inlaber.ru

Интересные упражнения для чтения детям. Когда лучше начинать обучение? Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям - чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

  • Основная потребность детсадовцев - общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
  • Ведущая психическая функция - воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
  • Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
  • Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
  • Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника - новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

  1. Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников - 4-5 предложений.
  2. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
  3. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
  4. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
  5. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.





Тексты для детей 4-5 лет

Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.

Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.

Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.

  • Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
  • В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
  • Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
  • Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.










Задания

После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:

  1. Короткий пересказ.
    Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
  2. Ответь на вопросы.
    Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
    Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
  3. Нарисуй картинку.
    Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
  4. Что было дальше?
    Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.

Тексты чтения с картинками и заданиями:




















Тексты для детей 6-7 лет

Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.

  • Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
  • После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
  • Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.

Тексты с хвостами:






Для тех, кому важно найти ответ на вопрос Как научиться читать? сегодня подготовила замечательный материал Мария Костюченко , ведущая рубрики . Маша уверена, что есть наилучший подход к обучению чтению — обучение в игре. Так что в сегодняшнем выпуске — ни много ни мало 12 игр для обучения чтению!

12 игр, которые помогут научиться читать

Когда начинать учить ребёнка читать — и как? Этот вопрос рано или поздно встаёт практически перед каждой мамой. Сейчас есть очень много методик для обучения чтению: целыми словами, складами, буквами и т.д. и т.п. Каждая мама выбирает свой путь приобщения ребёнка к удивительному миру книг. Но нет ничего более эффективного, чем учиться читать через игру! Поэтому сегодня я хочу показать вам несколько идей, как превратить процесс знакомства с буквами и словами в увлекательный процесс. Как научиться читать в игре? Есть много-много способов!

Буква, появись!

Вы можете оживлять буквы, делать их «тактильными», сочинять про них сказки или придумать что-то ещё. А можно задействовать волшебство. Сделайте 33 карточки (размер выбирайте сами) на каждой из которых напишите белым восковым карандашом или обычной свечкой букву. Дайте ребёнку карточку (одну или несколько – это зависит от вашего плана знакомства с буквами), краски, кисточку и предложите раскрасить карточку понравившимся ему цветом. Когда ребёнок начнёт рисовать, буква, написанная воском , не закрасится, а проявится, тем самым удивив и обрадовав ребёнка.

Найди букву

Научившись распознавать буквы, необходимо научиться соотносить буквы и слова. В этом вам поможет интересная игра с карточками . Например, вы заранее делаете несколько карточек с изображением предметов (они должны быть просты и понятны) и рядом с изображением предмета пишете 2-3-4 буквы. Ребёнку предлагается выбрать букву, с которой начинается слово на карточке. Он может её закрасить, обвести, положить на неё красивый камешек, прикрепить прищепку и т.д. Главное, чтобы ребёнок понимал, что нарисовано на карточке. Например, вы даёте карточку с изображением снегиря и задумали, что ребёнок должен найти букву «С», но он может расценить картинку, как «Птица» и искать букву «П». В таких случаях вы заранее должны его предупредить, что вы хотите, чтобы он понял, что это за птица, и нашёл первую букву её названия.

Витражи — от «А» до «Я»?

Очень хорошо идёт обучение чтению в ходе творческих игр. Прекрасная идея – буква-витраж . Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем букву так, чтобы ее можно было закрасить. Возьмите линейку и расчертите лист бумаги так, чтобы визуально он состоял из кусочков. На кусочки, которые принадлежат букве поставьте точки и предложите ребенку раскрасить этот необычный узор. Все кусочки с точками цветами одного оттенка, а все, что без точек – цветами другого оттенка. Так ваш ребёнок ещё раз закрепит образ буквы, потренирует руку и научиться аккуратно закрашивать картинки, а также познакомиться с оттенками одного цвета. Например, букву он закрасит оттенками оранжевого: персиковый, тыквенный, медовый, медный, янтарный и т.д.

Учимся читать, нанизывая бусы?

От букв переходим к составлению слов. Прекрасный вариант игр, где ребёнок не только учится читать, но и развивает мелкую моторику. Напишите для ребёнка слово (начинать лучше с маленьких слов), можно с картинкой. Разложите перед ним кубики-бусины с буквами (если нет таких кубиков, то их можно или сделать самим из самозатвердевающей массы для лепки или из солёного теста, а также можно использовать карточки с буквами, в которых дыроколом будут проделаны отверстия), синельную проволоку (можно просто шнурок). А теперь покажите, как, нанизывая буковки на проволоку, собрать слово.

Тренажёр для обучения чтению «из ничего»

Похожая игра, только делается она намного проще и из того, что есть у нас под рукой. Для неё вам понадобятся крышки! Наклеиваем на крышки буквы (или пишем маркером, если крышки белые) и начинаем складывать из них слова!

Прицепите слово!

Следующий этап – вставляем слова в предложения . Возьмите полоску картона, напишите на ней начало предложения, которое подойдет для любого предмета, например, «я вижу ….» или «я играю с …». Положите перед ребёнком карточки с изображением предметов (они должны быть подписаны, если ребёнок начинает читать, то изображения не нужны, нужны только слова), ваше предложение и прищепку. Предлагайте ребенку менять слова с помощью прищепки и читать получившееся предложение.

Пропала буква!

Когда мы научились читать, пришла пора учиться узнавать слова, даже если в них пропущены буквы . Сделайте карточки со словами, где нет 1 или нескольких букв (уровень сложности регулируете вы сами), 33 прищепки, на концах которых будет прикреплена буква. Предложите ребенку прочитать слово и найти прищепку с пропущенной буквой.

Выходим на новый уровень и учимся составлять предложения самостоятельно. А поможет нам в этом обычный блочный конструктор . Чем меньше ребёнок, тем крупнее должны быть детали. Измеряем блоки, делаем карточки со словами, приклеиваем карточки к конструктору и можем строить целые дома из слов.

Пазлы для тех, кто учится читать

Ещё одна прекрасная игра — пазл для чтения . Вам потребуется несколько карточек одинакового размера. квадрат из карточек, на каждой карточке с двух сторон слово, а с двух других — картинки. Надо подставить картинки к соответствующим словам.

Буква… «в стоге сена»

Ребенку, научившемуся складывать звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, необходимо совершенствовать навык чтения путем систематических тренировок. Но чтение - довольно трудоемкое и монотонное занятие, и многие дети теряют интерес к нему. Поэтому мы предлагаем тексты небольшого размера , слова в них разделены на слоги.

Сначала сами прочитайте ребенку произведение , а если оно длинное, можно прочитать его начало. Это заинтересует ребенка. Затем предложите ему прочитать текст. После каждого произведения даны вопросы, помогающие ребенку глубже понять прочитанное и осмыслить основную информацию, которую он почерпнул из текста. После обсуждения текста предложите прочитать еще раз.

Ум-ный Бо-бик

Со-ня и со-ба-ка Бо-бик гу-ля-ли.
Со-ня иг-ра-ла с кук-лой.
По-том Со-ня по-бе-жа-ла до-мой, а куклу за-бы-ла.
Бо-бик на-шёл кук-лу и при-нёс её Со-не.
Б. Корсунская

Ответь на вопросы.
1. С кем гуляла Соня?
2. Где Соня забыла куклу?
3. Кто принёс куклу домой?

Пти-ца сви-ла гнез-до на кус-те. Де-ти наш-ли гнез-до и сня-ли на зем-лю.
- Гля-ди, Ва-ся, три птич-ки!
На-ут-ро при-шли де-ти, а гнез-до у-же было пус-то. Жал-ко бы-ло.

Ответь на вопросы.
1. Что сделали дети с гнездом?
2. Почему наутро гнездо оказалось пустым?
3. Хорошо ли поступили дети? Как поступил бы ты?
4. Как ты думаешь, это произведение - сказка, рассказ или стихотворение?

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли о-ни ко-ня друг у дру-га рвать.
- Дай мне - мой конь.
- Нет, ты мне дай - конь не твой, а мой.
При-шла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.

Ответь на вопросы.
1. Из-за чего ссорились Петя и Миша?
2. Что сделала мама?
3. Хорошо ли дети играли в коня? Почему ты так
думаешь?

Целесообразно на примере данных произведений показать детям жанровые особенности стихотворений, рассказов и сказок.

Жанр устной художественной литературы, содержащий необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В сказках присутствуют сказочные персонажи, говорящие животные, происходят небывалые чудеса.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах. Стихи читаются плавно и музыкально, в них есть ритм, размер и рифма.

Рассказ - малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В рассказе описывается случай из жизни, какое-то яркое событие, которое действительно было или могло бы произойти.

Чтобы не отбить охоту к чтению, не заставляйте его читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты. Бывает, что ребенок берет знакомую ему книгу и читает ее «наизусть». Обязательно каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы.

Ежедневное чтение усиливает эмоциональность, развивает культуру, кругозор и интеллект, помогает познать человеческий опыт.

Литература:
Колдина Д.Н. Читаю самостоятельно. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 32 с. (Конфетка).

Как не допустить банальные ошибки при обучении чтению ребёнка? Читайте 7 основных, не сложных правил эффективной методики обучения чтению детей, которые были проверены и доказали свою результативность на не одном поколении детишек. Согласитесь, так много хочется вложить в свою кроху и столько всему научить, что мы тут же бежим в магазин и отовариваемся кучей бессмысленных азбук и компьютерных программ.

Вот только на практике оказывается, что ребенок напрочь отказывается повторять очередной стих на букву «А» и заучивать непонятные для него иероглифы. Какие ошибки допускают опытные бабушки и молодые мамочки, стремясь научить ребенка читать как можно раньше и быстрее? Давайте сами пройдём 7 основных правил обучения чтению ребенка:

1 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Покупайте азбуку для ребёнка без картинок.

Всегда выбирайте азбуку с большими буквами, желательно без картинок. Так ребенку будет легче сосредоточить свое внимание на буквах, а не красочных рисунках. Учить ребёнка чтению можно уже с 2-3 лет, но при этом стоит помнить, что в столь раннем возрасте детям трудно концентрироваться - долго удерживать внимание на одном и том же предмете. А поэтому не стоит усложнять ребёнку задачу: лучше всего купите самую простую азбуку с буквами, прорисованными красивым, но понятным шрифтом без лишних завитушек, и желательно - без причудливых стихов и лишних картинок.

2 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Сначала учите главные буквы.

Начинайте учить буквы с гласных: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. Гласные буквы легче даются детям. Их можно легко выучить, напевая. Чтобы ребёнок достаточно быстро и без особых усилий смог выучить гласные буквы, организуйте совместный урок семейного пения: вместе напевайте, 3 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Быстро учите буквы, и ещё быстрее - переходите к слогам.

4 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Не тяните со слогами! Легче всего научить ребенка читать по слогам, а не по буквам.

Начинайте учить слоги из уже известных вам букв как можно скорее: знания нескольких гласных и пары согласных букв уже годятся для составления самых простых слов, вроде «мама», «папа», а ведь в любом деле самое сложное - это начать. Поэтому начинать надо с простого, чтобы потом перейти к сложному. После обучения чтению слогов переходите к составлению полноценных слов.

4 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Когда называете малышу букву, говорите её произношение («М»), а не её название («Эм»).

Называя букву, озвучивайте звук. При обучении малыша буквам следует произносить звуки, а не название букв. К примеру, говорите буква «С», а не «Эс» или «Се». Не усложняйте ребёнку задачу по обучению чтению, избавьте его от ненужных ему на данном этапе знаний: всё гениальное - просто! Меньше деталей, больше - по существу.

5 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Занимайтесь с ребёнком часто, но понемногу.

Занимайтесь с ребенком не более 15 минут за один раз.

Детям до шести лет сложно удерживать свое внимание на одном и том же занятии. Не перегружайте ребенка, занимаясь с ним подолгу. Лучше заниматься с ребенком дважды в день по 15 минут, нежели один раз, но полчаса.

Обучение чтению русских слов - это всё равно, что обучение чтению на иностранном языке: слишком много новой информации трудно воспринимается мозгом ребёнка. Поэтому целесообразно её разбить на много маленьких кусочков, каждый раз «проглатывая» по одному, чем пытаться за один раз втиснуть в головку малыша целый «пирог» непонятной информации.

15 минут позанимались в игровой форме, желательно - с мотивацией за призы или в смешной, непринуждённой форме, а потом - отдых, переключение ребёнка на другие виды деятельности.

6 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Уроки чтения предполагают и уроки рисования!

Рисуйте буквы! Лучший способ запомнить букву – это нарисовать ее, а еще лучше - написать. Таким образом, вы сразу научите малыша читать, одновременно подготавливая руку к письму.

Вообще здорово, если мама и/или папа ребёнка хотя бы немного разбирается в психологии и, в частности, знает, к какому психотипу относится его ребёнок - визуальному, аудиальному или сенсетивному/тактильному.

Люди-визуалы лучше всего воспринимают и запоминают информацию, если максимально задействованы их глаза, органы зрения, т.е. для ребёнка-визуала самый лучший способ обучения чтению - это просмотр букв в детской азбуке и созерцание собственноручно написанных букв в тетрадке или на листе цветной бумаги.
Ребёнок-аудиал лучше всего обучается, воспринимая информацию на слух. Т.е. такой ребёнок лучше всего запомнит букву, если вы произнесёте её ему четко вслух, и если он сам несколько раз вслух повторит её произношение и, желательно, сумеет провести ассоциацию этого звука с его написанием, изображением - буквой на письме.

Ребёнок-тактильщик - ребёнок, который воспринимает жизнь через ощущения, через кожу, лучше всего сумеет научиться чтению, как это ни парадоксально звучит, научившись писать буквы. Или если у него есть фигурные буквы без лишних иероглифов по бокам, то ощупывая их.

7 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Закрепляем теорию на практике, в обычной жизни.

Зачем нужны буквы? Ребёнку надо доходчиво, просто и понятно, объяснять, зачем же это мама с папой заставляют его учить все эти буквы. В чем смысл этой азбуки?

В автобусе или гуляя по городу, показывайте ребенку различные вывески и названия зданий. Ребенок должен осознать, что изучение букв открывает перед ним новые интересные возможности. Пусть дитё ищёт в надписях на товарах и на остановках, в номерах автомобилей знакомые буквы и сообщает вам о своих находках!

Обучение чтению тогда становится интересным для ребёнка, когда он осознает смысл сего процесса. Расскажите ребёнку, что овладев знанием мира букв, он сможет сам читать интересные детские сказки, а не ждать, когда мама освободится от готовки на кухне.

Читайте ребёнку детские стихи, сказки, забавные рассказы, анекдоты, надписи к приколами и время от времени не забывайте ему ненавязчиво напоминать, что, «выучив букву «А» или слог «Ма», он скоро сможет сам, без помощи мамы, читать все эти интересности и прикольности. А, возможно, когда-нибудь и сам прочитает маме сказку!

Чтение для ребенка может оказаться увлекательным занятием. Вот только показать любовь к чтению - это, прежде всего, задача родителей. И хвалите малыша, даже за маленькие победы, ведь каждая выученная буква для него настоящий триумф! Не забывайте замечать и отмечать даже маленькие достижения своего ребёнка в процессе его обучения чтению, выстройте свою собственную стратегию, эффективную методику научения своего чада чтению, не экономьте времени на общение со своим ребёнком, и тогда богатый урожай воспитания не заставит себя долго ждать.

Развивающие игры для обучения чтению.

Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает.

Согласно наблюдениям психологов, интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Принципы обучения чтению дошкольников и младших школьников с помощью игр предложил детский психолог Д.Б. Эльконин. Эти принципы лежат в основе большинства программ обучения чтению. Мы предлагаем вашему вниманию программу занятий, состоящую из пяти этапов. На каждом из них ребенок обучается, играя со взрослым в игры, разработанные челябинскими психологами Л.Г. Матвеевой, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушиным.

Этап первый добуквенный, звуковой период обучения.

Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах определенных звуков.

Звукоподражание.

Взрослый задает вопросы ребенку, например:

Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж!)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш!)
- Как гудит поезд? (У-у-у!)

Главный звук

Взрослый читает ребенку стихи, выделяя основной звук. Хорошо использовать тексты стихотворных азбук, например, Е.Л. Благининой "Нау-чусь-ка я читать" или С.Я. Маршака "Азбука в стихах и картинках" и т.д.

Жужжит
Над жимолостью
Жук.
Тяжелый
На жуке
Кожух
(Е. Благинина)

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом
(С.Я. Маршак)

Магазин

Взрослый - продавец, а ребенок - покупатель, который "приходит" в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать "Л-л".

Этап второй: определение звукового состава слова.

Ребенка учат определять, из каких звуков состоит слово, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук.

Запретные звуки

Эта игра помогает развить у ребенка умение выделять звуки в слове и учит его работать по правилу - это одно из важных условий успешного обучения в школе.

Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является запретным, например, нельзя произносить "3" или "К". Взрослый показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено, ребенок старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом этапе запретный звук будет находиться в начале слова, а потом в конце.

Кто ползет и шипит?
- мея.
- Кто мурлыкает и все время умывается?
- от.
- Кто пятится назад?
- Ра.

Тим и Том

Эта игра учит ребенка различать твердые и мягкие звуки.

Нарисуйте двух человечков. Том "твердый" - он угловатый, тощий, а Тим "мягкий" - он округлый и толстый. Познакомьте с ними ребенка:
- Видишь, это Том, его имя начинается очень твердо. Т-т-т. Он сам весь твердый, как этот звук, и выбирает все твердое. Любит Томатный Сок, носит всегда Пальто, играет в Морской Бой и Мыльные Пузыри. А это Тим, его имя начинается мягко. Ть-ть-ть. Он любит все, что звучит так же мягко, как его имя: ест Тянучки и Тефтели, играет в Мяч, Рисует и носит Пиджак. Ты будешь Тим, а я Том. Мы идем в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: РЮКЗАК или РАНЕЦ?

Также Тим и Том должны взять с собой КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКУ, ВЕРЕВКУ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ЛЕДЕНЦЫ, КРОССОВКИ, КЕДЫ, КЕПКУ, ПАНАМКУ и т.д. Ребенку с помощью взрослого нужно выбрать, что из этого понесет Тим, а что Том. Потом можно поменяться ролями, пусть ребенок побудет Томом, который собирает грибы (ЛИСИЧКИ, МАСЛЯТА), ягоды (ЗЕМЛЯНИКУ, ГОЛУБИКУ), ловит рыбу (ЛЕЩА, САЗАНА) и т.д.

Заблудились в лесу

Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук.

Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук - самый "громкий" звук в слове.

Ми-и-ишка!
- Маши-и-инка!
- Сло-о-он!

Этап третий: звуковой анализ слова.

Ребенка учат выделять все звуки в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики). Дом звуков

Взрослый рисует "комнаты" для звуков. Например, для слова "кот" надо нарисовать дом из трех комнат: три квадратика.
- В каждой комнате должен жить звук, давай их расселим.
Ребенок произносит звук, который будет "жить" в этой комнате, и кладет на квадратик фишку.
- К, О, Т.

Частая ошибка - ребенок правильно называет первый и последний звуки и "теряет" средний. Взрослый может удивиться: - Разве здесь живет "КТ"? Здесь живет "Ко-о-от"! (тянет пропущенный звук).

Дом в лесу

Задача та же, только домик надо нарисовать из четырех комнат.
- В этом доме хотят поселиться ЛЕВ, СЛОН и ЖИРАФ. Как ты думаешь, для кого из них этот дом построили? А смогут ли в нем жить ЛИСА, ВОЛК, УЖ, СОВА, СОБАКА, КРОТ, ВОРОНА?

Если ребенок испытывает трудности, нарисуйте дополнительно трехкомнатный и пятикомнатный домики, попросив "расселить" зверей в подходящий для каждого из них дом.

Дом в лесу-2

Это усложненный вариант предыдущей игры. Ребенок учится не только учитывать количество звуков в слове, но и находить ударный звук.

Взрослый рисует четыре одинаковых четырехкомнатных домика.
- В этих домиках живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. Помоги ЦАПЛЕ попасть в гости к АИСТУ, а не на обед ЛИСЕ или ВОЛКУ.

Подскажите ребенку выход - поставьте ударение в слове "слон", закрасив соответствующий квадратик в одном из домиков.

Стройка

Игра для закрепления навыка расстановки ударений.

Со склада стройматериалов на стройку нужно привезти сначала ЦЕМЕНТ, затем КИРПИЧ, следом ПЕСОК, потом ГЛИНУ, за ней СТЕКЛО, а под конец - ДОСКИ. Ты будешь шофером.

Взрослый делает шесть карточек с числом квадратиков, соответствующим количеству звуков в каждом слове, и заштрихованными ударными звуками. Это и будут необходимые стройматериалы. Взрослый просит ребенка:
- Найди и отвези на стройку ЦЕМЕНТ.
И т.д.

Этап четвертый: буквенный период обучения.

Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным. Вы можете учить с ребенком буквы на прогулке, в дороге, в гостях.

Звуковое лото

Взрослый раздает детям карточки с изображением разных предметов, растений или животных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает:
- У кого есть слово на эту букву?

Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.

Машины

Ребенок должен сложить в машину марки "Л" все карточки со словами на эту букву, а в машину марки "М" - все слова, начинающиеся с буквы "М".

Дорисуй букву

Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребенок должен дорисовать недостающее, чтобы получилась та или иная буква.

Можно также вернуться к игре "Дом звуков", но теперь вместо произнесения звуков и раскладывания фишек ребенок должен сказать взрослому, какие буквы нужно написать, чтобы поселить в домик того или иного зверя.

Этап пятый: слияние слогов в слова.

На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Учите ребенка читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их ("ССОО-ССННАА", "ММАА-ШШИИ-ННАА"). Это поможет ребенку избежать "рубленого" слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.

Запаситесь кубиками или карточками с изображением букв. Пусть ребенок пытается сложить слова, которые вы ему предлагаете. Начните с самых простых. Покажите ему, как складывать слова, на примере отрывка из стихотворения Г. Виеру "Мама":

Ну-ка, М, дай руку А,
Ну-ка, МА,
МА и МА, а вместе МАМА -
Это я пишу сама.

Работа с ударением ускорит и облегчит переход к чтению словами. Вот несколько игр, помогающих ребенку усвоить принцип слогослияния.

Перестановка ударений

Пусть ребенок поэкспериментирует с ударениями в словах, отвечая на ваши вопросы
- Как тебя зовут?
- ПашА. ПАша.
- Что это такое?
- ТЕлевизор, телЕвизор, телевИзор, телевизОр.

Укротитель

Ребенку даются карточки с написанными на них печатными буквами названиями диких животных, которых ему надо укротить, поставив ударение на соответствующую гласную (ударение "ставится" с помощью специальной фишки). Например, в слове БИЗОН ребенок должен положить фишку на букву О. Если ребенок слишком долго думает или ставит ударение неправильно, животное "убегает" в лес (джунгли, степь и т.п.). Укротителю нужно правильно позвать его (см. игру "Заблудились в лесу"), чтобы оно вернулось.

Внимание, родители! Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными.

Возвращайтесь к пройденному материалу в повседневной жизни. Например, пусть ребенок тренируется ставить ударения в словах, когда вы ходите с ним по магазину самообслуживания в поисках ГРЕ-Е-ЕЧКИ, СА-А-АХАРА, РЫ-Ы-ЫБЫ и т.д. Или, читая ребенку перед сном, выделяйте в тексте пройденный звук. Готовя ужин, попросите ребенка найти на кухне все предметы, начинающиеся на определенную букву. Все это поможет малышу лучше усвоить материал, и, кроме того, вы сможете сохранить эффект непрерывности обучения, если у вас не получается проводить занятия регулярно.

Чтобы добиться успеха и не отбить у ребенка интерес к развивающим занятиям, необходимо следовать определенным правилам:

Занимаясь с ребенком, соблюдайте последовательность этапов. Не ждите слишком быстрых результатов. Учитывайте особенности своего ребенка: некоторым детям для усвоения материала необходимо неделю играть с одной и той же буквой, звуком, а другие за один день могут запомнить пол-алфавита или научиться правильно расставлять ударения.

Используйте для занятий как можно больше наглядных материалов: цветных картинок, кубиков, игрушек, реальных предметов, рисуйте то, о чем идет речь в задании (животных, машинки и т.д.), потому что маленькому ребенку трудно воспринимать информацию на слух.

Избегайте монотонности и однообразия: не занимайтесь с ребенком одним типом заданий более 10 минут, прерывайтесь на физкультурные разминки, рисование, совместный поиск чего-то нужного для занятий.

Играйте с ребенком в школу, где вы будете учеником, а он - учителем. Когда ребенок усвоит, например, названия букв, превратитесь в Незнайку, который все путает и ошибается, пусть малыш исправляет ваши ошибки.

Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок! Помните, что вы играете со своим ребенком. Эти занятия должны доставлять ему удовольствие.

Хвалите ребенка за минимальные успехи, хотя бы за то, что он просто старается выполнить ваши задания.

Многим современным родителям приходиться заниматься обучением своих детей чтению еще в дошкольном возрасте. Ведь во многих лицеях и школах к первоклассникам предъявляются достаточно серьезные требования: ребенок уже должен уметь читать, писать и размышлять логически. Безусловно, эти навыки позволяют легче освоиться во время обучения и быстрей влиться в учебный процесс.

С чего начать?

На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи.

Несколько примеров игр для детей 4 лет

  • Продолжи слово. Учимся придумывать слова, развивать фантазию и речь.

Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.

  • Звуковая загадка. Учимся развивать память и слуховое внимание.

Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди. Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.

  • Подарок для игрушки . Учимся определять первую букву в слове и развивать воображение.

Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше.

Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке.

Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.

  • Дорисуй-ка. Учимся дополнять фигуры, развивать внимание и мелкую моторику. Для рисования существует множество вариантов игр.

Рисование по образцу учит ребенка концентрироваться при работе со знаками, а так же способствует лучшему запоминанию букв и правильному воспроизведению слов при чтении.

Учим буквы

Неотъемлемой стадией на пути к чтению, является изучение букв. И чем интересней и увлекательней будет этот процесс, тем быстрей ребенок все выучит. Чтобы процесс запоминания букв шел легко и продуктивно, существует несколько простых правил педагогики.

  • Ребенку проще будет запомнить букву, если он ее сначала нарисует или сам слепит из пластилина. Так же отличным вариантом будет сложение букв из палочек, пуговок, камешков и т.д.
  • Важно при этом не перегружать детскую память и не стараться запомнить более двух букв в день.
  • Учить буквы, правильно произнося их звук. Например, букву М произносить не звуком «эм», а именно коротким «м». Иначе, ребенок будет путаться при чтении и неправильно произносить слоги.
  • Не стоит начинать обучение прописным буквам, пока ребенок еще освоил не все печатные.
  • Чтобы ребенку легче было запоминать буквы, пусть сам придумает, на что похожа каждая из них. Например, сравнить их с различными предметами.

Учимся читать по слогам

В настоящее время существует множество учебной литературы для обучения дошкольников. И каждый родитель подбирает наиболее подходящий и интересной вариант букваря или азбуки для детей, которые только учатся читать. В них используются различные методики для чтения по слогам. Где-то рассматривается вариант протягивания звуков, а где-то переходы от буквы к букве в виде красочных картинок.

На самом деле, при чтении мы уже не задумываемся и не отдаем себе отчет, что все слоги получаются у нас сами собой, потому что произносятся автоматически. Именно запоминание помогает нам читать быстро и без запинок. Поэтому к обучению детей нужно тоже подходить с такой же целью. Каждый слог нужно проговаривать по нескольку раз, искать в словах и картинках.

Читаем слова

Когда ребенок хорошо освоит и запомнит сочетание слогов, начинается чтение слов. В этот момент важно научить ребенка понимать смысл прочитанного. Этому так же способствуют различные задачки и игры с картинками.

Вставь букву

Эта игра очень эффективна при начальном обучении чтения слов. Для нее потребуются три картинки к словам из трех букв. К примеру: лук, дом и кот. Подпишите под картинками первую и последнюю букву, а на месте гласной оставьте пробел. Предложите ребенку отгадать пропущенную букву в слове. Выполняя это задание, он будет размышлять, и подбирать по очереди буквы. Таким образом, в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смысло различительное значение букв, развивает фонематический слух.

Картинка со словом

Самая распространенная игра со словами. Часто продаются готовые варианты в виде лото. Ее легко сделать самостоятельно, подготовив заранее картинки и подписав на них печатными буквами слова. Нужно разрезать картинку со словом пополам, чтобы ребенок смог сам подобрать две половинки одной картинки.

Закончи слово

Для этой игры потребуется несколько картинок от раскрасок или открыток. К картинкам на скрепку прикрепляются начальные слоги слов, обозначающих изображенные предметы. А окончания слов нужно положить перед ребенком, чтобы он сам выбрал из них подходящие.

Еще несколько секретов и полезных советов о том, как быстро и правильно научить ребенка читать, смотрите видео


При обучении ребенка чтению очень важно давать задания в легкой, игровой форме, чтобы поддерживать интерес. Главное при этом, не переусердствовать с нагрузкой и подбирать пособия по возрасту и по способностям малыша. Всегда проявляйте терпение и усердие, тогда ваш ребенок обязательно будет хорошо подготовлен к школе и быстро научится читать.

Загрузка...