inlaber.ru

История княжны ольги. Великая княгиня ольга

К сожалению, о том, когда и при каких обстоятельствах была рождена будущая великая русская княгиня Ольга достоверно неизвестно. Многие исследователи спорят об этом, выдвигая порой самые смелые теории. Одни учёные утверждают, что род её вёлся от болгарского князя Бориса, другие предполагают, что она была дочерью князя Олега Вещего. А монах Нестор, являвшийся автором бессмертной летописи «Повесть временных лет» утверждал, что Ольга была простого рода и упоминает о небольшой деревне под Псковом в качестве места её рождения. Подтверждённые достоверно факты составляют только краткую биографию великой княгини.

После того как Игорь взял Ольгу в жёны на её плечи легла не только женская обязанность по воспитанию сына, но и большая часть политических государственных дел. Так, отправляясь в очередной поход, Игорь оставлял в Киеве Ольгу, которая занималась всей внутренней жизнью Русского государства, встречаясь с послами и наместниками.

После того, как Игорь был убит в 945 году древляне предложили через послов Ольге стать женой их князя Мала. Посольство было встречено с большими почестями. На руках ладьи принесли к дворцу, однако потом сбросили их в яму и живьём зарыли. После чего сама княгиня отослала древлянам послание в котором просила прислать к ней лучших древлянских мужей для достойного входа в их земли. Их Ольга сожгла в бане.

Затем послы княгини принесли весть древлянам, что она хочет справить тризну на могиле мужа. На этот раз после опоения древлян их перебили русские воины, после чего идёт знаменитая история о сожжении города древлян через два года.

Последующим важным решением княгини после усмирения непокорных древлян стала смена погостами полюдий. При этом, для каждого полюдья был установлен фиксированный урок. Ольга занималась внутренней и внешней политикой страны не только во время младенчества Святослава, но и при нём, так как сын проводил большую часть времени в военных (к слову сказать, успешных) походах.

Самым важным событием в осуществлении внешней политики было принятие русской княгиней христианства в Константинополе. Именно этот факт смог укрепить союз с Германией и Византийской Империей, выведя Киевскую Русь на мировую арену в качестве сильного и цивилизованного игрока.

Умерла княгиня в 969 году, а в 1547 году её канонизировали.

Древние летописи дают противоречивую информацию о месте и дате рождения Ольги, из княжеской ли семьи происходит или она незнатного рода, и споры об этом идут до сих пор. Кто-то называет ее дочерью князя Олега Вещего , другие источники считают, что ее род идет из Болгарии от князя Бориса. Знаменитый Нестор в «Повести временных лет» родиной Ольги указывает деревню под Псковом, и что она из простого народа.

Также и в биографии княгини Ольги сохранились только краткие сведения.

По одной из легенд князь Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой в лесу, когда тот развлекался охотой. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее за юношу. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Позднее князь Игорь женился на Ольге.

Киевская княгиня Ольга проявила себя очень мудрой правительницей на Руси. Во время боевых походов князя Игоря она занималась политическими вопросами, принимала послов, управлялась с жалобщиками, наместниками, дружинниками. Князь Игорь и княгиня Ольга были не только счастливой супружеской парой, но и вместе управляли страной, разделив управленческие обязанности.

Игорь предводительствовал на войне и решал межплеменные вопросы, а Ольга занималась внутренней жизнью страны.

В 945 г. князь Игорь был убит древлянами за повторный сбор дани. Княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам, проявив хитрость и сильную волю.

Чтобы уладить дело с Ольгой, древляне отправили к ней 20 мужей с предложением выйти замуж за их князя Мала. По Ольгиному приказу их встретили и с честью понесли прямо в лодках, а на месте прибытия бросили в заранее приготовленную яму и закопали живьем.

Затем княгиня Ольга отправила своих послов в древлянскую землю с требованием прислать за ней лучших мужей, чтобы прийти к ним с великой честью. Новым послам была затоплена баня, куда их заперли, а потом сожгли.

И вновь Ольга отправила послов и потребовала приготовить мед, чтобы справить тризну на могиле мужа. Княгиня прибыла с небольшой дружиной. Во время тризны древляне опьянели, и Ольгина дружина перерубила их мечами.

Но на этом месть княгини Ольги древлянам не закончилась. Она собрала войско и на следующий год пошла на древлянскую землю. Древляне были разбиты, но их главный город Коростень не был взят.

Тогда Ольга потребовала с них дань в размере трех голубей и трех воробьев с каждого двора. Осажденные жители города обрадовались столь малой платой и исполнили ее желание. Ольга приказала воинам привязать к ногам птиц куски трута (трут – легковоспламеняющийся материал, такой как трава, опилки, кора, бумага) и выпустить их на волю. Птицы полетели к своим гнездам, и вскоре Коростень охватил пожар. Бежавшие из города люди были убиты или обращены в рабство, а на остальных наложена тяжелая дань.

Усмирив древлян, великая княгиня Ольга активно занялась налоговой реформой. Она отменила полюдья, поделила земли на «погосты» (области) и для каждого погоста установила «уроки» (фиксированный размер подати). Смысл реформ княгини Ольги заключался в создании упорядоченной системы сбора дани, ослаблении племенной власти и укреплении авторитета Киевского князя.

Сын княгини Ольги Святослав был еще мал после смерти князя Игоря , поэтому власть сосредоточилась в руках Ольги. Да и потом правление Ольги на Руси продолжалось, т.к. Святослав очень часто уходил в военные походы.

При княгине Ольге в Киеве стали строиться первые каменные сооружения, появились новые города, окруженные прочными каменными стенами.

Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией.

Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой. В 957 г. она предприняла поездку в Царьград, чтобы принять крещение от самого императора Константина VII (хотя в некоторых источниках говорится о его соправителе Романе II) и патриарха Феофилакта. При крещении киевская княгиня получила имя Елена.

Византийский император, очарованный красотой и умом русской княгини, решил взять ее в жены. Ольга же, верная своей памяти о муже, сумела отклонить предложение, не обидев императора.

Попытки Ольги обратить своего сына Святослава в православие не увенчались успехом, видимо потому, что Святослав боялся потерять авторитет и уважение своей дружины, хотя он и не препятствовал обращению в христианство других.

Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира , который продолжил ее дело.

Княгиня Ольга умерла в 969 году в Киеве. И лишь в 1547 г. она была признана святой.

После убийства князя Игоря древляне решили, что отныне их племя свободно и они могут не платить дань Киевской Руси. Более того, их князь Мал сделал попытку жениться на Ольге. Тем самым он хотел захватить киевский престол и единолично править Русью. С этой целью было собрано посольство, которое направлялось к княгине. Послы везли с собой богатые подарки. Мал надеялся на малодушие "невесты" и на то, что она, приняв дорогие подарки, согласится разделить с ним киевский трон.

В это время великая княгиня Ольга воспитывала сына Святослава, который после смерти Игоря мог претендовать на трон, но был еще слишком мал. Попечительство над юным Святославом взял на себя воевода Асмуд. Сама же княгиня занялась делами государственными. В борьбе с древлянами и другими внешними врагами она должна была рассчитывать на собственную хитрость и доказать всем, что страной, которая раньше управлялась только за счет меча, можно управлять и женской рукой.

Война княгини Ольги с древлянами

Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы, подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти. В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели. Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что "невеста" отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря. Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников. Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там. Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.

В 946 году великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян. Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает. Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества. Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Умерла великая княгиня в 969 году в Киеве.


Могучее, казалось, государство оказалось на грани развала. В Киеве оставалась жена Игоря Ольга с малолетним наследником, . Древляне отложились от Киева и перестали уплачивать дань . Однако русская верхушка сплотилась вокруг княжны Ольги и не только признала ее права на престол до совершеннолетия сына, но и безоговорочно поддержала княгиню.


Иллюстрация. Княгиня Ольга и дружина.

К этому времени княгиня Ольга находилась в расцвете своих физических и духовных сил. С первых шагов своего правления она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Прежде всего княгиня отомстила древлянам за смерть великого князя и мужа. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать ее за своего князя Мала.

Затем она сама двинулась с войском в древлянскую землю. В бою древляне были разгромлены. На побежденных вновь была наложена тяжелая дань. Единство государства было восстановлено.

Но не только жестокими наказаниями и силой утвердила свою власть Ольга. Как умная и дальновидная правительница, она понимала, что полюдье с его насилиями, порой с бесконтрольным взиманием дани вызывает в людях недовольство, а это грозит самому существованию молодого государства. И великая княгиня пошла на реформы. Она изменила систему сбора дани, начав это с древлянской земли. Теперь население уплачивало дань по твердым нормам. Определила она и места, куда дань ежегодно должна была свозиться самим населением. Это были так называемые погосты. Там ее принимали представители княжеской администрации и отправляли в Киев. Затем Ольга двинулась с дружиной по другим русским землям и повсюду устанавливала новые нормы — их назвали уроками — и учреждала погосты.

Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Руси. Государство сделало еще один шаг в своем развитии.


Установив порядок внутри Руси, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Ей надо было показать, что времена смуты не поколебали силу и международный авторитет Руси. В 957 г. она отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства, которое насчитывало более ста человек. Княгиня была принята там по самому высокому рангу. Византийский император, писатель, крупный дипломат Константин Багрянородный дал в ее честь обед. В ходе бесед император и Ольга подтвердили действие прежнего договора, заключенного еще Игорем, как и военный союз двух государств. Этот союз отныне был направлен против Хазарии и Арабского халифата.

Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

Иллюстрация. Крещение княгини Ольги в Византии.

К X в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство. Одни сделали это под влиянием папского Рима, другие — под воздействием Византийской империи. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их культуру, поднимало престиж крестившихся правителей. Не случайно народы Западной Европы, принявшие крещение на 300 — 500 лет раньше народов Восточной Европы, обогнали их в своем развитии. Но повсюду этот процесс был болезненным, так как он означал отказ от привычной народам языческой религии.

Ольга понимала, что дальнейшее укрепление страны невозможно без принятия христианства. Но она одновременно понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным. Вместе с тем ей было на кого опереться. Среди купцов, горожан, части бояр было уже немало людей, принявших христианство.

Для самой Ольги крещение было не только вопросом политики, но и ответом на многие вопросы совести. К этому времени она многое пережила: трагическую смерть мужа, кровавые расправы с врагами. Порой мы считаем, что все это проходит бесследно для человеческой души. Это не так — в зрелом возрасте человек непременно подводит итоги своей жизни. Спрашивает себя — зачем он жил, каково его место в этой жизни. Язычество искало ответы на эти вопросы в могучих явлениях природы, в действии богов. Христианство обращалось к миру человеческих чувств, человеческому разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, но при условии, что человек на земле будет праведным: справедливым, гуманным, терпимым к людям.

На этот путь и встала Ольга на склоне своих лет. Но она обставила крещение так, чтобы принести как можно больше славы своему Отечеству. Она крестилась в храме Святой Софии — главном храме Византии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее константинопольский патриарх. Отныне Ольга стала христианкой по православному, византийскому образцу, в отличие от римского, католического обряда.

После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству и Святослава, но сын рос ярым язычником. Он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение. Вскоре языческая группа устранила Ольгу от управления. Всю полноту власти взял молодой Святослав. Это произошло в 962 г.

Княгиня Ольга, в крещении - Елена. Родилась ок. 920 года - умерла 11 июля 969 года. Княгиня, правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года после гибели мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси приняла христианство ещё до крещения Руси. Святая равноапостольная Русской православной церкви.

Княгиня Ольга родилась ок. 920 года.

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга сообщает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату её рождения к концу IX века. Приблизительную дату её рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который сообщает, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много учёных (М. Карамзин, Л. Морозова, Л. Войтович) высчитали дату её рождения - 893 год.

Проложное житие княгини утверждает о её возрасте на момент смерти - 75 лет. Таким образом Ольга родилась в 894 году. Правда, эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (около 938-943), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется невероятным.

Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, Борис Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927-928 год. Подобного мнения (925-928 год) придерживался и Андрей Богданов в своей книге «Княгиня Ольга. Святая воительница».

Алексей Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» делает Ольгу старше, утверждая, что княгиня родилась около 920 года. Следственно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946-955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает около 940 года.

Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода. По мнению ученых, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga . Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века. Известно и древнечешское имя Olha .

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга». Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил» .

Если верить этому источнику, то получается, что княгиня переименовалась из Прекрасы в Ольгу, взяв новое имя в честь князя Олега (Ольга - женский вариант этого имени).

Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение «Нового Владимирского Летописца»: «Игорѧ жє ожєни [Ѻльгъ] въ Българѣхъ, поѧтъ жє за нєго кнѧжну Ѻльгу» . И переводя летописное название Плесков не как Псков, а как Плиска - болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора «Нового Владимирского Летописца» перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

На местных преданиях основываются утверждения о происхождении Ольги из летописного прикарпатского Плеснеска, громадного городища (VII-VIII вв. - 10-12 га, до Х в. - 160 га, до ХІІІ в. - 300 га) со скандинавскими и западнославянскими материалами.

Брак с Игорем

По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о десятилетнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (вторая половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгорѣся жєланіемъ» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге не датированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только три года, поэтому фактическим правителем Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности их народ. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

Первая месть:

Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьём вместе с ладьёй.

«И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их», - гласит летописец.

Вторая месть:

Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

Третья месть:

Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян.

Четвёртая месть:

В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В Повести временных лет (ПВЛ) летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном.

После расправы с древлянами Ольга стала править Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не уделял внимания управлению государством.

Правление Ольги

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (дань), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.

Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Путешествие Ольги в Новгородскую землю ставили под сомнение архимандрит Леонид (Кавелин), А. Шахматов (в частности, указывал на путаницу Древлянской земли с Деревской пятиной), М. Грушевский, Д. Лихачёв. Попытки новгородских летописцев привлекать к Новгородской земле несвойственные события отмечал и В. Татищев. Критически оценивают и свидетельство летописи о санях Ольги, будто бы хранившихся в Плескове (Пскове) после поездки Ольги в Новгородскую землю.

Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 Ольга установила размеры «полюдья» - податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты - «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор - тиун.

Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей», написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.

Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому. Но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «О церемониях». Император именует Ольгу правительницей (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959-963) упомянул в составе византийского войска русов.

Точно неизвестно, когда именно Святослав начал править самостоятельно. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964. Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом: «Пришли к королю (Оттону I Великому), как после оказалось лживым образом, послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников» .

Таким образом, в 959 Ольга, в крещении - Елена, официально рассматривалась как правительница Руси. Материальным свидетельством пребывания миссии Адальберта в Киеве считают остатки ротонды Х в., обнаруженные археологами в пределах так называемого «города Кия».

Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона: «962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся» .

Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на престоле сразу же после убийства древлянами его отца Игоря. Святослав находился всё время в военных походах на соседей Руси, передоверяя матери управление государством. Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве.

Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться в Киеве надолго. Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его: «Видишь - я больна; куда хочешь уйти от меня?» - ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, - отправляйся куда захочешь» .

Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника - тот и похоронил блаженную Ольгу.

Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти Ольги: 11 июля 969 года.

Крещение Ольги

Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и русский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I» .

ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «О церемониях», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин Багрянородный) и Роман - багрянородный василевс. Известно, что Роман II Младший, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги, как и о целях её визита. В свите княгини был назван некий священник Григорий, на основании чего некоторые историки (в частности, академик Рыбаков Борис Александрович) предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в 950-х годах: «И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой» .

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт Магдебургский, возглавивший неудачную миссию в Киев (961) и имевший сведения из первых рук.

Согласно большинству источников, княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957, и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это решение как спонтанное. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Возможно, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение 865), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре (944).

Ольга была похоронена в земле (969) по христианскому обряду. Её внук князь Владимир I Святославич перенёс (1007) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «свѣтѧщєѥсѧ ѩко солнцє» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Ярополка (972-978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее - до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католической и другими западными церквами - 24 июля по григорианскому.

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Княгиня Ольга (документальный фильм)

Память об Ольге

В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине.

Со времен Ольги и до 1944 г. на реке Нарве существовал погост и деревня Ольгин Крест.

В Киеве, Пскове и в городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге. Фигура княгини Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

В честь княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря.

В честь княгини Ольги назван посёлок городского типа Ольга Приморского края.

Ольгинская улица в Киеве.

Улица Княгини Ольги во Львове.

В Витебске в центре города при Свято-Духовом женском монастыре находится Свято-Ольгинская церковь.

В Соборе Святого Петра в Ватикане, справа от алтаря в северном (русском) трансепте, помещено портретное изображение княгини Ольги.

Свято-Ольгинский собор в Киеве.

Ордена:

Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги - учреждён императором Николаем II в 1915;
«Орден княгини Ольги» - государственная награда Украины с 1997;
Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ) - награда Русской Православной Церкви.

Образ Ольги в искусстве

В художественной литературе:

Антонов А. И. Княгиня Ольга;
Борис Васильев. «Ольга, королева русов»;
Виктор Грецков. «Княгиня Ольга - болгарская принцесса»;
Михаил Казовский. «Дочка императрицы»;
Алексей Карпов. «Княгиня Ольга» (серия ЖЗЛ);
Светлана Кайдаш-Лакшина (роман). «Княгиня Ольга»;
Алексеев С. Т. Аз Бога ведаю!;
Николай Гумилёв. «Ольга» (стихотворение);
Симона Вилар. «Светорада» (трилогия);
Симона Вилар. «Ведьма» (4 книги);
Елизавета Дворецкая «Ольга, лесная княгиня»;
Олег Панус «Щиты на вратах»;
Олег Панус «Властью единые».

В кинематографе:

«Легенда о княгине Ольге» (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Ольги Людмила Ефименко;
«Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (2005; Россия) режиссёр Булат Мансуров, в роли Ольги .;
«Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко», Россия, 2005. В роли Ольги Элина Быстрицкая.

В мультфильмах:

Князь Владимир (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Ольгу озвучивает .

Балет:

«Ольга», музыка Евгения Станковича, 1981 год. Шёл в Киевском театре оперы и балета с 1981 по 1988 год, а в 2010 году поставлен в Днепропетровском академическом театре оперы и балета.

Загрузка...