inlaber.ru

Таблица достижения столыпинских реформ крестьянский вопрос. Аграрная реформа Столыпина

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озёрского района Калининградской области

Реформы П.А. Столыпина.

Работу выполнила

учащаяся 11 класса

МОУ СОШ пос. Новостроево

Авагимян Юлия

Руководитель: Мосина Галина

Александровна,

учитель истории

1. Введение 3

2. Основная часть 4

2.1 Аграрная реформа 5

2.2 Реформа образования 10

2.3 Военная реформа 12

3. Заключение 14

4. Используемая литература 16

Введение.

«Родина требует служения себе

на столько жертвенно честного,

что малейшая мысль о личной

выгоде омрачает душу и пара-

лизует свою работу»

П.А. Столыпин

Каждый народ выдвигает из своей среды наиболее ярких представителей, судьбы которых неразрывно связанны с его судьбой, олицетворяют самые важные, радостные или трагические этапы. На рубеже тысячелетий все значительнее на фоне наших российских потерь проявляется трагический облик русского реформатора – Петра Аркадьевича Столыпина.

Вглядываясь в лицо человека, чье имя Петр Аркадьевич Столыпин, видно, что его черты излучают ум, силу, волю, достоинство. Это признавали все: и его единомышленники, и явные враги. Одни называли Петра Аркадьевича спасителем Родины, опорой Отечества, надеждой России в смутное время, другие – палачом.

Государственный деятель и политик П.А. Столыпин был человеком глубоко православным, но вместе схристианским смирением, глубокой верой в Спасителя в нем жил стойкий воин, защитник Земли Русской,готовый ради неё взяться за меч, чтобы стоять до конца

Совсем недавно была завершена программа «Имя России». Столыпин П.А. занял 2 место. У меня возникли вопросы: «Кем все-таки был великий русский реформатор? Что самое важное в его деятельности? К чему он стремился? Что ему удалось сделать?»

В своей работе я попыталась ответить на эти вопросы.

2.Основная часть

Реформы П.А.Столыпина

Реформы Петра Аркадьевича затрагивали все ключевые сферы жизни страны. Задача состояла в проведении системных реформ, смысловым ядром которых было формирование первоначальных институтов правового государства и гражданского общества. Можно выделить следующие основные направления преобразовательной политики столыпинского правительства:

Военная реформа

Земельная (Аграрная) реформа

Образование, наука и культура

Стратегические цели столыпинской внутренней политики заключались не в землеустройстве. Реформа не может быть целью. И аграрная реформа, и модернизация экономики, - это все средства. В чем же цель? Цель заключалась в том, чтобы, не потеряв вековых традиций, сохранить страну и не проиграть в мировой конкурентной борьбе.

Новаторство П.А. Столыпина как реформатора заключалось в том, что он проводил политику последовательной модернизации всех политических и общественных институтов Российской империи.

2.1 Аграрная реформа

Столыпин, будучи помещиком, предводителем губернского дворянства,

знал и понимал интересы помещиков; на посту губернатора в период революции видел восставших крестьян, поэтому для него аграрный вопрос не был отвлеченным понятием.

Аграрная реформа была главным и любимым детищем Столыпина. Целей

у реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне

прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от

основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства

должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

социально-экономическая - разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось

вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и

власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет

крестьянства.

года. Этот указ был главным делом жизни Столыпина. Это был символ веры, великая и последняя надежда, одержимость, его настоящее и будущее

Великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет провал, и Столыпин это осознавал.

1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. Обсуждение указа шло более полугода.

поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят,

после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14

июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный

буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и,

следовательно, прогрессивный.

Указ вводил чрезвычайно важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ

предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их

к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины, получали "в собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Общины, в которых с момента перехода крестьян на выкуп не было

переделов, признавались механически перешедшими к частной собственности отдельных домохозяев. Для юридического оформления права собственности на свой участок, крестьянам таких общин, достаточно было подать заявление в землеустроительную комиссию, которая оформляла документы на фактически находившийся в их владении, собственность домохозяина. Кроме этого положения, закон отличался от указа некоторым упрощением процедуры выхода из общины.

В 1906 году были приняты и "Временные правила" о землеустройстве

Землеустроительным комиссиям, созданным на основе этого закона, пре-

доставлялось право в ходе общего землеустройства общин выделять от-

дельных домохозяев без согласия схода, по своему усмотрению, если ко-

миссия считала, что такое выделение не затрагивает интересов общины.

Комиссиям принадлежало также решающее слово в определении земельных споров. Такое право открывало путь к произволу комиссий.

В 1906-1907 гг. указами царя некоторая часть государственных и

удельных земель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельной тесноты. На деле эта земля покупалась в основном кулаками, получившими таким образом дополнительные возможности для расширения хозяйства.

Правительство Столыпина привело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу

переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, "выселение из которых признавалось особо желательным".

Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство "открыло" переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.

В целом серия законов 1906-1912 гг. носила буржуазный характер.

Отменялось средневековое надельное землевладение крестьян, разрешался выход из общины, продажа земель, свободное переселение в города и на окраины, отменялись выкупные платежи, телесные наказания, некоторые правовые ограничения.

Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было

настроено против выдела из общины - по крайней мере, в большинстве

местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно

относились к выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах

против 7 положительных). Многие крестьянские корреспонденты писали,

В сложившейся обстановке для правительства единственным путем

проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой.

Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания

сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений

На пороге XX века Российская империя представляла собой экономически отсталое, аграрно ориентированное государство. Цепь преобразований последней четверти XIX века, вызванных необходимостью модернизации промышленного производства, не принесла значительных результатов. К реализации были готовы столыпинские реформы. Кратко рассмотрим сущность преобразований, предложенных председателем правительства России П.А. Столыпиным.

Возросшее недовольство населения властью стало толчком к необходимому реформированию строя, существовавшего десятилетиями. Изначально мирные акции начали перерастать в откровенные широкомасштабные выступления с обилием жертв.

Наибольшего подъема революционный дух достиг в 1905 году. Власть была вынуждена не только продолжать искать пути выхода из сложной экономической ситуации, но и бороться с разрастанием революционных настроений.

Предпосылкой к быстрому развертыванию преобразований в аграрном секторе стал теракт, произошедший в Петербурге на Аптекарском острове 12 августа 1906 года. Жертвами стали порядка 50 человек, пострадали и дети председателя правительства П.А. Столыпина, сам он чудом не получил ранений. Срочное проведение реформ было необходимо, народ требовал коренных перемен.

Проект изменений, сформированный председателем правительства, преследовал следующие цели:

  1. Разрешение проблемы с недостаточным количеством посевных площадей для сельских жителей.
  2. Отлучение крестьян от общины.
  3. Сохранение помещичьего землевладения.
  4. Развития сельского хозяйства и переход его на буржуазные рельсы.
  5. Формирование класса крестьян-собственников.
  6. Снятие социальной напряженности.
  7. Упрочение позиций правительства за счет народной поддержки.

Столыпин понимал, что реализация аграрной реформы – необходимый и неизбежный шаг по преобразованию существующего порядка. Неслучайно акцент был поставлен на усмирение крестьянства через расширение возможностей для реализации их как фермеров, качественное улучшение условий жизни большинства недовольных.

  1. Ввиду опасности террористических актов для населения правительством вводилось чрезвычайное положение в ряде губерний, а также учреждались военно-полевые суды, деятельность которых была направлена на ускоренное рассмотрение преступлений и стремительное назначение наказаний виновным лицам.
  2. Начало работы Государственной Думы по планированию и реализации реформ в сфере сельского хозяйства.

Столыпин не планировал останавливаться исключительно на экономических и аграрных изменениях. В его замыслах было введение равноправия среди граждан страны, увеличение заработной платы учителей, организация обязательного начального образования, установление свободы вероисповедания, реформирование органов местного управления. Столыпин и его реформы кардинальным образом меняли внутреннюю ситуацию в России, ломали установившиеся веками традиции и взгляды.

Хронология реформ

Столыпин решил начать свой комплекс преобразований, состоящий из экономических реформ, с ликвидации общинного уклада. Деятельность крестьян, живших в деревнях, была организована общиной и находилась под ее контролем. Для бедняков это была серьезная поддержка, для середняков и кулаков – ограничитель возможности развития личного хозяйства.

Коллективный дух общины, ориентированный на совместное исполнение требуемых показателей в сельском хозяйстве, тормозил увеличение прироста урожайности. Крестьяне не были заинтересованы в продуктивном труде, не имели плодородных наделов и эффективных средств для обработки земли.

На пути преобразований

Началом революционной в своем роде столыпинской аграрной реформы стала дата 9 ноября 1906 года, когда община была упразднена, крестьянин мог свободно из нее выйти, сохранив при этом имущество, надел и средства производства. Он мог объединить разрозненные участки земли, образовать хутор (надел, на который крестьянин переселялся, выезжая из деревни и выходя из общины) или отруб (участок земли, выделяемый общиной крестьянину с сохранением места жительства в деревне) и начать работу в своих интересах.

Следствием первых изменений было формирование реальной возможности для самостоятельной трудовой деятельности крестьян и нетронутость помещичьего землевладения.

Создавался прообраз крестьянских фермерских хозяйств, ориентированных на собственную выгоду. Также проглядывалась и антиреволюционная направленность изданного указа 1906 года:

  • крестьяне, отделившиеся от общины, менее подвержены влиянию революционных настроений;
  • сельские жители ориентируют свой интерес не на революцию, а на формирование собственного блага;
  • появилась возможность сохранить помещичье землевладение в виде частной собственности.

Однако правом свободного выхода из общины воспользовались немногие. Статистика говорит о минимальных процентах крестьян, пожелавших отделиться от коллективного хозяйствования в пределах общины. В основной массе это были кулаки и середняки, имевшие финансы и возможности для увеличения доходности и улучшения своего жизненного положения, а также беднота, пожелавшая получить субсидии от государства за выход из общины.

Обратите внимание! Беднейшие крестьяне, покинувшие общину, спустя некоторое время возвращались назад из-за неумения наладить работу самостоятельно.

Заселение пустующих территорий страны

К началу XX века Российская империя, простирающаяся на многие тысячи километров, по-прежнему была недостаточно освоена территориально. Растущему в Центральной России населению уже не хватало земель, пригодных к распашке. Правительство Столыпина было вынуждено обратить свой взгляд на восток.

Переселенцы

Политика переселения за Урал была направлена прежде всего на безземельных крестьян. Важно обратить внимание, что это была ненасильственная акция, наоборот, государство старалось всячески простимулировать переселение всех желающих различными льготами:

  • освобождение крестьян от уплаты налогов на 5 лет;
  • предоставление в собственность значительных территорий (до 15 га на каждого члена семьи);
  • освобождение мужского населения из числа переселенцев от воинской повинности;
  • предоставление денежных кредитов для первоначального обустройства на новой территории.

Первоначально идея по переселению вызвала воодушевление в среде безземельных крестьян, покинувших общины. Не задумываясь, они отправлялись в дорогу за Урал. Стоит отметить, что государство оказалось не готово к такому подъему переселенческого духа и не смогло подготовить благоприятные условия для проживания на новых землях. Статистика констатирует возвращение порядка 17% от 3 миллионов переселенцев, уехавших в период с 1906 по 1914 годы.

Интересно! Достаточно перспективная идея столыпинской аграрной реформы не получила реализации в полной мере, поток крестьян, желающих переселяться, постоянно снижался.

Полезное видео: столыпинские реформы

Последствия реформ и оценка результатов

Планы изменений, реализованные в период политической деятельности П.А. Столыпина, оказали существенное значение для разрушения существовавших укладов и порядков в обществе и государстве.

Итоги реформ Столыпина поможет оценить таблица, в которой обозначены сильные и слабые стороны произведенных изменений.

Итоги реформ Столыпина также выразились в виде увеличения посевных площадей, роста количества закупаемой сельскохозяйственной техники. Использование удобрений и новых способов обработки земли стало стимулировать увеличение урожайности. Произошел грандиозный скачок в промышленной сфере (до +8,8 % в год), он вывел Российскую империю на первое место в мире по темпам экономического прироста в год.

Последствия Столыпинской реформы

Несмотря на то, что Столыпину не удалось создать на базе покинувших общину крестьян широкую сеть фермерских хозяйств, его экономические реформы стоит оценить по достоинству. Большая роль традиционности в обществе и методах ведения сельского хозяйства не позволила достичь высокой результативности преобразований.

Важно! Столыпинские реформы стали толчком к созданию крестьянских кооперативов и артелей, ориентированных на получение прибыли посредством совместного труда и объединения капиталов.

Столыпинские реформы в своей основе предполагали разительные изменения в экономике России. Правительство было нацелено на укрепление сельского хозяйства, отказ от общины, сохранение помещичьего землепользования, предоставления возможности для реализации потенциала крепких крестьян-собственников.

Прогрессивная сущность идей П.А. Столыпина не нашла широкой поддержки среди современников. Народники выступали за сохранение общинного землевладения и против популяризации капиталистических идей во внутренней политике, правые силы отрицали возможность сохранения помещичьих владений.

Полезное видео: вся суть столыпинской реформы за несколько минут

Вывод

К сожалению, участие Российской империи в военных кампаниях, возникновение свободомыслящих партий и укрепление революционных настроений не дали развить возможности для увеличения потенциала страны, ее выхода на лидирующие позиции в мире по всем экономическим показателям. Прогрессивные идеи Столыпина в большинстве не были реализованы.

П.А. Столыпин занимал сначала пост министра внутренних дел, после был назначен премьер-министром. Его реформы были направлены на развитие страны. Революция, прошедшая в 1905-1907 годах показала проблемы, не позволяющие России стать сильной державой. Правящий класс не мог определиться, по какому пути развиваться стране, вера в монархию была подорвана. Столыпин хотел видеть Россию современной, развитой и сильной страной. Именно поэтому он проводил свои реформы, которые через несколько лет должны были дать результат и изменить страну в лучшую сторону.

При жизни Столыпина его реформы критиковались, а предложения встречали сопротивления в правящих кругах. Споры о его политике велись при жизни реформатора и много лет после его смерти. Современные историки считают правильным ход его действий. На Петра Аркадьевича было совершено несколько покушений. В результате покушения в 1906 году пострадали дети премьер-министра, особенно дочь, у нее была тяжелая травма ног. Он сильно изменился после этого покушения. Когда ему говорили, что раньше он как будто бы рассуждал иначе, он отвечал: «Да, это было до бомбы Аптекарского острова. А теперь я стал другим человеком».

Предлагаем вашему вниманию таблицу реформ Столыпина, где отображены их суть и итоги.

Название реформы Период проведения Суть реформы Ход проведения и результаты
Аграрная реформа 1906-1911 года Реформа была задумана в несколько этапов и была призвана решить аграрные проблемы: убрать волнения, повысить эффективность крестьянского труда, преодолеть сложившиеся сословные ограничения, мешающие развитию аграрного сектора, предоставить крестьянам право частной собственности. Указ 9 Ноября 1906 года .

Он касался вопросов землевладения и землепользования крестьян. Если раньше земля считалась коллективной собственностью, то теперь крестьянин мог стать полноправным собственником земли.

Для этого необходимо было подать заявку на закрепление земли в собственность в Сельское общество. Если решение не было вынесено в определенный срок, крестьянин обращался к земскому участковому начальнику. На постановления и решения можно было подать жалобу в уездный съезд.

Участки земли находящиеся во владении были отрубами (участок, выделенный к одному месту) или чересполосной землёй. Владельцы отрубов могли передать свои участки по наследству, совершать продажу или обмен. Владельцы чересполосных участков могли передавать права на землю по наследству, но для продажи им необходимо было получить согласие своей общины.

Он стал следующим шагом на пути изменения порядка землевладения и землепользования крестьян и касался общин с подворным землевладением. Правительство предпочитало выдачу прав собственности на чересполосные участки, это требовало меньше организационных и землеустроительных работ, с заявками на которые было уже сложно справляться. В общинах, где производились переделы, правила для получения отрубной участок изменились не существенно.

Закон о землеустройстве 1911 года .

Закон детализировал некоторые положения предыдущих законов и призван был уменьшить количество недоразумений и жалоб, возникавших при землеустройстве. Так же он отдавал предпочтение выделению отрубов во владение крестьянам.

Результаты .

Возросло число зажиточных крестьян. Наблюдался рост сельскохозяйственного производства. Из общины вышло менее 30% крестьян, несмотря на давление правительства. Общины оказались сильнее и жизнеспособнее, чем предполагалось. 85% крестьянских земель остались за общиной.

Реформа судопроизводства 19 августа 1906 год «Закон о военно-полевых судах», учреждал временные суды проводившиеся офицерами по делам, где преступление было очевидным Прежнее законодательство не давало возможности оперативно разбираться с террористическими атаками, разбойными нападениями, убийствами. Закон был призван ускорить разбирательства при нарушении законов. Суд происходил за закрытыми дверями. Приговор выносился и приводился в исполнение в течение нескольких дней. Всего было вынесено 1102 смертных приговора и отправлено на казнь 683 человека.
Реформа местного самоуправления в Западных губерниях Март 1911 года Реформа поддерживала права меньших землевладельцев и ограничивала влияние крупных землевладельцев В Западных губерниях избирательные съезды и собрания были разделены на польское и непольское отделение. Польские землевладельцы относились к крупным, мелкие были представлены русскими, белорусами и украинцами. Непольское отделение получала преимущество при выборе земских гласных.

Петр Аркадьевич погиб в результате покушения в сентябре 1911 года. Незадолго до смерти он сказал следующее: «После моей смерти одну ногу вытащат из болота – другая завязнет». Оценка реформ Столыпина носит неоднозначный характер, они не осуществились, так как были задуманы. Кто то рассматривает только негативные моменты, кто то считает, что он действительно мог сделать Россию мощным, развитым государством и уберечь от последующих войн. Класс мелких землевладельцев так и не был создан, но сельское хозяйство развивалось.

Комплекс широких мер, проводимых российским правительством под руководством премьер-министра П.А. Столыпина (1906-1911) и затронувших различные области русской жизни.

Петр Аркадьевич Столыпин пришел к власти в самый разгар революции. В апреле 1906 года он был назначен министром внутренних дел в правительстве И.Л. Горемыкина. 8 июля того же года, в день роспуска I Государственной думы (или же инспирированного) Столыпин сменил Горемыкина на посту председателя Совета министров, возглавив, таким образом, правительство Российской империи. До своего высокого назначения Столыпин несколько лет был губернатором - в 1902 году в Гродненской губернии, с 1903 года - в Саратовской, - и достаточно хорошо представлял положение дел в стране и имел собственную программу действий. Он, в частности, искренне был убежден в необходимости самых серьезных преобразований, особенно в аграрной сфере, но считал, что проводить их можно, только подавив революцию. В общем, его позиция хорошо выражалась фразой: «Сначала успокоение, потом реформы».

Третьеиюньская политическая система

С революцией Столыпин боролся совершенно беспощадно и к середине 1907 года добился «успокоения». Этот успех он ознаменовал пересмотром избирательного закона в Государственную Думу, что можно рассматривать как начало последовательной политики реформ (хотя от репрессивных мер, направленных на поддержание порядка, Столыпин тоже отказываться не собирался). Дело в том, что в отличие от многих других представителей власти, Столыпин был уверен в необходимости сохранить думу с законодательными функциями, определенными знаменитым Манифестом, подписанным Николаем II 17 октября 1905 года. В ее существовании глава правительства видел серьезный фактор стабилизации, средство, отвлекающее массы от стремлений изменить существующий порядок революционным путем. В то же время I и II думы, избиравшиеся на основе избирательного закона, данного в разгар революции, носили демократический, оппозиционный характер: в них было много представителей крестьянства, с одной стороны, и представителей либеральной интеллигенции, с другой. Обе эти думы в равной степени противостояли власти и не успокаивали, а будоражили страну. Столыпин же стремился создать послушную думу, что ему и удалось сделать с помощью нового избирательного закона, утвержденного царем 3 июня 1907 года (определяющую роль в его разработке сыграл один из ближайших сотрудников Столыпина С.Е. Крыжановский).

В новой, III Государственной думе было достигнуто равновесие между реакцией и оппозицией. Правые, черносотенцы, составлявшие примерно треть состава думы, безоговорочно поддерживали любые меры репрессивного характера, решительно возражая против реформ. Другая треть - либералы, представленные, прежде всего, кадетской фракцией, напротив, поддерживали реформы, стремясь при этом смягчить репрессивную политику. При таком резком противостоянии двух сторон определяющую роль играла «третья сила» - фракция октябристов, безоговорочно поддерживавшая Столыпина. Таким образом, был сконструирован «октябристский маятник»: члены этой фракции голосовали то совместно с либералами, то - с черносотенцами, обеспечивая необходимое большинство, позволяя Столыпину на законных основаниях проводить реформы, поддерживая в то же время достаточно жесткий порядок.

Аграрная реформа

Разрабатывая проекты своих реформ, Столыпин, очевидно, преследовал одну главную цель. Будучи убежденным монархистом, он стремился максимально укрепить самодержавный строй, признавая при этом необходимость неизбежных «уступок времени». Между тем революция 1905-1907 годов ясно показала, что самодержавие теряет свою социальную опору. Поместное дворянство, которое в массе своей всегда безоговорочно поддерживало самодержавную власть, оскудевало и разорялось. Будучи сам дворянином и помещиком, Столыпин ни в коем случае не собирался отказываться от сотрудничества с этим социальным слоем и бросать его на произвол судьбы. В доказательство этого он постоянно заявлял о том, что помещичья земельная собственность, на конфискации которой настаивали левые партии, «священна и неприкосновенна». В то же время было совершенно очевидно, что опираться только на помещиков власть не может. Другой же социальный слой - общинное крестьянство, которое в правительственных кругах привыкли воспринимать как единое целое, безусловно преданное престолу, - это крестьянство революционизировалось буквально на глазах, захватывая помещичьи земли и поджигая усадьбы. Единственный выход в этой катастрофической ситуации Столыпин видел в разрушении общины. Он стремился всеми силами выделить и укрепить тот слой относительно зажиточных крестьян, который уже начал формироваться в общине, несмотря на неблагоприятные условия. Тем самым Столыпин надеялся создать еще одну надежную опору для самодержавия. Отказываясь при этом даже обсуждать вопрос о конфискации помещичьих земель, определенные перспективы для нового социального слоя Столыпин смог обеспечить только за счет остального крестьянства. В свойственной ему жесткой манере глава правительства определил свои приоритеты в одной из думских речей: «…Главное, что необходимо, когда мы пишем закон для всей страны, иметь в виду разумных и сильных, а не слабых и пьяных».

Первый шаг в нужном направлении Столыпин сделал еще до «успокоения»: 9 ноября 1906 года был издан указ, позволявший крестьянину выходить из общины по своему желанию, закрепляя в личную собственность тот участок земли, которым он пользовался по последнему переделу. Процесс пошел и шел вплоть до 1917 года. Всего из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляло около 30% от общего числа крестьян тех губерний, где проводилась реформа. Соответственно, из общинного оборота было изъято около 22% земель. При этом нужно иметь ввиду, что община разрушалась с двух концов: из нее выходили не только потенциально «крепкие хозяева», но и еще в большей степени беднейшие крестьяне, которые стремились «переменить судьбу» - уйти в город или переселиться на новые места. Закрепив за собой землю, они почти тут же продавали ее, вместе со своим рабочим скотом, инвентарем и нехитрым скарбом. Какая-то часть бедняцких земель и имущества возвращалась в общину; но, как правило, все это приобреталось все теми же «крепкими хозяевами», которые, таким образом, еще больше увеличивали свое достояние. В конечном итоге на 1 января 1917 года хозяйства, устроенные на началах личной собственности, составили 10, 5% всех крестьянских хозяйств.

Однако сам Столыпин считал, что «укрепление участков - лишь половина дела, даже лишь начало дела…». Он имел ввиду тот факт, что для общинного хозяйства была характерна чересполосица: распределяя общинную землю между собой, крестьяне стремились соблюсти справедливость не только в отношении ее количества, но и качества. Это привело к тому, что один и тот же хозяин мог иметь в пользовании до десяти и более небольших участков земли - полос, расположенных в разных местах. Выходя из общины, он, естественно, закреплял в собственность все эти полосы. С точки зрения Столыпина, необходимо было свести их воедино, разверстав общинные земли на отдельные хозяйства, совершенно независимые друг от друга. С этой целью 16 октября 1908 года были изданы «Временные правила о выдаче надельной земли к одним местам». Идеальным типом владения в них провозглашался хутор, в котором земля, крестьянская усадьба и прочие угодья сводились в единое целое. На случай же - очень распространенный - когда разверстать всю общинную землю на хутора представлялось технически невозможным, рекомендовался отруб, когда все пахотные земли, закреплявшиеся за крестьянином, так же сводились к одному месту, но находились «в некотором отдалении от усадьбы». В отличие от указа 9 ноября «Временные правила» осуществлялись с большим трудом: хутора в России приживались плохо - по целому ряду причин, как чисто хозяйственных, так и психологических. Значительная часть крестьян, закрепив за собой в собственность свои полоски, этим и ограничивалась.

Для того, чтобы подтолкнуть крестьян на создание самостоятельных хозяйств, Столыпин резко активизировал деятельность Крестьянского банка, созданного еще в 1883 году. На протяжении долгого времени банк давал крестьянам-общинникам ссуды для покупки земель под довольно большой процент; на эту операцию крестьяне шли без особой охоты. Теперь же банк стал действовать иначе: с 1906 года он начал массовую скупку помещичьих земель. Позиция Столыпина в этом вопросе была предельно ясна: конфисковывать помещичьи земли он не собирался, но если сами хозяева их, в силу тех или иных причин, продавали, то государство шло на то, чтобы помочь их купить именно крестьянам и, прежде всего, зажиточным. Получив в свое распоряжение грандиозный земельный фонд - только в 1906-1907 годах он скупил у помещиков около 2,7 млн. десятин земли - банк дробил эти земли на отдельные участки и продавал их крестьянам на льготных условиях, предоставляя значительные ссуды. При этом всячески поощрялось создание именно отрубных и, особенно, хуторских хозяйств. Так, если от сельских обществ при покупке ими земли требовались значительные денежные суммы, то отрубники должны были сразу же заплатить всего 5% стоимости, а хуторянам ссуда выдавалась в размере всей стоимости земли и на достаточно долгий срок. И все же хуторские хозяйства создавались российским крестьянством неохотно и в небольшом количестве.

Если первые две меры - свободный выход из общины и деятельность Крестьянского банка - были явно ориентированы на поддержку зажиточных крестьян - «разумных и сильных» - то «слабым и пьяным» предлагалось переселение. Следует признать, впрочем, что переселенческая политика проводилась Столыпиным несравнимо более организовано и последовательно, чем его предшественниками. Уже с 1906 года очень серьезную роль в структурах, занятых проведением и подготовкой аграрной реформы, начинает играть Переселенческое управление. Занято оно было, прежде всего, тем, что подыскивало в Сибири территории, пригодные для земледелия. Эти территории затем распределялись между губерниями европейской части России - каждая из них получала определенное количество земель в разных регионах Сибири. Крестьяне той или иной губернии, желавшие переселиться, избирали из своей среды ходоков, получавших возможность на казенный счет ознакомиться с теми или иными сибирскими землями. Со слов ходоков крестьяне делали свой выбор, после чего по соответствующему маршруту направлялись целые партии переселенцев. При этом правительство стремилось облегчить сам процесс переселения - в российских условиях обычно чрезвычайно сложный и изнурительный. Крестьян перевозили по железной дороге по минимальному тарифу; при этом специально для переселенцев был разработан относительно комфортабельный тип вагона - раньше ни о чем подобном им и мечтать не приходилось. К этому надо добавить, что землю крестьяне получали даром; если же земля эта находилась в таежной полосе, то им еще полагалась и ссуда в 300 рублей.

И все же именно в этой сфере - переселенческой политике - стало ясно, что аграрная реформа, решая одни проблемы, порождает другие. Значительная часть крестьян, уезжавшая в Сибирь, сталкивалась там с такими трудностями, справиться с которыми было выше их сил. Ведь в Сибирь уезжала исключительно беднота, не имевшая ничего, кроме своих рабочих рук да голодных жен и детей. Поднимать целину да еще в одиночку - земля в Сибири предоставлялась переселенцам, естественно, в личную собственность - таким крестьянам было очень тяжело. Особенно, если земля им предоставлялась в таежной полосе, - тут и ссуда не помогала. Далеко не все крестьяне справились с обработкой целинных земель и в других, более плодородных районах. Многие из них вынуждены были бросать выделенную им целину, арендуя у местных старожилов более или менее обихоженную землю или нанимаясь к ним в батраки. Все это приводило к тому, что многие крестьяне, потеряв надежду наладить свое единоличное хозяйство в Сибири, стали возвращаться в европейскую Россию, «на пепелище». Если поначалу таких крестьян было относительно немного, то с 1910 года поток их резко увеличивается. Всего в 1910-1916 годах по обратному маршруту проследовало около 30% всех крестьян, отправившихся в свое время в Сибирь. Эти «обратные переселенцы», отчаявшиеся, озлобленные, лишившиеся даже того малого, что имели, стали еще одним взрывоопасным элементом русской жизни. Да и в целом, надежды Столыпина укрепить при помощи аграрной реформы самодержавный строй, оказались несбыточными. Проведенные им преобразования, несомненно, способствовали формированию слоя зажиточных крестьян; но как показали дальнейшие события, «крепкие хозяева» оказались совершенно не склонными поддерживать царскую власть.

Неосуществленные реформы

Следует отметить, что Столыпин достаточно хорошо понимал, что новый социальный слой, который он так упорно пытался сформировать, нельзя расположить к власти мерами исключительно экономического характера (да еще при условии сохранения помещичьего землевладения). Правительством Столыпина были задуманы еще и серьезные преобразования в сфере местного управления, в сфере просвещения, которые должны были убедить «крепких хозяев» в том, что власть искренно протягивает им руку. Если реформа просвещения, которая должна была облегчить детям крестьян доступ ко всем уровням образования, находилась в стадии разработки, то реформа местного управления была, по сути, подготовлена и ждала лишь законодательного подтверждения. Смысл этой реформы заключался, прежде всего, в том, чтобы заставить поместное дворянство, которое при Александре III получило практически полный контроль над управлением крестьянами (через земских начальников), пойти на сотрудничество с зажиточным крестьянством. В ходе этой реформы предполагалось, прежде всего, преобразовать волость, включив в состав этой мелкой административно-территориальной единицы не только крестьянские земли, как раньше, но и помещичьи имения. Управление в волости переходило в ведение волостного земства, которое выбиралось на основе умеренного имущественного ценза; соответственно, в его состав должны были войти как помещики, так и крестьяне-единоличники. Именно этому органу, в котором за один стол усаживались поместные хозяева и хозяева-крестьяне, предстояло решать местные проблемы. Центр административного управления переносился при этом в уезд; возглавлявший его уездный начальник назначался правительством. Что же касалось губернаторов, то, освобождая их от массы мелких текущих дел, столыпинский проект предоставлял им возможность полноценного стратегического руководства губернией, координацией действий уездной администрации. При этом Столыпин предполагал предпринять целый комплекс мер, которые должны были оторвать губернаторов от придворных кругов и камарильи, ставленниками которых они сплошь и рядом были, безоговорочно подчинив их правительству.

Этот проект вызвал крайне негативное отношение в дворянской среде. Если к аграрной реформе дворяне-помещики отнеслись достаточно сдержанно, поскольку она не затрагивала непосредственно их интересов, то местная реформа даже на уровне проекта резко восстановила защитников дворянских «прав и привилегий» против Столыпина. Главу правительства стали публично обвинять в «уничтожении сословности и демократизации местного уклада», в разрушении исторически сложившейся - то есть, продворянской - системы управления. Николай II, который начинал все больше тяготиться своим энергичным и, как ему казалось, излишне самостоятельным премьером, склонен был к этим обвинениям прислушиваться. В 1911 году в придворных кругах стали ходить упорные слухи о неминуемой отставке Столыпина. Однако вопрос решился иначе: 1 сентября 1911 года этот замечательный во многих отношениях государственный деятель был убит террористом. Реформы его так и остались незавершенными.

После завершения революционных событий в России наступил период реформирования, в котором активное участие принял министр внутренних дел П.А. Столыпин. Считая основной причиной застоя сохранение крестьянской общины, он направил все усилия на ее разрушение. Одновременно началось укрепление крестьянской частной собственности на землю.

Все реформы должны были проходить при согласии самодержавия, дворянства и буржуазии. Их конечной целью было изменение соотношения классовых сил в пользу буржуазии, присоединение к ней крестьян, которые, становясь мелкими земельными собственниками, должны были служить опорой самодержавной власти на селе. Важнейшая цель реформы - интеграция России в мировую экономическую систему.

Основной проблемой, стоящей перед сельским производителем, был земельный голод в Европейской части России. Малоземелье крестьянства объяснялось сосредоточением огромных наделов в руках помещиков и очень высокой плотностью населения в центре страны.

В июне 1906 г. Столыпин начал проводить умеренные реформы. Указ от 9 ноября 1906 г. разрешил крестьянину выход из общины. Он имел право потребовать объединения надельных участков в единый отруб или выселиться на хутор. Был создан фонд из части казенных, императорских и помещичьих земель для продажи крестьянам. Специально открытый крестьянский банк выдавал для покупок денежные ссуды.

Проведение указа возлагалось на губернские и уездные землеустроительные комиссии, состоящие из чиновников и крестьян под председательством губернатора и уездного предводителя дворянства.

29 мая 1911 г. был издан закон о расширении прав землеустроительных комиссий по образованию отрубов (участок, выделенный крестьянину из земли общины) и хуторов (обособленная крестьянская усадьба с землей). Эти меры должны были разрушить крестьянскую общину и увеличить количество мелких собственников.

Проблема малоземелья решалась переселением крестьян в целях освоения земель Сибири и Средней Азии и развитием в центральной части страны кустарных крестьянских и ремесленных хозяйств. Это сокращало потребность крестьянства в земле.

Реформа преследовала и политические цели. Переселение крестьян из центральной части страны способствовало снятию остроты классового противостояния крестьян и помещиков. Выход крестьян из общины, где царила коммунистическая идеология, снижал риск втягивания их в революцию.

Столыпинская реформа в целом носила прогрессивный характер. Окончательно похоронив пережитки феодализма, она возродила буржуазные взаимоотношения и дала толчок производительным силам в деревне. К 1926 г. из общины выделилось 20-35% крестьян, хуторские хозяйства завели 10%, выросла специализация земледелия, увеличилась площадь посевных земель, валовой сбор зерна и его экспорт.

Значительная часть крестьянства, которую составляли середняки, не спешила покидать общину. Беднота выходила из общины, продавала свои наделы и уходила в город. 20% крестьян, взявших ссуды в банках, разорились.

Лишь кулаки, имевшие средства для вложения в хозяйство, стремились образовывать хутора и отрубы. 16% переселенцев, не сумев закрепиться на новых местах, вернулись и, влившись в ряды пролетариата, усилили социальную напряженность в стране.

В стремлении превратить Россию в процветающее буржуазное государство, Столыпин пытался провести реформы в различных областях (законы о гражданском равноправии, неприкосновенности личности, свободе вероисповедания, о развитии местного самоуправления, о преобразовании судебной и полицейской системы, национальный и рабочий вопросы).

Почти все законопроекты Столыпина не были приняты Государственным советом. Его инициативы не были поддержаны как царизмом, так и демократическими силами. Неудача с реформированием страны предопределила революционные события 1917 г.

Загрузка...