание МО №4

      «Отчет о деятельности логопедических пунктов школ за 2015-2016уч.год»

      « Анализ деятельности МО учителей-логопедов».

    Ознакомление учителей-логопедов с новыми подходами в работе учителей-логопедов. Повышение профессиональной компетентности.

    Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 4 Чернявской И.В.

    Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 5 Белоус Л.В.

    Доклад руководителя МО учителей-логопедов Гриценко А.В.

    Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 6 Мелешенко Г.Г.

    Август. На базе МБОУ СОШ №6.

    Декабрь. На базе МБОУ СОШ №5.

    Февраль. На базе МБОУ СОШ № 1.

    Май. На базе МБОУ СОШ №1

    2.Работа с научной и публицистической ли­тературой

    Систематически

    3. Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых ме­тодов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

    Выбор наиболее эффективных пу­тей обучения и восстановления ус­тной и письменной речи детей

    Систематически

    Заполнение речевых карт

    4. Планирование методической работы на год

    5. Составление логопедических программ для работы с учащимися.

    6. Заполнение речевых карт

    7. Заполнение журнала учета посещаемости логопедических занятий,журнала обследования и журнала консультаций.

    8. Составление конспектов занятий

    Повышение профессиональной компетентности.

    9.Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации.

    10. Прохождение годичных заочных курсов профессиональной переподготовки с целью получения теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования по специальности «Логопедия»,Таганрогский институт им.А.П.Чехова (филиал)ФГБОУ «РГЭУ».

    11.Накопление материала по теме самообразования: «Диагностика и коррекция нарушений письменной речи и чтения.»

    Получение теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования

    1 раз в четверть

    Систематически

    Систематически

    Iполугодие уч.года

    Сентябрь-май.

    Систематически

    Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета

      Изготовление и приобретение методичес­ких пособий: «Интерактивные карточки по познавательно-речевому развитию учащихся.»

    2.Обновление методической литературы по логопедии.

    Работа с детьми-инвалидами

    1.Разработка и реализация адаптированных индивидуальных коррекционных программ для детей-инвалидов. Проведение индивидуальных занятий по развитию устной и письменной речи.

    2.Консультирование родителей детей-инвалидов.

    3.Использование в работе с детьми-инвалидами логоритмических занятий, технологии моделирования и проигрывания сказок, компьютерных развивающих программ.

    Коррекция речевых нарушений

    Ознакомление роди­телей с актуальными проблема­ми коррекционного воспитания ребёнка-инвалида

    Повышение эффективности коррекционной работы

    В течение учебного года

    Структура программы коррекционной работы:

    1. Пояснительная записка
    2. Направления коррекционной работы учителя–логопеда
    3. Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей
    4. Перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.

    1. Пояснительная записка

    Цель программы

    Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

    Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.

    Задачи программы

    • Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
    • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
    • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
    • Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
    • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

    Условия реализации программы коррекционной работы

    Нормативно-правовое обеспечение:

    Работа логопедического пункта организуется на основании:

    • Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
    • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
    • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
    • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
    • Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
    • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
    • Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения г. Снежинска
    • Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы №… .

    Психолого-педагогическое обеспечение:

    – обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

    – обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

    – обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

    – обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

    Программно-методическое обеспечение

    В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

    Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

    Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

    – преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

    – создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

    – коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

    При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.

    Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 Санкт-Петербурга.

    Материально-техническое и информационное обеспечение

    В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № …» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

    Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

    Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»

    Этапы реализации программы коррекционной работы (Приложение 1)

    В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.

    Программа коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 2) .

    3. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы

    Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

    Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

    Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня) (Приложение 3) .

    Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.

    4. Перспективный план работы с группами учащихся с речевым недоразвитием

    Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа (Приложение 4).

    Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

    На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).

    В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

    1) будут восполнены пробелы:

    • в развитии звуковой стороны речи
    • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
    • в формировании связной речи

    2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

    Литература:

    1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю
    . Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  • Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Локалова Н.П
  • . 120 уроков психологического развития младших школьников (в 2-х частях) М: Ось – 89, 2006 г.
  • Метусс Е.В., Литвина А.В
  • . и др. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). СПб.: Каро, 2006 г.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 г.
  • Ястребова А.В
  • . Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М: Аркти, 1999 г.
    Загрузка...