inlaber.ru

Направления психолого педагогического сопровождения детей овз. Социально – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Акатова Ирина Анатольевна

(МОУ Степановская СОШ имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района Костромской области)

« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения »

Введение………………………………………………………………………….3

1.Задачи психологического сопровождения детей с ОВЗ …………………..4

2.Работа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями……………………………………...6 3.Заключение……………………………………………………………………19 4.Список литературы…………………………………………………………...21

Введение

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательные учреждения.

На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.

Согласно «Словарю русско­го языка» сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожа­того. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевремен­ное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости - помощь и поддержка.

Целью данной работы – обобщить опыт психологического сопровождения и работу психолога в МОУ Степановской СОШ, способствующую успеш­ной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

1. Задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ

Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МОУ Степановской СОШ предусматривает комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Основными сферами моей деятельности в системе социально-психолого-педагогического сопровождения в нашей школе является:

Психологическое сопровождение развития и обучения учащихся

Психологическое сопровождение педагогического коллектива

Психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся

Планируя работу психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья ставлю перед собой следующие задачи:

Определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;

Прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

·-реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

Особое внимание уделяю психологическому сопровождению учащихся в период адаптации, которая включает в себя:

· создание системы психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период их школьной адаптации;

· выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

· диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;

· определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;

· разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;

Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.

2. Работа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в нашей школе, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум. Муниципальное общеобразовательное учреждение Степановская средняя школа имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района расположена в 12 километрах от районного центра. В 20013-2014 учебном году обучаются 87 учащихся и 4 населенных пунктов. 50 % детей подвозятся к месту обучения школьным автобусом, радиус подвоза составляет 25 километров. По данным социального паспорта школы 79% детей проживают в полных семьях, 21% воспитывается в неполных семьях. 24 ребенка воспитываются в многодетных семьях. Двое учащихся по решению МПМК являются детьми с ограниченными возможностями здоровья и обучаются по адаптированной программе.

Моя работа как педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в нашем общеобразовательном учреждении реализуется через:

в начале учебного года я, как психолог, веду исследование ученического коллектива, который включает:

    Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября с целью выявления группы риска школьной дезадаптации изучаются медицинские карты форма первоклассников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации первоклассников, используются методы: Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность» , методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения» .

    Для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровьяиспользую анкету, которая заполняется классным руководителем. В дальнейшем мною ведется анализ данной анкеты и по её результатам делается вывод об уровне социально-психологической адаптации детей данной категории. Вот её примерный вариант.

Фамилия, Имя, Отчество ______________________________
Возраст____ Дата заполнения ___

1. Успешность выполнения школьных заданий:

5 баллов - правильное, безошибочное выполнение заданий;
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки;
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий;
1 балл - плохое усвоение материала по всем предметам.

Кол-во баллов:_______________________

2 . Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий:

5 баллов - учащийся работает легко, свободно, без напряжения;
4 балла - выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей;
3 балла - иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство; выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения;
2 балла - выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением;
1 балл - учащийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

3 . Самостоятельность при выполнении школьных заданий:

5 баллов - учащийся всегда самостоятельно справляется с заданиями;
4 балла - работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого;
3 балла - иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью;
2 балла - предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание самостоятельно;
1 балл - для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

Кол-во баллов:________________________

4. Эмоциональное отношение к школе:

5 баллов - учащийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется.
4 балла - учащийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения;
3 балла - иногда учащийся приходит в школу с плохим настроением;
2 балла - у учащегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение, иногда страх), обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
1 балл - преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

Кол-во баллов:________________________

5 . Взаимоотношения со сверстниками:

5 баллов - ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей;
4 балла - ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети;
3 балла - сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми;
2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт;
1 балл - ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерется.

Кол-во баллов:________________________

6. Отношение к учителю:

5 баллов - ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно обща-ется с ним;
4 балла - дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, тревожится, если делает что-то не так; в случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за помощью.
3 балла - старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам.
2 балла - выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным для него;
1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или отрицательные эмоции.

Кол-во баллов:________________ Общее кол-во баллов:_____________

Классный руководитель: /______Ф.И.О.________

Интерпретация результатов:

1 уровень (Высокий) - 26-30 баллов;
2 уровень (Выше среднего) - 18-25 баллов;
3 уровень (Средний)- 12-17 баллов;
4 уровень (Ниже среднего) - 6-11 баллов;
5 уровень (Низкий) - 1-5 баллов;

    Вывод об уровне социально-психологической адаптации:____________

И анкета для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Анкета №2 для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса /заполняется родителями/

Фамилия, Имя, Отчество _____________________________________________
Возраст_________________________Дата заполнения _____

1. Часто ли Ваш ребёнок рассказывает дома о школе? Что именно?

2. Какие чувства преобладают в его рассказе?
а) положительные б) отрицательные в) когда-как г) не знаю

3. С каким настроением Ваш ребёнок идёт в школу?
а) с радостью б) с неохотой в) по-разному г) не знаю

4. Комфортно ли Вашему ребёнку в классе?
а) да б) он чувствует себя плохо в) когда-как г) не знаю

5. (Если ребёнок чувствует себя плохо): Почему плохо (когда-как)?
а) неуверенность в знаниях б) плохая оценка в) агрессия других детей
г) (Ваш ответ)_____________________________________________

6. Устает ли Ваш ребёнок в школе?
а) да б) нет в) не замечаю

7. Какие изменения произошли в Вашем ребёнке?
а) положительные б) отрицательные в) положительные и отрицательные 8. Оказала ли школа влияние на эти изменения?
а) да б) нет

9. Есть ли у Вашего ребёнка среди одноклассников друзья?
а) да, есть один друг б) да, есть много друзей
в) нет, у моего ребёнка нет друзей

10. Какие ещё дополнительные занятия нужны Вашему ребёнку в школе?(нужное подчеркнуть)
А)нужны: по предметам, кружки, ЛФК, Иностранный язык, психолог, психотерапевт, массаж, другое
Б) Не нужны

11. Посоветовали бы Вы знакомым отдать ребёнка в нашу школу? Почему?
а) Да б) Нет

11. Что запомнилось ребёнку из школьной жизни?

12. Что запомнилось Вам из школьной жизни?

Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

Изучение истории развития ребенка, методами анкетирования и бесед с родителями выявляю обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.) Для этой цели использую анкету по изучению развития ребенка

Дата обследования___________________________

Фамилия, имя ребенка______________________________________

Дата рождения: год__________________ месяц_________

Школа __________________________________ класс__________________________________

При заполнении анкеты, прошу выполнить следующие инструкции: внимательно прочитайте каждый из предложенных вопросов и подчеркните то, что считаете нужным, по возможности допиши те недостающие сведения.

Сведения о родителях

1. Год рождения: мать ______________________________ отец_________________________

2.Обра:зоывание родителей

мать - высшее, среднее - специальное, ПТУ, среднее;

отец - высшее, среднее-специальное, ПТУ, среднее.

3. В момент обследования:

мать работает (профессия) __________________ не работает

отец работает (профессия) ___________________ не работает

4. Бытовые условия: отдельная квартира - общая квартира. Ребенок имеет отдельную комнату - не имеет.

5.Состав семьи: (проживающие вместе) _______________________________

6. Имел ли ме (да, нет), когда ребенку бсто распад семьи было ___________ лет, когда поя вился отчим, мачеха____________________________________

7. Взаимоотношения в семье: хорошие – холодные - напряженные - частые конфликты - ссоры.

8. Употребление алкоголя в семье: иногда - несколько раз в неделю;

с резким изменением поведения (отец, мать).

9.Состояние здоровья родителей:мать - здорова, отец - здоров; наличие хронических заболеваний: мать _____________отец ____________________

10. Наличие нервно-психических заболеваний в семье родственников с тяжелым характером, а также лиц, которым очень трудно давалась учеба в школе: со стороны матери____________со стороны отца__________________

Сведения о ребенке

11. Каким по счету родился_______________________________

12.Течение беременности: нормальное, тошнота, рвоты (до какого месяца_____________) белок в моче, повышение давления, судороги, обмороки (на каком месяце) лежала на сохранении (сколько времени _____) травмы физические, нервные потрясения, переживания (какие) _________

Инфекции: простудные заболевания: краснуха, корь, другие инфекционные заболевания. Резус в крови у матери (+ -), отца (+ -), ребенка (+ -), меры по поводу резус-конфликт_______________________________

13.Роды: нормальные – преждевременные - переношенные – быстрые – «штурмовые» (1-2 часа от начала болей) - затяжные (больше суток от начала болей). Какого рода помощь оказывалась во время родов: уколы, кислород, стимуляция, наркоз, наложение щипцов, вакуум, другие виды помощи_______

14.Вес при рождении________________________

15. Период новорожденности: ребенок родился с кожными покровами нормального цвета - красным – синим - белым; закричал сразу - не дышал некоторое время - его хлопали опускали в ванночку - ему делали уколы - на коже лица и головы была опухоль или кровоподтек; врачи, говорили о родовой травме, асфиксии, слабости ребенка. Приложен к груди на _____день. Сосал хорошо - слабо.

Была желтуха новорожденных - не было желтухи. Был в первые недели и месяцы нормальным - очень вялым - очень беспокойным.

16. Врожденные пороки: вывих бедра - порок сердца, косоглазие - парез (слабость ручки, ножки).

17.Особенности развития в раннем возрасте:а) моторное развитие: головку держал с______ месяцев, сидел с _____ месяцев, стоял с ______ месяцев, ходил с_____ месяцев__________ лет;б) речь: отдельные слова до одного года - после года; фразы до полутора лет______ до двух лет_____ после двух с половиной лет. Особенности речи в детстве: нормальная заикание – картавость – шепелявость - косноязычие (до какого возраста____).

18. Заболевание до года (сколько раз): грипп______ простудные (ОРЗ) ____ ангина____ воспаление среднего уха (отит) ______ воспаление легких ____ диспепсия ______ложный круп_____ травмы головы ____ судороги_____

19.Заболевания после первого года жизни (в каком возрасте, легко - тяжело - с осложнениями) Рахит ___ диатез___ простудные заболевания __

воспаление легких_____ воспаление среднего уха (отит)_________дизентерия _ гастрит_______ язва воспаление желчного пузыря (холецистит) _____желтуха ____воспаление мочевого пузыря (цистит) ____воспаление почек_____

Инфекционные заболевания: корь _____ краснуха_____ скарлатина ____ свинка ______ ветряная оспа_____ хронический тонзиллит _______ туберкулез ______

Операции по поводу: аппендицита_______ хронического тонзиллита _______ другие_____ Общий наркоз (в связи с чем) ______________________

20. Состоял на учете врача:инфекциониста – туберкулезника – окулиста - отоларинголога (ушного) – ревматолога – психоневролога - логопеда.

21. Где воспитывался обследуемый ребенок: а) до трех лет: в семье - в однодневных яслях - в круглосуточных яслях - в доме ребенка;

б) до школы: в семье - в однодневном саду - в круглосуточном детском саду.

Перед поступлением в школу ребенок умел: читать, писать, считать знал буквы. В школе посещал группу продленного дня _______не посещал.

22. Аппетит: нормальный, повышенный, пониженный, избирательный.

23.Сон: засыпает быстро; засыпает не сразу; спит спокойно, спит чутко, беспокойно; бывают ночные страхи, страшные сны, ходит во сне, говорит во сне; просыпается легко, просыпается с трудом; нуждается в дневном сне.

24. Настроение: преобладает хорошее - преобладает пониженное – ровное, преобладания не отмечается; настроение устойчивое – неустойчивое, легко меняется от незначительных причин.

25. Поведение: ровное, спокойное - неровное. бывает вспыльчивым, капризным; при раздражении теряет самоконтроль, кричит, топает ногами, может нагрубить, ударить; после обиды успокаивается быстро - долго не может успокоиться.

26. Утомляется: часто - утомляется редко. Утомляется от физических нагрузок - от общения - при умственных нагрузках.

При утомлении: нарушается внимание, появляется головная боль, снижается аппетит, нарушается сон, появляется раздражительность, физическая вялость.

27. Частые жалобы: головные боли - головокружение - повышенная потливость - плохо переносит жару - плохо переносит езду в транспорте - повышенная обидчивость - плаксивость - капризность – заикание –тики – лишние, навязчивые движения - склонность к страхам - кусает ногти - мочится (днем, ночью) – тошноты - боли в суставах - боли в животе – обмороки - другие жалобы (кроме перечисленных) ____________________________

В настоящий момент: плохое зрение - слабый слух - недостатки в произношении отдельных звуков - плохая координация движений, неловкий - слишком маленький рост - чрезмерная полнота.

28. Индивидуальные особенности:

1) Общителен и активен в общении, сам выбирает друзей - в дружбе пассивен, общается с теми, кто к нему обращается; мало общителен, избегает общения.

2) Застенчив и робок, не смущается со знакомыми - раскован и смел в любой обстановке.

3) Задирист, драчлив, первый не задирается, но может за себя постоять, избегает ссор, труслив.4) Ласков, не любит выражать свои чувства, холодный, неласковый.

5) Болтливый, охотно разговаривает, молчаливый.

6) Чрезмерно подвижен, быстр, двигательная активность умеренная, мало подвижен; движения ловкие, движения неловкие.

7) Спокойный, легко волнуется, быстро раздражается, теряет контроль над поведением, «нервный».

8) Собранный, внимательный, рассеянный, невнимательный, внимателен только при интересном занятии.

9) Самолюбив, склонен к борьбе за первенство, самолюбие не выражено.

10) Имеет любимое занятие (какое именно)__________________

всем любит заниматься понемногу, самостоятельно не может найти себе занятия.

11) Находчив, догадлив, с трудом находит ответ.

12) Легко принимает решение сам, может его отстоять, склонен к сомнениям, охотно принимает советы окружающих.

13) Обостренное чувство ответственности с оттенком тревожности, ответственен, добросовестен, недостаточно ответственен.

14) Доброжелателен, справедлив, завистлив, мстителен.

15) Память хорошая, память плохая, забывчив.

16) Учится отлично, хорошо, удовлетворительно, с трудом, самостоятельно, нуждается в помощи; охотно-неохотно.

Итоговые оценки по основным предметам:

русский язык _______математика____________ чтение (литература) __________ Русский язык является родным - не родным языком.

29. Воспитание в семье:

1) Кто преимущественно занимается воспитанием ребенка________________

2) Ваши принципы воспитания: строгое воспитание, требование безусловного выполнения просьб, решений старших, мягкое воспитание, уговоры, исполнение желаний ребенка.

3) Наказывался ли ребенок, как часто_________________________

4) Как ребенок проводит свободное время:____________________________

один, с товарищами, с родителями.

5) Дополнительные нагрузки у ребенка_________________________________

30. Жалобы на настоящий момент______________________________

3. В обязательном порядке веду изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

4. По окончании адаптационного периода проводится обследование, если ребенок не справляется с программным материалом, где использую следующие методики: просмотр письменных работ, моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, тест Тулуз-Пьерона, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседую с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи. Заполняется протокол первичного обследования и дневник динамического наблюдения

5.Обязательно провожу анализ материалов обследования и полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

6. По результатам проведенной ранее работы

    Составляется индивидуальная карта психолого-медико-педагогического сопровождения.

    Индивидуальный образовательный маршрут

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и других проблем, выявленных при диагностическом исследовании.

7. Обязательно осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей;

8. Консультирование родителей по их запросам;

осуществление просветительской работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровождения;

9. Мною разработана и адаптирована программа психокоррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей, которая призвана научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Целями программы являются обеспечение эмоционального и полноценного психического развития и коррекция индивидуально «отстающих» эмоционально-волевых психических функций каждого ребёнка. В ходе реализации этой программы, знакомлю детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими, как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других; помогает понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка; способствует осознанию причин конфликтов, обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения, владения своими эмоциями.

Постепенно дети осознают, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.

Большая часть занятий, которые проходят 1 раз в неделю в течение полугода, построена в форме коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от общения. В ходе наблюдения за апробацией программы подтвердились положительные результаты проведённой коррекционной работы, так как у детей снизились показатели эмоциональной неустойчивости, напряжения, конфликтности, тревожности. Дети стали лучше понимать эмоциональное состояние друг друга и окружающих их взрослых, понимать собственное состояние и выражать его словесно.

Основным направлениям моей деятельности педагога-психолога в МОУ Степановской СОШ имени Н.К. Иванова при работе с детьми с ОВЗ является:

диагностическая деятельность;

консультативная деятельность;

коррекционно-развивающая работа;

экспертная работа;

организационно-методическая деятельность;

просветительская работа;

психопрофилактика.

Заключение

По результатам анкетирования родителей « Уровня удовлетворенности родителей работой МОУ Степановской СОШ» мы можем сделать вывод, что в нашем образовательном учреждении организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. Так как 90 % родителей имеют высокий уровень удовлетворенности работой общеобразовательного учреждения (родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, в том числе) и, 5% - средний уровень, низкого уровня удовлетворенности не выявлено. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования – это важная составляющая модели инклюзивного образования. Поэтому поставленная цель психологического сопровождения школы: создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.) считаю обоснованной. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашей школе можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога. Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения школы являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;

– психологическое сопровождение педагогического коллектива;

– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

Материал, представленный в данной работе, является моим первым опытом психологического сопровождения и развития в школьной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и может быть полезен педагогам –психологам.

Список литературы

1.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.

3. Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995

4.Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005

5.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005

6.Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008

Социально – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

В Законе Российской Федерации «Об образовании» написано, что право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. В свете этого учащимся, которым комиссией ПМПК определен статус «ребенка с ОВЗ» оказывается социально – педагогическое сопрвождение.
Что же означает термин «сопровождение»?
«Сопровождение» - это организованная психолого-педагогическая помощь учащемуся с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания. Структурно «сопровождение» представляет собой комплекс действий, методик, мероприятий, реализующий заявленную цель.
Форма, способы, средства и задачи «сопровождения»:
-Форма - организованная, то есть: спланированная, причинно и теоретически обоснованная, конкретная, целевая.
- Способы и средства - педагогические и психологические методы воздействия на сознание школьника как непосредственно так и опосредовано (через организацию среды, группу и др.).
- Задачи: организация внутренних и внешних условий успешности учебной деятельности учащегося.
Функции «сопровождения»:
Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:
- диагностика существа возникшей проблемы;
- информация о существе проблемы и путях ее решения;
- консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
- первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Целью социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения является оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Задачи:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач обучения и социализации;
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Функции осуществления социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения:
информационная (информирование родителей о работе общественных организаций, о специальных мероприятиях);
организационная (проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблемам семей с детьми-инвалидами и другой социальной направленности, ориентированной на их поддержку);
обучающая (проведение семинаров для педагогов, социальных педагогов, педагогов-психологов с целью накопления и обмена опытом);
посредническая (приглашение специалистов для проведения профессионального консультирования в области юриспруденции, медицины, экономики и права).
Участники социально-педагогического сопровождения семьи:
Принципы сопровождения ребенка в образовательном учреждении:
- рекомендательный характер;
- приоритет интересов сопровождаемого;
- мультидисциплинарность сопровождения;
- непрерывность сопровождения;
- стремление к автономизации.
Рекомендательный характер:
Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Приоритет полномочий здесь может быть определен в следующей последовательности: ребенок и его родители, педагоги, окружение.
Приоритет интересов сопровождаемого:
Специалист системы сопровождения должен стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Мультидисциплинарность сопровождения:
Реализуется в согласованной работе специалистов, включенных в единую организационную модель.
Непрерывность сопровождения:
Поддержка прекращается только после решения проблемы или, если подход к решению проблемы будет очевиден. Дети, находящиеся под постоянным воздействием фактора риска (сироты, с хроническими заболеваниями и т.д.), будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.
Стремление к автономизации:
Автономность службы выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства, педагогов школы или детского сада на те или иные рекомендации центра.
Индивидуальное сопровождение направлено на всестороннее развитие его задатков и способностей. Данные о характере и динамике психического развития ребенка, о состоянии его здоровья, о личностных особенностях ребенка и социальном благополучии помогает получить комплексная диагностика.
Этапы индивидуального сопровождения ребенка:
1.Сбор информации о ребенке (диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка).
2. Анализ полученной информации.
3. Совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника.
4. Консультирование всех участников сопровождения и образовательного процесса о путях и способах решения проблем ребенка.
5. Выполнение рекомендаций (реализация ИПР) каждым участником сопровождения.
6. Анализ результатов.
7. Планирование дальнейшей работы с ребенком на основе имеющихся результатов.
Направления социально-педагогического сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в общеобразовательном учреждении:
организация образовательного процесса;
психолого-педагогическая диагностика проблем в развитии ребенка;
консультирование;
осуществление взаимодействия с различными организациями по оказанию специализированной поддержки и помощи, организации досуга и др.
Прогнозируемый результат комплексного социально -педагогического сопровождения семей и самих школьников с ограниченными возможностями включает в себя следующие показатели:
уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья в процессе адаптации к школе;
формирование комфортной образовательной среды;
снижение уровня тревожности родителей и детей;
эмоциональное благополучие ребенка в классе;
развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями;
выработка учителем стратегий индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.
включение родителей в образовательный процесс.

Презентация на тему: Социально – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Начиная с 90-х годов XX столетия, в нашей стране пропагандируется идея интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Методологические основы педагогической интеграции определены в работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Г. Д. Глейзер, В. С. Леднёва, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского, С. М. Гапеенкова, Г. Ф. Федорец и других. К их числу относят философскую концепцию о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития . На методологическом уровне учеными раскрыта сущность интегративного подхода к явлениям педагогической действительности, интегративных процессов, которые определяются как одна из сторон процесса развития, показаны возможности реализации принципа интеграции к основным компонентам педагогического процесса, что обеспечивает его целостность и системность. Исследователи в своих работах подчеркивают, что интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов или всей системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. В нашем исследовании интерес представляет процесс интеграции, реализуемый в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях массовой школы с целью создания оптимальных условий, для данной категории детей.

Психологи подчеркивают, что интеграция должна обеспечить «психологическую готовность» детей к совместному обучению. Для этого необходимо переосмысление обществом отношения к детям с ОВЗ, признание их равных прав на получение образования, разработка конкретных программ сопровождения детей с ОВЗ для оптимальной реализации их возрастных возможностей (Н. Л. Белопольская, Е. Е. Дмитриева, М. В. Жигорева, И. А. Коробейников, Т. Н. Князева, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. А. Медведева, К. Рейсвепкван, Е. А. Стребелева, В. В. Ткачева, У. В. Ульенкова, Н. Д. Шматко, Н. В. Шутова и др.).

Таким образом, включение детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся учащихся требует значительных изменений в организации процесса обучения, необходимости обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «сопровождение» в исследованиях определяется разносторонне:

во-первых, как особая форма деятельности преподавателя, направленная на взаимодействие по оказанию помощи сопровождаемому в процессе его личностного роста, выбор способов поведения, принятия решений (Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова);

во-вторых, как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального роста личности педагога (Э. Ф. Зеер);

в-третьих, как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого (Н. Л. Коновалова);

в-четвёртых, как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М. Р. Битянова, И. Ромазан, Т. Чередникова);

в-пятых, как системная интегративная «технология» социально-психологической помощи личности (Н. Осухова);

в-шестых, как деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына);

в-седьмых, комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого (Л. М. Шипицына).

Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов:

1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития);

2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

В контексте нашего исследования психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ мы будем рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог работает с группой. Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Объектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива.

Групповой командой организуется работа с учителями и родителями с целью вовлечения их в реализацию единой развивающей программы, изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения может решать следующие проблемы:

1) помощь в разрешении трудностей в обучении;

2) профессиональной подготовке и ориентации;

3) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);

4) коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ученика.

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения. Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения.

Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения целесообразно вводить в штатное расписание ставки педагогических работников (учителя-логопеда, педагога-психолога).

В обязанности учителя-логопеда систему сопровождения входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматриваются часы в соответствии с Базисными учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида.

Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

    формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

    обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

    побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

    установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

    использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

    максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

    разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

    использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

    Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом и логопедом с целью выявления группы риска школьной дезадаптации изучаются медицинские карты форма первоклассников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации первоклассников, используются методы: Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность», методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения» . Также используются анкета №1 для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья, и анкета № 2 для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

    Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования и бесед с родителями выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

    Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

    Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: просмотр письменных работ, моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, тест Тулуз-Пьерона, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи. Заполняется п ротокол первичного обследования ПМПК и дневник динамического наблюдения.

    Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

    Составление индивидуальных карт психолого-медико-педагогического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.

Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.

Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка, как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций. Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком.

Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.

Все выше сказанное позволяет выстроить определенную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая характеризуется следующими принципами:

1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);

2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;

3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);

4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);

5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.

На рисунке 1 представлена модель психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения.

Рисунок 1

Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Модель отражает структурно-организационные и содержательно-процессуальные особенности данного процесса. Попытаемся прокомментировать отдельные ее составляющие. Модель психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующим образом:

1) Мотивационный этап – обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса сопровождения и мотивация предстоящей деятельности. Применительно к любой категории детей с ОВЗ (с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения и т.д.) значим эмоциональный контакт между взрослыми и ребенком, прежде всего между учителями и родителями. От характера сложившихся взаимоотношений в триаде учитель-ребенок-родитель зависит коррекционная работа. Только при создании поддерживающей среды и согласованных действиях всех участников образовательного процесса возможна реализация эффективного процесса коррекции в короткие сроки. Мотивационный этап во многом зависит от личных качеств и профессионализма учителя-дефектолога, психолога, насколько убедительно они смогут изложить стратегию психолого-педагогического сопровождения. Заинтересованное объяснений целей и условий предстоящей работы создает положительную установку на совместную работу. На этом этапе подчеркивается, что участники образовательного процесса взаимно обусловливают успех ребенка.

2) Ориентировочный этап – определение смысла и содержания предстоящей работы, выработка общего подхода, определение ролей и профессиональных позиций относительно ребёнка, распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения. На этом этапе конкретизируются структурные элементы сопровождения (выявление причин затруднений, школьной дезадаптации ребенка; обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм её реализации; выбор способов организации этого процесса с учётом ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализации сопровождения; выясняется мнение родителей о проблемах ребёнка и ожидаемых результатах). Коррекционно-развивающий процесс будет осуществляться в реальной ситуации обучения ребенка и в процессе специальных занятий (тренинги (искусственно созданная психологом среда) и коррекционные занятия). Вырабатывается концепция психолого-педагогического сопровождения, конкретизируются требования к микросоциальной среде в условиях семьи.

3) Содержательно-операционный этап – разрабатываются коррекционные программы на диагностической основе применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач. Проводится работа с детьми, психологом, учителем-дефектологом, учителями, родителями в целях их взаимодействия. При необходимости ведется психолого-педагогическая подготовка тех, кто затрудняется в работе.

4) Оценочный этап – включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов может послужить основой для дальнейшей работы.

Обобщенно технология психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующими содержательными направлениями работы:

Постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения;

Коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители, специалисты);

Психолого-педагогическое сопровождение развития детей конкретизируется, определяются конкретные действия каждого специалиста;

Рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения, возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений, анализом результатов предыдущей работы.

Обобщение вышеизложенного позволяет выделить основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения:

Педагогическая и психологическая диагностика отклонений в психофизическом развитии и выявление потребностей в коррекционной помощи;

Индивидуальная, групповая, фронтальная коррекционно- развивающая работа;

Создание адекватной потребностям учащихся специальной коррекционно-развивающей среды;

Разработка (составление) индивидуальных и групповых коррекционных программ, ориентированных на конкретногоребенкас целью решения соответствующих коррекционных задач;

Психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния;

Научное обоснование коррекционных технологий, используемых в процессе обучения и воспитания.

Определение сроков начала интегрированного обучения решается индивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей (законных представителей). Это зависит от выраженности отклонений в развитии.

Для реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.

Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счёт части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счёт реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.

Если сроки освоения общеобразовательной программы не совпадают с нормой, то для детей с ОВЗ заводят отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

При составлении программы психолого-педагогического сопровождения учитываются потребности ребенка, запросы родителей, учителей, выявленные в процессе диагностического обследования. Уточняется, как родители и учителя смогут закреплять приобретенные навыки в процессе специальных занятий. Проводимые коррекционные занятия дополняются диагностическими, контрольными срезами. Можно провести 4-8 коррекционных занятий и одно диагностическое, контрольное. По его результатам можно будет провести активное консультирование учителей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы (определяются причины и способы разрешения возникающих затруднений).

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения.

Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с ОВЗ. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.

Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

Начинать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

Ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

Использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

Индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

Обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

Максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Сопровождение ребёнка в образовательном учреждении преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Необходимо соблюдать общие принципы и правила при коррекционной работе с детьми с ОВЗ:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

Литература:

    Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995

    Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005

    Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005

    Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008

    Пузанкова, Е. Н. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики / Е. Н. Пузанкова, Н. В. Бочкова. – М: Просвещение, 2007. – 230 с.

Введение.

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с ОВЗ.

В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья или 8% всей детской популяции, причем 700 тысяч из них – инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», ФГОС дошкольного образования.

Специалисты, занимающиеся изучением контингента детей в образовательных учреждениях, утверждают, что практически в каждой группе детского сада есть дети с ОВЗ. Что это такое, становится понятно после детального изучения особенностей современного ребёнка. В первую очередь, это дети, имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению ребёнком образовательной программы. Категория таких ребят достаточно разнообразная: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций. Перечень достаточно широкий, следовательно, и ответ на вопрос: «ОВЗ – что это такое?» - требует достаточно детального изучения всех современных отклонений от нормы в развитии ребенка.

Как правило, проблемы особенных детей становятся заметны педагогам и родителям уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому в современном дошкольном образовательном социуме всё большее распространение получает организация интеграции особых малышей в социум. Традиционно выделяют две формы такой интеграции: инклюзивное и интегрированное воспитание детей с ОВЗ. Интегрированное воспитание проходит в условиях специальной группы в дошкольном учреждении, инклюзивное - в обычных группах среди сверстников. Как правило, дети нормально воспринимают не совсем здоровых сверстников, ведь малыши более толерантны, чем взрослые, поэтому в детском социуме практически всегда имеет место «общение без границ».

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обращают внимание на главную сложность - передачу особому ребёнку социального опыта. Сверстники, развивающиеся в норме, как правило, с лёгкостью принимают эти знания и умения от педагога, но к детям с выраженными патологиями в развитии нужен особый образовательный подход. Организовывают и планируют его, как правило, специалисты, работающие в учебном учреждении, которое посещает ребёнок с ОВЗ. Программа обучения таких детей включает в себя определение направления индивидуального подхода к малышу, дополнительные разделы, учитывающие особые образовательные потребности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО (п. 2.11.2). Она также включает в себя возможности по расширению образовательного пространства для ребёнка за пределы образовательного учреждения, что особенно важно для детей с затруднениями в социализации.

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Организация: МОУ ШИСОО с. НЫДА

Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, с. Ныда

Аннотация. Необходимость адаптивной среды в школе-интернате посредством социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями – требование времени. В статье показана организация сопровождений детей с ОВЗ и семей в школе- интернате. Представлены результаты сопровождения.

Ключевые слова: адаптивная среда, сопровождение, амплификация, дезадаптация, коррекция.

В развитии детей часто возникают проблемы, выражающиеся в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения.

Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде» .

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Анализ состояния сопровождения детей с ОВЗ, выявление факторов и противоречий, влияющих на сопровождение данного контингента и эффективность работы специалистов социально-психолого-педагогической службы с данным контингентом детей в школе-интернате - все это способствует развитию и совершенствованию опыта.

Школа должна измениться для того, чтобы быть ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы взаимодействия с детьми данной категории.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение ее по существу в образование психолого-педагогическое позволяет осуществлять в МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» процесс обучения, ориентированный на развитие обучающихся с ОВЗ, учет особенностей и всестороннее раскрытие личностного потенциала.

Создание адаптивной среды, которая позволяет обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию, а также наличие адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения за ходом развития ребенка с ОВЗ, разработку индивидуальных программ обучения и коррекции, а также работу со средой, в которую интегрируется ребенок.

Процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ подразумевает:

1. Проектирование образовательной среды, исходящей из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка, опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерия адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей.

2. Поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной амплификации образовательных воздействий и недопустимости его дезадаптации.

Главной отличительной способностью программы сопровождения, реализуемой в школе-интернате следует считать сбалансированность между объемом, сложностью такой информации и собственными возможностями ребенка с ОВЗ к амплификации, присвоению этой информации. Отсюда определяются и критерии оптимального, гармоничного психолого-педагогического сопровождения ребенка. В качестве основного критерия принимается «выход» всех показателей психического развития ребенка за пределы оптимальной зоны амплификации и границы перехода состояния ребенка в дезадаптивное » .

Собственно говоря, все сопровождение ребенка с ОВЗ и определяется оценкой этих границ и поддержанием необходимого объема образовательной информации в оптимальных границах, не допуская перехода состояния ребенка в дезадаптивное.

Цель: формирование системного подхода к обеспечению условий для развития, освоения общеобразовательных программ и социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Совершенствование адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на всем протяжении их присутствия в школе-интернате, а также выработки за счет этого соответствующего ресурса для максимальной адаптированности в других социальных средах.
  2. Комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной).
  3. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для преодоления ограничений жизнедеятельности, а также формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей.

В реализации программы психолого-педагогического сопровождения задействованы: администрация школы-интерната, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, педиатр участковой больницы.

Данная программа определяет основные направления психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в школе-интернате. В школе-интернате разработана нормативно-правовая база для реализации программы сопровождения детей с ОВЗ. Данная программа охватывает всех детей, обучающихся в школе-интернате, имеющих статус дети с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, УО).

Программа направлена на создание адаптивной образовательной среды для данного контингента детей и рассчитана на 2 года, но при этом возможно внесение корректив.

Сопровождение как процесс и целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело должно определяться тремя основными взаимосвязанными компонентами:

1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.

2. Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент).

3. Созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).

Непрерывное поддержание силами всех специалистов – участников образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка и образовательными воздействиями (определяемых, в первую очередь, внутренними условиями и закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, любых других субъектов образовательной среды.

Критерием эффективности сопровождения ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ является нахождение ребенка в индивидуально-адаптивной зоне уровня образовательных воздействий и динамического контроля изменения показателей адаптации. Все это - является средством для «недопущения» сдвига этих показателей в пограничную и, тем более, дезадаптивную зону, что может достигаться как за счет индивидуально-специфической для каждого ребенка организации образовательной среды в целом, так и в результате поддержания амплификационных возможностей ребенка развивающими или, при необходимости, коррекционными средствами со стороны других субъектов образовательной среды .

Психолого-педагогическое сопровождение, в том числе особенности индивидуализации образовательного маршрута и самой работы по индивидуальной программе с ребенком с ОВЗ, основывается на определенных принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, ориентацию на личностные особенности ребенка, семьи.

2. Гуманно-личностный – уважение к ребенку, к каждому члену семьи, формирование позитивной «Я - концепции» каждого ребенка, его представления о себе.

3. Принцип комплексности – тесный контакт с администрацией, педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, педагогами и родителями (законными представителями).

4. Принцип деятельностного подхода – психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущей деятельности, основных новообразований возраста ребенка. А также так же на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях) .

Это общая методология психолого-педагогического сопровождения, представление взаимодействия ребенка с ОВЗ и образовательной среды как системы передачи и амплификации потока образовательной информации.

Ожидаемые результаты:

Для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • создание психологически комфортных условий для развития эмоционально-личностной сферы и познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ;
  • создание условий для социализации их в обществе.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
  • систематизация психолого-педагогической помощи и поддержки родителей.

Для педагогов школы-интерната: повышение психологической компетентности педагогов.

Для школы-интерната:

  • создание адаптивной образовательной среды посредством комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса;
  • психолого-педагогическое просвещение и психопрофилактика в сетевом сообществе.

Технологии, используемые при сопровождении детей с ОВЗ: организация сопровождающей работы (М.Р. Битянова), работа психолога с различными возрастными группами (Р.В. Овчарова), работа с проблемными детьми: дифференциация и индивидуализация обучения; коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития, технология работы с умственно отсталыми детьми (Г.К. Селевко).

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается территориальной психолого-педагогической комиссией с учетом рекомендаций медицинских работников (МСЭ), исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается развивающая, коррекционно-развивающая работа при необходимости, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.

Принцип вариативности и возможности обучения применяется на протяжении всего периода обучения по адаптированной программе в школе-интернате, на уровне соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

В школе-интернате организуется индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися. Отбор в коррекционные группы обучающихся для индивидуальных занятий проводится с учетом рекомендаций школьного ПМПк и тПМПК.

Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ОВЗ в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств детей-инвалидов и детей с ОВЗ: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам.

Таким образом, социально-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ необходимо на протяжении всего периода их обучения. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ важным является развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная социально-психолого-педагогическая помощь по преодолению их отчужденности в обществе.

Результат деятельности службы сопровождения:

Наличие индивидуальных программ коррекционной работы с детьми с ОВЗ;

Наличие индивидуальных программ работы с детьми с ОВЗ;

Наличие индивидуальных планов работы;

Наличие плана-графика тематических индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся и отдельных категорий родителей на 2015/2016 уч. г.;

Наличие адаптированных общеобразовательных программ для обучения детей с ОВЗ;

Наличие индивидуальных образовательных траекторий по основным предметам;

Наличие программы коррекционно-развивающих занятий «Тропинка к своему Я» для 1-8 классов;

Наличие логопедической программы «Коррекция звукопроизношения» для 1-4 кл.

Включение специалистов ведомств и учреждений Надымского района, участвующих в комплексном сопровождении детей с ОВЗ (сетевое взаимодействие): МСЭ, центр реабилитации, тПМПК и др.

Адаптирование архитектурной и материально-технической среды школы-интерната;

План работы волонтерского движения «Нью-Эйдж» для детей-инвалидов.

Результат проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ:

1. Положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы (тест Басса – Дарки): снижение выраженности следующих форм агрессии: физическая - 10 чел./41%; вербальная – 7/29%, негативизм – 5/21%, раздражительность – 11/46%. У большинства детей наблюдается средний уровень проявления агрессивных состояний - 19/79%).

2. Повышение уровня удовлетворенности школьной жизнью (А.А. Андреева):

2/8% чел – высокий уровень удовлетворенности

22/92% - средний уровень удовлетворенности,

нет – низкий.

3. Повышение уровня познавательных способностей обучающихся на уровне начального общего образования - 2/50% (компьютерный вариант теста Равена Д).

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано, что в свою очередь направленно на результат.

Литература:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.

2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005.

3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: методическое пособие / под общ. ред. М.М. Семаго. М.: Айрис-пресс, 2004

Загрузка...