inlaber.ru

Специфика деятельности педагога дополнительного образования. Профессия учитель: плюсы и минусы

Характеристикой любого преподавателя являются его педагогические особенности. Такие особенности обусловливаются в большей степени его способностями. При этом способности могут быть общими и специальными, специфическими для данной профессии. К общим относятся те, которые обусловливают высокие результаты в различных видах деятельности. Специальные включают в себя такие, которые определяют успешность при выполнении именно педагогической деятельности, обучения и воспитания. К таким специфическим способностям относятся:

1) способность к эмпатии, т. е. пониманию и чувствованию ребенка, пониманию тех проблем, которые он испытывает, и прогнозирование степени и характера этих проблем;

2) самостоятельность в подборе учебного и методического материала;

3) способность разносторонне и доступно излагать и пояснять одинаковый по содержанию материал, с тем чтобы учащиеся его хорошо усвоили;

4) построение процесса обучения таким образом, чтобы при этом учитывались индивидуально-личностные особенности учащихся, а также соответственно обеспечивалось конструктивное и динамическое освоение ими знаний, умений и навыков;

5) способность к такому дозированию информации учащимся, чтобы они в максимально возможно короткие сроки усвоили значительный

объем информации, а также интеллектуально и нравственно сформировались;

6) способность передавать собственный опыт как учащимся, так и коллегам-учителям, и учиться, в свою очередь, на их примере;

7) способность к самообучению и самосовершенствованию, включая поиск и творческую обработку полезной информации для обучения, а также способность к ее практическому использованию в рамках педагогической деятельности;

8) способность организовывать и ориентировать учащихся таким образом, чтобы их мотивация и структура учебной деятельности соответствовали учебной программе. Можно также выделить способности, помогающие правильному воспитанию:

1) способность верно оценивать ситуацию и внутреннее состояние ребенка, эмпатию;

2) способность брать на себя роль примера и образца для подражания в рамках воспитательного процесса;

3) способность к тому, чтобы вызывать у детей только положительные и благородные чувства, стремления и мотивацию;

4) способность адаптировать воспитательное воздействие соответственно индивидуальным чертам каждого ребенка;

5) способность к моральной поддержке ребенка в трудных ситуациях;

6) выбор необходимого стиля общения с каждым ребенком и умение вызывать у него чувство уважения к себе.

18 Понятия «педагогическое мастерство» и «педагогическое творчество»

Педагогическая деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Специфику работы учителя можно оценить, определив уровень его творческого отношения к своей деятельности, а также его мастерства.

Педагогическое мастерство – это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обусловливают высокую результативность педагогического процесса.

К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога выделяют четыре части:

1) мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;

2) мастерство убеждения;

3) мастерство передачи своих познаний и опыта;

4) мастерство владения педагогической техникой. Согласно Н. Н. Тарасевичу педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника.

Ядром педагогического мастерства является совокупность знаний и установок личности. Успешность определяется способностями, а общность направленности и результативности – качественным овладением педагогической техникой.

Педагогическая техника – это умение найти верный стиль и тон в общении с воспитанниками.

Также необходимы правильная дикция и поставленный голос.

Педагогическое творчество – это процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях.

Педагогическое творчество – это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.

Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов.

В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная составляющие личности.

Чтобы обучиться творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей.

В область проявления творчества учителя входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик к коммуникативным задачам относит умение распоряжаться своим психическим и эмоциональным состоянием, особенно в публичной обстановке. Сочетание всех творческих свойств личности педагога определяет ее креативность.

Е. С. Громов и В. А. Моляко выделяют признаки креативности: оригинальность, эвристич-ность, фантазию, активность, концентрирован-ность, четкость, чувствительность.

Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Особенности

1. Объект педагогической деятельности - индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив - активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию.

2. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение.

Правомерно утверждать, что процесс развития индивида полностью никогда не завершается. Содержание же педагогической деятельности строится по концентрическому принципу, а точнее, по спирали.

3. Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество.

4. Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие индивида оказывают влияние другие, нерегулируемые факторы. Например, окружающая социальная и природная среда, наследственные данные индивида, средства массовой информации, экономические отношения в стране и др. Эта многофакторность влияния на индивида нередко приводит к тому, что результат педагогической деятельности значительно расходится с намеченной целью. Тогда субъекту приходится затрачивать дополнительное время и силы для коррекции деятельности, чтобы ее продукт (результат) соответствовал цели.

5. Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который напрямую не всегда наблюдаем. Его качество и уровень часто определяется косвенно, а не путем прямого измерения.

6. Педагогическая деятельность - это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее; при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее.

7. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе (об этом уже говорилось ранее). Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств.


Таковы некоторые особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других видов. Отсюда вытекает ряд особенностей педагогического процесса. Назовем некоторые из них.

Определяя структуру профессиональной педагогической деятельности, исследователи отмечают, что ее основное своеобразие - в специфике объекта и орудий труда.

Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента; конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Конструктивная деятельность связана с разработкой технологии каждой формы деятельности учащихся, решением каждой возникшей педагогической задачи.

Организаторская деятельность направлена на создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность предполагает установление связи и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами.

Подробная характеристика структуры педагогической деятельности дана А.И.Щербаковым. На основе анализа профессиональных функций учителя он выделяет 8 основных взаимосвязанных компонентов-функций педагогической деятельности: информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую.

А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты к общетрудовым. Конкретизируя функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, он представил организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.

И. Ф. Харламов среди множества видов деятельности выделяет следующие взаимосвязанные виды деятельности: диагностическую, ориентационно-прогностическую, конструктивно-проектировочную, организаторскую, информационно-объяснительную, коммуникативно- стимулирующую, аналитико-оценочную, исследовательско-творческую.

Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики.

Прогностическая деятельность выражается в постоянной постановке реальных целей и задач педагогического процесса на определенном его этапе с учетом реальных возможностей, иначе говоря, в прогнозировании конечного результата.

Конструктивная деятельность состоит в умении проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным. Она связана с таким качеством педагога, как его творческое воображение.

Организаторская деятельность педагога заключается в его умении воздействовать на учащихся, повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить.

В информационной деятельности реализуется основное социальное назначение педагога: передача обобщенного опыта старших поколений молодым людям. Именно в процессе этой деятельности школьники овладевают знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. В этом случае учитель выступает не только как источник информации, но и как человек, формирующий убеждения молодежи.

Успех педагогической деятельности во многом определяется умением профессионала устанавливать и поддерживать контакт с детьми, строить взаимодействие с ними на уровне сотрудничества. Понимать их, в случае необходимости - прощать, по сути, вся деятельность педагога носит коммуникативный характер.

Аналитико-оценочная деятельность состоит в получении обратной связи, т.е. подтверждении эффективности педагогического процесса и достижении поставленной цели. Эта информация дает возможность вносить коррективы в педагогический процесс.

Исследовательско-творческая деятельность определяется творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика одновременно является и наукой, и искусством. Опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески. Для успешной реализации этого вида деятельности он должен владеть методами педагогических исследований.

Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.

Педагогическое общение (Кан-Калик) – это система взаимодействия педагога и детей, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает активатором этого процесса, организует его и управляет им.

Исходя из данных определений, можно выделить три основные черты (стороны) общения: - коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Важно отметить единство и взаимосвязь всех трех сторон, их гармония.

При всем разнообразии педагогических ситуаций принято выделять три вида педагогического общения

1 Социально-ориентированное (лекция, выступление по радио, телевидению), где говорящий выступает как представитель общества, коллектива, группы, а задача, которую он решает – есть социальная задача. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, развивает или изменяет их убеждения, установки. В таком общении непосредственно реализуется общественные отношения, организуются социальные взаимовлияния.

2 Групповое предметно ориентированное общение включается в коллективный труд и непосредственное его обслуживание, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. Задача, решаемая в этом виде общения, тоже социальная, предмет и цель такого общения - организация коллективного взаимодействия в процессе труда, в нашем случае учебного труда.

3. Личностно ориентированное общение – общение одной личности с другой, это исходная клеточка общения, она м.б. различной: деловые, направленные на совместную деятельность, и по сути совпадать с предметно-ориентированной, м.б. выяснение личных отношений и не иметь никакой связи с деятельностью.

По В.А. Канн-Калику структура процесса профессионального- педагогического общения включает:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).

2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).

3. Управление общением в ходе педагогического процесса.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Часто само общение учителя с учащимся представляется ему в свернутом виде, не дифференцируется по этапам, характеру деятельности педагога.

Что же необходимо учителю на каждом из этапов?

Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников, по возможности в разных вариантах.

Этап «коммуникативной атаки», говорит сам за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.

На этапе управления общением необходимо умение поддержать инициативу школьников, организовать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.

Имея много общего с другими видами деятельности, педагогическая отличается от них некоторыми особенностями. Кратко рассмотрим их.

Особенности педагогической деятельности

1. Объект педагогической деятельности - индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив - активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию.
2. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение.
Правомерно утверждать, что процесс развития индивида полностью никогда не завершается. Содержание же педагогической деятельности строится по концентрическому принципу, а точнее, по спирали.
3. Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество.
4. Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие индивида оказывают влияние другие, нерегулируемые факторы. Например, окружающая социальная и природная среда, наследственные данные индивида, средства массовой информации, экономические отношения в стране и др. Эта многофакторность влияния на индивида нередко приводит к тому, что результат педагогической деятельности значительно расходится с намеченной целью. Тогда субъекту приходится затрачивать дополнительное время и силы для коррекции деятельности, чтобы ее продукт (результат) соответствовал цели.
5. Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который напрямую не всегда наблюдаем. Его качество и уровень часто определяется косвенно, а не путем прямого измерения.
6. Педагогическая деятельность - это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее; при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее.
7. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе (об этом уже говорилось ранее). Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств.
Таковы некоторые особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других видов. Отсюда вытекает ряд особенностей педагогического процесса. Назовем некоторые из них.

Нюансы педагогического процесса

Поскольку педагогическая деятельность - это деятельность целенаправленная, постольку процесс - преимущественно управляемый. Между тем этот процесс протекает не только в искусственных условиях, то есть контролируемых, но и в условиях стихийных, неконтролируемых. Таким образом, есть процесс планируемый, направленный на достижение осознанной цели, а также и стихийный, приводящий к случайному результату, т.е. результату желательному или нежелательному, даже нейтральному. И в этой взаимосвязи не всегда берет верх управляемый процесс, бывает так, что побеждает процесс неуправляемый. И не приходится удивляться тому, что усилия педагога в воспитательной работе иногда поддерживаются, а иногда разрушаются процессом стихийным. Педагогу приходится учитывать эту ситуацию и условия. А это возможно только при постоянной, скользящей диагностике.
Педагогический процесс - это процесс целостный, одновременно охватывающий и физическое, и психическое, и социальное, и духовное развитие индивида. К тому же индивид, живя среди людей, взаимодействует и с ними, и с группой, и с коллективом. И формируется он не по частям, а целостно.
Педагогам в их деятельности будет сопутствовать успех при гуманистическом подходе к воспитанникам. Гуманизация педагогического процесса, отношений с детьми означает уважительное отношение к детям, способность ценить в ребенке его неповторимую самобытность, формирование самоуважения и достоинства.
Педагогическая деятельность необходимо включает не только учебно-воспитательный, но и коммуникативный процесс. Поэтому культура общения в этой деятельности играет особую роль. Она способна создать атмосферу доверительности, теплоты, взаимоуважения, благожелательности во взаимоотношениях педагога и воспитанника. Тогда слово педагога оказывается действенным инструментом влияния. Но грубость, жестокость, нетерпимость в тех же взаимоотношениях, бестактность в общении формируют атмосферу недоброжелательную. В такой ситуации слово воспитателя раздражает воспитанника, воспринимается им негативно, угнетает его. Само общение и для педагога, и для воспитанника становится безрадостным, нежелательным, а слово - малодейственным или даже разрушительным фактором.
В педагогической деятельности есть также процесс и руководство управления. Обычно процесс строится по вертикали: сверху вниз, от руководителя к подчиненному, от воспитателя к воспитаннику. В этом процессе заключены значительные возможности для придания этой деятельности атмосферы доброты, благожелательности, подлинного взаимоуважения во взаимоотношениях руководителей и подчиненных. При этом исчезает психологический барьер между ними; между старшими и младшими, опытными и неопытными членами группы устанавливается подлинное сотрудничество. Конечно, при этом ответственность старших за младших - моральная, правовая, психологическая - остается, но она смягчается, как бы не замечается, и в то же время как бы одинаково возлагается на всех.
Вопрос о стиле руководства вообще, о стиле взаимоотношений между руководителями и подчиненными- особый и большой. Он более подробно рассматривается в другой теме. Сейчас же скажем лишь о том, что демократический стиль, в отличие от авторитарного и либерального, более предпочтителен. Стиль же управления, который опирается на беспрекословное, не допускающее возражений и обсуждений, исполнение приказа, команды, распоряжения, - формирует личность пассивную, безответственную, безынициативную.

Специфика деятельности педагога дополнительного образования проявляется в формировании отношений с обучающими, их родителями. В деятельности педагога дополнительного образования отношения формируются ради достижения определенных образовательных целей и результатов.

В профессиональных отношениях, педагог дополнительного образования на первое место ставит не столько собственные интересы, сколько потребности, интересы и ожидания других людей. Он строит отношения на базе объективности и осознания своей ответственности, что позволяет ему отвлечься от собственных эмоциональных состояний для того, чтобы почувствовать потребности, заботы и трудности обучающихся.

Специфику деятельности педагога дополнительного образования определяют и профессионально - значимые качества.

Важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности, являются личностные качества педагога. Все личные качества педагога дополнительного образования имеют профессиональную значимость.

Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога, предпринимаются попытки выделения наиболее существенных с точки зрения эффективности педагогической деятельности. В качестве одного из вариантов классификации профессионально - значимых личностных качеств педагога дополнительного образования мы обратили внимание на исследования Ивановой Т.П., Николаевой B.C., Симонова В. П. (24, 135). К достоинствам данной разработки следует отнести то, что она не просто содержит перечень профессионально - значимых личностных качеств, но и позволяет их диагностировать на трех уровнях.

Оптимальные

характеристики

качества

личности

Допустимые

характеристики

качества

личности

Критические

Характеристики

Сильный уравновешенный тип нервной системы

неуравновешенный тип нервной системы

Слабый инертный тип нервной системы

Тенденция к лидерству

Властность

Деспотизм

Уверенность в себе

Самоуверенность

Самовлюблен

Требовательность

Непримиримость

Жестокость

Добросердечие и отзывчивость

Недостаточная

самостоятельность

Чрезмерный

Комформизм

Гипертимость

Педантичность

Возбудимость,

экзальтирован

2. Педагог дополнительного образования в структуре межличностных отношений

Преобладание демократического стиля общения с учащимися и

Преобладание

Либерального стиля общения

коллегами

Незначительные конфликты только по принципиальным вопросам

Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами

Постоянная конфликтность по большинству вопросов

Нормальная

самооценка

Заниженная

самооценка

Завышенная

Самооценка

Стремление к сотрудничеству с коллегами

Стремление к соперничеству с коллегами

Постоянные приспособления и компромиссы

изоляции в коллективе равен нулю

Уровень изоляции в коллективе в пределах 10%

Уровень изоляции в коллективе более 10%

3. Профессиональные черты личности педагога дополнительного образования

эрудиция и свободное изложение материала

Знание только своего предмета

Работа только по конспекту

учитывать

психологические

возможности

учащихся

Знание возрастной и педагогической психологии

Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии

Темп речи 120- 130 слов в минуту, четкая

Темп речи 120 слов в минуту

Темп речи выше 150 слов в минуту,

дикция, общая грамотность

неразборчивость

Элегантный внешний вид, выразительные мимика и жесты

Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов

Неряшливый

внешний вид,

чрезмерная

жестикуляция,

неадекватная

Обращение к участникам по имени

Обращение к участникам по фамилиям

Постоянное безадресное обращение к учащимся

Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость

Чуть замедленная реакция и находчивость

Отсутствие находчивости и умения адекватно реагировать на ситуацию

Профессионально-значимые качества личности учителя как характеристики интеллектуальной и эмоционально - волевой сторон личности, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. На наш взгляд, правомерным является выделение доминантных, периферийных, негативных и профессионально недопустимых качеств.

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие ее успешности.

Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально-недопустимые ведут к непрофессиональной непригодности учителя.

Доминантные качества:

  • 1. Социальная активность - готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально - педагогической деятельности.
  • 2. Целеустремленность - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.
  • 3. Уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
  • 4. Желание работать со школьниками - получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно - воспитательного процесса.
  • 5. Способность не терять в экстремальных ситуациях - умение оперативно принимать оптимальные педагогические решение и действовать в соответствии с ними.
  • 6. Обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса.
  • 7. Честность - искренность в общении, добросовестность в Деятельности.
  • 8. Справедливость - способность действовать беспристрастно.
  • 9. Современность - осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).
  • 10. Гуманность - стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.
  • 11. Эрудиция - широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.
  • 12. Педагогический такт - соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально - психологических особенностей.
  • 13. Толерантность - терпимость в работе с детьми.
  • 14. Педагогический оптимизм - вера в ученика и его способности.

Периферийные качества:

  • 1. Доброжелательность.
  • 2. Приветливость.
  • 3. Чувство юмора.
  • 4. Артистичность.
  • 5. Мудрость - наличие жизненного опыта.
  • 6. Внешняя привлекательность.

Негативные качества:

1 .Пристрастность - выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточно. Негативное, по мнению учеников, признается несущественным и извинительным.

Третий тип - «позитив, нейтрализуемый негативом» - соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для педагогов этого типа в работе - направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако, искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

Таким образом, знание профессионально - значимых личностных качеств педагога дополнительного образования, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет качественным изменениям в учебно - воспитательной работе с детьми.

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования: сущность, структура, содержание

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагога дополнительного образования»

Под компетенцией в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знание, опыт), позволяющие принимать участие в разработке в разработке?

определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определенных знаний, навыков.

Понятие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования выражает личные возможности учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи,

формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять ее на практике. Таким образом, под педагогической компетентностью педагога дополнительного образования можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Структура профессиональной компетентности педагога дополнительного образования раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

Наиболее общим умением учителя является умение профессионально мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением анализировать факты и явления педагогической деятельности.

Как показывают исследования, вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить - действовать - мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. И результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности.

Приведем педагогические умения, объединенные В. А. Сластениным в четыре группы:

  • 1. Умение» переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся, выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
  • 2. Умение построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно - воспитательных задач, обоснованный отбор содержания образовательного процесса, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
  • 3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создание необходимых условий (материальных, морально - психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности: обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
  • 4. Умение учета и оценки результатов педагогической Деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.?

Аналитические умения состоят из ряда частных умений:

а. - анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие их элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.)

б. - осмысливать каждый элемент в связи с целым и во взаимодействии с другими.

с. - находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;

д. - правильно диагностировать педагогическое явление;

е. - формировать доминирующую педагогическую задачу.

Прогностические умения связаны с управлением образовательным процессом и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании учителя, являющегося субъектом управления, цели его деятельности в виде предвидимого результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.

В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения В. Л. Сластенин объединяет в три группы (21,1)5):

а. - прогнозирование развития коллектива.

б. - прогнозирование развития личности.

с. - прогнозирование педагогического процесса.

Педагогическое прогнозирование требует от учителя овладения такими прогностическим» методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и др.

Проективные умения осуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса и означают:

  • - конкретизацию полей обучения и воспитания;
  • - обоснование способов их поэтапной реализации;
  • - планирование содержания и видов деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта и лично - деловых качеств;
  • - определение формы и структуры образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами и с учетом особенностей участников образовательного процесса;
  • - планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей творческих сил и дарований;
  • - отбор форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
  • - планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

Оперативное планирование требует от педагога овладения целым рядом конкретных узкометодических умений.

Рефлексивные умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно - оценочной деятельности, направленной на себя, и предполагают использование таких разновидностей, как:

  • - контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами;
  • - контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане;
  • - контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий;

Особое внимание заслуживает последняя разновидность контроля как наиболее часто применяемая в деятельности педагога дополнительного образования (педагога - предметника).

Для эффективного его осуществления педагог дополнительного образования должен быть способен к рефлексии, позволяющей объективно анализировать свои суждения, поступки, и в конечном итоге, деятельности, с точки зрения, их соответствия поставленным целям и условиям реализации.

Рефлексия понимается, как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных действий. Для педагога очень важно установить, в какой мере полученные результаты (положительные или отрицательные) являются следствием его деятельности. Отсюда и возникает необходимость в анализе собственной деятельности, в ходе которой определяются:

правильность постановки целей, их трансформации в конкретные задачи;

адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач;

соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;

  • - эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;
  • - причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;
  • - опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выбранными наукой критериями и рекомендациями;

Рефлексия -- это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают учителя, его личностные, эмоциональные реакции и профессиональные способности и возможности.

Организаторская деятельность педагога дополнительного образования обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. К организаторским умениям относят: мобилизационные, информационные, развивающие и ориентированные.

Мобилизационные умения педагога дополнительного образования направлены на:

  • - привлечение внимания учащихся и развития у них устойчивых интересов к учению;
  • - формирования у них потребности в знаниях;
  • - формирование учебных навыков и обучение приемам научной организации учебной деятельности;

формирование у учащихся активного, самостоятельного, творческого отношения к явлениям окружающей действительности.

Информационные умения связаны не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умение и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умение добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образо - вательного процесса. В ходе преподавания, информационные умения проявляются способности:

  • - доступно излагать учебный материал, с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся их жизненного опыта и возраста;
  • - логически правильно построить процесс передачи учебной информации, используя различные методы: рассказ, беседу, объяснение;
  • - доступно, лаконично и выразительно формировать вопросы;
  • - оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учебного материала.

Развивающие умения предполагают:

стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и функциональных отношений;

  • - создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся;
  • - создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли учащихся.

Ориентационные умения направлены на формирование морально - ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой

деятельности, имеющей своей целью развитие социально¬значимых качеств личности.

Функции педагога дополнительного образования Деятельность педагога дополнительного образования реализуется в определенных ситуациях через выполнения самых разнообразный действий, подчиненных определенным целям и направленных на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых педагогом. Определенная совокупность таких действий определяет реализацию той или иной психолого - педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.

Исследование ряда ученых (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И.Щербаков и др.) показывают, что в учебно - воспитательном процессе проявляются следующие взаимосвязанные функции педагога дополнительного образования:

  • - диагностическая;
  • - ориентационно - прогностическая;
  • - конструктивно - проектировочная;
  • - организаторская;
  • - информационно - объяснительная;
  • - коммуникативно - стимулирующая;
  • - аналитико - оценочная;
  • - исследовательско - творческая;

Диагностическая функцня педагогической деятельности связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно- воспитательную работу, не зная особенностей психического развития каждого ребенка, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. «... Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях»,

Отмечал К. Д. Ушинский в предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания». Для этого учителя необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения уровня воспитанности ребенка, знать круг его интересов склонностей.

Ориентационно - прогностическая функция

педагогической деятельности выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретной цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности ребенка он хочет получить.

Ориентационно - прогностическая деятельность в работе педагога дополнительного образования осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование цели, методов и форм воспитания и обучения.

Конструктивно - проектировочная функция органически связана с ориентационно - прогностической и обеспечивает:

Отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

Проектирование собственной деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися;

Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением учащихся в воспитательную работу и стимулирование их активности. Очень важным элементом является умение вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элемент романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением. Организаторская функция реализуется через:

  • - отбор и структурирование информации в процессе сообщения ее учащимся;
  • - организацию различных видов деятельности учащихся;
  • - организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия учащихся.

Информационно - объяснительная функция педагогической деятельности. Ее большое значение обуславливается тем, что обучение и воспитание, по существу, в той или иной мере, основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно - эстетическими идеями - это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Педагог в этом случае выступает не только как организатор учебно - воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно - эстетической информации. От того как педагог сам владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный педагог знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся.

Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у детей умений и навыков.

Коммуникативно -- стимулирующая функция педагогической деятельности связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на ученика его личное обаяние, нравственная культура, умение установить и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно - познавательной, трудовой и художественно - эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми. Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость.

В статье «Три элемента школы» К. Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм, как бы он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». (30, 117) Коммуникативная функция предполагает:

а.- установление правильных взаимоотношений с учащимися;

б,- с другими педагогами, с администрацией учреждения дополнительного образования.

Аналитико - оценочная функция деятельности педагога.

Педагог, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляя свою работу с опытом коллег.

Аналитико - оценочная деятельность помогает педагогу дополнительного образования поддерживать так называемую обратную связь в- своей работе, это значит, непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении игвоспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить коррективы учебно -- воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышение педагогической эффективности, шире использовать передовой педагогический опыт.

Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятельности предусматривает изучение:

б. - возрастных и индивидуально - психологических особенностей других людей;

в. - особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Исследовательская функция основывается на способности человека воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реальности собственной оценке (самооценке).

Исследовательская функция успешно осуществляется, если учитель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мастерства и определенных исследовательских навыков. Гностическая (исследовательская) функция предполагает развитие умений

Загрузка...