Учебник: Мировая экономика. Внешнеэкономические связи италии - внешняя политика
- Внешняя политика
Ведущими торговыми партнерами Италии являются страны ЕС. На их долю приходится около 44% импорта и 48% экспорта Италии. Основными контрагентами внешней торговли Италии выступают ФРГ (16% импорта и 18% экспорта), Франция (14 и 15%), США (7 и 5%), Великобритания (4 и 7%).
Внешнеэкономические связи имеют жизненно важное значение для экономики Италии. Большая зависимость от внешней торговли определяется с одной стороны, тем, что основные отрасли итальянской промышленности используют главным образом привозное сырье, топливо и полуфабрикаты, а с другой - относительной узостью внутреннего рынка, которая обусловливает необходимость сбыта за рубежом значительной части национального продукта.
Укрепление экономического потенциала Италии неразрывно связано с углублением ее участия в международном разделении труда, с растущей специализацией отдельных отраслей промышленности, позволяющей повысить эффективность производства и создать более благоприятные условия для накопления капитала. Это ставит ее перед необходимостью все более ориентировать свою экономику на зарубежные источники покрытия потребностей и на внешние рынки сбыта.
Италия относится к числу наиболее бедных полезными ископаемыми государств. К тому же сельскохозяйственное производство не поспевает за ростом потребления населением продуктов питания и изменениями в его структуре. По имеющимся подсчетам, среди крупнейших капиталистических стран Италия в наибольшей степени (более Японии) зависит от импорта топлива, промышленного и сельскохозяйственного сырья. Так, несмотря на относительно низкий уровень потребления энергии на душу населения, Италия занимает первое место в ЕС по роли импорта в покрытии внутренних потребностей в топливе. За счет внешних источников удовлетворяется 83% потребления первичных энергоносителей в стране, в том числе нефти - 95%, твердого топлива – 93%, природного газа - 69%, электроэнергии - 42%.
В отличие от других членов Сообщества, в энергетическом балансе Италии очень большую роль играет жидкое топливо, резкое удорожание которого после 1973 года поставило страну в тяжелое положение. В общем, потреблении первичного топлива в Италии, доля отдельных его видов составляет: нефть - 56%, природный газ - 25%, твердое топливо - 8%, электроэнергия - 11%. За счет импорта покрывается 100% потребления оловянной и никелевой руд, почти 100% - медной, железной, 90% - свинцовой руды и бокситов, 60% - цинковой руды, 80% - металлолома. Довольно велика зависимость Италии от ввоза сельскохозяйственного сырья, продовольствия и лесоматериалов. В частности, за счет импорта она покрывает 100% потребности в хлопке, около 89% - в шерсти, почти 45% - в древесине.
Влияние структуры экономики Италии на развитие ее внешней торговли Традиционная структура, ее причины и следствия во внешней торговле Италии. Влияние специфического спроса на особенности внешней торговли Италии
Внешняя торговля Италии
Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы будут определены следующими положениями. В последние два десятилетия Италия присоединилась к ряду наиболее развитых стран. Резко по сравнению с национальным производством возрос экспорт итальянских товаров. Доля Италии в мировом экспорте достигла в 1996 году 7 %, а в 1960 году она составляла 3,2 %. По темпу роста доли мирового экспорта среди ведущих стран Италия уступает лишь Японии. По росту производительности труда и дохода на душу населения страна уступает Японии и Корее.
Опыт Италии особенно интересен по нескольким причинам. Компании этой страны лишь в редких случаях имеют конкурентные преимущества в нескольких отраслях. Страна более известна хаосом в правительстве, низким качеством телефонной связи и других общественных услуг, неэффективными государственными предприятиями и постоянными субсидиями. Италия - одна из стран, которой в наследство досталось очень мало выгодных факторов производства. Ей приходится импортировать значительную часть энергоресурсов и сырья, она даже является чистым импортером продовольствия.
Тем не менее Италия достигла заметного результата в динамизме и способности поднять свои конкурентные преимущества в промышленности. В первые послевоенные годы Италия была страной, где единственным преимуществом в большинстве отраслей промышленности была низкая заработная плата. К началу 80-х годов многие отрасли достигли успеха за счет сегментации, дифференциации и процесса нововведений. Опыт Италии, как и Японии, свидетельствует о силе растущего выравнивания национальных условий и влияния стандартов глобальной конкуренции.
1. Влияние структуры экономики Италии на развитие ее внешней торговли
В настоящий период экономического развития цивилизации Италия входит в число ведущих промышленно развитых стран. При населении в 57 млн чел. она производит 4,3% совокупного ВВП мира и около 18% ВВП стран ЕС. В прошедшее десятилетие она сократила разрыв в уровне экономического развития, показателем которого является ВВП в расчете на душу населения со странами Западной Европы. В 80-90-е гг. итальянская экономика проявила динамизм, превосходя по темпам роста ведущие страны Западной Европы. В 1966 г. Италия, опередив Великобританию по объему ВВП, вышла на пятое место в числе промышленно развитых стран. По объему промышленного производства опережает Францию.
Качественно изменилась производственная база. В частности, по применению роботов, распространению гибких производственных систем страна входит в число ведущих. Упрочилось ее положение в мировом станкостроении - доля страны составляет 8,8%. По экспорту станков Италия занимает второе место в ЕС и четвертое в мире уступая Японии, ФРГ и США. Крупнейшей станкостроительной компанией является «Комау», контролируемая группой «Фиат». Она выступает одним из крупнейших мировых поставщиков гибких производственных систем. Итальянские фирмы занимают второе место в Западной Европе по производству промышленных роботов после ФРГ. На долю Италии приходится 4,2% мирового производства легковых автомобилей.
Вместе с тем, в сравнении с другими ведущими странами итальянская экономика отличается значительными структурными диспропорциями. В промышленности видное место занимают традиционные производства, которые сталкиваются с возрастающей конкуренцией со стороны НИС и других развивающихся стран. Но именно наибольшие сдвиги были достигнуты в производстве продукции традиционных отраслей. Италия занимает твердые позиции на мировом рынке швейных и текстильных изделий. В отличие от других индустриальных стран Запада она увеличила производство в этих отраслях в 70-80-е гг. Сохраняются достаточно большие различия в уровне экономического развития между северными и южными районами страны. Доход на душу населения составляет там лишь 56,1% соответствующего показателя на Севере. На Юге сосредоточено 36% населения, но он дает всего 1/4 часть ВВП страны. Уровень безработицы на Юге в три раза выше, чем на Севере. Эта старая для страны проблема осложняет экономическое и социальное развитие страны.
Имеет свои особенности социально-экономическая структура хозяйства. В обрабатывающей промышленности преобладают мелкие (до 100 чел.) предприятия, на которых сосредоточено 58,8% всех занятых. Отставая в уровне концентрации средств производства от Германии, Франции, Великобритании и ряда других стран, Италия не уступает им в уровне централизации. Ограниченное число крупнейших компаний, которые составляют долю процента от общего числа в той или иной сфере хозяйства, занимают внушительные позиции в экономике страны - от 18% производства в промышленности до 74% на транспорте и в связи. В горнодобывающей промышленности господствует «Финсидер» и «ЭНИ», в химической промышленности - «ЭНИ» и «Монтэдиссон», «Пирелли» и «Сниавискоза», в автомобильной промышленности - «фиат», который после поглощения ряда компаний стал практически монополистом в своей отрасли.
По своей экономической мощи промышленные группы уступают соединениям других стран. В списке 500 крупнейших промышленных компаний мира в начале 90-х гг. числилось только 7 итальянских объединений (1983 г. - 14). В банковской сфере позиции итальянского капитала более внушительны. Среди 500 крупнейших банков мира 42 итальянских (ФРГ - 40, Британия - 16, Франция - 12), в том числе «Институте банкарио Сан Паоло ди Турине» (27-е место) и «Банко национале дель лаворо» (43-е место).
Важнейшим агентом внешнеэкономических отношений выступает государство, которое не только опосредствует хозяйственные отношения через финансы, законодательство, но выступает крупным собственником средств производства. Развитие государственного сектора исторически было обусловлено слабостью частного предпринимательства, которое оказывалось не в состоянии решать сложные проблемы экономического развития страны. Широкие мероприятия государства по спасению от банкротства и оздоровлению частных компаний и банков привели к созданию и расширению государственного сектора. В случаях, когда компании, получив от государства финансовую помощь, оказывались не в состоянии погасить свою задолженность, они переходили под контроль государства. В результате «ползучей» национализации под государственный контроль перешли такие крупные группы, как «Иноченти», СИР, «Ликуикимика», «Оникс» и другие.
Государственный сектор расширялся за счет нового строительства как на национальном, так и муниципальном уровне, а также в результате национализации, в частности, электроэнергетических предприятий и покупки контрольного пакета акций. В результате в конце 80-х гг. государственные предприятия производили свыше 30% ВВП, что значительно превышало соответствующие показатели в других ведущих странах. В ряде отраслей государственные предприятия производят основную массу продукции: в горнодобывающей промышленности - около 90%, в электроэнергетической - 98%, в химической - 45%, машиностроении - 30-32%, в легкой промышленности - 20%, па железнодорожном транспорте - 99%, в морском транспорте - свыше 70%, авиационном - 85%, в строительстве - 36-38%. Как видно, государственный сектор образует ядро всего комплекса, представляющего Италию во внешней торговле.
Особое место во внешней торговле Италии занимает предпринимательская мафия, являющаяся составной частью традиционной мафии. В этом секторе сочетаются методы насилия, внеэкономической эксплуатации с элементами рыночных отношений. Мафиози все шире внедряются во внешнюю торговлю и промышленность не только на юге, но и в других районах. Они стремятся к широкому сотрудничеству с крупным капиталом, проявлением чего явилась деятельность Банко Амброзиано в 80-х гг. Длительное время стоявшие у власти партии христианских демократов и социалистов в обход органов государства создали особый инструментарий, который стал орудием их экономического и политического влияния. С его помощью они широко использовали финансовые средства государства в своих интересах. Эта система строится на связях и зависимостях группы людей от влиятельных деятелей фирм, государственных органов и различных организаций.
Итальянская экономика активно участвует в международном разделении труда, хотя ее экспортная и импортная квоты несколько ниже соответствующих показателей других ведущих стран ЕС (19-25%). На долю Италии приходится 5% мирового объема экспорта (1980 г. 4%), Несмотря на повышение доли экспорта в 90-е гг., темпы его прироста в отличии от прошлых десятилетий были ниже средних показателей стран ЕС. Успехи итальянских экспортеров в значительной мере связаны с легкой промышленностью, доля продукции которой в общем объеме экспорта возросла с 10% в 1980 г. до 18% в 1990 г. Значительное место в этой группе товаров занимает обувь (50% экспорта всех западных стран) и изделия из кожи. Однако, основу экспорта составляет общее машиностроение, продукция которого характеризуется высокой конкурентоспособностью. Сюда относится металлообрабатывающее оборудование, оборудование для легкой и автомобильной промышленности. Сильные позиции итальянские производители занимают на рынке сельскохозяйственной техники, автомобилей. Вместе с тем, удельный вес высоко технологичных товаров в экспорте Италии меньше, чем в среднем по ЕС (5,9%).
Укрепление позиций итальянских экспортеров на мировых рынках базировалось на значительном росте производительности труда в обрабатывающей промышленности. По его показателям Италия опережала все ведущие страны за исключением Японии и Великобритании. Однако по уровню производительности труда она значительно отстает от Германии и Франции (соответственно 74 и 81,3%). Сдерживающим фактором во внешнеторговой экспансии был быстрый рост стоимости рабочей силы, который превышал соответствующие показатели ведущих европейских стран. В 1991 г. по уровню издержек на рабочую силу Италия уступала только ФРГ. Их повышение способствовало увеличению стоимости экспортной продукции.
Углубление международного разделения труда, зависимость страны от внешних поставок сырья обуславливает большие масштабы импорта. Италия в большой мере зависит от ввоза минерального сырья. За счет импорта она покрывает 80% своих энергетических потребностей - вдвое больше, чем в среднем по Западной Европе. После референдума 1987 г. в стране было приостановлено строительство АЭС. Крупные позиции в структуре импорта занимают сельскохозяйственные и химические товары, продовольствие.
В географическом отношении внешнеторговые связи Италии концентрируются на странах ЕС, в которые направляется около 60% итальянского экспорта. Главными торговыми партнерами являются Германия, на долю которой приходится 17%, и Франция - 16% экспорта. Большой удельный вес в торговом обороте занимают США - 8,6% экспорта, и доля их быстро увеличивалась (1996 г. - 4,9%).
Развивающиеся страны являются традиционными поставщиками на итальянский рынок топлива и промышленного сырья. Основные поставки осуществляются из стран Африки, Ближнего и Среднего Востока. Их доля сократилась, в том числе доля африканских стран с 10,2 до 4,8%.
Италия - активный участник международного обмена технологическими достижениями, выступая в нем как чистый импортер. Наибольшие платежи связаны с импортом лицензий и использованием «ноу-хау» из США. По количеству закупаемых там патентов и лицензий она занимает одно из ведущих мест в Западной Европе. Основная часть приобретаемых лицензий приходится на общее машиностроение, электротехнику и химическую промышленность. Итальянские компании участвуют в осуществлении проектов в рамках «Эврика» и СОИ.
Длительное время в области НИОКР страна ориентировалась в основном на прикладные исследования и разработки, основанные на заимствовании зарубежного опыта. По сравнению с другими странами в Италии менее развита база НИОКР, что находит отражение в производственной специализации страны. Для обрабатывающей промышленности характерно производство продукции малой и средней наукоемкости и преобладание в производстве трудоемких и капиталоемких товаров. Переход на новую технологическую базу промышленного производства и усиление конкуренции на мировых рынках способствовал активизации собственных НИОКР. В 80-е-90-е гг. темпы роста расходов на НИОКР опережали динамику ВВП, в связи с чем их доля в валовом продукте непрерывно росла. В 1980 г. она составляла 0,75% ВВП, а в 1995 г. поднялась до 1,5 %. Однако до сих пор Италия значительно отстает по относительной величине расходов на эти цели от других стран. Основные расходы на НИОКР несут государство и государственные компании. Одной из особенностей структуры выделяемых средств является их раздробленность по многим направлениям.
Вывоз капитала из Италии долгое время сдерживался такими обстоятельствами, как напряженность кредитной системы и существование валютных ограничений. По размерам экспортированного капитала она значительно уступает не только крупным, но и некоторым малым странам Западной Европы - Швейцарии, Нидерландам, Бельгии. В 80-е гг. итальянские компании резко увеличили свои капиталовложения за границей. В 1982 г. общая сумма итальянских прямых инвестиций превысила объем иностранных вложений в стране. Большое значение сохраняется за инвестициями в развивающихся странах, на долю которых приходится до 2/5 объема прямых капиталовложений. В Западной Европе значительная часть итальянских инвестиций сосредоточена в Швейцарии и Лихтенштейне.
До середины 50-х гг. в силу существовавших законодательных ограничений участие иностранного капитала в итальянской экономике было скромным. После либерализации условий ввоза прямые иностранные вложения непрерывно росли. По размерам ввезенного капитала выделяются компании Швейцарии и Лихтенштейна. Это связано с тем, что в эти страны в больших размерах идет итальянский капитал, который обычно возвращается обратно в виде иностранного. На долю Швейцарии и Лихтенштейна приходится свыше 30% всех иностранных инвестиций в Италии.
На втором месте по объему капитала находятся американские корпорации. Они особенно активны в наукоемких отраслях. Дочерние компании американских ТНК занимают ведущее место в электротехнике, в производстве ЭВМ, средств связи, приборостроении. Последние контролируют 30% выпуска электротехнических товаров и, в частности, 80% производства ЭВМ. В этом секторе лидирует «ИБМ Италия». Высока доля иностранного капитала в торговле, химической, пищевой промышленности и в машиностроении. В крупных компаниях этих отраслей он занимает преобладающие позиции, что обеспечивает ему широкое влияяие в итальянской экономике.
Внешнеэкономические расчеты страны хронически сводятся с отрицательным сальдо. В его основе лежит дефицит внешнеторгового баланса. Он образуется за счет таких товаров как топливо и химические товары, транспортные средства и продовольствие. Дисбаланс в торговле наполовину обусловлен превышением импорта из ФРГ. Крупные средства переводятся из страны в форме процентов и дивидендов. Долговременный характер дефицита платежного баланса предопределяет неустойчивое положение лиры на валютных рынках. Важным фактором в этом процессе выступает инфляция.
Существующая модель экономики с активным участием государства в предпринимательской сфере обеспечила Италии наиболее высокие темпы экономического роста в ЕС за последние два десятилетия. В последние годы она подвергается большому давлению извне, так как не способствует целям интеграционных процессов, направленных на создание экономического и валютного союза в Западной Европе.
2. Традиционная структура, ее причины и следствия во внешней торговле Италии
С древнейших времен Италия как была, так и осталась страной контрастов. Ее национальные показатели представляют во многих отраслях впечатляющие успехи, а в других -провалы. Дальнейшее развитие итальянской экономики начинает наталкиваться на такие ограничители, которые будет нелегко преодолеть. Таблица 1 представляет 50 ведущих отраслей Италии на 1985 год по доле в мировом экспорте. Присутствие в списке виноделия, обуви и шерстяной одежды, быть может, и удивительно. Более интересным представляется выпуск бытового оборудования и ряда машиностроительных изделий. На долю этих 50 видов производств приходится 27 % итальянского экспорта, что ниже, чем в других странах (то же самое характерно и для доли всего экспорта, приходящегося на 50 ведущих видов экспортной продукции, что отображено в табл.
Таблица 1. 50 ведущих итальянских отраслей по удельному весу в мировом экспорте, 1995 г.
Доля в мировом экспорте (в%) |
Стоимость экспорта (в тыс. долл.) |
Стоимость импорта (в тыс. долл.) |
Доля в итальян- ском экспорте (в%) |
||
Овсяная крупа, пшено и другие крупы |
|||||
Обработанный строительный камень |
|||||
Виноградные вина (аперитив) |
|||||
Глазурованная керамическая плитка |
|||||
Ювелирные изделия |
|||||
Замороженные фрукты |
|||||
Резиновая и пластиковая обувь |
|||||
Чесаные шерстяные ткани |
|||||
Стиральные машины |
|||||
Стальные трубы высокого давления |
|||||
Свитеры из синтетических тканей |
|||||
Шерстяные свитеры |
|||||
Кожанаяяобувь |
|||||
Текстильные изделия |
|||||
Шелковые ткани |
|||||
Цемент, искусственные стройматериалы |
|||||
Стулья и др. |
|||||
Фурнитура для готовой одежды |
|||||
Свежий виноград |
|||||
Морозильники |
|||||
Женская верхняя одежда |
|||||
Холодильники |
|||||
Мебель деревянная |
|||||
Деревообрабатывающие и керамико-обрабатывающие станки |
|||||
Прочие свитеры, пуловеры |
|||||
Лигнитовый кокс и шихта |
|||||
Неотбеленная целлюлоза |
|||||
Обувная фурнитура |
|||||
Оливковое масло |
|||||
Мебель и фурнитура |
|||||
Мужские костюмы |
|||||
Оправа для очков |
|||||
Фурнитура для вязаной одежды |
|||||
Металлическая мебель |
|||||
Сухие вина |
|||||
Антибиотики |
|||||
Керамическая декорировка |
|||||
Пряжа с полиамидом бесцветная |
|||||
Расфасовочные и разливочные |
|||||
Пальто мужские |
|||||
Раковины, унитазы |
|||||
Бытовые плиты, кухонные принадлежности |
|||||
Саженцы, материалы для прививки |
|||||
Осветительная арматура |
|||||
Швейные станки для изделий из кожи |
|||||
Двуокись натрия |
|||||
Ткани из синтетического волокна |
|||||
Италия имеет диверсифицированную индустриальную экономику с высоким валовым внутренним продуктом (ВВП) на душу населения и развитой инфраструктурой. В соответствии с данными Международного валютного фондома в 2014 году Италия является 8-ой по величине экономикой в мире, четвертой по величине в Европе и в ЕС и третьей по величине в Еврозоне с точки зрения номинального ВВП, и одиннадцатой по величине экономикой в мире и пятой по величине в Европе с точки зрения ВВП, рассчитанного исходя из паритета покупательной способности (ППС) валют.
Италия является членом G7 и Группы восьми (G8) промышленно развитых стран, Европейского союза и ОЭСР. Прогнозируется, что ВВП Италии вырастет на 0,6% в 2014 году, 1,15% в 2015 году и 1,25% в 2016 году.
История экономики Италии
Объединение Италии в 1861 году разрушило феодальную земельную систему, которая сохранялась на юге со средних веков, особенно там, где земля была неотъемлемым достоянием аристократов, религиозных организаций или короля. Перераспределение земли не обязательно приводило к появлению мелких фермеров на юге, имеющих собственную землю или землю, на которой они могли бы работать и получать от этого прибыль. Многие остались без земли, а участков становилось все меньше и меньше, и, таким образом, все больше и больше непродуктивной земли было разделено между наследниками.
В то же время, в начале процесса индустриализации, который был характерен для северных и центральных районов страны, начиная с 1880-х годов, были полностью исключены большие площади на северо-востоке. Получились итальянские диаспоры численностью почти 25 миллионов итальянцев, большая часть из которых эмигрировала в период 1880-1914 годов, и это считается самой большой массовой миграцией современности.
Во время Великой войны, итальянский Королевская армия увеличилась с 15000 человек в 1914 году до 160000 человек в 1918 году, при этом во время войны были привлечены 5 миллионов новобранцев. Это вылилось в ужасную цену: к концу войны Италия потеряла 700 000 солдат и имела дефицит бюджета в миллиарды лир.
Экономика Италии при фашизме
Италия вышла из Первой мировой войны в бедном и ослабленном состоянии. Национальная фашистская партия во главе с Бенито Муссолини пришел к власти в 1922 году, в конце периода социальных волнений. В течение первых лет нового режима, фашисты проводили экономическую политику невмешательства: они изначально снизили налоги, регулирование и торговые ограничения в целом. Однако, как только Муссолини приобрел более широкую поддержку среди населения, произошел постепенный отказ от политики невмешательства и свободной торговли в пользу государственного вмешательства и протекционизма.
В 1929 году Италия сильно пострадала от Великой депрессии. В попытках справиться с кризисом, фашистское правительство национализировало запасы крупных банков, которые имели промышленные ценные бумаги, выпущенные Институтом промышленной реконструкции. Были сформированы ряд представительных организаций, целью которых было собрать вместе представителей правительства и крупного бизнеса. Эти представители обсуждали экономическую политику и манипулировали ценами и заработной платой, с тем, чтобы удовлетворить как пожелания правительства, так и пожелания бизнеса.
Скоро эта экономическая модель, основанная на партнерстве между государством и бизнесом была продлена до политической сферы, что позже получило название корпоративизм. В то же время, агрессивная внешняя политика Муссолини привела к увеличению военных расходов. После вторжения в Эфиопию Италия поддержала националистов Франсиско Франко в испанской гражданской войне. К 1939 году в Италии была самый высокий процент государственных предприятий после Советского Союза.
Участие Италии в Великой Отечественной войне в качестве члена из держав Оси потребовало создание военной экономики. Вторжения союзных войск в Италию в 1943 году в конечном итоге привело к изменению итальянской политической структуры, и военная экономика быстро разрушилась. Союзники, с одной стороны, и немцы, с другой, взяли под свой контроль области Италии. К концу войны, итальянский доход на душу населения был на самой низкой отметке с начала 20-го века.
Послевоенное экономическое чудо в Италии
После окончания Второй мировой войны, Италия была в развалинах и оккупирована иностранными войсками, как и Германия и другие державы Оси, и это привело к увеличению разрыва в развитии по отношении к более развитым европейским экономикам. Тем не менее, новая геополитическая логика холодной войны сделала возможным то, что бывший враг Италия, страна между Западной Европой и Средиземноморьем, а теперь новая, хрупкая демократия под угрозой непосредственной близости от железного занавеса и с присутствием сильной Коммунистической партии, была рассмотрена США в качестве важного союзника для свободного мира и получила под плана Маршалла 1204 млн. долл. США с 1947 по 1951 год.
Конец помощи через План Маршалла мог остановить восстановление, но его конец совпал с переломным моментом в войне в Корее, чьи спрос на металл и выпускаемую продукцию стали дополнительным стимулом для итальянского промышленного производства. Кроме того, создание в 1957 году Европейского Общего рынка, с Италией качестве члена-учредителя, обусловили больший объем инвестиций и облегчили экспорт.
Эти благоприятные изменения, в сочетании с наличием большой и дешевой рабочей силы, заложили основу для впечатляющего экономического роста, который продолжался почти непрерывно, пока "Горячая осень» массовых забастовок и социальных волнений в 1969-70 годах, в сочетании с нефтяным кризисом 1973 года не привели к внезапному концу затянувшегося бума. Было подсчитано, что итальянская экономика в среднем росла на 5,8% в год в период между 1951-63 годами и на 5,0% в год в период между 1964-73 годами. Итальянские темпы роста были на втором месте, но очень близко, к темпам экономического роста в Германии, в Европе, а среди стран ОЭСР только в Японии дела обстояли лучше.
От стагфляции к стагнации
1970-е годы были периодом экономического, политического хаоса и социальных волнений в Италии. Безработица резко выросла, особенно среди молодежи. К 1977 году насчитывалось один миллион безработных в возрасте до 24 лет. Инфляция продолжала усугубляться ростом цен на нефть в 1973 и 1979 годах. Дефицит бюджета стал постоянным и неразрешимыми, в среднем около 10 процентов валового внутреннего продукта (ВВП), выше, чем в любой другой промышленно развитой стране. Курс итальянской лиры неуклонно снижался с 560 лир за доллар США в 1973 году до 1400 лир в 1982 году.
Экономический спад продолжался до середины 1980-х годов, когда снижение государственных расходов и трат и политика жесткой бюджетной экономии привели к устойчивому экономическому росту, а также пониженной инфляции, что стало означать, что благодаря плану восстановления экономики 1983 года, Италия оставила рецессию. Этот план привел к увеличению роста ВВП, снижению инфляции и увеличению производства промышленной /сельскохозяйственной коммерческой продукции, экспорта и ВВП, но вызвал подъем уровня безработицы. Снижение цен на энергоносители и снижение стоимости доллара привело к либерализации обмена валюты, а экономика стала быстро расти.
На самом деле, в 1987 году в Италии был период, когда экономика этой страны превзошла британскую экономику (событие, известное как Il sorpasso), став пятой в мире. 15 мая 1991 года Италия стала на некоторое время четвертой в мире экономической державой, опередив Францию с ВВП в размере $1268 млрд. по сравнению с ВВП Франции долл. США $1209 млрд. и британским ВВП $1087 млрд. Несмотря на феноменальный рост ВВП Италии в тот период, в 1990-х годах Франция и Великобритания вскоре вновь обогнали Италию по размеру ВВП, когда экономический рост в Италии скатился до прежнего уровня в среднем 1,23% по сравнению со средним по ЕС 2,28%.
Рецессия в Италии в конце 2000-х годов
Италия была сильно пострадала от экономического кризиса 2007-11 годов. Национальная экономика сократилась на 6,76% в течение всего периода, продолжавшегося семь кварталов. По данным Eurostat, итальянский государственный долг составлял 116% от ВВП в 2010 году - второй по величине коэффициента задолженности после Греция (126,8%). Тем не менее, большая часть итальянского государственного долга принадлежит национальным субъектам, а относительно высокие уровни частных сбережений и низкий уровень задолженности частного сектора рассматриваются как факторы, которые делают высокий коэффициент государственного долга самым безопасным среди стран Европы, испытывающих трудности в экономике.
В результате мер жесткой экономии, принятых в декабре 2010 года, Италия ориентировалась на дефицит государственного бюджета 3,9% в 2011 году и 2,7% в 2012 году, как один из самых низких в Европейском Союзе. Осенью 2011 года, рейтинговые агентства Standard & Poor"s и Moody"s понизили оценку итальянского суверенного кредитного рейтинга из-за "ослабления перспектив экономического роста в Италии". Италия также имеет слабое коалиционное правительство, что "ограничивает способность правительства реагировать решительно" на события. Оба рейтинговые агентства дают негативный прогноз по задолженности, а это означает, что возможны дальнейшие понижения рейтинга.
Правительство приняло меры жесткой экономии 15 июля и 14 сентября 2011 года, вместе, призванные сэкономить 124 млрд. евро. Тем не менее, к 8 ноября 2011 года доходность итальянских облигаций выросла до 6,74 процента (для 10-летних облигаций), приближаясь к уровню 7 процентов, выше которого Италия, как полагают, потеряет доступ к финансовым рынкам. Однако доходность упала до 5,0% в феврале 2012 года. В результате мер жесткой экономии, принятых в 2011 году, Италия ориентировалась на дефицит государственного бюджета в размере 1,5% в 2013 году.
Обзор современной экономики Италии
В послевоенный период, Италия превратилась из сельскохозяйственной экономики, основы которой серьезно пострадали от последствий Второй мировой войны, в одну из наиболее промышленно развитых стран в мире, и одну из ведущих стран в мировой торговле и экспорте. Согласно индексу развития человеческого потенциала, страна характеризуется очень высоким уровнем жизни, и, в соответствии с данными The Economist, занимает 8-е место в мире по качеству жизни.
Статистические показатели Италии
(по состоянию на 2013 год)
Последние данные Eurostat говорят о том, что ВВП Италии на душу населения по паритету покупательной способности остается примерно равным среднему по ЕС, в то время как уровень безработицы (8,5%) выступает в качестве одного из самых низких в ЕС. Италия владеет третьим по величине в мире золотым запасом. Страна также хорошо известна своим влиятельным и инновационным бизнес-сектором экономики, трудолюбивым и конкурентоспособным сельскохозяйственным сектором (Италия является крупнейшим в мире производителем вина), также как и своими высококачественными автомобилями, промышленностью, приборостроением и дизайном одежды.
Несмотря на эти важные достижения, экономика сегодня в стране страдает от многих и актуальных проблем. После сильного роста ВВП Италии в 1945-1990 годах, среднегодовые темпы роста за последние два десятилетия отставали значительно от среднего показателя по ЕС. Кроме того, Италия особенно сильно пострадала от рецессии конца 2000-х годов. Стагнация темпов экономического роста и политические усилия, направленные на увеличение государственных расходов с 1980-х годов, в конце концов провели к резкому росту государственного долга. Кроме того, уровень жизни в Италии значительно отличается между севером и югом страны: средний ВВП на душу населения в Северной и Центральной Италии значительно превышает средний показатель ЕС, в то время как в некоторых регионах и провинциях на юге Италии он значительно ниже. С 2000 по 2006 год, Италия получила 27,4 млрд. евро из Европейского фонда развития для инвестиций в депрессивные районах Юга.
В частности, итальянская экономика ослаблена отсутствием развития инфраструктуры, рыночных реформ и инвестиций в исследования, а также высоким дефицитом государственного бюджета. В соответствии с Индексом экономической свободы 2011 года, страна занимает лишь восемьдесят седьмое место в мире, в частности в связи с высоким уровнем коррупции, чрезмерным государственным вмешательством и сильным трудовым законодательством. Кроме того, самые последние данные показывают, что расходы Италии на исследования и разработки в 2011 году составили 1,1% от ВВП (12 место в мире по расходам) , ниже европейского среднего значения - 1,7%, а Лиссабонской стратегической цели - 3% ВВП на научно-исследовательскую деятельность.
Италия имеет меньшее количество глобальных транснациональных корпораций, чем экономики других стран сопоставимого размера, но большое количество малых и средних предприятий, в том числе и в Северном "промышленном треугольнике" (Милан-Турин-Генуя), где есть область интенсивного промышленного производства и машиностроения, в частности несколько промышленных районов, которые являются основой итальянской промышленности. Это привело к тому, что обрабатывающая промышленность часто сосредотачивается на экспорте и производстве предметов роскоши, которые с одной стороны менее способны конкурировать по количеству, но с другой стороны, более способны конкурировать со странами с развивающейся экономикой на основе более низких затрат на рабочую силу и более высокого качества продукции.
Страна была седьмым по величине в мире экспортером в 2009 году. Главными товарами экспорта в Италии являются автомобили (Fiat, Aprilia, Ducati, Piaggio, Iveco); шины (Pirelli); продукты химической и нефтехимической промышленности (Eni); энергетика и электротехника (Энел, Эдисон); бытовая техника (Candy, Indesit); аэрокосмические и оборонные технологии (Finmeccanica, Alenia Aeronautica, AgustaWestland, ОТО Мелара); огнестрельное оружие (Beretta, Benelli); мода (Armani, Valentino, Versace, Dolce & Gabbana, Roberto Cavalli, Benetton, Prada, Luxottica); пищевая промышленность (Ферреро, Barilla Group, Мартини и Росси, Кампари, Parmalat); спортивные и роскошные автомобили (Ferrari, Maserati, Lamborghini, Pagani); яхты (Ferretti, Azimut). Ближайшими торговыми связями Италии являются связи с другими странами Европейского Союза, с которыми она осуществляет около 59% от общего объема торговли. Крупнейшими торговыми партнерами ЕС, в порядке доли рынка, являются Германия (12,9%), Франция (11,4%) и Испании (7,4%).
Разрыв Север-Юг
Начиная с объединения Италии в 1861 году, был заметен широкий и растущий экономический разрыв между северными провинциями и южной половиной итальянского государства. В первые десятилетия нового государства, отсутствие эффективной земельной реформы, высокие налоги и другие экономические меры, введенные на юге, вместе с удалением протекционистских тарифов на сельскохозяйственные товары, сделали практически невозможным прибыльность занятия сельским хозяйством для многих фермеров-арендаторов и собственников земельных участков. Множество фермеров решили эмигрировать, а не пытаться влачить жалкое существование, особенно с 1892 по 1921 год.
Кроме того, всплеск бандитизма и мафии вызвал широкое распространение насилия, коррупции и беззакония. После прихода к власти Бенито Муссолини, "Железный префект" Чезаре Мори пробовал с некоторой степенью успеха победить уже мощные преступные организации, процветающие на юге страны. Фашистская политика, была направлена на создание итальянской империи и Южные итальянские порты были стратегическими для всех торговых отношений с колониями. Неаполь получил демографическое и экономическое возрождение, в основном благодаря интересам короля Виктора Эммануила III, который родился там. С вторжением в Южную Италии, союзники восстановили утраченную в фашистской период власть семей мафии и использовали их влияние для поддержания общественного порядка.
В 1950 году был создан огромный общественный генеральный план, чтобы помочь индустриализации Юга двумя способами: через земельные реформы и создание 120000 новых личных хозяйств, и через "стратегию роста", согласно которой 60% всех государственных инвестиций уходили бы на юг, что позволило бы увеличить экономику южной части страны за счет привлечения нового капитала, стимулирования местных фирм и обеспечения занятости. Тем не менее, эти цели были не достигнуты, и в результате Юг Италии становился все более субсидируемым, не в состоянии генерировать сам свой рост.
Даже в настоящее время, огромные региональные различия сохраняются. Проблемы в Южной Италии еще включают широкую политическую коррупцию, всепроникающую организованную преступность и очень высокий уровень безработицы. Согласно оценкам, около 80% предприятий в сицилийских городах Катания и Палермо регулярно платят деньги за защиту. По сообщению Confesercenti, организованная преступность имеет валовую прибыль в 140 млрд. евро в год и ежегодный доход от 100 млрд. евро, при расчетных денежных резервах в 65 млрд. евро.
Региональные экономические различия в Италии
Валовой внутренний продукт в Италии по регионам в 2011 году (данные 2014 года)
Валовой внутренний продукт в Италии по областям в 2011 году (данные 2014 года)
Область | ВВП, млн. евро | ВВП на душу населения, евро | регион |
Абруццо | 30073 | 22400 | Юг |
Валле-д"Аоста | 4328 | 33700 | Северо-Западный |
Апулия | 69974 | 17100 | Юг |
Базиликата | 10744 | 18300 | Юг |
Калабрия | 33055 | 16400 | Юг |
Кампания | 93635 | 16000 | Юг |
Эмилия-Романья | 142609 | 32100 | Северо-восток |
Фриули-Венеция-Джулия | 36628 | 29600 | Северо-восток |
Лацио | 172246 | 30000 | Центр |
Лигурия | 43998 | 27200 | Северо-Западный |
Ломбардия | 337161 | 33900 | Северо-Западный |
Марке | 40877 | 26100 | Центр |
Молизе | 6414 | 20100 | Юг |
Подножие горы | 125997 | 28200 | Северо-Западный |
Сардиния | 33075 | 19700 | Острова |
Сицилия | 83956 | 16600 | Острова |
Тоскана | 106013 | 28200 | Центр |
Трентино-Южный Тироль | 35797 | 34300 | Северо-восток |
Умбрия | 21533 | 23700 | Центр |
Венето | 149527 | 30200 | Северо-восток |
Отрасли экономики Италии
Сельское хозяйство Италии
В северной части Италии производят в основном кукурузу, рис, сахарную свеклу, сою, мясо, фрукты и молочные продукты, в то время как Южная Италия специализируется на пшеницу и цитрусовых. Италия является одним из первых по величине производителей вина в мире, и одним из ведущих производителей оливкового масла, фруктов (яблоки, оливки, апельсины, лимоны, груши, абрикосы, персики, вишня, клубника и киви), цветов и овощей.
По данным переписи сельского хозяйства в 2000 году в стране было 2,6 млн. ферм (по сравнению с 3 млн. в 1990 году,), которые занимали площади 19,6 млн. га. Подавляющее большинство из них (94,7%) являются семейными и малыми предприятиями, владеющими в среднем лишь 5 га. Из общей площади земель, задействованных под сельскохозяйственный оборот (за исключением лесных хозяйств) поля зерновых занимают 31%, сады оливковых деревьев - 8,2%, виноградники - 5,4%, цитрусовые сады - 1%, другие сады - 3,8%, сахарная свекла - 1,7% и садоводство - 2,4%. Остальные земели, в первую очередь, занимают пастбища (25,9%) и поля фуражного зерна (11,6%). Животноводство включает в себя 6 млн. голов крупного рогатого скота, 8,6 млн. голов свиней, 6,8 млн. голов овец и 0,9 млн. голов коз.
Самыми известными итальянскими винами, вероятно,являются тосканский Кьянти и Pinot Grigio. Другие известные вина Barbaresco, Бароло и Барбера (Пьемонт), Брунелло ди Монтальчино (Тоскана), Монтепульчано d"Abruzzo (Абруццо) и Неро д"Авола (Сицилия). Качество товаров, в которых Италия специализируется, часто является DOC (Denominazione di origine controllata - Название проконтролированного происхождения) или «контролируемого происхождения». Эти DOC сертификаты, которые выдаются Европейским Союзом, гарантируют, что сырье и работа, которые идут в продукт признаны высококачественными. Эта сертификация считается важной как для производителей, так и для потребителей, с тем чтобы избежать путаницы с низким качеством серийных эрзац продуктов.
Энергетика и природные ресурсы Италии
Италия имеет мало природных ресурсов. Здесь нет существенных месторождения железа, угля или нефти. Доказанные запасы природного газа, в основном в долине реки По и оффшорной Адриатике, выросли в последние годы и составляют самую важную часть минеральных ресурсов страны. Большинство сырья, необходимого для производства и более 80% источников энергии импортируются. Энергетический сектор в значительной степени зависит от импорта из-за рубежа: в 2006 году в страну было импортировано более 86% от общего объема потребления энергетических товаров (99,7% твердого топлива, 92,5% нефти, 91,2% природного газа и 15% электроэнергии).
В последнее десятилетие Италия стала одним из крупнейших в мире производителей возобновляемой энергии, в частности страна стала пятым по величине в мире производителем солнечной энергии в 2009 году и шестым по величине производителем энергии ветра в 2008 году.
В Италии работало четыре ядерных реактора до 1980-х, но в 1987 году, после Чернобыльской катастрофы, подавляющее большинство итальянцев приняли на референдуме решение в пользу отказа от ядерной энергетики. Правительство закрыло существующие атомные электростанции и остановило работы над проектами в стадии реализации, полностью положив конец национальной ядерной программе. В настоящее время большинство итальянской электроэнергии производится из газа, нефти, угля и на гидроэлектростанциях. Италия также импортирует около 16% своей потребности электроэнергии из Франции в размере 6,5 ГВт, что делает ее крупнейшим в мире импортером электроэнергии. Из-за своей зависимости от дорогих ископаемых видов топлива и импорта, итальянцы платят примерно на 45% больше, чем в среднем по ЕС за электроэнергию.
В 2004 году новый Закон об энергетике привел к возможности создания совместных предприятий с зарубежными компаниями по строительству атомных электростанций и импорту электроэнергии. Общественное мнение по атомной энергии было положительным, а молодые поколения в Италии хорошо восприняли ядерную энергию. В 2005 году энергетическая компания Италии ENEL заключила соглашение с Electricite de France на поставку 200 МВт электроэнергии с ядерного реактора во Франции и, возможно, дополнительно 1000 МВт от нового строительства. В рамках соглашения ENEL получила 12,5% акций проекта и непосредственное участие в проектировании, строительстве и эксплуатации электростанций. По другой сделке ENEL также покупает 66% компании Slovak Electric, которая управляет шестью ядерными реакторами. В рамках этого соглашения ENEL заплатит правительству Словакии 1,6 млрд. евро для завершения строительства АЭС в Моховце, которая производит 942 МВт. С помощью этих соглашений Италия сумела получить доступ к ядерной энергии, не помещая реакторов на своей территории.
Транспорт в Италии
В 2004 году годовой оборот транспортного сектора Италии составил около 119,4 млрд. евро, в нем работало 935700 человек в 153 700 предприятий. Что касается национальной дорожной сети, то в 2002 году в Италии находилось в эксплуатации 668721 км (415612 миль) дорог, в том числе 6487 км (4031 миль) автомагистралей в государственной собственности, но управляемых в основном частной компанией Atlantia. В 2005 году в Италии было зарегистрировано около 34,667 млн. легковых автомобилей (590 автомобилей на 1000 человек) и 4,015 млн. грузовых автомобилей, перемещающихся по национальной дорожной сети.
Железнодорожная сеть в Италии составляет 16862 км (на 2008 год), из которых 69% электрифицированы, и по которой циркулируют 4937 локомотивов и вагонов. Эта 15-ая по величине в мире железная дорога находится под управлением компании Ferrovie dello Stato Italiane S.p.A. Высокоскоростные поезда включают поезда ETR-класса, которые достигаю скорости 300 км / ч (190 миль в час). Железнодорожные пути и инфраструктура находятся в ведении Rete Ferroviaria Italiana.
В 1991 году была создана компания Treno Alta Velocita SpA была создана для проектирования и строительства высокоскоростных железнодорожных линий вдоль наиболее важных и насыщенных транспортных маршрутов Италии. Одним из направлений проекта является превращение железнодорожной сети Италии в современную высокотехнологичную пассажирскую железнодорожную систему, в соответствии с обновленными европейскими железнодорожными стандартами. Вторая цель заключается в строительстве высокоскоростных железных дорог в приоритетных транспортных коридорах страны, а именно на линиях Милан-Неаполь и Турин-Милан-Венеция.
Когда спрос на регулярных линиях уменьшится, в связи с открытием специализированных высокоскоростных линий, эти регулярные линии будут использоваться, в первую очередь, для низкоскоростного регионального железнодорожного сообщения и грузовых поездов. С помощью этих реализуемых планов, итальянская железнодорожная сеть будет интегрирована с другими европейскими железнодорожными сетями, в частности французской TGV , немецкой ICE и испанской AVE системами.
Национальная сеть внутренних водных путей насчитывала 1477 км (918 миль) судоходных рек и каналов в 2002 году. В 2004 году насчитывалось около 30 основных аэропортов (в том числе двух центральных - Malpensa International в Милане и Leonardo Da Vinci International в Риме) и 43 крупных морских порта, в том числе морской порт в Генуе, крупнейший в стране и второй по величине в Средиземном море, после Марселя. В 2005 году гражданский воздушный флот Италии составлял около 389 тысяч единиц, а торговый флот - 581 судов.
Финансовый сектор Италии
Банковское дело в Италии имеет, по состоянию на 11 октября 2008, среднее соотношение активы /пассивы 12 к 1, в то время как краткосрочные обязательства банков равны 86% итальянского ВВП или 43% итальянского госдолга. Ниже приводится список 10 крупнейших итальянских банков по рыночной капитализации.
Рынок труда Италии
Вслед за принятием "Закона Бьяджи 2003", спорной реформы рынка труда, безработица в Италии неуклонно падала, достигнув в 2007 году 6,2% - самый низкий показатель с 1970 года. В южной Италии средний уровень безработицы намного выше, чем в среднем по стране, тем не менее в последние годы был достигнут прогресс, и уровень безработицы упал с 23,7% в 1999 году до 11,2% в 2007 году в Кампании, и с 24,5% до 13,0% на Сицилии. Существует значительная теневая экономика, особенно на юге, где она частично компенсирует высокую официальную безработицу, поглощая значительное число людей, работающих за низкую заработную плату и без стандартных социальных льгот и гарантий. Кроме того, Италия поддерживает хороший уровень самозанятости населения - 25,5%.
Профсоюзы утверждают, что представляют 40% от рабочей силы. Большинство итальянских профсоюзов сгруппированы в три основных конфедерации: CGIL, CISL и UIL, которые вместе утверждают, что представляют 35% рабочей силы. Эти конфедерации ранее были связаны с важными политическими партиями (соответственно Итальянской коммунистической партией, партией Христианских демократов и Итальянской социалистической партией), но они официально прекратили такие связи. В настоящее время эти три профсоюза часто координируют свои позиции прежде, чем противостоять управленцам компаний или лоббировать что-то в правительстве. Три основных конфедерации играют важную консультативную роль при решении национальных социально-экономических вопросов.
Среди основных соглашений с профсоюзами – подписанное в 1993 году соглашение о четырехлетнем сдерживании роста заработной платы, реформы пенсионной системы в 1995 году, и пакт занятости, представляющий шаги для гибкости рынка труда в экономически депрессивных районах, подписанный в 1996 году. CGIL, CISL и UIL являются аффилированными лицами Международной конфедерации профсоюзов. Из трех союзов, CGIL является самым сильным по показателям. CGIL один раз единолично организовал три миллиона человек на митинг в Риме. Работодателей Италии представляет Confindustria, Федерация итальянских работодателей.
Средняя уровень жизни в Италии очень высок. Как отметил Марио Б. Мигноне: "В официальной экономике, итальянский работник хорошо вознагражден высокой заработной платой, имеет хорошие преимущества и оплачиваемые отпуска, но он или она не может выйти из тяжелого бремени налогов".
Богатые люди Италии
По оценке ежеквартального отчета, подготовленного Economist Intelligence Unit от имени Barclays Wealth, в 2007 году в Италии насчитывалось 280 тысяч долларовых миллионеров. В 2013 году в Италии, в соответствии с данными CapGemini-RBC, насчитывалось только 176 тысяч миллионеров. Италия занимает 10 место в мире по этому критерию. Самый богатый человек в Италии Микеле Ферреро, который, по данным Forbes, имеет собственный капитал в размере $20,4 миллиардов. Некоторые другие миллиардеры – Джорджио Армани, Миучча Прада, Эннио Дорис, семья Бенеттон, семья Аньелли и Сильвио Берлускони. В соответствии с данными Banca d"Italia, среднее чистое богатство на душу населения в 2013 году составило более 140 тысяч евро. В соответствии с данными Credit Suisse Global Wealth Report, в 2013 году Италия заняла 10-е место в мире по чистым активам на душу населения - $195925 ($241383 на одного взрослого). По данным Allianz AG Global Wealth Report 2013, чистое финансовое богатство на душу населения в Италии составляло 45770 евро, и по этому показателю страна заняла 14-ое место в мире. В соответствии с Credit Suisse Global Wealth Report 2013, на долю Италии приходится 4,92% от чистых активов в мире – пятое место в мире. В стране насчитывается более 1,4 миллиона людей, владеющих чистыми активами нас сумму более $1 млн., а национальное богатство составляет $11,857 триллионов.
В связи с вытянутостью страны с севера на юг её сеть железных и автомобильных дорог развилась преимущественно в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций, за исключением Паданской равнины, недостаточно. Многие автомобильные и железные дороги Италии проложены на крутых склонах гор и поэтому имеют много мостов, тоннелей и пр., что удорожает их эксплуатацию. В международных автомобильных и железнодорожных перевозках особенно большую роль играют дороги, проложенные в Альпах.
В 1924 году в Италии была построена первая в мире автострада (Милан - Варесе). Огромное значение имеет основная транспортная ось страны - автострада Солнца, лучшая из итальянских дорог, соединяющая Турин с Миланом, флоренцией, Римом, Неаполем и идущая далее на крайний Юг, к городу Реджо-ди-Калабрия.
Железные дороги уступают по значению автомобильным.
Очень важную роль как во внутренних, так и во внешних перевозках страны играет морской транспорт. Это объясняется положением Италии на среднеземноморском водном пути, большой протяженностью береговой линии, наличием островов в составе страны.
Морским транспортом перевозится 90% импортируемых в страну товаров и 60 - 65% - экспортируемых. Значительная часть внутренних перевозок также осуществляется морским транспортом.
Более половины всего тоннажа итальянского морского флота приходится на нефтеналивные суда, что связано с мощной нефтеперерабатывающей промышленностью
В грузообороте итальянских портов преобладает нефть и другое минеральное сырьё. Самый крупный итальянский порт Генуя один из важнейших во всём Среднеземноморье. Генуя служит воротами во внешний мир для всего индустриального Северо - Запада Италии, а также для Швейцарии. Это один из ведущих контейнерных портов Средиземного моря. Главный соперник и конкурент Генуи на Андриатике - Триест, второй в Италии по грузообороту и один из важнейших нефтяных портов Европы.
Кроме того, это главный в Европе пункт по перевалке кофе. Через Триест Северо - Восточная Италия связывается с другими сторонами Среднеземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Африки и Восточной Азии. Он выполняет также роль главного порта на Среднеземноморье для дунайских стран, в первую очередь для Австрии. Триест преимущественно транзитным портом в отличие от Венеции, играющей непосредственную роль в экономике Северо-Восточной Италии.
Один из крупнейших пассажирских портов страны - Неаполь является главным центром каботажных связей Апеннинского полуострова с Сицилией, Сардинией и другими островами.
Полуостровную Италию связывают с её островами, а также с некоторыми югославскими и греческими портами морские паромы. Особенно наряжена паромная линия, соединяющая Сицилию с Апеннинским полуостровом.
Речной транспорт в Италии развит слабо из-за отсутствия крупных рек.
Развитие нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности стимулировано в Италии распространение трубопроводного транспорта. Наиболее густая сеть трубопроводов на Севере. Некоторые из них имеют международное значение, например, грузопровод, по которому поставляется природный газ из России на Север Италии.
Довольно быстро развивается гражданская авиация Италии. Авиационные линии поддерживают связь крупнейших городов Италии с многими городами Европы, а также других континентов. Крупнейшие аэропорты страны - Леонардо да Винчи близ Рима, Мальпенса, Линате около Милана и др. служат важными центрами международной сети авиалинии.
Для экономического развития Италии жизненно важны внешнеэкономические связи. Это вызвано активным участием страны в международном разделении труда, избыточными мощностями (с точки зрения внутреннего рынка) во многих отраслях промышленности, в значительной мере работающих на внешнеэкономический рынок, слабой обеспеченностью основными полезными ископаемыми и продовольствием. Почти 15% всего импорта составляет нефть. Италия импортирует также сырье для металлургической, текстильной и других отраслей промышленности, станки, промышленное оборудование, лес, бумагу, различные виды продовольствия. Основные статьи вывоза - продукция машиностроения, главным образом транспортные средства, различная аппаратура, пишущие и счётные машины, сельскохозяйственные и продовольственные товары, особенно фрукты, овощи, консервированные помидоры, сыры, текстиль, готовое платье, обувь, продукция химии и нефтехимии.
Основные партнёры во внешней торговле Италии - страны Европейского экономического сообщества, на которые приходится половина всего её товарооборота. Особенно активно ведётся торговля с ФРГ и Францией.
Всё большую роль в развитии внешней торговли Италии играет её товарообмен с социалистическими странами, из которых она ввозит нефть и продукты нефтепереработки, природный газ, чугун, сталь, прокат, каменный уголь, лес, крупный рогатый скот, мясо, хлопок, некоторые виды продовольствия. В свою очередь Италия поставляет социалистическим странам некоторые виды промышленного оборудования, машины для текстильной и швейной промышленности, прокат, химические продукты, искусственную и синтетическую ряжу и ткани, бумагу, цитрусовые.
Ведущее место в торговле Италии с социалистическими странами занимает Россия. Итало - совесткие торговые отношения, установленные ещё в 1920 году, стали особенно успешно развиваться с середины 60-х годов, когда был заключен и начал проводится в жизни ряд крупнейших советско-итальянских соглашений о техническом сотрудничестве, которые имели важное значение для развития некоторых отраслей промышленности обеих стран.
Необходимость капиталовложений и нехватка собственных средств по-прежнему нередко выпускают Италию прибегать к иностранным займам, в её экономически вложены крупные иностранные капиталы.
Для Италии характерен хронический дефицит торгового баланса. Однако Италии удаётся его в значительной мере покрывать и иногда даже перекрывать с помощью международного туризма, денежных переводов итальянских эмигрантов и доходов от морского фрахта. Италию ежегодно посещает 13 - 14 млн. иностранных туристов, преимущественно из ФРГ, Франции, с США. В Италии давно уже сложилась материальная база для приёма большого количества туристов. По числу мест в гостиницах (2,6 млн.) она стоит на первом месте в капиталистическом мире. Кроме того, в Италии много кемпингов, пансионатов, сдающихся внаём частных вилл и т.д.