inlaber.ru

Гласный звук а в середине слова. Наглядно-дидактическое пособие по автоматизации звука «Интересные карточки

Звук [а ] , буква А

Цели: закрепить навык четкого произношения звука [а ]; научить определять позиции звука [а ] в слове; познакомить с буквой А; научить образованию относительных прилагательных и согласованию их с существительными; закрепить тему «Фрукты, ягоды»

Ход занятия

1.Организационный момент:

Игра с мячом «Какой? Какая?».

Логопед называет фрукт или ягоду, а дети подбирают определения: яблоко (какое?) (красное, зелёное, хрустящее, мягкое, сладкое, кислое, кисло-сладкое, ароматное и т.д.).

Смородина (какая?) – круглая, чёрная, кисло-сладкая и т.д.

2. Знакомство со звуком:

Звук [а ] – гласный. При произношении рот широко открыт (мы у доктора).

«Поймай звук» - а-у-о-э-а-а-у …. (дети хлопают в ладоши услышав звук [а ].

«Подбери имя»: На доске картинки с изображением девочки и мальчика. дети должны подобрать им имена, начинающиеся на звук [а ] (Алёша, Алёна, Аня, Антон, Андрей, Алина, Ангелина, Артём..).

«Весёлый поезд»

Ребёнок показывает картинку (апельсин, пила, арбуз, репка, мак…), определяет место звука [а ] в слове и помещает картинку в вагончик.

«Найди слово со звуком [а ]»:

Логопед читает стихотворение, а дети называют слова со звуком [а ]:

Аист вёз из магазина

На своей коляске груз:

Ананасы, апельсиы,

Абрикосы и арбуз.

Ю. Раевский

3. Физкультминутка: «Как живёшь?»

Как живёшь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждёшь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

4. Знакомство с буквой:

Дети рассматривают иллюстрацию с изображением буквы А.

Логопед читает стихотворение::

Вот два столбца наискосок,

Между ними поясок.

С. Маршак

Дети обводят в тетради трафарет буквы. Раскрашивают его красным карандашом. Рисуют в воздухе букву А и печатают в тетради строчки буквы А.

Дидактическая игра «Какой сок?»

Дети рассматривают картинку с изображением фруктов и ягод, образовывают относительные прилагательные, отвечая на вопрос: Какой сок? (апельсиновый сок, малиновый сок, арбузный сок, вишнёвый сок, яблочный сок и т.д.)

Итог занятия

Звук [о ] . Буква О.

Цель: Учить различать на слух и правильно произносить звук о с опорой на артикуляционные признаки; выделять звук в начале, середине и конце слова; проанализировать слоги оп, по ; познакомить с буквой; научить согласованию числительных с существительными.

Ход занятия

Организационный момент:

Игра «Хлопни в ладоши»

Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слово, имеющее отношение к теме «Полезные ископаемые»: камни, бумага, стол, чёрный уголь, золото, дождь, глина, песок, одежда.

Знакомство со звуком

Звук [о ] – гласный. При произношении звука [о ] губы вытянуты вперёд, округлены.

На доску выставляются картинки: овощи, осы, окна, облако, дети определяют общий звук [о ] во всех словах

Игра «Слушай внимательно».

Дети поднимают красный флажок, услышав звук [о ] среди гласных звуков: а - о- у- и –о – и – у – о.

Игра «Звуковой карандаш»

Логопед называет слова со звуком [о ], а дети определяют место звука в словах (начало, середина, конец) и кладут квадратик красного цвета в соответствующую часть карандаша: окна, сом, пальто, окунь, овощи, облако,

Игра «Много – один»

Логопед называет слова, обозначающие много предметов, а дети называют слова, обозначающие один предмет:

Перья – перо, крылья-; яйца - ; гнёзда - ; зёрна - ;вёдра – ;стёкла - ; окна - ; колёса - .

Физминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Знакомство с буквой

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой О, заучивают стихотворение:

В старом дереве дупло,

Ну, совсем как буква О.

Дети в тетрадях раскрашивают букву в красный цвет, печатают букву в тетрадях.

Игра «Сколько камней?»

Логопед показывает цифру, а дети считают камни (до 10).

Итог занятия.

Звук [Э]. Буква Э.

Цели: закрепить навыки различения и правильного произношения звука [э]; развивать фонематический слух; образовывать форму родительного падежа единственного числа имён существительных; согласованию притяжательных местоимений с существительными; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

Организационный момент:

Садятся сначала те дети, у кого имя начинается на гласный звук, затем те, у кого – на согласный звук.

Повторение пройденного

Что такое звук?

Какие гласные мы выучили? Почему их называют гласными?

Какие согласные вы знаете? Почему согласные? Какие твердые, мягкие? Какие звонкие, глухие?

Игра «Живые звуки» (как, кот. кит, мак)

Знакомство со звуком [э]

«Загадки и отгадки»

У детей во рту само быстро тает (Эскимо).

Роет землю он ковшом, сам большой и ковш большой (Экскаватор).

- Что за лесенка такая, нас в метро сама катает?

Вверх и вниз людей везёт – никогда не устаёт. )Эскалатор)

Выставляются картинки: эскимо, экскаватор, эскалатор, этикетка, Элла, этажи, этажерка.

Проговариваются картинки и даётся задание:

Назовите первый звук в этих словах? -[э]

С каким мы сегодня звуком будем знакомиться? (Со звуком [э])

Артикуляция и характеристика звука (губы смеются). Дети проговаривают индивидуально и хором.

Речевая зарядка: дети произносят слоги

Эп-оп-ап уп-эп-оп им-ам-эм-ом эт-ут-эт-от эк-ок-ук-эк эп-эт-эм-эк

Игра «Все слова по местам»

Дети составляют предложения из заданных слов.

(любить, эскимо, очень, Эдик; рыть, яму, большая, экскаватор; на этаж, Эмма, втором, жить)

Физминутка:

По ногам мы хлопаем, ниже, ниже, ниже.

Руки вместе поднимаем, выше, выше, выше.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Дети запоминают картинки. Логопед убирает одну картинку. Дети должны сказать, чего не стало.

Дидактическая игра «Волшебная коробочка»

В коробочке лежат картинки. Ребенок берёт картинку произносит её название, добавляя слово «это»

(Это этажерка. Это моя этажерка)

Знакомство с буквой

Дети отвечают из скольких элементов состоит буква, на что похожа.

Прорисовывают букву в воздухе, закрашивают трафарет красным цветом, печатают в тетрадях.

Синтез и анализ слогов эп, эт, эк, эм.

Итог занятия

Звук [Э].

Цели: уметь выделять звук [э]в начале слова. дифференцировать этот звук

Нина Смыкова

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Образовательная: Уточнить и закрепить чёткое произношение звука «А». Учить чётко артикулировать звук «А», произносить его долго, плавно, на одном выдохе и с разной силой голоса. Закреплять умение выделять голосом звук «А» в словах, учить выделять его из ряда других звуков, из начала слова. Закрепить обозначение звука и слова символами.

Закреплять правило: Звуки мы слышим и произносим.

Развивающая: Развивать фонематический слух, умение координировать речь с движениями, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательная: Воспитывать у детей речевое и слуховое внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки: арбуз, апельсин, ананас, антенна, акула, автобус, Аня, Алёша, Андрей, индивидуальные зеркала, символы (кружочки, рыбки) на каждого ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент:

Логопед читает загадку:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его - (арбуз)

Какой первый звук слышится в слове А-АРБУЗ? (Звук «А»)

Характеристика звука «А», управление силой голоса :

Ребята, когда мы произносим звук «А», то:

Губки в спокойном состоянии;

Ротик открыт широко;

Язычок спокойно лежит во рту;

Горлышко «работает» (рука ребёнка лежит на горлышке)

Звук «А» гласный, его можно петь, потому что ни губы, ни зубы не мешают свободно проходить воздуху.

Мы будем обозначать звук «А» большим красным кружочком и «жить» он будет в красном замке вместе со звуком «У».

Фонетические упражнения (перед зеркалами):

Показать, как девочка укачивает куклу: ааааааа (на плавном длительном выдохе)

Пропой звук «А» тихо а – а – а…

Пропой звук «А» громко А – А – А…

Произнеси столько раз звук «А», сколько взрослый хлопнет в ладоши.

Выделение звука «А» из ряда других звуков.

Дидактическое упражнение «Поймай звук «А».

Какой звук вы ловили? (Звук «А»)

Посмотрите в ладошки, вы видите там звук «А»? (Нет)

Его там нет, потому что звук поймать нельзя.

Звук можно слышать и произносить.

Физкультминутка:

Упражнение для развития координации речи с движениями (стих. И. Токмаковой):

Аист, аист длинноногий,

покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Выделение звука «А» в начале слова.

На доске картинки: арбуз, абрикос, антенна, акула, Алёша, Андрей, Аня, автобус, апельсин. Логопед называет то, что на них изображено, голосом выделяя звук «А».

Затем по очереди называет слова и просит детей определить и обозначить место звука «А», используя красный кружок и карточку.

Упражнение для пальчиков:

Мы делили апельсин;

Много нас, а он один.

Это долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобрят,

А для волка – кожура.

(На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачки. Левой рукой поочерёдно загибают пальчики правой руки.)

Итог занятия:

С каким звуком мы познакомились?

Какой это звук?

Почему он называется гласный?

Назовите слова со звуком «А»(называют по памяти).

Не советую говорить ребёнку, что вы сейчас начнёте его учить читать и что это ооочень важно.

Просто начните игру.

Но, лично для вас в этой игре будут определенные правила:

— сначала работа со звуком,

Сегодня вам понадобятся картинки с изображением доктора Айболита, антилопы, аиста. Я думаю, что у вас вряд ли найдутся эти герои в виде объёмных игрушек. Да это и не обязательно. Для игры вполне подойдут и картинки, настоящие картинки — бумажные. Можно распечатать и вырезать по контуру.

Показываем картинку с доктором Айболитом. Называем его имя, протягивая первый звук – Ааааайболит. Объясняем, что этот доктор лечит зверюшек. Просим ребёнка повторить имя доктора, также протягивая первый звук. Просим ребёнка назвать первый звук в имени доктора.

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица.

А теперь разыгрываем сценку.

И пришла к Айболиту Антилопа. Опять же, протяните первый звук в слове Ааааантилопа. Попросите ребёнка повторить – Ааааантилопа (какой первый звук в слове антилопа?)

Жалуется антилопа доктору:

— Ай, ай, ай! У меня горлышко болит!

Доктор просит антилопу открыть рот и сказать: Ааааааа! (пусть ребёнок играет роль антилопы и говорит за неё).

Говорит Айболит антилопе:

— У вас ааааангина! (какой первый звук в слове ангина?)

Я пропишу вам полезный сладенький сироп и ещё кое-что очень важное. Сейчас я позову своего помощника аиста.

Доктор зовёт:

— Аааааист!

Просим ребёнка тоже позвать аааааиста. (какой первый звук в слове аист?)

— Дорогой аист, сходите, пожалуйста, в магазин и купите… (шетчет аисту на ушко то, что надо купить).

Аист возвращается. Показывая следующую картинку, читаем наизусть стихотворение, попросив перед этим ребёнка, запомнить все слова, которые начинаются на звук [а].

Аист вёз из магазина

На своей коляске груз

Ананасы, апельсины

Абрикосы и арбуз.

Ребёнок называет все слова на звук [а], которые запомнил. В каждом слове первый звук протягиваем: ааааанансы, ааааапельсины, ааааабрикосы, ааааарбуз.

Доктор объясняет Антилопе, что очень важно есть фрукты постоянно. В них много полезных для здоровья витаминов и они защитят от ангины и простуды.

После знакомства со звуком берёмся за букву.

Объясните ребёнку, что звуки речи мы слышим, а буквы – это значки, которыми эти звуки речи записываются.

Знакомим ребёнка с буквой Аа. Их две – можно сказать две родные сестрички, старшая – большая и младшая – маленькая. Они не похожи. Вот тут и проблема! Очень часто дошкольников учат писать только большую печатную букву. Видимо потому, что маленькую букву «а» написать ребёнку сложнее. Но ведь именно маленькая буква «а» будет встречаться в текстах на каждом шагу! И её графическое изображение ребёнок должен хорошо запомнить, чтобы не путать с другими буквами.

Итак, знакомимся с буквами!

Первое знакомство – зрительное. Рассмотрите картинки с изображением буквы в букваре, на кубике и т.п. Втрое – тактильное. Выложите букву «А» большую с помощью палочек, слепите и большую, и маленькую из пластилина. Когда будете лепить большую букву, то обратите внимание ребёнка на то, что «ножки» у буквы прямые и одинаковой длины. Далее пишем букву: можно на песке, на маркерной доске. Но пишем обязательно в правильном порядке: сверху вниз левую ножку, сверху вниз правую ножку, ножки прямые и одинаковой длины, поясок слева направо. Эти тонкости письма очень важны.

Я ребёнку даю распечатанный на принтере листок. На нём несколько упражнений для письменного запоминания буквы. Сначала раскрашиваем букву (красным карандашом).

Когда я рассказываю ребёнку о звуках речи, то уточняю: есть звуки ртораскрыватели (гласные) и ртосмыкатели (согласные). Первые принято обозначать красным цветом, а вторые синим.

После раскрашивания обводим большую букву несколько раз в указанном порядке.

Буква «а» маленькая в написании непростая. Поэтому я предлагаю ребёнку обвести её фломастером по внутренним дорожкам. Каждому элементу буквы даём названия – «шапочка», пишем слева направо. Дальше «палочка» вниз, дальше «животик» справа налево.

В заключении выполняем задание на поиск буквы. Это называется корректурная проба. В данных трёх строчках необходимо найти буквы «А» и «а» и подчеркнуть их или обвести кружочком, или вычеркнуть.

В конце занятия можно приклеить наклейку на листок с выполненными заданиями. Или дайте ребёнку его любимую конфету. А ещё лучше, предложите съесть апельсин. И не забудьте угостить Айболита, антилопу и аиста.

Хвалите ребёнка в течение всего занятия. Если что-то не получается, то подбадривайте.

Вот так обыгрывайте каждую букву. Придумывайте новую сценку.

Не надо искать новомодных методик! Учите по обычному букварю, например Н.С. Жуковой.

Желаю вам успехов!

Конспект логопедического занятия с воспитанниками 6-7 лет по обучению элементам грамоты

Тема: Звук [а], буква «А».

Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [а].

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Учить детей правильно артикулировать звук [а].

Познакомить воспитанников с буквой «А».

Учить выделять звук [а] в начале слова.

Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую и речевую моторику.

Развивать навыки звукового анализа.

Развивать слуховое внимание и память.

Развивать плавный длительный выдох.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость и интерес к новому.

Воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование : картинки на звук [а], ленточка, счетные палочки, тетради для занятий, цветные карандаши, ксерокопии прописи.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня мы с вами поучимся быть учениками и будем знакомиться с

буквами. А вот с какой буквой мы познакомимся, вы узнаете чуть позже.

2. Знакомство со звуком [а]

У Алины есть маленькая сестренка Аня. У Ани погремушка. В погремушке что-то

зашумело. Аня обрадовалась, машет погремушкой, открыла ротик и громко запела:

Как запела Аня? Повторите. (А-А-А)

3. Артикуляционная гимнастика

Послушайте сказку о Веселом язычке.

- «Язычку понравилась песенка звука [а]. Он хотел её спеть. Открыл широко свой

Спойте все вместе эту песенку.

А теперь я буду тянуть ленточку и петь: «А-А-А»

Смотрите, какую длинную ленточку я вытянула, пока пела песенку.

Для того чтобы получилась длинная ленточка, нужно сделать глубокий вдох и

длительный выдох.

- А теперь вы спойте песенку звука [а] долго.

4. Проговаривание слов со звуком [а]

Ребята, эта песенка слышится во многих словах. Послушайте, как я буду произносить

слова со звуком [а].

Алла, Аня, апельсин, аист, автобус, ананас, арбуз, август

Давайте скажем эти слова все вместе и потянем звук [а] в начале каждого слова.

5. Физкультминутка. Игра «Делай, как я!»

– А! – со мною вместе пойте.

– А! – пошире рот откройте.

– А! – споем мы высоко.

– А! – протянем низко.

– А! – как будто далеко.

– А! – мы слышим близко.

– А! – шепнем.

– А! – крикнем звонко.

– А, – тихонько.

– А! – так громко!

– Все теперь мы будем знать:

Вот как может А звучать!

6. Выделение звука [а] на слух. Игра «Будь внимательным!»

Ребята, я буду называть разные звуки, а вы, если услышите звук [а] – хлопните в ладоши:

о у а м и а з а р д а г у а о ы а

А теперь я буду называть слоги, а вы, слушайте, есть там наш звук или нет, и тоже хлопайте:

ма мо му па по ры ра ру ба бо ва во ву та да са

А теперь послушаем слова:

аист апельсин грибы ананас лимон аквариум автобус снег арбуз

7. Знакомство с буквой «А»

Ребята, посмотрите, какая буква «А». На что она похожа?

(На домик, на шалаш, на крышу)

Давайте выложим букву «А» из палочек.

А теперь напишем ее в тетради. Открывайте ваши тетрадочки и посмотрите на образец. Одну клетку пропускаем, в другой пишем.

8. Раскрашивание картинок на звук [а]

Посмотрите на свои листочки, там нарисованы картинки. Вам нужно раскрасить только те рисунки, которые начинаются на звук [а].

Какие картинки вы раскрасите? (Аист, автобус, аквариум, арбуз, альбом)

9. Подведение итогов занятия

Ребята, какой звук мы сегодня учились говорить? (Звук [а])

С какой буквой вы познакомились? (С буквой «А»)

Мо рж - звук [о] слышен в середине слова.

Колобо к - звук [о] слышен в середине слова.

Зо нтик - звук [о] слышен в середине слова (рис. 2).

Молоко - звук [о] слышен в конце слова.

О слик - звук [о] слышен в начале слова.

Ро за - звук [о] слышен в середине слова (рис. 3).

Ко тик - звук [о] слышен в середине слова.

Гнездо - звук [о] слышен в конце слова.

Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова - и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук [о] .

А теперь заглянем в наш сказочный музей, в котором живут разные герои, а их имена начинаются на разные звуки и буквы. Сегодня мы узнаем, чьи имена начинаются с буквы О .

Вот О ле Лукойе с волшебным зонтиком (рис. 4).

Рис. 4. Оле Лукойе ()

О сёл из Бременских музыкантов (рис. 5).

Девочка О ля, которая попала в Королевство кривых зеркал и превратилась в Яло (рис. 6).

Рис. 6. Оля и Яло ()

Храбрый О ловянный солдатик (рис. 7).

Рис. 7. Оловянный солдатик ()

Если вы узнали не всех сказочных героев и кто-то вам еще не знаком, попросите взрослых прочитать вам сказку об этих героях.

Проговорите скороговорку и определите на слух, сколько звуков [о] слышится.

Не далеко, а около

Катилось О и окало.

Отчетливо звук [о] в этой скороговорке вы произнесли только четыре раза, но если бы вы рассматривали её глазами, то увидели бы в ней целых восемь букв О . Вот какой хитрый звук [о] . Он умеет превращаться в звук [а] .

Потренируйтесь различать звуки [о] и [а] . Произнесите вслух название породы каждой собаки и определите, в названиях каких пород слышен звук [о] .

Боло нка (рис. 8). Слышен звук [о] .

О вчарка (рис. 9). Звук [о] не слышен.

Спаниель (рис. 10). Звука [о] в слове не слышим.

Рис. 10. Спаниель ()

Ко лли (рис. 11). Хорошо слышен звук [о] .

Го нчая (рис. 12). Звук [о] есть.

Чау-чау (рис. 13). Нет звука [о] , только [а] .

Бульдо г (рис. 14). Хорошо слышен звук [о] .

Лайка (рис. 15). Слышны только звуки [а] .

По йнтер (рис. 16). Хорошо слышен звук [о] .

Такса (рис. 17). Слышен только звук [а] .

Мо пс (рис. 18). Хорошо слышен звук [о] .

Как вы думаете, почему ослик сказал:

Здравствуй, буква-мячик!

Почему не скачешь?

О - самая круглая буква в нашем алфавите (рис. 19).

Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о , то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла .

Е. Тарлапан

Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву О .

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О .

О - как обруч, захочу -

По дороге покачу!

Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О . Приведите свои примеры.

А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из каких-либо материалов. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Можно её составить, например, из пуговиц, бусинок, из листьев деревьев. Буква получится красивая. Букву О можно нарисовать по клеточками или придумать из неё забавный рисунок.

Прочитайте буквы О и определите, какие эмоции можно выразить с её помощью:

О ?

Рассмотрите письменные буквы Оо . Сравните их с печатными (рис. 20).

Рис. 20. Печатные и письменные буквы О ()

Отличаются печатные и письменные буквы формой.

Печатные буквы круглые:

Посмотри на колесо,

И увидишь букву О .

А вот письменная буква имеет форму овала:

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла - бока помяла,

И теперь овальная.

Г. Ванюхина

Печатная буква - это кружок, а письменная - овал.

У заглавной письменной буквы всего один элемент - овал (рис. 21).

Рис. 21. Написание заглавной буквы О ()

Начинаем писать заглавную букву немного выше нижней линии заглавной строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линии, поднимаем букву вверх, закругляем влево, опускаемся вниз и закрываем овал.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

При написании заглавной письменной буквы О могут быть ошибки: овал можно написать очень широким или очень узким; овал может быть неровным, зауженным сверху или снизу.

Попробуйте написать букву в тетради сами, без ошибок. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку.

Маленькая буква о , как и заглавная, тоже состоит только из одного элемента - овала. Она отличается от заглавной буквы размером. Писать её можно двумя способами.

Рис. 22. Первый способ написания маленькой буквы о ()

Первым способом (рис. 22) удобно писать букву, если её соединять в слове со следующей буквой нижним соединением. Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию. Коснувшись нижней линейки, поднимаем её вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и соединяем овал.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте самостоятельно написать её в тетради.

Иногда, когда вы будете писать букву о в словах, удобнее пользоваться вторым способом написания буквы, с верхним соединением (рис. 23).

Рис. 23. Второй способ написания маленькой буквы о ()

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Делаем поворот влево, касаемся верхней линии. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки; поднимаем полуовал вверх, соединяем с началом письма. Ведём руку прямо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки и начинаем писать соединительную линию, похожую на провисшую верёвочку.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать букву о в тетради сами.

При написании маленькой письменной буквы о могут быть такие ошибки: очень широкая, круглая буква, а не овал; очень узкий овал; буква висит, не касаясь вспомогательных линий рабочей строки.

Потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы в тетради. И помните: чем больше вы пишете, тем лучше получается.

А знаете ли вы, что буква О - одна из самых древних? Придумали её еще древние греки. С тех пор её использовали в разных алфавитах разных стран. На клавиатуре вы увидите английскую букву О , которая ничем не отличается от нашей.

Наши древние предки называли нашу букву О как «Он», она указывала на какое-то лицо.

В математике есть цифра, очень похожая на букву О . Вы, конечно же, догадались, что это ноль .

А вот когда вы подрастёте, узнаете, что в химии есть элемент, который записывают тоже с буквой О . Н 2 О - вода, без которой ни одно живое существо на Земле обойтись не может.

Есть даже памятник этой букве (рис. 24). Вот какая она знаменитая. О - самая популярная буква в городе, который называется Вологда. Жители этого города каждый звук [о] очень хорошо проговаривают. Про это говорят «окают» . И в названии их города буква О встречается два раза.

Рис. 24. Памятник букве О в Вологде ()

Вот с каким интересным гласным вы сегодня познакомились.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой О , звук которой очень любит прятаться в словах и не всегда произносится как [о] , а иногда звучит как [а] .

На уроках русского языка вы научитесь возвращать звук на своё место и правильно записывать букву. А пока научитесь букву О узнавать, читать и писать.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Nashol.com ().
  2. Poskladam.ru ().
  3. Malish-nash.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы О . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Оо (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых буква О звучит как звук [о] .

Гро м, со бака, во л, до м, пиро жки, о санка.

  • Выберите любой стишок из этого урока про букву О и выучите его наизусть.
Загрузка...