inlaber.ru

Протокол обследования устной и письменной речи. Протокол по диагностики речевых нарушений устной речи учащихся младших классов, (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.)

Почти все российские и зарубежные исследователи проблемы дисграфии и дислексии сходятся во мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций : недостаточной сформированности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор отмечается трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Профессор Ананьев Б.Г. также указывает на связь ошибок в чтении и письме у части младших школьников с трудностями пространственного различения.
Та или иная степень нарушения письма и чтения предопределяется уровнем сформированности устной речи.

Если дефект устной речи ограничен несформированностью её звуковой стороны, то нарушения чтения и письма обусловлены фонетико-фонематической или только фонематической недостаточностью. В этих случаях наиболее типичными ошибками являются замены и смешения согласных букв, обозначающих звуки различных оппозиционных групп.

Что касается нарушения чтения и письма у детей с ОНР, то у них наряду с ошибками, отражающими несформированность звуковой стороны речи, отмечаются ошибки, связанные с несформированностью лексико-грамматических средств языка.

Существует целый ряд методик диагностики письменной речи. Перед тем, как перечислить основные задания, хочу напомнить, что во время обследования логопед должен обратить внимание на характер процесса письма: записывает ли ребёнок предъявляемое слово сразу или проговаривает его несколько раз, подбирает нужный звук и соответствующую букву, какие испытывает при этом трудности и т.п.
Обследование письма может проводиться как коллективно, так и индивидуально. По ходу чтения не следует делать исправлений и замечаний.

Итак, обследование письма включает в себя:

1. Списывание:

а) с рукописного текста;
б) с печатного текста;
в) осложнённое заданиями логического или грамматического характера
(например: в предложении рассказывающем о птицах, подчеркни слово,
состоящее из 3-х слогов).

2. Слуховой диктант.

Кроме обычного проведения диктанта со зрительным самоконтролем (предложен Садовниковой) такой вид диктанта отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма.
Проводится он так: после написания учениками диктанта на несколько минут открывается записанный на доске текст диктанта, и детям предлагается найти свои ошибки и исправить их цветными карандашами. Карандаши используются для того, чтобы отличить ошибки, исправленные в ходе зрительной самопроверки, от
поправок, сделанных в ходе написания диктанта, и от последующих исправлении логопеда. При оценивании работы логопед обязательно учитывает и общее количество сделанных ошибок и количество ошибок, исправленных самостоятельно.

3. Самостоятельное письмо.

Сюда относятся задания типа:
- дать подписи к предметным картинкам (слова);
- дать подписи к сюжетным картинкам (предложения);
- написание изложения либо сочинения.

2 класс.
Осуществлена связь с программным материалом. Учтено, что в 1-м классе изучены следующие темы: предложение, заглавная буква в начале предложения и в именах собственных, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, -ь- для обозначения мягкости согласных.
Логопедические задачи: проверить, как дифференцируются парные согласные, оптически и кинетически сходные буквы.

Роща.
Дети любят гулять в роще. Тут дубы и клёны. По веткам скачут пушистые белки. Пёстрый дятел долбит ствол. В траве шуршит ёжик. Синицы сели на верхушку дуба и громко щебечут. Яркие солнечные пятна скользят по листве.

3 класс.
Добавлены и распространены предложения, т.к. уже были изучены темы: «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Парные звонкие и глухие согласные», «Разделительный -ь- знак», «Сложные слова».

В роще.
Мои друзья любят гулять в роще. Тут берёзы, дубы и клёны. По ветвям скачут пушистые белки. Пёстрый дятел долбит твёрдую кору острым клювом. В траве шуршит ёжик. Синицы дружной стайкой сели на верхушку дуба и громко щебечут.

У старого клёна муравейник. Интересно наблюдать за его трудолюбивыми жильцами. Лёгкий ветерок шелестит листвой. Яркие солнечные пятна лежат на траве.



4 класс.

Весёлые скороговорки.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько корку. У пенька опять пять опят. У Вари на бульваре варежки пропали. Бросили бананы забавной обезьяне. У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят. Ежу на ужин мышонок нужен. Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой. В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля. Маленькую Люсю напугали гуси. По огороду мудрый крот ведёт к норе водопровод. У доброй бабушки Марины компот из яблок и малины.

Диагностика нарушения чтения начинается с исследования, проводимого по альбому оптических проб, разработанных сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. Герцена и включающего в себя:

Знание букв (печатных и рукописных);
- узнавание букв в усложнённых условиях: недописанных, изображённых пунктиром, неправильно размещённых в пространстве, написанных разными
шрифтами, изображённых зеркально, «зашумлённых» и т.п.;
- узнавание букв, наложенных друг на друга (по типу фигур Попельрейтера);
- узнавание сходных по начертанию букв, данных попарно или в буквенном
ряду;
- конструирование букв из отдельных элементов.

Методика А.Н Корнева основана на всестороннем подходе к диагностике нарушения чтения и включает в себя клинико-динамическое. энцефалографическое, нейропсихологическое и психологическое исследования. Автор методики исходит из того, что важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.

Эта методика включает в себя следующие задания:

Рядоговорение (например, перечисление по порядку времён года или дней недели);
- воспроизведение ритма (удары карандашом по столу);
- тест «Кулак - ребро - ладонь»;
- тест «Повторение цифр» (сначала нужно воспроизвести названный ряд цифр, например 4-4-4-7- начинать с 2-х и доводить до 5) затем названные цифры предлагается назвать в обратном порядке. Например: 5 - 7 - 4, а ребёнок должен сказать 4-7-5).

1-я часть этого теста характеризует слухоречевую память, 2-я часть -оперативную память)
- для проверки зрительного восприятия и зрительно - моторной координации можно
использовать задания на дорисовывание фигур, букв, изографы (таблица).

При обследовании состояния чтения полезно использовать следующие задания:
- поиск заданного слова (таблица);
- чтение ряда сходных по структуре слов, сходных по звучанию (таблица);
- чтение слов с необходимостью их восстановления:

ФЛ...Г... (я, а) К...Б...Н... (а, и, а);

Чтение текста с пропущенной одной или несколькими буквами («Сломалась
пишущая машинка»);
- наконец, чтение обычного текста (желательно, повествовательного характера).

Выполнение оценивается по трём критериям:
- для первоклассников - способ, скорость, правильность чтения;
- для учащихся 2, 3 классов - скорость, правильность и понимание смысла
прочитанного.

В заключение хочу напомнить о том, что выявленные недостатки чтения сопоставляются с данными обследования письма и устной речи. Это позволит определить в каждом конкретном случае, что именно является превалирующим в картине речевого дефекта: преобладает ли у ребёнка недостаточность лексико-грамматических средств языка или недоразвитие звуковой стороны речи и, прежде всего, фонематических процессов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Ответственность учителя-логопеда

Права учителя-логопеда

Учитель-логопед имеет право:

На определение приоритетных направлений в работе с детьми;

На инициативу, свободу выбора методик работы по утвержденным в ОУ программам;

На участие в разработке новых коррекционных и диагностических методов;

На участие в управлении ОУ путем обсуждения важнейших вопросов деятельности ОУ;

На получение педагогического отпуска сроком до одного года не реже чем через десять лет непрерывной преподавательской работы;

На получение педагогической пенсии по выслуге лет при наличии педагогического стажа двадцать пять лет;

На защиту своей профессиональной чести и достоинства;

На моральное и материальное стимулирование труда;

На повышение своей профессиональной квалификации.

Учитель-логопед ОУ несет ответственность:

За выполнение возложенных на него вышеперечисленных обязанностей;

За исполнение Устава ОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, приказов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией ОУ;

За обязательное посещение обучающимися на логопедическом пункте занятий;

За сохранность имущества ОУ, технических средств, логопедического инструментария, методического и информационного материала;

За соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и норм охраны труда на рабочем месте;

За охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

За грамотное применение научно обоснованных методик;

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью ребенка;

За соблюдение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса.


Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Учитель-логопед проводит обследование устной речи первоклассников, прикрепленных к логопункту, и письменной речи учеников 2-4-х классов, уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2-4-х классов.

Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.

Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях, оформляются на логопедический пункт списком согласно Приложению 1 (Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения») (табл. 1).


Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной

речи учащихся МБОУ Школы № 109 проводимого логопедом Буслаевой

В.И.в мае2018года.

В мае 2018 года проводилось обследование устной и письменной речи у детей младшего

школьного возраста с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи

по следующим параметрам:

1.Фонематическое восприятие.

2.Звукопроизношение.

3.Слоговая структура.

4. Словарь.

5.Грамматический строй.

6. Связная речь.

За основу взята методика Фотековой Т.А., предложенная автором для исследования

состояния речевой сферы младших школьников. Представленная методика дополнена в

соответствии с речевой картой. Данная диагностика состоит из 6- ти проб для исследования

состояния уровня сформированности устной речи и дополнена заданиями, направленными

на исследование состояния письма.

В ходе выполнения заданий, логопед заполняет протоколы исследования, далее

составляет индивидуальный профиль каждого ребёнка с последующим подсчётом среднего

показателя каждой группы.

В данном исследовании участвовало 55 детей. Из них: учащиеся 2класса 0 человек,

учащиеся 3- го – 14 детей, учащиеся 1- го – 23 человекаи учащиеся 4- го класса - 18.

При оценке результатов были получены следующие данные: в первой группе (3Б- 1) с

заключением системное недоразвитие речи средней степени, дисграфия на почве

нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия все дети справились с

заданиями и допустили ошибки. Средний балл на группу составил 81.

Во второй группе (3Б- 2) с заключением системное недоразвитие речи средней степени,

дети справились с заданием и допустилиошибки. Средний балл на группу составил 84.

В третьей группе (4К- 1) с заключением: системное недоразвитие речи легкой степени,

дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия все

дети справились с заданием и допустили ошибки. Средний балл на группу составил 93.

В четвертой группе (4К- 2) с заключением: системное недоразвитие речи легкой степени,

дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, оптическая дисграфия все

дети справились с заданием и допустили ошибки.Средний балл на группу составил 92.

В 1 Б классе с заключением: системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени,

10 детей справились с заданиями и допустили ошибки, 2 ребенка с некоторыми зданиями

не справились вообще. Средний балл на группу составил 43.

В 1 Б дополнительном классе с заключением: системное недоразвитие речи средней

степени, все дети справились с заданиями и допустили ошибки. Средний балл на группу

составил 67. В данной группе были дети, допустившие значительное количество ошибок в

Фио __________________

Дата рождения Класс

  1. Жалобы родителей: неправильное, нечеткое произношение, невнятная дикция; невнимательность, плохая память

3. Анамнез: берем-ть ______; без патологии/токсикоз (1, 2, 3 триместр); заболевания во время берем-ти ______________________________________________________________

роды: срочные/преждевременные____/перехаживание (>42 нед.)_____; без механ. помощи/ с механ. помощью/кесарево сечение; асфиксия: нет/есть_________; вес________гр; рост_________см;

перенесенные заболевания до 1 года: __________________________________________

после года: _________________________________________________________________

речевое развитие: без патологии/с задержкой (1е слова________, 1е фразы_________); состоял/состоит на учете:______________________________________________________

речевая среда: без патологии/________________________; биологический слух:__________________________;зрение:_______________________________; занятия с логопедом:________________________________________________________________

4. Состояние зрительного восприятия: _____________________________________

а) предметный гнозис: не затрудняется/ затрудняется в назывании четких изображений предметов;

не затрудняется/ затрудняется в назывании контурных изображений предметов;

не затрудняется/ затрудняется в назывании перечеркнутых изображений;

не затрудняется/ затрудняется в назывании изображений, наложенных друг на друга;

б) дорисовывание изображений: дорисовывает верно/затрудняется в передаче правильных очертаний рисунка/не может выполнить.

в) буквенный гнозис: не затрудняется/ затрудняется в назывании букв печатных и рукописных;

не затрудняется/ затрудняется в назывании букв в усложненных условиях;

не затрудняется/ затрудняется в узнавании правильно и неправильно написанных букв;

не затрудняется/ затрудняется в назывании букв, наложенных друг на друга;

не затрудняется/ затрудняется в назывании сходных по начертанию букв;

не затрудняется/ затрудняется в назывании стилизованных букв;

Примечание:_____________________________________________________________

5. Состояние общей и мелкой моторики: сформирована статическая и динамическая координация движений, сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук, повышенная двигательная активность, расторможенность, заторможенность, моторная напряженность, скованность движений, неловкость, неполный объем движений, некоординированность, синкинезии.

Примечание:

6. Строение артикуляторного аппарата:

губы: нормальные/ толстые/ тонкие;

зубы: без патологии/ редкие, мелкие, крупные;

прикус: без патологии/ глубокий (верхние резцы перекрывают фронтальную поверхность нижних резцов более чем на 50%) , открытый (не смыкается большинство зубов обеих челюстей) , дистальный (слишком развита верхняя или недоразвита нижняя челюсть) , мезиальный (нижняя челюсть заметно выдвинута вперед по отношению к верхней) , перекрестный прикус (недоразвитость одной стороны какой-либо из челюстей) , дистопия (часть зубов расположена неправильно, не на своем месте) ;

язык: нормальный/ большой, мясистый, длинный, узкий, маленький;

уздечка: без патологии/ укороченная, натянутая;

небо: без патологии/ высокое, узкое, низкое, укороченное.

7. Состояние артикуляторной моторики: движения точные/ неточные;

выполняются/ не выполняются в достаточном объеме;

способность/ неспособность удержания позы;

отсутствие/ наличие тремора;

отсутствие/ наличие синкинезий;

губы и язык подвижны/ малоподвижны;

язык не склонен/ склонен к сужению;

язык не кренится/ кренится влево (вправо).

8. Общая характеристика речи: речь четкая/ нечеткая; внятная/ невнятная; звукослоговая структура слов не искажается/ искажается; фразы построены верно/ аграмматично; высказывания логичны и последовательны/ алогичны; речь выразительная/ невыразительная, монотонная; интонирована/ малоинтонирована.

а) звукопроизношение: _____________________________________________________

Р+Л: в норме, параротацизм, параламбдацизм,____________ротацизм,______________ламбдацизм;

Свистящие: в норме, парасигматизм свистящих,_______________________сигматизм свистящих;

Шипящие: в норме, парасигматизм шипящих,__________________________сигматизм шипящих;

Прочие: в норме , ___________________________________________________________;

б) диффер-ия звуков на слух: в норме, единичные/ множ-ые ошибки воспроизведения серий слогов с акустически близкими звуками____________________________________________________;

в) темп и внятность речи: в норме, замедленный, очень быстрый и, как следствие, невнятная речь;

г) голос и речевое дыхание: в норме, голос слишком громкий, очень тихий, затухающий; высокий, низкий; речь на вдохе/ на выдохе; речевой выдох продолжительный/ недостаточно продолжительный; отсутствие/ наличие носового оттенка.

9. Состояние функций

а) простого фонематического анализа:

6) сложного фонематического анализа; в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/множественные ошибки);

в) фонематического синтеза: в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/множественные ошибки);

г) представлений, восприятия: не затрудняется /затрудняется в подборе слов на заданный звук; в отборе картинок, на заданный звук;

Примечание:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Пространственно-временные навыки: отсутствие /наличие ошибок в пространственной координации, незнание схемы тела, ведущей руки, правильность/неправильность выполнения предложенных проб.

11. Состояние лексико-грамматического строя речи _______________________

а) словарный запас: предметный словарь соответствует/не соответствует возрасту;

словарь прилагательных соответствует/не соответствует возрасту;

глагольный словарь соответствует/не соответствует возрасту;

б) словообразование: без ошибок, единичные/множественные ошибки в образовании сущ. с уменьшительно-ласкательным значением;

единичные/множественные ошибки в образовании названий детенышей животных;

единичные/множественные ошибки в образовании приставочных глаголов;

единичные/множественные ошибки в образовании относ-ых, качеств-ых и притяж-ых прил.

в) словоизменение: без ошибок, единичные/множественные ошибки в образовании сущ. мн. числа в Им. и Род. пад.

г) согласование слов: без ошибок, единичные/множественные ошибки в согласовании сущ. с прил. в роде и числе; единичные/множественные ошибки в согласовании сущ. с числит. 2 и 5.

д) предложно-падежные конструкции: без ошибок, единичные/множественные ошибки в употреблении и понимании ППК.

Примечание: _________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Состояние связной речи: высказывания развернуты/ односложны;

оформлены грамматически верно/ с аграмматизмами;

построены с использованием разнообразных грамматических конструкций/ построены однообразно, логичны и последовательны/ алогичны и непоследовательны;

адекватное использование вербальных средств/ выраженная бедность словаря.

13. Чтение:

способ: побуквенное, послоговое, целыми словами, словесно-фразовое;

скорость: высокая, средняя, низкая, очень низкая;

правильность: отсутствие/ наличие единичных/ множественных ошибок дислексического характера (пропуски букв/ слогов/ слов, замены букв оптически сходных/ букв соответствующих акустически сходным звукам, вставки букв/ слогов/ слов, перестановки букв/ слогов, персеверации, антиципации, аграмматизмы);

понимание прочитанного: полное понимание, небольшое изменение смысла ситуации, грубое искажение смысла.

Примечание:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Письмо: отсутствие/ наличие единичных/ множественных ошибок дисграфического характера (вставки, замены по акустическому, оптическому сходству, пропуски гласных, согласных, персеверации, антиципации, не дописывание слов, слитное написание слов, аграмматизмы, нарушение границ предложения), отсутствие/ наличие единичных/ множественных орфографических ошибок.

Примечание:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Логопедическое заключение:

Устная речь:________________ ______________________________________________

__________________________________________________________________________ Письменная речь: __________________________________________________________

__________________________________________________________________________

16. Динамика нарушений устной речи: устойчивая, положительная динамика/ слабая динамика__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

17. Динамика нарушений письменной речи:__________________________________

__________________________________________________________________________

18. Результаты устранения нарушений звукопроизношения:

[Р]

[Р"]

[Л]

[Л’]

[С]

[С’]

[З]

[З’]

[Ц]

[Ж]

[Ш]

[Ч]

[Щ]

др. звуки. .. ..... ..

изолированно

в слогах

в словах

19. Результаты устранения нарушений устной и письменной речи:

1) состояние зрительного восприятия: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

2) состояние общей и мелкой моторики: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

3) состояние артик. моторики: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

4) состояние звукопроизношения: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

5) состояние функции фонематического анализа, синтеза, представлений: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

6) состояние функции зрительно-пространственной координации: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

7) состояние лексико-грамматического строя речи: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

8) состояние связной речи: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

9) чтение: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

10) письмо: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

Учитель-логопед_____________________________/__________________________/

Загрузка...