inlaber.ru

Чем отличается академия от института и университета. Чем отличается институт от университета, академии, ВУЗа: что лучше, выше, престижнее, круче? Что общего у университета и института: сравнение

Российская система высшего образования включает в себя несколько тысяч учебных заведений, каждое из которых именуется университетом, институтом или академией. Каждое из данных названий имеет свои отличия, включающие в себя уровень профессорско-преподавательского состава, количество обучающихся аспирантов, структуру и другие особенности.

История разделения вузов на институты и университеты

Первые высшие учебные заведения Российской империи имели четкое разделение на классические и прикладные. Классические вузы назывались исключительно университетами (Московский, Санкт-Петербургский и Харьковский императорские университеты) и давали студентам знания в области литературы, языкознания, истории, математики и химии. В отличие от классических университетов, прикладные учебные заведения назывались институтами (Санкт-Петербургский и Новочеркасский политехнические институты) либо высшими училищами (Московское императорское высшее ). Студенты институтов изучали естественные и инженерные науки, медицину и право.

В Советском Союзе звания университетов были сохранены за несколькими крупнейшими вузами (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ). Остальные существующие и вновь открываемые учебные заведения именовались институтами и давали прикладное высшее образование.

Профессорско-преподавательский состав

Для получения статуса университета не менее 60% его профессорско-преподавательского состава должны иметь ученую степень. Таким образом, студенты университетов имеют возможность получать знания от практикующих ученых, имеющих определенные достижения в области своей компетенции.

Отличия в структуре

Институт может являться как отдельным учебным заведением, так и входить в состав более крупного вуза в качестве структурной единицы, объединяя несколько факультетов, кафедры которых осуществляют подготовку студентов по одному направлению (Инженерно-экономический институт в составе Казанского Научно-исследовательского Технического Университета). Университеты могут не иметь в своем составе отдельных институтов и разделяться исключительно на факультеты.

Подготовка аспирантов

В университете на каждые 100 студентов дневной формы обучения должно приходиться не менее 4 аспирантов, в то время как достаточно готовить к защите кандидатской диссертации лишь двух человек из ста. Кроме того, темы диссертаций соискателей, обучающихся в университетах, предполагают проведение фундаментальных научных исследований, а диссертации, защищаемые в институтах, носят преимущественно прикладной характер.

Тенденции развития высших учебных заведений

Современное состояние высшей школы в России характеризуется переходом от большого числа небольших высших учебных заведений к образованию крупных образовательно-исследовательских центров, аккумулирующих вокруг себя научный потенциал отрасли или региона. За последнее десятилетие количество институтов в стране значительно сократилось, так как часть из них была упразднена, а часть вошла в состав более крупных вузов. Укрупнение по региональному принципу заключается в объединении нескольких вузов в Федеральные университеты (Южный, Дальневосточный), а отраслевой принцип предусматривает создание на основе ведущих технических вузов страны Национальных Исследовательских университетов.

Когда перед абитуриентом встает вопрос выбора учебного заведения, способного удовлетворить образовательные потребности будущего студента, нередко возникает сомнение относительно того, какой вуз лучше – институт или университет. И есть ли принципиальная разница?

Институт – это специализированное учебное заведение, в котором также, как в университете, можно пройти обучение по программам высшего образования. Чаще всего институты являются узкопрофильными, т.е. осуществляют профессиональную подготовку специалистов для определенной отрасли – экономики, юриспруденции, психологии, медицины, строительства, культуры, менеджмента, а также по специальностям смежных отраслей. В этом главное и основное отличие данного типа вуза.

В институте можно пройти программу бакалавриата или поступить в магистратуру, а также стать аспирантом. Кроме того, при институтах могут функционировать колледжи, центры довузовской подготовки, студенческие центры. Институты могут существовать как сами по себе, так и осуществлять свою деятельность при университетах, будучи его составной частью или подразделением.

Подать заявку на обучение

Понятие университет

В свою очередь, университет представляет собой более раннюю версию учебного заведения: исторически университеты имеют более долгий срок существования как организации, обеспечивающие фундаментальное образование. Первые «универсальные» учебные заведения появились еще в IX веке и были доступны лишь избранным, однако к сегодняшнему дню их количество выросло многократно, позволяя обеспечивать профессиональной подготовкой всех абитуриентов, претендующих на получение университетского образования.

Современный университет – это образовательная организация высшего образования, обеспечивающая обучение специалистов по разнообразным фундаментальным и прикладным наукам. Количество факультетов в университете может обычно составляет не менее 7, а самих специальностей может быть в разы больше.

В учебном заведении этого типа можно получить подготовку по перечню самых разнообразных направлений, зачастую в профессиональной деятельности никак между собой не связанных, будь то маркетинг, юриспруденция, лингвистика, дизайн, психология, банковское дело, менеджмент, информационные технологии. В этом и заключается универсальность учебного заведения, именуемого «университет».

Основные точки отличия института от университета

Несмотря на то, что любое учебное заведение обязано иметь собственный устав, а также государственную лицензию и аккредитацию, подтверждающую право на ведение образовательной деятельности, институт и университет имеют отличия, установленные на законодательном уровне. Главнейшие критерии, по которым различаются типы учебных заведений, – это количество кафедр и направлений подготовки, процент аспирантов в соотношении к количеству студентов, период существования вуза, спектр форматов обучения, образованность самого преподавательского состава, отношения учебного заведения к инновациям, размер суммы, выделяемой учебной организацией на финансирование научных исследований. Всего подобных критериев насчитывается более десятка, однако главнейшие из них, первостепенно влияющие на статус вуза, перечислены выше.

При этом есть и общие моменты. Как институт, так и университет:

Осуществляют обучение студентов по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры;

Занимаются профессиональной переподготовкой кадров;

Ведут курсы повышения квалификации.

Структурные образовательные отличия

Стоит отметить, что статус учебного заведения определяется законодательно и подтверждается раз в пятилетие на специальной аттестационной комиссии Рособрнадзора. Низшую ступень в иерархии учебных заведений занимает институт, в то время как университет является вершиной развития любого вуза. Образовательная организация высшего образования имеет право называться университетом, если:

На 4 его аспирантов приходится не более сотни обучающихся студентов;

Не менее четверти аспирантов завершили учебу в аспирантуре получением кандидатской степени в период не позднее года со дня окончания обучения;

Вуз обладает развитой материально-технической базой для осуществления как научно-исследовательской, так и научно-практической деятельности минимум по 5 профессиональным отраслям и научным направлениям, а также производит определенные траты на финансирование этих исследований;

Вуз активно внедряет новейшие образовательные методики и инновационные технологии, совершенствует учебный процесс и модернизирует образовательные программы;

Учебное заведение имеет не менее 7 разноплановых направлений подготовки.

В свою очередь, институтом считается учебное заведение, которое:

Имеет не менее 2 обучающихся по программам аспирантуры на 100 студентов, получающих высшее образование на иных уровнях;

Имеет не менее 30 штатных педагогов (для вузов младше 5 лет);

Осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации;

Использует инновационные образовательные методики в рамках установленного объема.

Подать заявку на обучение

Отличия в преподавательском составе между университетом и институтом

Есть еще один важный критерий, по которому определяется принадлежность учебного заведения к одному из упомянутых типов. Это преподавательский состав, а точнее, его качество и количество. Что касается институтов, число штатных педагогов должно быть не менее 30 – для учебных заведений в возрасте от 3 до 5 лет, а количество кандидатов и докторов наук в процентном соотношении – не менее 55%. К университетам требования жестче: преподавателей – обладателей ученых степеней – в учебном заведении этого типа должно быть не менее 60%, а само количество педагогов в штате по сравнению с институтами возрастает в разы. Это обеспечивает более серьезную подготовку по дисциплинам преподаваемых специальностей и большую глубину научно-исследовательских работ учащихся. Кроме того, благодаря более весомой финансовой поддержке в университетах становится возможным привлечение сторонних экспертов к научным разработкам и проектам.

Таким образом, характеристика учебного заведения с точки зрения преподавательского состава такова:

Институт – при условии 55% педагогов с учеными степенями;

Университет – при условии 60% и более педагогов, защитивших кандидатскую и/или докторскую диссертацию.

Прием на работу по диплому университета или института

Существует два принципиально отличных мнения относительно того, влияет ли статус учебного заведения, в котором специалист проходит профессиональную подготовку, на перспективы трудоустройства. Одни убеждены, что нет никакой разницы между дипломом института и дипломом университета, ведь будущего работодателя в первую очередь интересует наличие опыта работы у потенциального сотрудника. Однако этого убеждения чаще придерживаются абитуриенты и выпускники, которые не ставят своей целью достижение особых карьерных высот. Действительно, институт точно так же, как и университет, дает базовую профессиональную подготовку, обучение и в том, и в ином учебном заведении гарантирует получение диплома. В то же время в ряде узких областей деятельности может цениться образование, полученное в конкретном институте, специализирующемся на профессиональной подготовке работников для данной сферы. Это могут быть институты культуры, медицинские институты, институты транспорта, технические институты.

При этом университет обладает большими возможностями для качественного обучения, среди которых, как было сказано выше, и более современная материально-техническая база, и более сильный педагогический состав, и возможности для повышения образовательного уровня. Именно поэтому будущие студенты, нацеленные на серьезный карьерный рост, планирующие добиться особых достижений на карьерном поприще, должны стремиться к поступлению именно в учебное заведение, обладающее статусом университета. Это вопрос не только престижа и репутации, но и перспективы более глубокой подготовки и возможности получения более разносторонних и практически применимых знаний от экспертов преподаваемых наук.

Подать заявку на обучение

Поскольку не знают ответ на простой вопрос: чем отличается университет от института? Качество обучения и возможности дальнейшего трудоустройства после окончания этих двух видов вузов почти не отличаются, однако некоторые существенные различия все же существуют.

Детерминация понятия «университет»

Люди, которые собираются поступать в то или иное учебное заведение, должны знать, в чем заключается разница между институтом и университетом. Определение понятия «университет» дает именно отечественное законодательство. В нем закреплено, что под данным понятием нужно понимать высшее учебное заведение, где проводится подготовка специалистов и магистров из разных областей науки (не менее 7 дифференцированных отраслей). Обычно помимо достижения учебных целей университеты проводят научную работу, а потому оборудованы физическими, математическими, генетическими, лингвистическими и другими лабораториями. Также к специфическим признакам этого вида вузов можно отнести сочетание изучения гуманитарных и естественных наук.

Детерминация понятия «институт»

Институт - высшее учебное заведение, где проводится обучение и подготовка специалистов в одном определенном направлении. Обычно вектор работы института является достаточно широким и не ограничивается изучением, например, только одного иностранного языка (институт иностранных языков). Однако будущие абитуриенты должны установить для себя, чем отличается университет от института, поскольку от этого зависит вид полученного диплома, уровень учебной подготовки и возможность дальнейшей научной деятельности.

Институт не обязательно должен быть отдельным юридическим лицом. Он может быть подразделением университета, что на практике встречается довольно часто. Такое выделение направлено на то, чтобы студенты института могли углубленно изучать выбранный предмет без различных дополнительных дисциплин.

Однако для учебной программы такого учебного заведения свойственно упрощение. Оно проявляется в ослаблении уровня подготовки и возможностей развития в других областях науки.

Основные различия между университетом и институтом

К основным отличиям между университетом и институтом можно отнести:

1. Университет в буквальном смысле означает "универсальный", а институт - это узкопрофильное учебное заведение. Именно этот критерий является основным для получения ответа на вопрос о том, чем отличается университет от института.

2. Срок обучения в университете обычно составляет от 5 до 6 лет, в то время как в институте получить диплом специалиста возможно уже через 4 года обучения. Этот критерий нельзя считать исходным, однако он показывает уровень учебной подготовки в двух сравниваемых учреждениях.

3. Уровень подготовки. Многих будущих студентов интересует, насколько глубоко и профессионально будет происходить подготовка одинаковых дисциплин, которые предлагает институт и университет. Разница в данном случае существует, но не колоссальная. Это обусловлено престижностью, статусом и повышенными финансированием деятельности университета.

4. Количество дисциплин. Университет предлагает в одном направлении от 5 до 17 дисциплин, а институт - около 3-8. Этот критерий напрямую зависит от вида и суммы финансирования учебного заведения. Почти все московские институты и университеты предлагают обширное количество направлений исследования гуманитарных и естественно-математических наук.

Разница между университетом и институтом: критерии преподавательского состава

Для того чтобы учебное заведение могло признаваться университетом, большинство преподавателей должны иметь высокую ученую степень, а именно:


Отличие между университетом и институтом: соотношение практической и теоретической основы

Университеты делают упор именно на изучение теории, что создает надежный фундамент для дальнейшего развития и совершенствования абитуриентов. Практические занятия в данном учебном заведении составляют всего лишь около 20-25% учебного времени. Студенты университета имеют возможность изучать не только профильные дисциплины, но и предметы смежных отраслей.

Почти все институты направляют свою деятельность именно на овладение навыками, оставляя для теории всего лишь 30-40% учебной программы. Поэтому студенты большую часть времени обсуждают конкретные жизненные случаи, работают в лабораториях, выполняя дополнительные самостоятельные задачи.

Такая система работы института является скорее плюсом, чем минусом, поскольку студенты сразу же после окончания учебного заведения могут приступать к работе, поскольку имеют развитые практические навыки. Адаптация к рабочему месту происходит быстро, а выполнение трудовых обязанностей не требует прохождения дополнительной стажировки или перепрофилирования.

Отличие между университетами и институтами: структура

Традиционным можно считать разделение университета на факультеты (7 и более разнопрофильных), а последних - на кафедры. Возглавляет университет ректор, который имеет двух или более заместителей (один руководит учебной работой, а второй - воспитательной и организационной деятельностью). Факультеты возглавляют деканы, а отдельные кафедры - заведующие, имеющие соответствующие специализации.

Структура института является более простой, поскольку возглавляет его директор, который может иметь одного и более заместителей. Отдельные факультеты могут возглавлять деканы или руководители с соответствующими специализациями.

Изложенные выше различия между университетами и институтами - это великолепное руководство по выбору учебного заведения, которое будет соответствовать всем вашим пожеланиям и нужным критериям. Этот вопрос является действительно важным не только для будущих абитуриентов, но и для научного и административного персонала. Нужно отметить, что наиболее подробную информацию об этих различиях можно найти в действующем отечественном законодательстве. Именно его тщательное исследование поможет дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, чем отличается университет от института.

На данный момент в системе российского образования выделяют три основных типа высших учебных заведений: институт, академия и университет. Принято считать, что различия между ними малозначительны, поэтому совершенно не важно, куда именно вы собираетесь поступать. Тем не менее, разница между университетом, институтом и академией существует. В чём же она заключается?

Первая ступень - институт

Институт – один из самых молодых типов высших учебных учреждений в России. До Октябрьской революции институтами считались узкоспециализированные заведения, деятельность сотрудников которых полностью посвящена одной профессиональной отрасли. Институт является первичной ступенью в системе высшего образования.

Чем институт отличается от университета и академии? Во-первых, в институтах не ведётся разработка методических программ. Во-вторых, институт может быть составной частью университета, одним из его подразделений. В-третьих, в институтах осуществляется подготовка специалистов только двум-трём специальностям, т.е. профессиональная или научная отрасль не охватывается целиком.

Чтобы повысить статус института до академии или университета, его руководству необходимо представить аттестационной комиссии подробный отчёт, отражающий увеличение числа научных сотрудников, улучшение оснащения аудиторий и лабораторий, и т.д. Если комиссия найдёт этот отчёт удовлетворительным и полностью соответствующим действительности, вуз могут повысить на одну научно-образовательную ступень.

Учебное учреждение может иметь статус института, если:

  • на 100 студентов, обучающихся в очной форме, приходится не менее 2-х аспирантов;
  • преподавательский состав – не менее 30-ти человек;
  • объём финансирования за 5 лет – от 1,5 до 5 млн. рублей.

Вторая ступень – академия

Требования Министерства образования к вузам, имеющим статус академии, во многом схожи с требованиями к институтам. Собственно, отличается академия от института только тем, что профессиональная отрасль, в которой ведётся подготовка специалистов и научные исследования сотрудников, охвачена более полно.

Специальностей в академии может быть много, но все они находятся в одной отрасли. Что и отражается в названиях академий, к примеру: академия сельского хозяйства, академия железнодорожного транспорта, академия туризма, экономики, физической культуры и т.д.

Высшая ступень – университет

Многопрофильное образование – вот то, чем институт отличается от университета. Если в первом осуществляется подготовка специалистов в какой-то одной отрасли, то второй предоставляет своим студентам возможность получить знания по нескольким направлениям, часто кардинально отличающимся друг от друга. Юриспруденция и менеджмент, городское строительство и туризм, религиоведение и архитектурное проектирование – факультетов и институтов много, и все они «под одной крышей». Университет – это высшая ступень развития вуза.

Учебное учреждение может иметь статус университета, если:

  • на 100 студентов, обучающихся в очной форме, приходится не менее 4-х аспирантов;
  • научная работа сотрудниками ведётся более чем в 5-ти отраслях;
  • не менее 60% преподавательского состава должны иметь учёные звания и степени;
  • объём финансирования за 5 лет – от 10 млн. рублей.
Как правильно написать эссе для поступления в зарубежный университет - узнайте из нашей статьи .

Так ли важен статус?

Прекрасных специалистов, настоящих профессионалов в своей отрасли могут подготовить и институты, и академии, и университеты. Поэтому, в принципе, не так важен статус высшего учебного заведения, как качество преподавания. Многие институты и академии за десятилетия своего существования обрели репутацию лучших вузов страны, и ни один университет не в состоянии с ними соперничать в тех или иных областях.

Поэтому, выбирая высшее учебное заведение, не опирайтесь только на его официальный статус. Изучите отзывы студентов, список выпускников, преподавательский состав и т.д. Если вуз имеет прекрасную репутацию, то совершенно не важно, университет это, академия или институт. Главное – знания и профессионализм профессоров.

Многие абитуриенты задаются вопросом об отличиях института от университета. Всю разницу можно узнать в законе о высшем образовании. В нашей стране есть масса институтов, которые впоследствии стали университетам. Почему? Это мы и обсудим в данной статье.

В целом ВУЗы, изменившие свой статус, остаются теми же, что и до наступления перемен. Но некоторые изменения все-таки присутствуют.

Что такое университет и институт

Университет – это ВУЗ, который занимается подготовкой сотрудников по ряду дисциплин, закладывая основу научных знаний. Термин университета появился в далеком двенадцатом веке, а институт – это понятие достаточно молодое.

Институт подготавливает студентов по базовой программе, которая соответствует высшему образованию.

Таким образом, из двух определений можно сделать вывод, что институт готовит узкоспециализированные кадры, а университет обучает специалистов широкого профиля. В обоих случаях, человек, окончивший тот или иной ВУЗ, становится обладателем высшего образования.

На практике это разграничение является достаточно условным. Ваш потенциальный работодатель вряд ли заметит такой нюанс в резюме.

Сегодняшний день сулит хорошую возможность устроиться людям, обладающим различными навыками. Нередко бывает, когда одной специальности мало, и найти хорошую работу просто нереально.

Оба типа ВУЗов подготавливают как бакалавров, так и магистров. Образцы дипломов практически не отличаются.

Какие особенности можно встретить в институте

Институт предлагает вам обучаться сугубо в одной отрасли деятельности с получением высшего образования. Во главе угла стоит директор, а штат насчитывает примерно 30-35 учителей и несколько аспирантов на 100 студентов дневного отделения. Именно таких условий придерживаются молодые учебные заведения со стажем работы до 5 лет.

Если ВУЗ постарше, то штат сразу увеличивается многократно. Финансирование института в течение 5 лет колеблется от 1,5 до 5 млн. рублей. Благодаря такому денежному потоку вполне возможно обновлять техническую базу и привлекать к сотрудничеству различных именитых деятелей.

Чтобы институт хорошо работал и развивался, существует одно условие – квалификация учителей. 55% преподавателей обязаны иметь ученую степень.

Сфера деятельности вуза:

  1. Обучение кадров по узкой специальности.
  2. Проведение научных исследований на постоянном основании.
  3. Подготовка и повышение квалификации преподавателей.

По завершении обучения вы можете получить бакалавра, а затем магистра. Что касается учебы на младшего специалиста – этой возможности институт не предлагает. В результате институт – это ВУЗ, который обладает низким социальным статусом в сравнении с тем же университетом или академией.

Особенности университетов и обучения в таких ВУЗах

Университет обладает наивысшим статусом среди учебных комбинатов. В таких заведениях выполняется обучение первого высшего и второго образования по всевозможным направлениям подготовки.

Не важно, какое у ВУЗа название – в любом образовательном учреждении со статусом «университет» можно получить диплом металлурга, автомеханика или специалиста по компьютерной безопасности, а также реально найти много других специальностей.

Помимо обширного списка направлений, в университете постоянно проводится переподготовка и повышение квалификации преподавательского состава. Что касается исследований и науки, в таком типе ВУЗ а проводится постоянная работа по каждому изучаемому направлению.

В университете постоянно можно наблюдать прогресс к новым открытиям и уникальным разработкам. Помимо обычного обучения студентов, преподавательский состав старается внести добротный вклад в научное будущее.

Вот основные направления, в которых работает любой университет:

  1. Активная научно-исследовательская работа по ряду направлений.
  2. Подготовка кадров, а также их переподготовка.
  3. Постоянное усовершенствование программы обучения по всевозможным специальностям.

В результате университет – это своего рода научный институт, который работает над новыми разработками и открытиями. Нередко встречаются ВУЗы, которые объединяют в себе несколько институтов. Такие объединения могут поспособствовать тому, что филиалы становятся одним единственным университетом.

Что описано в законодательстве

Посмотрев на описание работы института и университета, можно сделать вывод, что первый тип учреждения при соблюдении ряда правил способен переквалифицироваться в другой. Тем самым ВУЗ, ставший университетом, сразу же повышает свою аккредитацию.

В законе 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставляется ряд условий, определяющий статус каждого ВУЗа.

Какие предъявляются критерии оценки:

  1. В учебном заведении должно быть 4 аспиранта на 100 студентов дневного отделения.
  2. 60% профессорского состава должны обладать научными степенями (звания).
  3. Проводить исследования в 5 и более отраслях.
  4. Уровень финансирования за пятилетку – не менее 10 000 000 рублей.
  5. В обучении должны быть применены инновационные методологии. Например, электронная библиотека и так далее.

Наличие этого всего в ВУЗе является хорошим подспорьем для повышения аккредитации.

Радикальные отличия между институтом и университетом

Предлагаем вам ознакомиться с исчерпывающим списком различий между двумя типами вузов:

  1. Университет предлагает разнопрофильное обучение, а институт – узкопрофильное.
  2. Университет – комплексная единица в сфере образования, институт – скорее составляющая.
  3. Институт работает в одной отрасли, «универ» обладает возможностью обучать различным специальностям.
  4. Университет проводит подготовку и повышение квалификации кадров, чего нет в институте.

Куда лучше поступать

По прочтению статьи вы наверняка захотите поступать в университет, и это будет отчасти правильным решением. По окончании ВУЗа вы станете широкопрофильным специалистом.

Загрузка...