inlaber.ru

Звания военно морских сил. Звания на флоте: как присваиваются и какие имеют отличия

Корабельные звания на флоте используются в ВМФ России и присваиваются морякам по мере способности взять на себя ответственность за командование тем или иным воинским составом. Они также присваиваются военным береговой охраны пограничных войск МВД РФ, подводных и наводных подразделений ВМФ и морских частей войск.

Почти все флотские звания отличаются от ракетных и сухопутных войск, ВДВ и ВСВ. С 1884 по 1991 года они изменялись вследствие ряда событий:

  • распада Российской империи в 1917 году;
  • создания Советского союза и его последующего распада 1922-1991;
  • создание Российской Федерации в 1991 г.

Современные звания на флоте делятся на 4 категории:

1. Призывников срочной и контрактной службы. Сюда входят: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи и главный корабельный старшина. Также в старшинский состав входят мичман и старший мичман.

2. Младший офицерский состав флота. Это: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант.

3. Старшие офицеры ВМФ. Звания делят: капитаны третьего, второго и первого ранга.

4. Высший офицерский состав. Состоит из: контр-адмирала, вице-адмирала, адмирала и адмирала флота.

Детальное описание корабельных званий по возрастанию

Матрос – младшее звание на флоте, которое соответствует сухопутному рядовой. Это призывники срочной службы.

Старший матрос – параллель армейскому чину ефрейтор, который присваивается моряку за соблюдение дисциплины и образцовое выполнение обязанностей. Может быть помощником старшины и замещать старшину второй статьи.

Старшинский состав

Старшина второй статьи – младшее звание в старшинском составе, которое введено 2 ноября 1940 года. Расположено по рангу выше старшего матроса и ниже старшины первой статьи. Может быть командиром отделения.

Старшина первой статьи – моряк флота, который расположен по рангу выше старшины второй статьи, но ниже главного старшины. Второе по мере роста в списке старшинского состава, введено 2 ноября 1940 года. Это командир отделения, который показал отличные результаты в выполнении воинских и организаторских обязанностей.

Главный корабельный старшина – воинское звание на Военно-морском флоте Российской Федерации и Береговой охраны. Занимает место между старшиной первой статьи и мичманом флота. Морское звание главный корабельный старшина соответствует армейскому старший сержант. Может замещать командира взвода.

Мичман – слово английского происхождения, которое присваивается моряку после прохождения соответствующих программ обучений и курсов. По сухопутному - это прапорщик. Выполняет организационные и боевые обязанности в рамках командира взвода или старшины роты.

Старший мичман – воинское звание в Военно-морском флоте РФ, которое по рангу выше мичмана, но ниже младшего лейтенанта. Аналогично - старший прапорщик в других родах войск.

Младший офицерский состав

Звание младшего лейтенанта происходит от французского и переводится как «заместитель». Занимает первую ступень в младшем офицерском составе, как в сухопутных, так и в морских войсках. Может быть командиром поста или взвода.

Лейтенант – второе по счету среди званий на флоте , по рангу находящееся выше младшего лейтенанта и ниже старшего лейтенанта. Присваивается по истечению срока службы со званием младший лейтенант.

Старший лейтенант – флотское звание младшего офицерского состава в России, которое по рангу выше лейтенанта, а ниже капитан-лейтенанта. При отличных показателях в службе может быть помощником капитана корабля.

Капитан-лейтенант – высшее звание младшего офицерского состава, которое в РФ и Германии соответствует капитану армии сухопутных войск. Моряк с этим званием считается заместителем капитана корабля и командиром роты из сотен подчиненных.

Старший офицерский состав

Капитан 3-ого ранга – соответствует армейскому майору. Сокращенное название погона – «каптри». В числе обязанностей командование кораблем соответствующего ранга. Это малые военные суда: десантные, противолодочные, торпедные и тральщики.

Капитан второго ранга , или «капдва» – чин моряка в Военно-морских силах, который по сухопутным званиям соответствует подполковнику. Это командир корабля такого же ранга: большие десантные, ракетные и миноносцы.

Капитан первого ранга , или «капраз», «каптуранг» – воинское звание в ВМФ РФ, которое по рангу выше капитана второго ранга и ниже контр-адмирала. 7 мая 1940 года существует среди званий на флоте , постановил Президиум Верховного Совета СССР. «Каптуранг» командует кораблями со сложным управлением и огромной военной мощью: авианосцы, атомные подводные лодки и крейсеры.

Высший офицерский состав

Контр-адмирал может командовать эскадрой кораблей и замещать командира флотилии. Принято с 1940 и с того времени соответствует генерал-майору сухопутных войск и авиации.

Вице-адмирал – чин моряков в России, который позволяет замещать адмирала. Соответствует генерал-лейтенанту сухопутных войск. Управляет действиями флотилий.

Адмирал с нидерландского языка переводится как «повелитель моря», поэтому состоит в высшем офицерском составе. Армейским служащим соответствует звание генерал-полковник. Управляет действующим флотом.

Адмирал флота – высший действующий чин, также, как и в иных видах войск генерал армии. Управляет флотом и присваивается действующим адмиралам при отличных боевых, организационных и стратегических показателях.

Каким видам войск присваиваются флотские звания?

Военно-морской флот Российской Федерации (ВМФ РФ) также включает в себя следующие части:

  • морскую пехоту;
  • береговую охрану;
  • морскую авиацию.

Морская пехота – подразделение, которое осуществляет оборону военных объектов, участков побережья и других морских линий. В составе «морпехов» есть диверсионные и разведывательные группы. Девиз морской пехоты: «Там где мы, там и победа».

Береговая охрана – род войск, которые обороняют базы флотов РФ и специальные объекты прибережной зоны. В их распоряжении находятся зенитное, торпедное, минное оружие, а также ракетные комплексы и другая артиллерия.

Морская авиация – войска, в обязанности которых входит обнаружение и уничтожение противника, оборона кораблей и других элементов от сил противника, уничтожение вражеских самолетов, вертолетов и других воздушных конструкций. Также авиация РФ осуществляет перевозки по воздуху и спасательные работы в открытом море.

Как и за что присваивается очередное звание морякам?

Присвоение очередного звания расписано в действующих законах РФ:

  • для старшего матроса необходимо прослужить 5 месяцев;
  • получение старшины 2 статьи можно ожидать через год службы;
  • три года для старшего сержанта и главного корабельного старшины;
  • три года для получения мичмана;
  • 2 года для младшего лейтенанта;
  • 3 для получения лейтенанта и старшего лейтенанта;
  • 4 года чтобы получить капитан-лейтенанта и капитана 3 ранга.
  • 5 лет до капитана 2 и 1 ранга;
  • для высшего офицерского состава не менее года на прежнем звании.

Стоит знать также, что воинские звания на флоте могут присваиваться, если положенный срок еще не прошел, но военный проявил свои организаторские, тактические и стратегические способности. Плох тот матрос, который не хочет стать адмиралом, тем более, это возможно. Есть множество примеров целеустремленных моряков с масштабным мышлением, которые становились адмиралами.

Выдержка из приказа Федерального агентства морского и речного транспорта от 5 декабря 2013 г. № 84 “Об утверждении формы одежды, правил ношения, знаков различия, норм и порядка обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта"

VIII. ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ должностных лиц

8.1 Знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству подразделяются на:
а) нарукавные знаки;
б) наплечные знаки;
в) нагрудные нашивки.
8.2. В соответствии с замещаемой должностью установлены следующие знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству:
15 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
14 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
13 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
12 должностная категория - 1 широкий и 2 средних галуна;
11 должностная категория - 1 широкий и 1 средний галун;
10 должностная категория - 1 широкий галун;
9 должностная категория - 4 средних галуна;
8 должностная категория - 3 средних галуна;
7 должностная категория - 2 средних и 1 узкий галун;
6 должностная категория - 2 средних галуна;
5 должностная категория - 1 средний галун;
4 должностная категория - 4 узких галуна;
3 должностная категория - 3 узких галуна;
2 должностная категория - 2 узких галуна;
1 должностная категория - 1 узкий галун.

IX. ОПИСАНИЕ ОБРАЗЦОВ ЗНАКОВ РАЗЛИЧИЯ

9.1. Знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству представляют собой:
а) нарукавные знаки:
б) наплечные знаки:
Наплечные знаки различия представляют собой съемную колодку из шерстяной ткани черного цвета, на которую нашиваются знаки различия из галуна золотого цвета по должностным категориям.
Наплечные знаки различия располагаются на плечах при ношении форменной шерстяной куртки, тропического костюма, рубашек и женских форменных блуз. Допускается ношение наплечного знака с полем белого цвета на рубашке (блузе) белого цвета.
Размеры наплечного знака: длина 14 см (для женщин - 12 см), ширина 5 см. Наплечные знаки различия изготавливаются съемными и крепятся малой форменной пуговицей.
Ширина галуна: широкого - 3 см, среднего - 1,3 см и узкого -0,6 см. Просвет между галунами 0,3 см.
Верхний галун образует петлю в виде ромба размером по горизонтали: для среднего галуна - 4,5 см, для узкого - 4 см.
На наплечных знаках различия размещаются: для 14 должностной категории - большая эмблема Росрыболовства, а для 15 должностной категории - большая эмблема Росрыболовства в обрамлении двух лавровых ветвей, наложенных на нашивки из галуна в нижней части погона согласно рисунку.
Наплечные знаки различия рядового состава нашивок из галуна не имеют.

ТАБЕЛЬ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ ФОРМА ОДЕЖДЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ ПО ДОЛЖНОСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ.
10.1. ФЛОТ.
10.1.1. Транспортные самоходные, сухогрузные, пассажирские и нефтеналивные суда дальнего и малого плавания, транспортные железнодорожные и автомобильные паромы, ледоколы, спасательные суда (мощностью более 2000 э.л.с.), гидрографические (свыше 1000" БРТ) и учебные суда, транспортные буксирные суда дальнего плавания

Старший помощник капитана, первый помощник капитана,главный (старший) механик, помощник капитана по учебной части

Второй помощник капитана, помощник капитана по пассажирской части, старший инженер-оператор, инженер-гидролог, второй механик, электромеханик по общесудовому электрооборудованию, старший электромеханик, инженер-электрорадионавигатор, начальник радиостанции

Третий помощник капитана,третий механик, второй 5 электромеханик, второй электромеханик по общесудовому электрооборудованию, рефрижераторный механик, первый радиооператор, администратор пассажирской службы, помощник капитана по пожарной части

Четвертый помощник капитана, пятый помощник капитана, помощник капитана по хозяйственной части, четвертый механик, третий электромеханик, четвертый электромеханик, третий электромеханик по общесудовому электрооборудованию, ремонтный механик, крановый механик, механик по судовым системам, радиомеханик, электрорадионавигатор, второй радиооператор, боцман

10.1.2. Транспортные буксирные суда малого плавания, спасательные суда (мощностью менее 2000 л. с.), транспортные несамоходные суда дальнего плавания, гидрографические суда (менее 1000 БРТ).

10.1.3. Транспортные несамоходные суда малого плавания, буксиры, паромы, катера и боты,самоходные сухогрузные и наливные суда портового и служебно-вспомогательного флота, плавучие самоходные краны и перегружатели

10.1.4. Катера, мотоботы, мотолодки с двигателями малой мощности, несамоходные сухогрузные и наливные суда портового и служебно-вспомогательного флота, несамоходные краны и перегружатели

10.1.5. Самоходные земснаряды технического (дноуглубительного) флота

Багермейстер-капитан

Старший помощник багермейстера, старший помощник капитана, старший (главный) механик

Второй помощник багермейстера — второй помощниккапитана, второй механик, старший электромеханик

Третий помощник багермейстера — третий помощник капитана, третий механик, второй и третий электромеханики по общесудовому электрооборудованию, начальник радиостанции

Четвертый помощник багермейстера — четвертый помощник капитана, четвертый механик, четвертый электромеханик, начальник радиостанции, боцман, радиооператор

10.1.6. Несамоходные земснаряды, самоходные грунтоотвозные шаланды технического (дноуглубительного) флота

10.1.7. Брандвахты, несамоходные шаланды технического (дноуглубительного) флота

10.1.9. Плавучие доки

10.2. ПАРОХОДСТВА.

10.2.1. Начальник пароходства

10.2.2. Заместитель начальника и главный инженер пароходства, начальник управления флота в составе пароходства (на внутреннем хозрасчете)

10.2.3. Заместитель начальника управления флота; начальник службы: перевозок и движения флота, портового хозяйства и морских путей судового хозяйства, мореплавания, ледокольного флота и арктических операций, материально-технического снабжения, коммерческой, технической, по обслуживанию транспортного флота; начальник отдела: кадров, организации работы с моряками загранплавания, технического, второго; главный: диспетчер, штурман, технолог, иачальник ХЭГС, помощник начальника пароходства по технике безопасности

10.2.4. Капитан-наставник

10.2.5. Начальник отдела управления флота, заместитель начальника службы, отдела, указанных в п. 3 раздела; начальник: электрорадионавигационной камеры, базы резерва плавсостава, базы технического обслуживания флота, отдела в службе; главные специалисты в службах, указанных в п. 3 раздела; старший морской инспектор, механик-наставник

10.2.6. Начальник сектора в службе, указанной в пп. 3 и 5 раздела, старший девиатор, морской инспектор, групповой инженер-диспетчер, групповой инженер-механик; старшие: инженер-диспетчер по флоту, инженер ХЭГС, инженер отдела обслуживания пассажиров, инженер службы портового хозяйства, инспектор (инженер) по кадрам, инженер технического отдела, инженер по технике безопасности; начальник радиоцентра, радиостанции, заведующий кабинетом

10.2.7. Инженер-диспетчер по флоту, инспектор (инженер) по кадрам, инженер отдела обслуживания пассажиров, инженер ХЭГС, инженер по технике безопасности, девиатор, заместитель начальника и главный инженер радиоцентра, радиостанции

10.2.8. Диспетчер по флоту, старший оператор диспетчерской движения флота, диспетчер (сменный диспетчер), начальник городской билетной кассы, старший кассир городской билетной кассы

10.2.9. Кассир и дежурный справочного бюро городской билетной кассы

10.3 УПРАВЛЕНИЯ МОРСКОГО ФЛОТА.

10.3.1. Начальник управления

10.3.2. Заместитель начальника и главный инженер управления

10.3.3. Главный штурман, капитан-наставник

10.3.4. Начальник службы: перевозок и движения флота, судового хозяйства, мореплавания, материально-технического снабжения, по обслуживанию транспортного флота; помощник начальника управления; начальник отдела: технического, второго, кадров; главный диспетчер, начальник ХЭГС

10.3.5. Заместитель начальника службы и отдела, указанных в п. 4 раздела; старшие: девиатор, групповой инженер-механик; старшие: инженер-диспетчер по флоту, инженер службы судового хозяйства, морской инспектор, инженер технического отдела, инженер по технике безопасиости, инспектор по кадрам, механик-наставник

10.3.6. Начальник электрорадионавигационной камеры, инженер по технике безопасности, девиатор, инженер-диспетчер по флоту, инспектор по кадрам

10.3.7. Диспетчер по флоту, старший оператор диспетчерской движения флота, диспетчер (сменный диспетчер)

10.4 МОРСКИЕ ПОРТЫ.

I кат.

II кат.

III кат.

10.4.1. Началник порта

10.4.2. Заместитель начальника, главный инженер порта

10.4.3. Капитан порта

10.4.4. Начальник отдела: механизации, грузовой и коммерческой работы, помощиик начальника порта по технике безопасности, главный диспетчер, начальник портового флота; начальник участка: связи, грузового района, нефтеналивного района, грузового и пассажирского портового пункта, морского вок зала, заместитель капитана порта

10.4.5. Старший лоцман

10.4.6. Старший: инспектор по расследованию аварий судов, диспетчер, инженер по технике безопасности, капитан портового надзор заместитель: главного диспетчера, начальника отдела, подразделения, указанного в п.4 раздела, начальник смены портнадзора, заместитель начальника морского вокзала

10.4.7. Лоцман

10.4.8. Диспетчер,старший инспектор и инспектор портового надзора, начальник пассажирского портового пункта, инженер по технике безопасности

10.4.9. Дежурный по морскому вокзалу

10.5. УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИХ ПУТЕЙ И ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

10.5.1. Начальник управления

10.5.2. Заместитель начальника и главный инженер управления

10.5.3. Багермейстер—капитан-наставник, начальник землечерпального каравана

10.5.4. Начальник службы: пути, механико-судовой; начальник: технического отдела, морской инспекции; помощник начальника управления по технике безопасности; начальник технического участка

10.5.5. Заместитель начальника службы и отдела, указанных в п. 4 раздела; начальник: морского канала, дистанций пути; механик-наставник, старший инженер по технике безопасности

10.5.6. Начальник партии, морской инспектор, групповой инженер-механик; заместитель начальника: морского канала, дистанции пути; девиатор, инженер по технике безопасности

10.6. ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ОТРЯДЫ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ, СУДОПОДЪЕМНЫХ И ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ (АСПТР).

Отряд I группы

Отряд II группы

10.6.1. Начальник отряда

10.6.2. Заместитель начальника и главный инженер отряда

10.6.3. Капитан-наставник

10.6.4. Начальник отдела: главного механика, аварийно-спасательных и буксирно-перегонных работ, начальник территориальной группы отряда, механик-наставник

10.6.5. Заместитель начальника отдела, указанного в п. 4, начальник береговой базы; старший: водолазный специалист, производитель работ, морской инспектор; старший инженер: по подводно-техническим, судо-подъемным, подводно-взрывным и аварийно-спасательным работам, по технике безопасности

10.6.6. Диспетчер по флоту, мастер водолазных работ, инструктор-водолаз, инженер по технике безопасности

10.7. ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ БАЗЫ.

10.7.1. Начальник гидрографической базы

10.7.2. Групповой капитан, капитан-наставник

10.7.3. Заместитель начальника и главный инженер базы

10.7.4. Начальник: лоцманской службы, экспедиции, отряда, партии, электрорадионавигационной камеры; механик-наставник, групповой механик, старший инженер службы надзора за судами по предотвращению загрязнения арктических морей; девиатор; старший диспетчер, начальник маяка I класса, старший лоцман

10.7.5. Заместитель начальника экспедиции, отряда, партии, начальник лоцманской вахты, маяка II и III классов; старший: диспетчер, инженер по технике безопасности; топограф; лоцман

10.8. РЕГИСТР РФ.

10.8.1. Управление Регистра
Директор

Заместитель директора

Главный инженер

Начальник отдела

Заместитель начальника отдела, главный специалист

Ведущий, старший инженеры

10.8.2. Инспекция Регистра РФ
Начальник бассейновой инспекции

Заместитель начальника бассейновой инспекции, начальник инспекции

Заместитель начальника инспекции, главный инженер-инспектор

Старший ииженер-инспектор

Инженер-инспектор

10.9 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ХОЗРАСЧЕТНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

10.10. АДМИНИСТРАЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ.

10.11. В/О «СОВСУДОПОДЪЕМ».

10.12. В/0 «МОРПАСФЛОТ».

10.12.1. Председатель объединения

10.12.2. Заместитель председателя объединения

10.12.3. Начальник отдела: эксплуатации и коммерческой работы, обслуживания пассажиров, эксплуатации местного пассажирского флота

10.12.4. Помощник председателя, начальник центральных морских касс

10.12.5. Заместители начальников отделов, указанных в п.3 раздела

10.12.6. Старший экономист по билетным операциям, старший диспетчер по пассажирским операциям

10.12.7. Диспетчер по пассажирским операциям

10.12.8. Старший билетный кассир, кассир центральных морских касс

10.13. ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.

10.13.1. Начальник училища, ректор

10.13.2. Заместитель начальника училища, проректор, начальник учебного отдела, начальник (декан) факультета, начальник (заведующий) кафедры, профессор кафедры, начальник научно-исследовательского отдела, начальник филиала училища, института

10.13.3. Заместитель начальника (декана) факультета, начальник отдела кадров, начальник (заведующий) производственной практики, заместитель начальника филиала училища, института, начальник учебно-консультационного пункта, начальник учебных мастерских, доцент, старший преподаватель, заведующий аспирантурой, ученый секретарь

10.13.4. Преподаватель, учебный мастер

10.13.5. Инспектор по плавпрактике

10.13.6. Лаборант, комендант, боцман

10.14. СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.

10.14.1. Начальник училища, директор техникума

10.14.2. Заместитель начальника училища, заместитель директора техникума, начальник (заведующий) отделения по специальности

10.14.3. Руководитель физического воспитания, начальник (заведующий) мастерских, начальник (заведующий) производственной практики, председатель цикловой комиссии, начальник (заведуюший) учебно-консультационного пункта, заместитель начальника отделения по специальности, старший преподаватель

10.14.4. Начальник отдела кадров, мастер производственного обучения

10.14.5. Лаборант, комендант, боцман

10.15. МОРЕХОДНЫЕ ШКОЛЫ.

10.16. В/0 «СОВФРАХТ».

10.17. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА.

10.17.1. Министр

14 с гербом

10.17.2. Заместитель министра

10.17.3. Член Коллегии

10.17.4. Начальник управления, Главной морской инспекции, начальник канцелярии

10.17.5. Заместитель начальника и главный инженер управления, замсститель начальника Главной морской инспекции, канцелярии; главный штурман ММФ; заместитель председателя Научно-технического совета; начальник самостоятельного отдела, помощник министра

10.17.6. Заместитель начальника самостоятельного отдела, начальник отдела в управлении и в Главной морской инспекции, помощник первого заместителя министра, ученый секретарь Научно-технического совета, заместитель начальника отдела, ведущий инспектор Главной морской инспекции

10.17.7. Заместитель начальника отдела в управлении, главный специалист, помощник заместителя министра

10.17.8. Ведущий инженер управления: эксплуатации флота и портов, технической эксплуатации флота и судоремонтных заводов; ведущий инженер по технике безопасности

Возможно, в студенческие годы преподаватель по военной подготовке рассказывал вам о различных званиях, которые используются у нас в армии, но вряд ли вы впитывали эту информацию с той же охотой, с которой неистово «ржали» на уроках, курили во дворе школы или дергали за косички девчонок из своего класса.

Тем не менее, знания о данном предмете должны быть в голове у каждого мужчины, чтобы он, не задумываясь, понял кто «настоящий майор», а кто «прапорщик Шматко»., воинские звания в армии россии.

Категории звания в армии РФ

Существуют две основные группы званий в войска РФ:

  • корабельные (относятся к тем, кто служит на море);
  • войсковые (достаются представителям наземных войск).

Корабельные звания

  1. ВМФ (как под водой, так и над водой). Морская форма всегда была к лицу мужчинам. Недаром моряки так нравятся девушкам!
  2. воинских морских частях МВД. Звучит необычно, но свои полицейские есть и в море.
  3. охране береговой (Пограничной) службы российской ФСБ.

Они не гоняются за недобросовестными рыбаками, выловивших пару ведер карасей без разрешения. Их прямая ответственность – поимка нелегалов и других преступников на водных рубежах страны.

Войсковые звания

Не так-то просто увидеть на улицах городов капитанов дальнего плавания в белоснежном обмундировании, особенно если рядом нет моря. Но это не повод расстраиваться!

Звания даются, также, в:

  1. Вооруженных силах.
  2. МВД (служивые из категории «милиционеры» или участковые).
  3. МЧС (смельчаки, спасающие людей, попавших в беду).

Вадим, работник МЧС из Хмельницкого, рассказывает, что многие представляют работников МЧС настоящими героями-спасателями, которые целыми днями живут как будто в триллере. К сожалению, это не совсем так. Жизнь МЧС-ника состоит из каждодневных посещений каких-нибудь священников с целью проведения разъяснительной работы, а не то ненароком спалят церковь и всех, кто туда пришел. А еще спасатели котов с деревьев снимают, учат старушек топить печку так, чтобы не умереть от угарного газа. Но сотрудники МЧС все равно положительно оценивают свою работу. Этому способствуют звания, форма и социальные льготы.

  • службе внешней разведки (Да, да! Представьте себе – новые Штирлицы!);
  • и остальных воененных подразделениях нашей страны.

Таблица званий

С целью сделать описание званий не таким скучным, мы решили преподнести информацию о них по типу шпаргалки (войсковые и корабельные звания, располагающиеся на одной строке, являются аналогами):

Тип Войсковое Корабельное
Неофицерские рядовой,
ефрейтор,
младший сержант,
сержант,
старший сержант,
старшина,
прапорщик,
старший прапорщик
матрос,
старший матрос,
старшина второй статьи,
старшина первой статьи,
главный старшина,
главный корабельный старшина,
мичман,
старший мичман
Младший офицерский состав младший лейтенат,
лейтенант,
старший лейтенант,
капитан
младший лейтенат,
лейтенант,
старший лейтенант,
капитан-лейтенант
Старший офицерский состав майор,
подполковник,
полковник
капитан 1-го ранга,
капитан 2-го ранга,
капитан 3-го ранга
Высший офицерский состав генерал-майор,
генерал-лейтенант,
генерал-полковник,
генерал армии,
Маршал РФ
контр-адмирал,
вице-адмирал,
адмирал,
адмирал флота

Погоны

  1. Солдаты и матросы. Знаков различия на погона нет.
  2. Сержанты и старшины. В качестве знаков различия используются - лычки. Вояки давно называют их «соплями».
  3. Прапорщики и мичманы. В качестве знаков различия используются поперечно нашитые звёздочки. Погоны напоминают офицерские, но без полос. Также, могут быть канты.
  4. Младший офицерский состав. Имеется вертикальный просвет и звёздочки из металла (13 мм).
  5. Старший офицерский состав. Две полосы и крупные металлические звёздочки (20 мм).
  6. Высший офицерский состав. Крупные вышитые звёздочки (22 мм), расположенные по вертикали; отсутствие полос.
  7. Генерал армии, адмирал флота. Большая звезда диаметром 40 мм, не металлическая, а вышитая.
  8. Маршал Российской Федерации. На погоне вышита одна очень большая звезда (40 мм). По кругу расходятся серебряные лучи – получается форма пятиугольника. Также заметен узор герба России.

Разумеется, читая текст, многие с трудом пытаются представить себе внешний вид погон. Поэтому специально для них имеется картинка, на которой все вышеизложенное изображено наглядно.

Погоны неофицерского состава

Погоны офицерского состава

  1. Маршал РФ – высшее звание в сухопутных войсках, но над ним тоже стоит человек, который может отдавать ему приказы (даже скомандовать принять упор лежа). Этот человек – Верховный главнокомандующий, которым по совместительству является Президент РФ. Что примечательно, титул Верховного главнокомандующего классифицируется как должность, а не воинский чин.
  2. Владимир Путин, который сейчас работает в этой должности, покинул Федеральную службу безопасности, будучи полковником. Сейчас же, находясь на своей должности, он раздает команды военным, обладающим чинами, которых он ни разу не достигал за всю свою карьеру.
  3. И морские и сухопутные силы подчиняются Министру обороны РФ. Поэтому, адмирал – высшее звание в иерархии ВМС.
  4. Написание названий чинов ВС РФ с большой буквы с целью выказать почтение бывалым служакам – это совершенно ненужное дело. Все звания от рядового до адмирала пишутся со строчной буквы.
  5. Особый престиж к тому, как звучит то или иное звание добавляет приставка «гвардии». Не всем суждено ее получить, а только тем. кто несет службу в гвардейских полках.
  6. Служаки, которые отошли от армейских дел и спокойно копают картошку у себя на даче, не лишаются своего звания, а продолжают носить его с приставкой «в запасе» или «в отставке».

Не сдерживая смех, военный пенсионер из Харькова Александр рассказывает, что полковник, будь он в отставке или в запасе, наведет страху на любого гаишника, тормознувшего его на дороге за нарушение ПДД. С парня сто потов сойдет, пока он будет делать вид, как журит нарушителя, а потом и вовсе отпустит полковника без штрафа. Так что, звание всегда помогает по жизни.

  1. Армейские врачи тоже наделяются особыми званиями. К примеру, «майор медицинской службы». У юристов ситуация похожая — «капитан юстиции».

До Джорджа Клуни из «Скорой помощи», конечно, далеко, но все равно звучит достойно!

  1. Только-только встав на эту тропу и поступив в ВУЗ, молодые ребята становятся курсантами. Пока им остается только мечтать, как они получат свое первое звание, а потом и одно из высоких. Есть другая группа учащихся. Их называют слушателями. Это те, кто уже получили воинское звание.
  2. Пока идет годичная срочная служба, можно максимум стать сержантом. Не выше.
  3. С 2012 г. отменили чины главного корабельного старшины и старшины. Формально они существуют, но на деле служивые получают следующие звания, минуя эти чины.
  4. Все мы знаем, что майор выше лейтенанта, но почему-то эта логика не была учтена при ранжировании генеральских чинов. Генерал-лейтенант по чину выше генерала-майора. Вот такая система в вооруженных силах РФ.
  5. Чтобы получить новое звание в российских войсках, нужно иметь определенную выслугу лет и личные достижения. Перед тем, как присвоить кандидату очередное звание, о солдатском моральном облике и навыках боевой и политической подготовки судят командиры. В таблице ниже описаны требования по срокам службы, необходимые для перехода из одного звания в другое:
Звание Должность
Рядовой Все только что призванные на службу, все низшие должности (стрелок, водитель, номер орудийного расчета, механик-водитель, сапер, разведчик, радист и т.п.)
Ефрейтор Штатных ефрейторских должностей нет. Звание дается солдатам на самых низких должностях, с высоким уровнем подготовки.
Младший сержант, сержант Командир отделения, танка, орудия
Старший сержант Заместитель командира взвода
Старшина Старшина роты
Прапорщик, ст. прапорщик Командир взвода материального обеспечения, старшина роты, начальник склада, начальник радиостанции и остальные должности сержантского состава, на которых требуется высокий уровень подготовки. Иногда работают на низших офицерских должностях при нехватке офицеров
Младший лейтенант Командир взвода. Данное звание, как правило, присваивается, когда налицо острая нехватка офицерского состава после прохождения ускоренных курсов по подготовке офицеров
Лейтенант, ст. лейтенант Командир взвода, заместитель командира роты.
Капитан Командир роты, командир учебного взвода
Майор Заместитель командира батальона. Командир учебной роты
Подполковник Командир батальона, заместитель командира полка
Полковник Командир полка, заместитель командира бригады, командир бригады, заместитель командира дивизии
Генерал-майор Командир дивизии, заместитель командира корпуса
Генерал-лейтенант Командир корпуса, заместитель командующего армией
Генерал-полковник Командующий армией, заместитель командующего округом (фронтом)
Генерал армии Командующий округом (фронтом), заместитель министра обороны, министр обороны, начальник генерального штаба, другие высшие должности
Маршал Российской Федерации Почетное звание, даваемое за особые заслуги

С тех пор, как челны наших далеких предков стали вмещать не одного, а нескольких человек, среди них стал выделяться тот, кто с рулевым веслом управлял челном, в то время как остальные, исполняя его указания, гребли или ставили парус. Этот человек, пользовавшийся неограниченным доверием команды, поскольку был способен вести судно, опираясь на собственный опыт и интуицию, и был первым рулевым, штурманом и капитаном в одном лице.

В дальнейшем, с ростом размеров судов, росло и число людей, необходимых для приведения судна в движение и управления им. Началось естественное разделение труда, когда каждый стал отвечать за свое конкретное дело и все вместе - за благополучный исход плавания. Так в среде мореплавателей началась градация и специализация - появились должности, звания, специальности.

История не сохранила первых наименований тех, чьим уделом стало мореплавание, но можно полагать, что уже за тысячелетия до нашей эры у приморских народов существовали термины, определяющие принадлежность людей к морской профессии.


Одной из семи сословных каст в Древнем Египте была каста кормчих. Это были отважные люди, по египетским понятиям - почти смертники. Дело в том, что, покидая пределы страны, они лишались покровительства отечественных богов...

Первые достоверные сведения о системе морских званий относятся ко временам Древней Греции; позднее она была заимствована римлянами. Своя система морских знаний сформировалась у арабских мореплавателей. Так, во все европейские языки прочно вошло слово "адмирал", образованное от арабского "амир аль бахр", что означает "повелитель морей". О многих из этих арабских терминов европейцы узнали из восточных сказок "Тысяча и одна ночь", в частности, из "Путешествия Синдбада-Морехода". Да и само имя Синдбада - собирательного образа арабских купцов - является искаженным индийским словом "синдхапути" - "властитель моря": так индийцы называли судовладельцев.

После XIII века возникла самобытная система морских званий и у южных славян: судовладелец - "бродовластник" (от "брод" - корабль), матрос - "бродарь" или "ладьяр", гребец - "весляр", капитан - "главарь", команда - "посада", глава морских сил - "воевода поморский".


В допетровской России морских званий не было и не могло быть, поскольку страна не имела выхода к морю. Однако речное судоходство было весьма развитым, и в некоторых исторических документах тех времен встречаются русские названия судовых должностей: капитан - "глава", лоцман - "водич", старший над командой - "атаман", сигнальщик - "махоня" (от "махать"). Матросов наши предки называли "сар" или "сара", так что в грозном кличе волжских разбойников "Сарынь на кичку!" (на нос судна!) "сарынь" следует понимать как "судовую команду".

На Руси судовладельца, капитана и купца в одном лице называли "корабельщик", или гость. Первоначальное значение слова "гость" (от лат. hostis) - "чужой". В романских языках оно прошло такой путь смысловых изменений: чужой - иноземец - враг. В русском же языке развитие семантики слова "гость" пошло по противоположному пути: чужой - иноземец - купец - гость. (А. Пушкин в "Сказке о царе Салтане" употребляет слова "гости-господа" и "корабельщики" как синонимы.)

Хотя при Петре I слово "корабельщик" было вытеснено новыми, иноязычными, в качестве юридического термина оно просуществовало в "Своде законов Российской империи" до 1917 г.

Первым документом, в котором наряду со старыми русскими словами "корабельщик" и "кормщик" встречаются иностранные, были "Артикульные статьи" Давида Бутлера, возглавившего команду первого боевого корабля "Орел". Этот документ представлял собой прообраз Морского устава. На переводе его с голландского рукой Петра I написано: "Статьи правильныя, против которых достоит всяким корабельным капитанам или начальным корабельным людям применяться".

В царствование же самого Петра I в Россию хлынул поток новых, до той поры неизвестных названий должностей и званий. "Того ради" он и счел необходимым "учинить" Морской устав, чтобы на каждом большом и малом корабле "всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался".

Попробуем бросить хотя бы беглый взгляд на историю происхождения основных терминов, относящихся к составу судового экипажа - команды яхты или катера.

БАТАЛЕР - тот, кто заведует вещевым и продовольственным снабжением. К "баталии" слово никакого отношения не имеет, так как происходит от голландского bottelen, что означает "разливать по бутылкам", отсюда bottelier - виночерпий.

БОЦМАН - тот, кто следит за порядком на палубе, исправностью рангоута и такелажа, руководит общесудовыми работами, обучает матросов морскому делу. Образовано от голландского boot либо английского boat - "лодка" и man - "мужчина". В английском наряду с boatsman, или "лодочный (судовой) человек", есть слово boatswain - так называют "старшего боцмана", имеющего в подчинении нескольких "младших боцманов" (boatswain’mate, откуда наше старое "боцманмат").

В русском языке слово "боцман" впервые встречается в "Артикульных статьях" Д. Бутлера в формах "ботсман" и "бутман". Там же впервые определен круг его обязанностей. В торговом флоте это звание официально введено только в 1768 г.

ВАХТЕННЫЙ - это поначалу "сухопутное" слово попало в русский язык из немецкого (через Польшу), в котором Wacht имеет значение "стража, караул". Если же говорить о морской терминологии, то в Морском уставе Петра I фигурирует заимствованное из голландского слово "вахтерс".

ВОДИТЕЛЬ - рулевой на катере. В данном значении это русское слово появилось недавно как прямой перевод английского draiver. Однако в отечественном морском языке оно не такое уж и новое: в допетровскую эпоху словами того же корня - "водич", "корабельный вож" - называли лоцманов.

"Судоводитель" - ныне существующий и сугубо официальный термин (например, в морском праве), как и "судоводитель-любитель" - в значении "капитан", "шкипер" маломерного прогулочно-туристского флота.

ВРАЧ - вполне русское слово, является однокоренным слову "враль". Происходят они от древнерусского глагола "врать" с первичным значением "болтать вздор, пустословить, говорить" и вторичным - "заговаривать", "лечить".

КАПИТАН - единоначальник на судне. Слово это пришло к нам сложным путем, войдя в язык из средневековой латыни: capitaneus, которое образовано от caput - "голова". В памятниках письменности оно встречается впервые в 1419 г.

Воинское звание "капитан" появилось вначале во Франции - так называли командиров отрядов численностью в несколько сот человек. В военный флот звание "капитан" вошло, вероятно, из итальянского capitano. На галерах капитан был первым помощником "сапроко-мита" в военных вопросах; он отвечал за выучку солдат и офицеров, руководил в абордажных схватках, лично защищал флаг. В дальнейшем эта практика была перенята на парусных военных и даже торговых судах, нанимавших вооруженные отряды для охраны. Даже в XVI веке на должность первого лица на корабле часто назначали тех, кто мог лучше защитить интересы короны или судовладельца, поскольку военные качества ценились выше морских знаний и опыта. Так звание "капитан" с XVII века стало обязательным на военных кораблях почти всех наций. В дальнейшем капитанов стали делить на ранги в строгом соответствии с рангом корабля.

В русском языке звание "капитан" известно с 1615 г. Первыми "корабельными капитанами" были Давид Бутлер, возглавивший в 1699 г. экипаж корабля "Орел", и Ламберт Якобсон Гельт, возглавивший экипаж построенной вместе с "Орлом" яхты. Затем звание "капитан" получило официальный статус в Потешных войсках Петра I (сам Петр был капитаном бомбардирской роты Преображенского полка). В 1853 г. звание капитана в военном флоте было заменено на "командир корабля". На судах РОПиТ с 1859 г. и Добровольного флота с 1878 г. шкиперов из офицеров военного флота стали неофициально называть "капитанами", а официально это звание на гражданском флоте было введено в 1902 г. взамен "шкипера".

КОК - повар на судне, именуется так с 1698 г. В русский язык слово попало из голландского. Образовано от лат. cocus - "повар".

КОМАНДОР - начальник яхт-клуба, руководитель совместного похода нескольких яхт. Первоначально это была одна из высших степеней в рыцарских орденах, затем, во времена крестовых походов, - звание командующего армией рыцарей. Слово образовано от латинского: предлог cum - "с" и глагол mandare - "приказывать".

В военном флоте России в начале XVIII века было введено офицерское звание "командор" (между капитаном I ранга и контр-адмиралом; в иностранных флотах существует и сейчас). Командоры носили адмиральскую форму, но эполеты - без орла. С 1707 г. вместо него присваивалось звание "капитан-командор", окончательно упраздненное в 1827 г. Это звание носили выдающиеся мореплаватели В.Беринг, А.И. Чириков, а одним из последних - И.Ф. Крузенштерн.

КУПОР (англ. cooper, голл. Kuiper - "бочар", "бондарь", от kuip - "кадка", "чан") - очень важная должность на деревянных судах. Он не только поддерживал в исправности бочки и кадки, но и следил за водонепроницаемостью судового корпуса. Иностранное слово "купор" быстро вошло в обиходную русскую речь, образовав производные "закупоривать" и "откупоривать".

ЛОЦМАН - человек, знающий местные условия плавания и принимающий на себя безопасную проводку и швартовку судна. Обычно это немолодой судоводитель, о котором моряки в шутку, помня об установленных для лоцманского судна огнях, говорят: "Волос белый - нос красный". Первоначально лоцмана были членами экипажа, однако в XIII-XV веках появляются те, кто работает только каждый на своем определенном участке. Такой "пилот" у голландцев и получил название "лоцман" (loodsman, от lood - "свинец", "грузило", "лот"). Первый документ, регламентирующий деятельность лоцманов, появился в Дании ("Морской кодекс" 1242 г.), а первая государственная лоцманская служба была организована в Англии в 1514 г.

На Руси лоцмана называли "корабельный вож", а его помощник, меривший глубину на носу лотом, нередко назывался "носовщик". В 1701 г. указом Петра I был введен термин "лоцман", но до середины XVIII века можно было встретить и термин "пилот". Первая в России государственная лоцманская служба была создана в 1613 г. в Архангельске, а первым руководством для них стала изданная в 1711 г. адмиралом К. Крюйсом инструкция для лоцманов Петербургского порта.

МАТРОС - едва ли не самое "темное" по происхождению слово. Достоверно известно лишь, что к нам оно попало в XVII веке из голландского морского языка в форме "матроз". И хотя в Морском уставе 1724 г. встречается уже форма "матрос", до середины XIX века более распространенным было все же "матроз". Можно предположить, что это слово произошло от голландского mattengenoot - "товарищ по койке": matta - "рогожа", "циновка", а genoot - "товарищ".

В середине века слово mattengenoot в усеченном виде matten попало во Францию и преобразовалось во французское matelot - матрос. А спустя некоторое время это же самое "матло" вновь вернулось в Голландию и, не узнанное голландцами, превратилось сначала в matrso, а затем в более удобопроизносимое matroos.

Есть и иное толкование. Одни этимологи в первой части слова видят голландское matt - "товарищ", другие - mats - "мачта". Некоторые ученые усматривают в этом слове наследие викингов: в исландском, например, mati - "товарищ" и rosta - "бой", "драка". А вместе "матироста" означает "боевой друг", "товарищ по оружию".

МАШИНИСТ - слово относительно молодое. Появилось оно в те времена, когда паруса на флоте стали вытесняться паровой машиной, и заимствовано из нем. Mashinist (от др.-гр. machina), но впервые в русском языке отмечено в 1721 г! Естественно, тогда эта специальность морской еще не была.

МЕХАНИК - происхождение аналогично слову "машинист", но в русском языке в форме "механикус" отмечено еще раньше - в 1715 г.

МОРЯК - человек, избравший уделом морскую профессию. Полагают, что профессии этой около 9000 лет. Наши предки называли ее представителей "моренинъ", "морянинъ" или "мореход". Корень "ход" очень древний. Выражение "ходить по морю" встречается уже в летописи при описании похода князя Олега на Константинополь в 907 г. Можно вспомнить и "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

В современном языке корень "ход" закрепился в терминах "мореходность", "судоходство", "ходкость" и др. Петр I пытался привить иноязычное итало-французское название военного моряка - "маринер" (от лат. mare - море). Оно встречается с 1697 г. в формах "мари-нир", "маринал", однако к концу XVIII века выходит из употребления, оставив лишь след в слове "гардемарин". Та же участь постигла и другой голландскнй термин - "зееман" или "зейман". Он просуществовал лишь до конца первой четверти XIX века.

ПИЛОТ - водитель (реже - штурман) гоночного катера; явное заимствование из авиации "в знак уважения" к высоким скоростям. Во времена раннего средневековья это было персональное звание лоцмана, сопровождавшего судно на всем переходе от порта отправки до порта назначения. К нам это слово попало через итальянское pilota, а корни его древнегреческие: pedotes - "кормчий", образованное от pedon - "весло".

РУЛЕВОЙ - тот, кто непосредственно управляет ходом судна, стоя у штурвала. Слово восходит к голландскому pyp ("руль") и в этой форме упоминается в Морском уставе 1720 г. ("Осматривать рур прежде похода"). К середине XVIII века слово "рур" окончательно вытеснило древне-русское "кормило", однако звание "кормщика" официально сохранялось в русском галерном флоте до последнего десятилетия того же века.

САЛАГА - неопытный матрос. Вопреки оригинальным "интерпретациям", например, на тему исторического анекдота о мифическом острове Алаг ("Откуда ты?" "С Алага"), ближе к истине прозаическая версия, связывающая это слово с "салакой" - мелкой рыбешкой. "Салагой" в некоторых русских говорах, в основном в северных губерниях, долгое время называли мелкую рыбу. На Урале зафиксировано употребление слова "салака" как прозвище, то есть в значении "салага".

СИГНАЛЬЩИК - матрос, передающий сообщения с корабля на корабль или на берег посредством ручного семафора или подъема сигнальных флагов. Слово "сигнал" пришло к нам при Петре I через немецкое Signal из латыни (signum - "знак").

СТАРПОМ - обе части этого слова происходят от старославянских основ. Старший (от основы "ста") здесь имеет смысл "главный", потому что это должен быть самый опытный из помощников капитана. А "помощник" ведет начало от утраченного ныне существительного "мога" - "сила, мощь" (сохранились его следы в словах "подмога", "вельможа", "немочь").

ШКИПЕР - капитан гражданского судна. Слово представляет собой "тезку" "корабельщика" - "щипор", а затем и голл. schipper (от schip - "корабль"). Некоторые этимологи усматривают образование от слова из норманнского (др.-сканд. Skipar) или датского (skipper) с тем же значением. Другие указывают на близость слова к немецкому Schiffer (от schiff(s)herr - "господин, начальник судна").

В русском языке слово впервые встречается в начале XVIII века как младший офицерский чин. Согласно Морскому уставу шкипер должен был "смотреть, дабы канаты были хорошо свернуты и чтоб опрятно лежали в интрюйме"; "в бросании и вынимании якоря повинен быть при битинге [битингах] и смотреть над завязыванием якорного каната".

В торговом флоте судоводительское звание шкипер было введено только в 1768 г. с обязательной сдачей экзаменов в Адмиралтействе. В 1867 г. звание было разделено на шкиперов дальнего и каботажного плавания, а в 1902 г. отменено, хотя должность "подшкипера" - содержателя судового снабжения по палубной части - на больших судах существует и сейчас, как и слово "шкиперская кладовая".

ШКОТОВЫЙ - матрос, работающий на шкотах (от голл. schoot - пола). Слово "шкот" (снасть для управления шкотовым углом паруса) впервые встречается в Морском уставе 1720 г. в форме "шхот".

ШТУРМАН - специалист по судовождению. Слово это в русском языке впервые отмечено в форме "стурман" в "Артикульных статьях" Д. Бутлера, затем в "Росписи припасам на барколон..." К. Крюйса (1698 г.) в формах "стюрман" и "штюрман" и, наконец, в Морском уставе 1720 г. встречается современная форма слова. А происходит оно от голландского stuur - "руль", "править". В эпоху расцвета мореплавания, когда суда голландской Ост-Индской компании уже бороздили воды Индийского океана и роль штурманов чрезвычайно возросла, голландское слово "штурман" стало международным. Так и в русском языке оно пришло на смену древнему "кормчий" или "кормщик" (от "корма", где издревле находился пост управления судном). Согласно "Артикульным статьям", штурман должен был сообщать капитану "обретенное высоту полуса (полюса) и свою записную про корабельное хождение книгу и книгу морского ходу показывати, чтоб наилучше усоветовать к сохранению корабля и людей...".

ЮНГА - мальчик на корабле, обучающийся морскому делу. В отечественной лексике слово это появилось при Петре I (от голл. jongen - мальчик). В ту пору существовали "кают-юнги", набираемые в качестве прислуги, и "дек-юнги" - для палубных работ. Юнгами начинали флотскую службу многие известные адмиралы, в том числе и "адмирал адмиралов" - Горацио Нельсон.

Благополучие и уверенность каждого государства зиждется на его армии. Именно военных, которые являются нерушимым символом силы и мощи, уважают все без исключения граждане. Кроме пехоты, десантников, танкистов и связистов, представляющих сухопутные роды войск, существует также Эта военная мощь охраняет спокойствие граждан своей страны со стороны водных границ. В соответствии с уставом, каждому военному присваивается звание. Это относится также и к морякам. Правда, у них существует несколько иная градация.

Морские звания подразделяются на:

а) квалификационно-профессиональные;

б) военно-морские;

в) почетные.

К первой категории относятся ранги моряков, которые ходят в плавание на гражданских судах. Эти морские звания впервые были применены в 18 веке. К ним относятся: боцман, шкипер и штурман. Человек мог получить одно из них лишь после прохождения специальной аттестации, утвержденной Российским Адмиралтейством. В начале 20-го века данная система подверглась тотальному реформированию, в результате чего морские чины пополнились еще одной категорией - судоводительными званиями, к которым стали относить капитана и штурмана. Достоинство каждого из них измерялось в четырех разрядах. Еще не один раз реформирование затрагивало флотилию. На сегодняшний день морские звания гражданского флота включают в себя следующие категории:

Судоводители:

а) капитаны дальнего/ближнего плавания;

б) штурманы дальнего/ближнего плавания;

в) судовые механики трех разрядов;

г) судовые электромеханики трех разрядов;

д) судовые радиоспециалисты первого и второго разряда, а также судовые радиотелеграфисты и операторы.

Присваиваются людям, вступившим или призванным на службу в военно-морской флот. Однако первоначальный ранг зависит от квалификации, специальной военной подготовки, а также навыков. Молодой человек, призванный на срочную службу на судно, получает звание матрос. Оно соответствует чину рядового сухопутных войск.

Старшему матросу соразмерно такое звание, как ефрейтор. Командиры отделений в сухопутных аналогичны старшине первой и второй статьи. Звания главного старшины и главного корабельного старшины на флоте соответствуют таким чинам на «суше», как заместитель командира взвода и старшина боевой части. Прапорщик сухопутных войск не уступает мичману на судне. По этой причине старший прапорщик не должен первым отдавать воинское приветствие старшему мичману, так как их звания равны. Аналогичной является градация лейтенантов (от младшего до старшего). Далее же начинаются отличия. Так, капитан-лейтенант на флоте соответствует капитану сухопутных войск. Адмирал флота - это тот же генерал. Самым высоким морским званием является генерал-адмирал - оно аналогично генерал-фельдмаршалу.

Морские звания и погоны - неразлучны, однако, как и звания, эполеты военных на флоте отличаются от таковых у сухопутных войск: вместе со звездами на них пришиваются полоски - волоки.

Загрузка...