inlaber.ru

Лексические игры для детей дошкольного возраста. Игры на развитие лексической стороны речи

Картотека игр для активизации словаря младших дошкольников

Тема

Название игры

Программное содержание

Оборудование

Методические указания по проведению

Игрушки

«Магазин игрушек»

Образовательные задачи: показать способы обследования предмета (ощупать, погладить); помочь при рассматривании игрушки называть ее цвет, размер, особенности внешнего вида; помочь запомнить соответствующие слова;

Способствовать составлению фигуры медвежонка с применением интерактивной доски; готовить детей к составлению описательных рассказов.

Развивающие задачи: развивать слуховую, зрительную память и внимание, тактильные ощущения.

Воспитательные задачи: воспитывать навыки поведения в магазине; упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости (спасибо, здравствуйте)

медвежонок, 2 куклы, 2 зайца, 2 машины, 2 пирамидки; интерактивная доска; диск с обучающими упражнениями: дидактические игры «Сложи фигуру»; аудиозапись с физкультминутками Железновых

Воспитатель объясняет, что дети пришли в магазин игрушек, но, чтобы получить игрушку ребенку надо очень точно объяснить продавцу, какие игрушки, с какими признаками ему нужны – например, черный мишка с белыми лапками

Игрушки

"Чудесный мешочек"

Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек; используются имена существительные (пирамидка, машинка,кукла, мяч), глаголы (играть, едет, сидит, стоит, побрасывать, ловить), прилагательные (красивая, нарядная, треугольная, разноцветная)

Игрушки: пирамидка, машинка,кукла, мяч.

Непрозрачный мешочек.

Педагог достает из мешочка игрушки, сначала просто описывая их; действия с данными предметами, дети должны угадать игрушку.

Игрушки

"Найди игрушку»

учить детей узнавать предметы по характерным признакам; закреплять умения использовать имена существительные, глаголы, прилагательные

Лучше всего дети справляются тогда, когда при описании игрушки используют имена существительные или глаголы. Например: "Это игрушка. У нее есть голова, туловище, руки, ноги. Ей можно завязывать бант. Ее можно укладывать спать, кормить, катать в коляске". Большинство трудностей возникает в описании игрушек при помощи имен прилагательных. Например: "Он круглый, резиновый, прыгучий. – мяч" или "Она высокая, разноцветная, треугольная. – пирамидка".

Игрушки

«Чего не стало»

продолжать учить детей называть знакомые игрушки; упражнять в образовании существительных в форме родительного падежа, единственного числа; активизировать словарь; развитие памяти и внимания

Игрушки разные по форме, фактуре, назначению

Педагог выкладывает перед детьми несколько разных игрушек и деат возможность потрогать и запомнить их. Затем накрывает платком ирушки и незаметно убирает одну или две. Затем задает детям вопросы – «Чего не стало?»

Одежда

"Кукла Катя проснулась"

закрепить знания детей о названии одежды: майка, трусики, платье, колготки, туфли, пижама. Упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей

Кукла (картонная или обычная), карточки с рисунками одежды и обуви

Педагог описывапет детям ситуацию – кукла Катя проснулась. Что надо одеть кукле? По мере ответов детей переворачивает карточки с рисунками одежды и обуви, задает вопросы – какое платье? Какого цвета? И т.д.

Одежда

«Кукла Катя идет на прогулку»

закрепить знания детей о названии одежды для прогулки. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку: осенняя, зимняя, весенняя, летняя. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, толстая, гладкая, блестящая, шерстяная и т.д.

Дети делятся на две команды. Одна команда выбирает осеннюю одежду, другая – зимнюю одежду. Данная форма проведения игры была выбрана для создания эмоционального контакта между детьми, сближающего детей между собой и стимулирующего доброжелательное отношение к сверстникам.

Одежда

«Найди пару»

учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в родительном падеже (белая кофта, желтый сарафан и т.д.)

Две группы карточек: первая группа с изображением разных видов одежды, другая – с изображением разных цветов

Перед детьми выкладывается карточка с рисунком одежды и карточки различных цветов. Ребенку надо ответить на вопрос какого цвета кофта и обратные вопросы что из одежды желтого цвета.

Посуда

«Накроем стол к чаю»

1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

2. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.

3. Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда»

Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка

Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

Посуда

«Кукла Катя обедает»

закрепить знания детей о столовой посуде; активизировать речь детей глаголами (приготовить, поставить, сварить, налить); воспитывать культура поведения во время еды.

Игрушки - посуда

Дети используют в своей речи глаголы, соотнося их с существительными. Дети поочередно находили предмет посуды, опираясь на слова-действия, которые можно совершать с этим предметом (приготовить, налить, варить, кипит и т.д.).

Посуда

«Чего не стало?»

1. Активизация словаря. Учить узнавать и называть посуду на картинках.

2. Грамматика. Учить согласовывать прилагательные и существительные (большая (маленькая) чашка, красное (синее) блюдце).

3. Развивать зрительное внимание, память

Картинки с изображением больших и маленьких предметов посуды

Ребенок соотносит изображения посуды нарисованной и контуров

Посуда

«Подбери посуду для куклы»

закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).

Игрушки-посуда

Дети делятся на две команды, одна команда накрывает на стол посуду для обеда (столовая посуда), а другая команда посуду для чаепития (чайная посуда).

Посуда

«Узнай посуду по описанию»

учить детей узнавать предметы посуды по описанию; закреплять в речи детей названия предметов посуды (активизировать словарь).

Карточки-рисунки с изображением предметов посуды

Дети должны выбрать необходимый описанный педагогом предмет посуды, опираясь на слова признаки

Транспорт

«Чудесная коробка»

1. Активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).

2. Учить составлять целое из частей.

3. Развивать наблюдательность, учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы

Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта

Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок о транспорте.

Зимующие птицы

«Покажи правильно»

1. Активизация словаря. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей); глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт).

2. Грамматика. Учить образовывать родительный падеж единственного числа существительных.

3. Связная речь. Учить отвечать на вопросы предложением.

4. Развивать внимание, память.

Предметные картинки с изображением зимующих птиц

Взрослый показывает ребенку изображения зимующих птиц, спрашивает, кого из птиц узнал ребенок. Просит показать крылья, лапки, хвостик, клюв у птиц, уточняя, что всё это есть у всех птиц. Все птицы машут крыльями, летают, прыгают или ходят, клюют.

В дальнейшем взрослый убирает одну из картинок и спрашивает: «Кто улетел? ». Примерный ответ: «Нет воробья» и т. д.

Ребенок отгадывает загадки о птицах, выбирает изображения угаданной птицы и показывает отгадку

Домашние птицы

«Кто живёт во дворе? »

1. Активизация словаря. Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.

2. Грамматика. Учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.

3. Связная речь. Побуждать отвечать на вопрос предложением, используя местоимение Я и глаголы, обозначающие действия, изображённые на картинках.

Предметные картинки

Ребенок рассматривает картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирает каждой птице птенцов.

От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.

Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?

Лексико-грамматические упражнения и игры для развития речи детей

Предлагаю Вашему вниманию подборку речевых игр для развития лексики и грамматических категорий у дошкольников . Эти упражнения были собраны мной и апробированы годами многолетней успешной логопедической практики. Подборка речевых игр будет разбита на лексические темы, с каждой из тем можно будет по ссылке перейти речевые игры по следующей теме.

Лексико-грамматические игры и упражнения являются важнейшим направлением работы логопеда при устранении задержки речевого развития (ЗРР) и общего недоразвития речи (ОНР)!

Я советую всем родителям дошкольников (даже если речь ребенка не вызывает тревог), использовать лексико-грамматические игры и упражнения в своих домашних занятиях с ребенком, чтобы лучше подготовить малыша к школе и повысить его речевую грамотность.

Даже если Вам кажется, что речь вашего дошкольника, как говорится, «не хуже других» — не поленитесь и предложите ему поиграть в речевые игры из этого раздела! Чаще всего оказывается, что есть грамматические задания, которые нужно повторить с ребенком! Например, вы можете обнаружить, что дошкольник с ошибками образует относительные и притяжательные прилагательные (вместо «металлический» говорит «метальный», вместо «стеклянная» — «стекловая», вместо прилагательного «лисий (хвост)» может сказать «лисячий», «лисый» или «лисовый»), допускает ошибки в согласовании числительных с существительными (вместо «5 карандашей» скажет «5 карандашов»). Вы вдруг с удивлением заметите, что ребенок не знает или путает названия детенышей животных, неправильно употребляет в речи сложные предлоги (вместо «из-за дома» скажет «из дома») и тому подобное.

Это совсем не значит, что ребенок «хуже других» отстает от сверстников, ведь у дошкольника лексико-грамматические категории только формируются! Просто уделите время и поиграть с ребенком в увлекательные речевые игры, которые помогут ему освоить правильные грамматические формы и увеличить словарь. Такие занятия (всего 15-20 минут в день) дают отличные результаты!

Выбирайте лексическую тему и в течение недели играйте с малышом в речевые игры по данной теме, а затем переходите к следующей теме. Не стремитесь к тому, чтобы ребенок сразу освоил все грамматические категории! Сложные упражнения нужно отложить на более поздний срок, вы вернетесь к ним через год! Главное — постепенно идти от теме к теме и осваивать базовые задания, чтобы малышу было легко и приятно осваивать новый материал и он почувствовал свои маленькие успехи в речевом развитии!
Желаю Вам успехов!

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Игры и упражнения на тему: «Одежда»

  1. Рассмотреть с ребенком различную одежду. Объяснить, почему одежда бывает разная по назначению: летняя, зимняя, домашняя, спортивная, рабочая и т.д. (можно устроить соревнование – кто назовет больше видов зимней одежды, спортивной одежды и т.п.). Определить, из чего сшита разная одежда (шерстяная, шелковая, синтетическая и т.п.). Ощупать разные виды тканей и сделать вывод о том, какая используется ткань: шерстяная, хлопковая, шелковая, синтетическая, теплая, толстая, легкая, тонкая, прозрачная и т.д.. Рассмотреть с ребенком детали одежды: воротник, карман, пуговицы, рукава и т.п.
  1. Игра «Запомни задание и сделай все по порядку». Взрослый дает ребенку задание, состоящее из 2-х ступенчатой инструкции: «Повесь кофту на спинку стула, а перчатки положи на стул. Что ты сделал сначала, а что потом?».
  1. Игра «Один — много» (употребление множественного числа существительных: «это шарф, а в магазине продаются шарфы»):

Шарф — шарфы носок- платок-

Перчатка- шапка- кофта-

Куртка- шуба- юбка-

Рубашка- платье- носок —

Майка — свитер — блузка –

  1. Игра «Скажи ласково»: шарф — шарфик, юбка – юбочка, брюки — брючки и т.п. (можно использовать существительные из упражнения №3)
  1. Игра «Подбери признак».

Куртка (какая?) – красная, теплая, женская, зимняя, детская…

Шарф (какой?) – синий, теплый, шерстяной, зимний.

Пальто (какое?) -…

Перчатки (какие?) — …

  1. Игра «Чья, чей, чье, чьи?»

Это чья куртка? – мамина

… перчатки – папины.

… шарф – бабушкин.

… пальто – дедушкино.

  1. Составлять описательный рассказ о предмете одежды .

Например:

Это свитер. Он синий, шерстяной.

У него есть рукава, манжеты, воротник.

Свитера носят дети, мужчины и женщины.

Свитер носят когда на улице холодно, свитер очень теплый, его можно надевать на улицу под куртку и ходить в нем дома, надевать в детский сад.

  1. Пальчиковая игра «Перчатка»

Весёлая мышка перчатку нашла (раскрываем ладошку,

пальцы растопырены – «перчатка»;

поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив, мышат позвала (складываем ладоши «ковшом»

сгибаем — разгибаем пальцы в «зовущий» жест).

Им корочку хлеба дала покусать (кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков ).

Погладила всех (большим пальцем гладим остальные — скользящим движением от мизинца к указательному).

И отправила спать (ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку – спим).

Разделы: Работа с дошкольниками

Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры.

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как. важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выгодский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

1. Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность- предметы, явления (их особенности, свойства, качества), он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки несущественны, но эмоционально значимы для ребенка. Типичен пример, когда малыш называет «кисой» не только кошку, но и предметы из пушистого меха.

Эта же особенность наблюдается и у старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. Или же, расширяя значение этого слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, дошкольники овладевают объективным понятийным содержанием слова.

Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей.

Еще одна особенность словаря дошкольника - это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Эти особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы:

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает:

а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.

Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря педагоги в ДОУ широко используют дидактические игры.

Содержание дидактических игр определяется «Программой воспитания в детском саду», оно связано с содержанием занятий и наблюдениями. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, порченные на занятия по разным «предметам», разным разделам программы. Например, в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду.

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. Из дидактических игр с сюжетом следует выделить / игры-инсценировки - показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене). Некоторые из этих игр ставят перед детьми задачу этического содержания. Так, игра «Что такое хорошо и что такое плохо» состоит в том, что показываются сценки из художественных произведений или из жизни, а дети должны определить, кто из действующих лиц поступает хорошо, кто плохо. При этом в игре происходит не только совершенствование навыков этического поведения, но и совершенствование словаря ребенка.

Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например загадки, загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж.

То, что игровую задачу ставит перед детьми не воспитатель, а кукла, очень повышает умственную и словарную активность малышей. Например, в гости к детям может прийти Андрюша - кукла с лицом привлекательного, живого мальчика. Его появление всегда вызывает радость, ожидание чего-то нового, интересного. Андрюша проводит игры, может быть, и ранее известные детям, например «Что изменилось?», но эти игры приобретают новый смысл, вызывают удивление, заставляют работать воображение. В игровой занимательной форме происходит активизация и обогащение словаря дошкольника.

На втором и третьем году жизни ребенок осваивает названия тех предметов одежды, мебели, посуды, а также игрушек и т. п., с которыми он действует в детском саду и дома, которые часто видит и к которым проявляет интерес. Осваивает он и названия действий с этими предметами.

Словарная работа на данном этапе заключается в том, что детей учат различать и называть части предметов (части тела у животных, человека; части у предметов обихода: рукава и карман у платья, крышка у чайника и т. п.); контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые вкусовые качества; некоторые физические качества (холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется). В дидактических играх «Что изменилось», «Назови правильно», «Не ошибись» и др.ребенок совершенствует словарный запас, у ребенка формируется интерес к словарной деятельности.

В этом возрасте у детей наблюдается способность обозначать одним словом группу одних и тех же предметов, независимо от их размера, цвета, положения в пространстве, а также отличать одни группы предметов от других, сходных. Словарь дошкольника на четвертом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, белья, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Дошкольников знакомят с названиями предметов, с их назначением, особенностями строения. Учат различать материалы (глина, бумага, ткань, древесина). Вычленять их качества и свойства (мягкий, твердый, шероховатый, тонкий; рвется, ломается, бьется и т. д), Определять соответствие материала, из которого сделан предмет, его назначению. Для реализации словарной задачи педагог использует дидактическую игру, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить и назвать его размер, цвет; воспитывает умение ориентироваться во времени и пространстве, использовать соответствующий словарь (вперед, назад; утро, вечер, сначала, потом и др.) в играх «Когда это бывает», «Не ошибись», «Что сначала, что потом».

В задачи словарной работы входит также учить детей различать сходные предметы по существенным признакам отличия и точно обозначать их словом (у стула - спинка в отличие от табурета; у чашки -ручка в отличие от стакана и т. п.).Эти различия дети находят в играх «Что изменилось», «Назови, не ошибись»и др.

На пятом году жизни предусматривается введение в активный словарь ребенка названий всех предметов (предметов, входящих в группы овощей, фруктов; продуктов питания; всех предметов обихода), материалов (ткань, бумага, древесина, стекло) и т. п., а также слов, обозначающих особенности предметов и материалов, знакомых ему по личному опыту, и способы сенсорного обследования. Под руководством педагога в дидактических играх дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку-по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия и слова, их обозначающие (игрушки, продукты, одежда). Группировка предметов по комплексу существенных признаков (двум-трем) им еще недоступна.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по расширению словаря. Главное внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотная и т. п.).

В словарь дети вводят слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др.). Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы и т. п.).3акрепление этих знаний и активизация словарной работы происходит в дидактических играх «Кто где живет», «Из чего это сделано», «Найди пару».

Старших дошкольников учат также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т. п.).

Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, педагоги ДОУ эффективно используют дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Краски», «Что изменилось» и другие.

Таким образом, в дошкольных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, как распространенный метод словарной работы.

2. Виды дидактических игр для развития словаря

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая, игрушки определенного цвета и называют их. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Для формирования словаря словесные дидактические игры, широко используют для детей старшего дошкольного возраста, например «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше». Содержанием такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного предмета или называние предметов, входящих в родовое обобщение, и т. п.

Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

Некоторые словесные игры, в том числе народные, с успехом проводятся и в младших группах.

Таким образом, в современных дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр для развития словаря дошкольников. Следует только отметить, что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и задачами словарной работы.

3. Дидактические игры с наглядным материалом, их содержание и методика проведения в разных возрастных группах

Реализуя задачи словарной работы, педагоги ДОУ используют дидактические игры с наглядным материалом, которые позволяют совершенствовать и активизировать у дошкольников активный и пассивный словарь.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать и называть, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления, обогащения словаря ребенка.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называют одинаковые их части, признаки и отличительные особенности. В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх «Что изменилось», «Найди и назови» с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических речевых задач, например, отбирать и называть все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и обогащается, активизируется словарь детей.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей, в ходе которого педагог решает задачи словарной работы с дошкольниками. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам позволяет педагогу решать задачи развития словаря у дошкольников. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок" объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. В ходе таких заданий ребенок проваривает свои действия, обосновывая свой выбор.

Подбор картинок по общему признаку (классификация) позволяет педагогу совершенствовать у детей словарный запас. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий и поясняют, почему сделали такой выбор.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания, формирование словаря ребенка.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании. В ходе таких игр у детей обогащается, активизируется словарь.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, обогащать речь ребенка Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание - сложить целую картинку из ее частей.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьми младшей группы. В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие - отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например маршируют пионеры, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом, оркестр играет на разных инструментах. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как умение доказывать свою точку зрения, способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Таким образом, в дошкольных учреждениях для решения словарной задачи педагоги эффективно используют дидактические игры с наглядным материалом, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря дошкольников.

4. Словесные дидактические игры, их специфика, методика проведения

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да - нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть» и др.

Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры- предположения. Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?».

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: «Заводы не могли бы работать-например выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т. д.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать».

Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» - это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».

Дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие - врачами, чтобы все были здоровы (видимо, следуя примеру воспитателя), третьи - отдавая дань любви к воспитателю, хотят быть тоже воспитателями. Особая ценность этих игр состоит в том, что у детей в процессе игры происходит активизация и обогащение словаря.

Игры-загадки широко используют, как словесные игры при словарной работе с детьми. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной работы. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.

Таким образом, при формировании и обогащении словаря в дошкольном учреждении педагоги успешно используют словесные дидактические игры, как на занятиях, так и вне учебной деятельности.

Заключение

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Наоборот» и др. В каждой такой игре заложен потенциал развития словарной деятельности. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет назвать его, обосновать свой выбор. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Используемая литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. -М.: 1992г.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.

6. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.

8. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.

9. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.: 1976г.

10. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: 1993г.

11. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.

12. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.

Цель: совершенствование лексико-грамматических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.

1. «ЖАДИНА»

(согласование существительных с личным местоимением):

  • МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка
  • МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик
  • МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы

2. «ОДИН – МНОГО»

(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

  • мяч – мячи – много мячей
  • мячик – мячики – много мячиков
  • кукла – куклы – много кукол
  • кубик – кубики – много кубиков
  • мишка – мишки – много мишек
  • машина – машины – много машин
  • машинка – машинки – много машинок
  • собачка – собачки – много собачек
  • пирамида – пирамиды – много пирамид
  • пирамидка – пирамидки – много пирамидок
  • матрешка – матрешки – много матрешек
  • неваляшка – неваляшки – много неваляшек
  • робот – роботы – много роботов
  • самолет – самолеты – много самолетов

3. ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ»

(согласование существительного с глаголом)

  • машинка стоит – машинки стоят
  • машина едет – машины едут
  • кукла спит – куклы спят
  • кукла танцует – куклы танцуют
  • собачка лает – собачки лают
  • зайчик поет – зайчики поют
  • мяч лежит – мячи лежат
  • мишка плачет – мишки плачут
  • самолетик летит – самолетики летя

4. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):

  • В коробке лежат что? … (игрушки).
  • В магазине много чего? … (игрушек).
  • Петя рад чему? … (игрушкам).
  • Мама купила что? … (игрушки).
  • На столе коробка с чем? … (с игрушками).
  • Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

5. «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

  • Большой мяч, а маленький … мячик.
  • Большой самолет, а маленький … самолетик.
  • Большой корабль, а маленький … кораблик.
  • Большой солдат, а маленький … солдатик.
  • Большой мишка, а маленький … мишутка.
  • Большой слон, а маленький … слоник.
  • Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.
  • Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.
  • Большая машина, а маленькая … машинка.
  • Большая лошадь, а маленькая … лошадка.
  • Большая кукла, а маленькая … куколка.
  • Большая рука, а маленькая … ручка, рученька.
  • Большая голова, а маленькая … головка, головушка.
  • Большая нога, а маленькая … ножка, ноженька.
  • Большое лицо, а маленькое … личико.
  • Большая щека, а маленькая … щечка.
  • Большие брови, а маленькие … бровки.
  • Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка.
  • Большой хвост, а маленький … хвостик.
  • Большие уши, а маленькие … ушки.

6. «СКАЖИ ЛАСКОВО»

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

  • Корабль синий, а кораблик … синенький.
  • Мяч круглый, а мячик … кругленький.
  • Шар желтый, а шарик … желтенький.
  • Машина быстрая, а машинка … быстренькая.
  • Кукла веселая, а куколка … веселенькая.
  • Слон грустный, а слоник … грустненький.
  • Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.
  • Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

7. «ИЗ ЧЕГО?»

(понимание относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже с предлогом «из»):

  • Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)
  • Картонный домик из чего? (из картона)
  • Железный робот из чего? (из железа)
  • Деревянная лошадка из чего? (из дерева)
  • Плюшевый мишка из чего? (из плюша)
  • Меховая собачка из чего? (из меха)
  • Пластмассовый кораблик из чего? (из пластмассы)
  • Резиновая лягушка из чего? (из резины)
  • Оловянный солдатик из чего? (из олова)
  • Глиняная курочка из чего? (из глины)
  • Соломенный бычок из чего? (из соломы)
  • Металлическая машинка из чего? (из металла)

8. «ИЗ ЧЕГО - КАКОЙ?»

(образование относительных прилагательных):

  • Самолетик из бумаги какой? (бумажный)
  • Домик из картона какой? (картонный)
  • Робот из железа какой? (железный)
  • Лошадка из дерева какая? (деревянная)
  • Мишка из плюша какой? (плюшевый)
  • Собачка из меха какая? (меховая)
  • Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)
  • Лягушка из резины какая? (резиновая)
  • Солдатик из олова какой? (оловянный)
  • Курочка из глины какая? (глиняная)
  • Бычок из соломы какой? (соломенный)
  • Машинка из металла какая? (металлическая)

9. «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»

(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно:

  • Игрушки лежат … коробке. (В)
  • Кукла спит … кроватке. (В)
  • Зайка катается … машинке. (НА)
  • Мозаика упала … стола. (СО)
  • Машинка отъехала … гаража. (ОТ)
  • Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)
  • Воздушный шарик летает … столом. (НАД)
  • Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)
  • Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)
  • Машинка катится … полу. (ПО)

10. «СКАЖИ НАОБОРОТ»

(упражнение в подборе антонимов):

  • Воздушный шарик легкий, а а железная машинка … (тяжелая).
  • Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).
  • Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).
  • У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).
  • Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая).
  • Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).
  • Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).
  • Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).
  • Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала).
  • Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).
  • Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).

11. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

  • Резиновый мячик из дерева.
  • Меховой зайчик твердый.
  • Деревянная пирамидка мягкая.
  • У слоника короткий хобот.
  • У зайчика длинный хвостик.
  • Воздушный шарик катится вверх.
  • У Буратино короткий нос.
  • У Мальвины красные волосы.
  • Елочные игрушки висят на березе.
  • Воздушный шарик тяжелее мячика.
  • По воде плывет самолетик.
  • Петя катает кубик.
  • Глиняную уточку слепили из пластилина.
  • Говорящая кукла громко молчит.
  • Кукла моргает ушками.
  • У зайчика четыре ножки.

12. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушки покупают Ваню.
  • Мозаика складывает детей.
  • Пирамидка собирает Таню.
  • Гараж подъехал к машинке.
  • Стол лежит под мячиком.
  • Диван закатился под мячик.
  • Стол упал с пирамидки.
  • Машинка катает Петю по полу.
  • Коробка лежит в игрушках.
  • У колеса сломалась машинка.
  • Лошадка едет на мишке.
  • Коляска едет на куколке.
  • Стол летает над шариком.
  • Робот сломал мальчика.
  • Машинка починила папу.
  • У кузова большая машина.
  • У носа длинный Буратино.
  • У волос кудрявая Мальвина.
  • У хобота длинный слоник.
  • У хвоста пушистый зайка.

13. «ПОСЛУШАЙ, ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»

(понимание смысловых отношений):

  • Сначала дети играли, а потом пошли на прогулку.

Когда дети играли: до прогулки или после прогулки?

  • За диваном кукла, под диваном машинка.

Какую игрушку достанут из-под дивана?

Какую игрушку достанут из-за дивана?

  • Из-под стола достали мяч.

Куда он закатился: под стол или за стол?

  • На столе лото. Над столом воздушный шар.

Что выше: лото или воздушный шар?

Что ниже: лото или воздушный шар?

  • У Тани в руках кукла. У Вани в руках книга.

У кого в руках игрушка?

  • Мяч тяжелее воздушного шарика.

Что легче?

Что тяжелее?

  • Плюшевый мишка на шкафу. Плюшевый зайка на полу.

Какая игрушка выше?

Какая игрушка ниже?

  • Вова пошел гулять после того, как собрал мозаику.

Что Вова сделал раньше: пошел гулять или собрал мозаику?

  • Мяч больше кубика.

Что больше?

Что меньше?

  • Слоник сделан из меха. Матрешка сделана из дерева.

Какая игрушка мягкая?

Какая игрушка твердая?

  • Плюшевый мишка мягче деревянной пирамидки.

Какая игрушка мягче?

  • Игрушки были разбросаны детьми.

Кто разбросал игрушки?

  • Робот был куплен папой.

Кто купил робота?

  • Саша купил кубики. Саша купила мяч.

Что купил мальчик?

Что купила девочка?

  • Женя взял с полки пирамидку. Женя взяла с полки матрешку.

Какая игрушка у мальчика?

Какая игрушка у девочки?

  • У мальчика пять кубиков. У девочки два кубика.

У кого кубиков меньше?

У кого кубиков больше?

  • У Вани одна машинка. У Тани две куклы.

У кого игрушек больше?

У кого игрушек меньше?

14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(подумай и ответь полным предложением):

  • Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.
  • Грузовая машинка перевозит что? … грузы.
  • Настольная игра лежит где? … на столе.
  • Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.
  • Музыкальная игрушка играет что? … музыку.
  • Елочные игрушки повесили куда? … на елку.
  • У зайчика длинные что? … ушки.
  • У мишки четыре чего? … лапы.
  • У Мальвины голубые что? … волосы.
  • У Буратино длинный что? … нос.
  • У пирамидки много чего? … колец.
  • Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .
  • Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.
  • Куклу уложили спать куда? … в кроватку.
  • Куклу накрыли чем? … одеяльцем.
  • Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .
  • Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.
  • Уронили мишку куда? … на пол.
  • Оторвали мишке что? … лапу.
  • Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.
  • Зайку бросила кто? … хозяйка.

15. «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(работа с деформированным предложением):

  1. Кукла, спать, кроватка, в.
  2. Игрушки, полка, на, лежать.
  3. Мяч, стол, лежать, под.
  4. Сын, мама, игрушка, купить.
  5. Петя, катать, машинка, пол, по.
  6. Машинка, чинить, папа.
  7. Пирамидка, стол, упасть, со

16. «НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушка, игра, груша, игрушечный.
  • Икра, игра, играть, игрушки.
  • Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.
  • Мишка, мешок, мишутка, мишенька.
  • Пирамидка, кубик, робот, книга.
  • Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.
  • кукла, мяч, береза, машинка
  • барабан, матрешка, лук, самолетик
  • юла, неваляшка, тетрадь, робот
  • мяч, ромашка, кубик, мишка

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении лексических закономерностей родного языка. Особые трудности дети с ОНР испытывают в усвоении и использовании в своей речи прилагательных.

Данные лексические упражнения помогут обогатить словарь детей словами-признаками.

«Описание внешности человека». Лексическая тема: «Человек».

Инструкция:

Послушай стихотворение и скажи,каким цветом бывают глаза и волосы.

Глаза у Вари- карие,
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.

Каштановые волосы
У шустрой Маринки.
А рыжие кудряшки
У маленькой Галинки.
И только у Леночки
Русые косички.

«Отгадай загадки». Лексическая тема « Животные и птицы».

Инструкция:

Найди картинку-загадку и назови слова-признаки, которые тебе помогли в этом.

Эта птица острым клювом стучит.
(Дятел)

А с красной грудкой зимой к нам летит.
(Снегирь)

Огромные глаза у этой птицы.
(Сова)

А эта опереньем ярким гордится.
(Попугай)

У этого зверя пушистая шубка.
(Белка)

Задиристый этот- игра с ним не шутка.
(Тигр)

Вот с этим дружи, он огромный, но добрый.
(Слон)

А этот уж точно друг твой надежный.

«Опиши щенка».

Инструкция:

Послушай стихотворение и назови слова-признаки, которые характеризуют щенка. Назови другие слова-признаки, которые услышишь в этом стихотворении.

Наш задиристый щенок
Громко лает у ворот,
Потому что у ворот
Ходит черный гордый кот.

Любит наш щенок играть,
Катин мячик погонять.
Очень он игривый
Наш щеночек милый.

Очень он у нас веселый,
Шаловливый и смешной.
Смелый, ласковый, красивый
Мой щенок родной.

«Исправь ошибки».

Инструкция:

Послушай стихотворение и исправь ошибки.

Бродил я по речной (лесной) тропинке
И видел страшные (странные) картинки.
Пушистый (колючий) еж шуршит в траве,
Мышонок красный (серый) спит в норе,
Крылатая (рогатая) корова на лугу
Соленую(зеленую) жует траву.

Игра «Наоборот».

Инструкция:

Послушай стихотворение и назови недостающие слова.

Скажу я слово высокий,
А ты ответишь…(низкий).
Скажу я слово дальний,
А ты ответишь …(близкий).
Скажу тебе трусливый,
А ты ответишь…(смелый).
Еще скажу холодный,
А ты ответишь …(теплый).
Затем скажу короткий,
А ты ответишь …(длинный),
Теперь скажу начало
Ты отвечай …(конец).

Ананьева Анна Викторовна,
учитель — логопед,
МБДОУ «Детский сад №151″,
город Рязань

Загрузка...