inlaber.ru

Самый простой способ строительства ямы в гараже. Хорошая смотровая яма в гараже своими руками

Многие владельцы гаражей стараются обустраивать их с максимальной функциональностью. Это не просто место, где хранится автомобиль, в них делают погреба, складируют вещи, кто-то даже обустраивает жилое помещение. А для автолюбителей, кто предпочитает самостоятельно обслуживать свою машину, в гараже необходима смотровая яма. Именно о том, как ее правильно сделать, и пойдет речь в статье.

  • Прежде чем задаваться вопросом, как сделать смотровую яму в гараже, стоит задуматься над тем, а нужно ли это делать вообще? И если лет 20 назад вопрос этот даже не вставал (яма считалась однозначным преимуществом), то с развитием сети СТО появилась категория автовладельцев, которые утверждают, что не видят смысла в смотровой яме. Зачем тратить силы и время на самостоятельный техосмотр и ремонт автомобиля, если это могут сделать в специализированном сервисе, быстро и качественно?
  • Вторым аргументом против ямы называют влажные испарения, которые так или иначе будут из нее подниматься, образуя на поверхности автомобиля конденсат и тем самым подвергая его днище коррозии.
  • Естественно, очень многие с подобными утверждениями согласятся, тем более, что доля истины в них, конечно же, есть. Но в опровержение тоже можно привести достаточное количество вполне обоснованных фактов.

Преимущества смотровой ямы в гараже

  • Сначала об экономической стороне вопроса. Разумеется, это прекрасно, когда можно отдать свою машину в проверенные, профессиональные руки и получить обратно через короткое время, полностью готовую к дальнейшей эксплуатации. И еще лучше, когда счет за такое быстрое и качественное обслуживание не будет бить по карману.
  • Но к сожалению, в такое непростое время, как сейчас, рассчитывать, что деньги на ремонт машины найдутся в любом случае, достаточно легкомысленно. Поэтому рекомендуется обзавестись смотровой ямой, если имеется такая возможность. Это своеобразная гарантия того, что элементарный техосмотр своему автомобилю, в случае необходимости, вполне можно провести самостоятельно, причем в достаточно комфортных условиях.
  • Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все, у кого есть дорогой автомобиль и средства на его содержание, брезгуют заглянуть под кузов самостоятельно. Для многих автовладельцев это даже удовольствие и своего рода хобби.

  • По поводу влажных испарений, то это умозаключение скорее можно отнести к преувеличениям. Хотя, конечно, эта проблема существует, особенно в отапливаемых гаражах. Но плотно прилегающая крышка над ямой проблему эту решит практически на 100%. К тому же автомобиль явно не будет стоять на одном месте в гараже на протяжении нескольких лет (в этом случае, конечно, коррозии не избежать), а влажная погода на улице портит днище ничуть не хуже сырости в помещении.
  • Конечно, идеальный вариант - когда площадь гаража позволяет автомобилю периодически стоять на другом месте.

Когда обустройство смотровой ямы в гараже невозможно

Разумеется, далеко не каждый гараж можно оборудовать смотровой ямой. И зависит эта возможность, в первую очередь, от уровня залегания грунтовых вод. Если он выше 2 метров, то яма будет нецелесообразна, так как будет наполняться водой. Даже при достаточно критических показателях, эту проблему можно разрешить, сделав правильную дренажную систему гаража и хорошую гидроизоляцию самой ямы.

  • Дренаж - очень тонкий вопрос, поэтому заниматься им должны только знающие люди на стадии строительства гаража. Если пытаться воссоздать эту систему в уже существующей постройке, то это выльется в очень хлопотный, дорогостоящий и главное не всегда эффективный процесс.
  • Так что, если показатель уровня грунтовых вод под уже существующим гаражом подсказывает, что от устройства смотровой ямы лучше отказаться, то к этой подсказке стоит прислушаться. В крайнем случае можно попытаться оборудовать «лежачую» яму, как небольшую альтернативу полноценной.
  • Проверить уровень залегания грунтовых вод можно, пригласив соответствующих специалистов. Если нет желания затрачиваться на их услуги, то допускается осуществить проверку самостоятельно, правда займет это гораздо больше времени. Все очень просто: выкопав котлован под яму, не стоит сразу же его бетонировать, а дождавшись сезона паводка либо же просто сильного дождя, оценить его последствия.

Смотровая яма размеры

На самом деле такое, на первый взгляд простое устройство как смотровая яма, имеет достаточно много вариантов, помимо стандартного. Например:

  • совмещенная с подвалом (погребом);
  • узкая, когда для ее эксплуатации часто используется обычная приставная лестница;
  • уже упомянутая выше, лежачая.

И каждая из таких ям имеет множество подвидов. Габариты полноценной смотровой ямы в гараже тоже могут варьироваться. Все зависит от того, человек с какими параметрами будет пользоваться ею и габариты какого автомобиля будут над ней размещаться. Если пользователей и автомобилей может быть много, то тогда стоит исходить из таких расчетов:

  • ширина не менее 80 см, оптимально 1 метр;
  • глубина 1, 80 - 2 метра. Это самый сложный показатель, зависящий от роста человека. Самый оптимальный вариант, когда глубина ямы превышает рост на 10-15 см;
  • длина как правило, 2 метра.

Начиная работы по планированию ямы, надо учитывать, что данные показатели, это только ориентир для котлована. На практике, выкапывать его нужно делая припуски 40-50 см на длину и ширину, и 20-25 см на глубину. Если в планах стоит утепление стен, то габариты котлована придется увеличить еще и на ширину утеплителя (как правило, это 50 мм).

Как сделать смотровую яму в гараже

Обустройство пола в смотровой яме

  • После того как котлован с необходимыми параметрами вырыт, необходимо заняться полом будущей ямы. Грамотный и тщательный подход к этому строительному этапу гарантия того, что проблем с сыростью удастся избежать. В частности, с самого начала стоит помнить о том, что смотровой яме очень нужна вентиляция. Для этого в полу нужно оставить отверстие, через которое под землю, а затем на ее поверхность (на 20 см) вывести специальный гибкий шланг - воздуховод. Обязательно надо сделать на него крышку.
  • Сначала подготавливают «подушку» под бетон. Она представляет собой два слоя, состоящие из 10 см гравия и 5 см песка, каждый из которых надо тщательно выровнять и утрамбовать.
  • Затем поверхность смазывают глиной и размещают слой гидроизоляции (о том, какой материал выбрать будет сказано далее).
  • Следующий этап - укладка арматуры и непосредственно бетонирование.
  • После высыхания бетона, необходимо уложить еще один слой гидроизоляции и только после этого приступать к финишной отделке, либо же готовить основание под утеплитель.
  • Но кто-то предпочитает идти более легким путем и пол в смотровой яме выкладывает из кирпича. Но это рационально только в том случае, если грунтовые воды располагаются очень глубоко, так как сделать качественную гидроизоляцию не получится.

Материалы для гидроизоляции смотровой ямы

Гидроизоляционных материалов на рынке сейчас представлено очень много, каждый из них в разной мере обладает теми или иными качествами. Но какой выбрать именно для смотровой ямы? С одной стороны, материал должен эффективно справляться со своими функциями, ведь, как уже говорилось, яма несет на себе очень сильную нагрузку в плане переизбытка влажности, с другой - он должен находиться в доступном ценовом сегменте.

Руководствуясь этими соображениями, из всего многообразия материалов можно выделить следующие:

  • мембраны из полимера, однослойные (от 1,5 до 2,00 мм) и двухслойные (максимально 3,10 мм). Очень долговечный и стойкий материал. Но одновременно и самый дорогостоящий. Вернее дорогой является не сама мембрана, а работа по его установке, которая требует определенных навыков и инструментов;

  • битум, точнее битумные материалы (рубероид, например) и битумная смазка. В противовес полимерам, эти материалы являются самыми недорогими и простыми в установке, но при этом и максимальный срок их службы не превышает 20 лет. Провести ими гидроизоляцию самостоятельно вполне реально. Материал продается в рулонах, его можно нарезать под нужный размер и клеить с нахлестом в 15 см. Стыки склеивают либо путем нагревания, либо при помощи битумного растворителя;
  • гидроизолирующая смазка. Может стать альтернативным вариантам двум вышеперечисленным способам. Это современный, относительно недорогой, и, главное - легкий в нанесении материал. Главное - наносить смазку на влажную поверхность, тогда она полностью пропитает бетон и будет прекрасно оберегать от переизбытка влаги.

Чем утеплить смотровую яму

  • Утепление смотровой ямы делается достаточно редко. И, надо отметить, зря. Если есть время и материальная возможность, эту процедуру стоит осуществить, особенно если весь гараж отапливается. Это поможет минимизировать расходы на обогрев, которые повышаются от резкого перепада температур.
  • Утеплитель клеится непосредственно на бетон или кирпич, затем уже стены и пол можно подвергать финишной отделке.
  • И, если для гидроизоляции в выборе того или иного материала можно засомневаться, то в качестве утеплителя все профессиональные строители назовут один оптимальный вариант - пенополистирол. Надо только учитывать его маркировку, на пол класть ПСБ-С-35, на стены - ПСБ-С-25.

Возведение стен смотровой ямы

Здесь существует два популярных решения - бетонирование и кирпичная кладка. При желании оба варианта можно подвергнуть декоративной отделке, оштукатурить, уложить плитку или стекловолокно.

Подготовительные работы под бетон и кирпич обязательны и выглядят одинаково. Стены следует покрыть слоем глины, на него уложить плотную пленку, затем установить опалубку толщиной 10-15 см.

На этом этапе необходимо предусмотреть два важных момента:

  • страховочную рейку, функция которой предотвратить возможное попадание колеса автомобиля в яму. Также она будет препятствовать попаданию влаги с колес в яму. Представляет собой планку в форме буквы «Т» из металла, которая крепится к опалубке вровень с полом и выступает в роли опоры для крышки ямы;
  • выступы и ниши в стене, которые будут служить полками для инструментов и прочих нужных вещей. То, насколько это удобно оценится при первой же эксплуатации ямы по назначению.

Освещение в смотровой яме

Даже те, кто единодушны в том, что смотровая яма в гараже вещь очень нужная, находят повод для споров, самый яркий из которых вопрос освещения. Нужно ли оно в смотровой яме?

  • Очень многие утверждают, что вполне можно обойтись переноской или пользоваться лампой с мощным аккумулятором. Но, исходя соображений об уровне комфортности, при обустройстве ямы об ее внутреннем освещении стоит все-таки задуматься.
  • Правда, здесь обязательно нужно учесть нормы СНиПа, которые гласят, что напряжение в розетке внутри смотровой ямы не должно превышать 36 В. Под такое напряжение существуют и специальные лампы. А вот стандартные 220 В категорически противопоказаны, т.к. могут нести угрозу для жизни.

Крышка смотровой ямы

Завершающий, но тоже очень важный этап. Как правило, для крышки используют древесину толщиной 50 мм, хотя вполне может хватить и 35 мм, т.к. больших нагрузок доски все равно испытывать не будут, зато поднимать их будет немного легче.

Крышки на яму, кроме стандартных откидных, могут быть нескольких типов, которые зависят от того, чем поверхность ямы окантована:

  • если это металлический уголок, то крышка может быть изготовлена из нескольких (3-4) щитов, в нижней части которых на полосках металла крепятся маленькие ролики. Они и помогают щитам сдвигаться. Каждый щит, в свою очередь, состоит из деревянных планок, шириной 30-35 мм;
  • если по контуру ямы прикреплены два уголка, сваренные между собой, то крышка может быть изготовлена из двух больших щитов, расположенных на разных уровнях. На подвижный щит нужно установить ролики, а по краю планок ограничители. Это позволяет с легкостью открыть только половину ямы, сдвинув один щит;
  • крышка, открывающаяся по принципу роллет, изготовляется следующим образом. Берутся доски толщиной 35-40 мм и длиной, соответствующей ширине ямы. На каждой доске, в обоих концах делаются пазы, в которые продевается трос из металла. Между планкой и тросом монтируются пружины, это поспособствует мобильности конструкции. Трос закрепляется на последней доске, а на противоположной, с другого конца, ставится ручка. Стоит немного за нее потянуть и можно открыть яму на любой размер. Такая крышка очень удобна, но требует обработки гидроизоляционной пропиткой, иначе она будет недолговечна.

Еще немного в пользу смотровой ямы

  • Из всего вышесказанного становится понятно, что создание смотровой ямы своими руками - это дополнительные затраты как в готовом гараже, так и при его строительстве.
  • Но, подсчитывая убытки, стоит учесть, что такая опция, как смотровая яма в разы повышает стоимость строения в целом, в случае, если его нужно будет продать. К тому же в инженерной документации яму можно не упоминать.

Смотровая яма видео

  • О выгоде самостоятельно проведенного ремонта автомобиля говорилось выше, но ведь можно шагнуть и дальше, организовав в гараже небольшое СТО. Некоторые, продлевая яму в подвал, устаивают в последнем полноценную мастерскую, что, кроме финансовой прибыли, существенно экономит место в гараже. Вход в такой подвал можно сделать как из смотровой ямы, так и сбоку, тогда стоящая в гараже машина не будет помехой для любых передвижений.

Сделав в своём гараже смотровую яму, вы намного расширите свои возможности, касающиеся самостоятельного ремонта и обслуживания своего авто. Причём, вопреки общепринятому мнению, ремонтировать машину, стоящую на яме, зачастую гораздо удобнее, чем с использованием подъёмника.
К тому же для постройки смотровой ямы в гараже своими руками вам не потребуется покупки дорогостоящего оборудования. Хотя при размешивании цементного раствора, например, намного удобнее использовать миксер, но, во-первых, он не так дорог, а, во-вторых, все работы можно произвести и вручную.
Но обо всём – по порядку, и, в первую очередь, необходимо определить оптимальные размеры смотровой ямы в гараже.
И ещё – будем исходить из того, что гараж уже построен, то есть применение землеройной техники, которое значительно бы упростило задачу строительства смотровой ямы, исключено.

Все размеры смотровой ямы каждый автовладелец определяет самостоятельно


Начнём с того, что всё, что будет сказано ниже, относится к обычному автолюбителю, владеющему легковым автомобилем и обычным гаражом. Владельцы грузового и пассажирского автотранспорта, как правило, уже имеют свои станции техобслуживания, либо пользуются платными услугами специализированных автосервисов, оборудованных всем необходимым. Поэтому все рекомендации будут касаться размеров смотровой ямы для легкового автомобиля.
Вам же придётся делать всё самостоятельно, включая и расчёт размеров ямы, при этом учитывая размеры гаража и автомобиля, поэтому, не указывая точных размеров, ограничимся рекомендациями, с учётом которых вы самостоятельно произведёте необходимые расчёты.
Прежде всего, определитесь с расположением ямы. Поставленный на неё для ремонта автомобиль не должен мешать закрыванию ворот, упираться в верстак. Вход в саму яму должен быть доступен, и, как минимум, водительская дверь должна беспрепятственно открываться.
Может быть, для соблюдения этих условий придётся произвести перепланировку гаража – перенести верстак, убрать лишние предметы и т.п.

Ширина смотровой ямы

Прежде всего, вам нужно будет измерить расстояния между внутренними поверхностями колёс. Но отступ от краёв колёс до краёв ямы рассчитывайте таким образом, чтобы автомобиль было удобно поднимать домкратом. Не секрет, что днища и пороги современных авто достаточно быстро теряют жёсткость, что затрудняет их подъём домкратом.
Поэтому, по возможности, при расчёте отступа, предусмотрите возможные варианты поддомкрачивания авто таким образом, чтобы домкратом можно было воспользоваться или установив его на край ямы, или на прочную доску, положенную поперёк её.
Кроме того, предусмотрите возможность того, что при смене авто у того окажется меньшая ширина колеи.
Обычно ширину ямы делают 80 см, но, повторимся, вы можете чуть подкорректировать эту величину.

Глубина смотровой ямы

Глубину обычно делают «в рост» человека. Это позволяет заниматься ремонтными работами, не удерживая подолгу спину в «скрюченном» положении, что очень утомляет. При необходимости, во время ремонтов узлов, расположенных более высоко, можно использовать заранее приготовленную устойчивую подставку.

Как выкопать смотровую яму в гараже

Часто копать смотровую яму приходиться вручную


Размеры котлована под смотровую яму определяются материалом, из которого вы решите сделать её пол и стены.
Кроме того, необходимо обеспечить засыпку наружных стенок ямы песком, глиной или граншлаком, а под заливку пола (или выкладку его из кирпича) обязательно нужно подготовить дно котлована, сначала засыпав его крупным гравием или шлаком, а потом – несколькими слоями утрамбованного песка. Если вы планируете оснастить смотровую яму вентиляцией, во время выкапывания котлована позаботьтесь и об обеспечении места для установки вентиляционных труб.
Начало копки может быть осложнено необходимостью удаления покрытия пола гаража (под размер котлована).
Наиболее трудным в этом случае представляется удаление бетонного пола – понадобится и отбойный молоток(либо профессиональный перфоратор), и «болгарка» - для резки арматуры.
Скорость самой копки, в первую очередь, зависит от свойств грунта.
Но перед тем, как перейти к описанию различных способов строительства ям, рассмотрим наибольшее затруднение, могущее стать помехой – это высокий уровень грунтовых вод.

Смотровая яма в гараже с грунтовыми водами

Грунтовые воды в смотровой яме

Высокий уровень грунтовых вод – серьёзное препятствие для постройки смотровой ямы.
Предложим вашему вниманию способы справиться с проблемой, разработанные в народе:

  • яма выполняется как железная коробка, сваренная из листового металла толщиной 5 мм и «якорится» приваренными перпендикулярно швеллерами;
  • вариант тот же, но с выведенной наружу дренажной трубой, вваренной снизу. При этом пол можно сделать двойной, сделав настил из досок выше уровня трубы;
  • сделать смотровую яму из бетона с маркой водонепроницаемости W6, обеспечив дополнительно гидроизоляцию смотровой ямы наиболее качественными материалами;
  • сделать с внешней стороны так называемый «приямок», оборудовав его дренажным насосом;
  • -оборудовать яму дренажным насосом, включающимся автоматически – от поплавкового выключателя.

Смотровая яма из бетона и других материалов

Заливка смотровой ямы бетоном


Заливку следует осуществлять также таким образом, чтобы слой бетона полностью закрывал арматуру.

Постройка начинается с заливки пола. Предварительно его нужно засыпать щебнем, после чего смоченным песком. Общая толщина подсыпки должна составлять около 20 см, причём песок необходимо тщательно утрамбовать.
Гидроизоляцию смотровой ямы лучше всего сделать сразу, до заливки пола, чтобы она защищала весь «бетонный короб». Для этого её укладывают по всему объёму котлована и фиксируют наверху – для чего материал (полиэтилен, рубероид или более «прогрессивное» покрытие) приобретают и укладывают с запасом – чтобы иметь возможность прижать его сверху по периметру ямы.
Далее следует сделать армирование пола смотровой ямы, либо использовав готовую арматурную сетку, либо связав её самостоятельно. Арматуру нужно положить на подставки 5-8 см толщиной – иначе, после заливки, она окажется лежащей на подсыпке и не будет играть своей укрепляющей роли. Заливку следует осуществлять также таким образом, чтобы слой бетона полностью закрыл арматуру.
Бетон легко разравнивается инструментом, представляющим доску, закрепленную под углом на черенке.
Перед началом последующих работ бетонный пол должен «выстоятся», то есть полностью просохнуть. При условии, что работы производятся в летнее время, на это уйдёт около 5-7 дней. В жаркую погоду лучше всего укрыть его плотной синтетической тканью и периодически поливать первые дня два – так вы сможете избежать образования микротрещин и добьётесь максимальной прочности стяжки.

Стены

Кирпичная кладка стен смотровой ямы

Дальнейшие ваши действия зависят от того, из какого материала вы будете возводить стены смотровой ямы.
Наиболее распространённые варианты:

  • смотровая яма из шлакоблоков;
  • смотровая яма из кирпича.

Если вы решили сделать стены ямы из бетона, то необходимо позаботиться о материале для опалубки (и, конечно, для арматуры). Кроме того, вы можете сделать армирование смотровой ямы сразу во весь её размер – так вы добьётесь большей прочности. Но следует учесть несколько нюансов:

  • материал для опалубки (ОСП, фанера) должен обладать достаточной прочностью. Для ориентира – строители при возведении монолитных сооружений из железобетона используют фанеру 18-20 мм толщиной. Впрочем, для заливки смотровой ямы, имеющей меньшую толщину стен, можно воспользоваться 10 мм фанерой, поставив распорки между внутренними стенками не реже, чем через полметра;
  • заливку стен желательно производить «ступенчато» – начиная снизу, в 3-4 ступени. Так, без строительного вибратора, вы добьётесь максимального заполнения раствором пространства между листами опалубки;
  • постоянно следите за тем, чтобы гидроизоляция плотно прилегала к листам опалубки (со стороны бетона) – так вы обеспечите лучшую его защиту и исключите возможные протекания раствора – зачем терять стройматериалы зря;
  • во время заливки последующей «ступени» предыдущую смачивайте водой – для лучшей адгезии и чтобы избежать щелей и протечек;
  • по длине ямы щиты опалубки для смотровой ямы можно стянуть резьбовыми шпильками.

При возведении стен ямы из шлакоблоков или кирпича главное – контролировать их размеры и горизонтальность при помощи строительного уровня. В плане гидроизоляции и прочих требований к качеству их возведение не так сложно. Можно лишь рекомендовать армировать через 2-3 слоя стену, прокладывая меж слоёв арматуру.

Оснащение


Вентиляция

Для сооружения вентиляции достаточно использовать сантехнические ПВХ трубы. Чтобы обеспечить их «врезку» в смотровую яму, достаточно при заливке стен бетоном или закладке кирпичом оставить необходимые по размеру отверстия. Например, при заливке бетоном вставить соответствующие по диаметру обрезки древесины. Высоту приточной трубы рекомендуется делать на расстоянии 15 см от пола, а вытяжку – на расстоянии 25 см от верхнего края.
Многие автовладельцы (и владельцы небольших автосервисов) вообще не делают вентиляции. Для того, чтобы пол в яме был чистым, они попросту засыпают его древесными опилками, что тоже весьма способствует его чистоте и сухости.

Освещение

Для освещения категорически запрещается использования сети 220 Вольт, и это справедливо – в процессе ремонта авто можно по неосторожности «заехать» в осветительный прибор металлическим инструментом, что может закончиться для мастера плачевно. Но и усложнять жизнь, планируя при постройке ямы установку стационарных осветительных приборов, тоже неразумно.
Достаточно вывести под полом (при постройке ямы) несколько розеток от трансформатора 12-36 вольт и сделать в разных местах (согласуясь со своим опытом) источники питания безопасные для жизни. Можно ещё сделать металлические закладные пластины, для светильников на магните.

Лестница в смотровую яму

Лестницу, как показывает практика, лучше делать из дерева – при ремонте авто на неё нередко попадают технические жидкости, а с помощью опилок и ветоши деревянная лестница становится «безопасной», то есть нескользкой.

Чем закрыть

Как показывает практика, для этой цели лучше всего подходят обрезки досок 25-30 мм. Но наиболее творческие натуры соединяют эти доски тросом, что позволяет скатать весь настил, подобно коврику.
Впрочем, если яма постоянно «в работе», зачем её закрывать?

Важный элемент любого автомобильного гаража - смотровая яма из кирпича. Она позволяет осмотреть основные узлы и агрегаты, расположенные снизу транспортного средства. Такую несложную постройку можно выложить своими руками, предварительно подготовив план-схему строения и купив необходимые строительные материалы и инструменты. Функциональность смотровой ямы в гараже часто увеличивают за счет встроенных ниш, которые используют для хранения автомобильных масел и жидкостей, набора инструментов и запаса топлива.

Подготовка к строительству ямы в гараже из кирпича

Обычно котлован для смотровой ямы делают до начала возведения стен. Это избавит от ограничений и позволит вывезти изъятый грунт вместе с грунтом от выкопанной траншеи под фундамент гаража. Котлован можно сделать и после окончания строительства гаража и его перекрытия, но обязательно до бетонирования пола. При выборе месторасположения ямы необходимо:

  • Иметь данные о залегании грунтовых вод, чтобы сооружение не затапливалось и не стало бесполезным.
  • Отступить от въездных ворот 1-1,5 м для прохода при поставленном автомобиле.
  • Рассчитать расстояние до боковых стен или стационарных верстаков и стеллажей с возможностью свободного открытия дверей машины.

Размеры и расчет материала

Правильно подготовленные рабочие чертежи позволят избежать просчетов при изготовлении металлоконструкций, рассчитать количество стройматериалов и обеспечат удобство расположения ниш для хранения. Работы начинают с установления параметров смотровой ямы, на которые влияют следующие факторы:

  • общие размеры гаража;
  • ширина базы колес автомобиля;
  • длина машины;
  • высота роста владельца, который будет ею пользоваться.

Правильно выбранные размеры обеспечат безопасность, удобство при ремонте и парковке машины в гараже.


Размеры будущей постройки зависят от нескольких важных факторов.

Размеры длины, ширины и глубины вносят в будущий проект. Эти данные необходимы для расчета объема лишнего грунта, размеров арматуры, уголка, количества кирпича и других строительных материалов. Оптимальная ширина 800-860 мм. Размеры длины ямы могут быть любые, но не меньше, чем длина автомобиля плюс 1 м. Как правило, этот показатель находится в пределах от 4 до 6 м. Глубину выбирают по росту заказчика плюс 10-20 см. Обычно она в пределах 1,8-2 м. Выйти на удобную глубину можно за счет поднятия пола после кладки.

Этапы работы

Подготовка котлована

Размеры котлована на 20-25 см больше размеров ямы. Для закладки дренажа делают траншею по периметру ниже уровня стяжки пола. Если предусмотрены ниши, вынимают грунт в месте их расположения. Траншея для вентиляционной трубы должна быть проложена под фундаментом гаража и выведена наружу. Копать предпочтительнее вручную, но если готовят котлован до возведения стен, то можно - трактором. При этом нужно разметить и вбить колышки, чтобы не потребовался дополнительно грунт для засыпки.

Обустройство пола и стен


На дно котлована одним из слоев закладывается щебень.

После того как котлован готов, зачищают и выравнивают пол, стены и ниши от лишнего грунта. Затем на дне дополнительно делают подложку для стяжки, послойно засыпая глину, щебень средней фракции, песок и мелкий гравий. Первые 2 слоя закладывают толщиной 10 см, а последующие - по 5 см. Слои поэтапно тщательно выравниваются и утрамбовываются.

Гидроизоляция и сток воды

Этот этап является необходимым и обязательным, если грунтовые воды залегают на расстоянии менее 2 м. Для этой цели используется рубероид или изолон, который покрывает дно и стены с запасом по 30 см с каждой стороны. Концы загибают и фиксируют. Гидроизоляционный материал укладывают с нахлестом 8-10 см. При укладке рубероида важно промазывать швы битумной мастикой для создания герметичности. Таким же образом гидроизолируют места будущих ниш. До укладки гидроизоляции по внешней стороне стенок закладывают асбестовые трубы диаметром 5-8 см, которые будут выполнять роль дренажа.

Бетонирование пола

Для бетонирования сваривают или связывают стальной проволокой решетку из арматуры толщиной 5-8 мм с ячейкой 10×10 см. Подготовленную конструкцию устанавливаем над полом на высоте 6-8 см. Перед заливкой бетоном, уровнем проверяют горизонтальность укладки. Для приготовления раствора используют цемент М500, песок и мелкий гравий фракции 1,5-2 см в пропорциях 1:4:2. Готовой смесью заливают армированное дно и делают стяжку толщиной от 10 до 15 см. Разравнивают бетонную смесь под горизонтальный уровень.

Гараж с ямой является мечтой каждого автолюбителя. Смотровая яма позволяет экономить на ремонте автомобиля, замене масла и других работах, связанных с днищем или подвеской авто. Но для многих такое удовольствие так и остается лишь мечтой. В данной статье мы попробуем доказать, что – это дело не такое уж и сложное, и его выполнение под силу любому.

Перед тем, как сделать смотровую яму в гараже своими руками, необходимо произвести несколько расчетов и измерений.

Планирование размещения

На самом начальном этапе желательно будет выяснить, насколько глубоко залегают подземные воды. Обустройство смотровой ямы в гараже обязывает наличие глубины грунтовых вод как минимум на 2,5 метра вглубь. Если на выбранном под гараж участке воды расположены выше, то от задуманной затеи лучше отказаться. Если нет желания вызывать специальные службы для замера глубины вод, то можно поинтересоваться у соседствующих владельцев гаражей, как у них обстоят дела с ямами.

В зависимости от информации, полученной о подземных водах, необходимо планировать гидроизоляцию смотровой ямы. Некоторые автолюбители отказываются от этого важного этапа, ссылаясь на то, что грунтовые воды находятся слишком глубоко и не подымаются так высоко. Однако геологическая ситуация может поменяться в любой момент. К тому же последнее время поры года устраивают нам такие сюрпризы, когда за один день может выпасть месячная, а то и годовая норма осадков. В таких ситуациях может произойти все, что угодно. Потому игнорировать гидроизоляцию подвального помещения или ямы в гараже глупо.

Учитывая климатические условия и наличие низкой температуры в зимнее время, яму для гаража можно дополнительно утеплить. Самым оптимальным вариантом для этих целей считается пенопласт. Он не боится влаги и не поддается процессам плесневения или гноения. Утеплять выкопанный котлован необходимо снаружи, то есть слой пенопласта должен располагаться между стеной ямы и земляным комом. От влажной земли пенополистирол необходимо защитить слоем гидроизоляции.

Правильное устройство смотровой ямы в гараже не может обойтись и без вентиляции. Вентиляционная система будет играть очень важную роль для автомобиля, инструментов и вещей, хранящихся в гараже, а также самого автолюбителя. В пользу этого пункта выступают следующие проблемы, которые можно решить с помощью, правильно продуманной и выполненной, вентиляции:

  • Образование и задержка влаги в закрытом, холодном помещении (ее излишки пагубно влияют на работу автомобиля и других инструментов);
  • Выделение вредных веществ и испарений автомобилем и другими средствами, хранящимися в гараже;
  • Отсутствие потока чистого воздуха в зимнее время при закрытых воротах.

Вентиляционная система в самодельной яме может быть выполнена по двум схемам:

  • Общая вентиляция;
  • Автономная вентиляция.

Общая вентиляция подразумевает наличие двух труб, имеющих выход из гаража на улицу. Одна из труб транспортирует свежий воздух извне и распределяет его по основному помещению и смотровой яме. Для таких манипуляций в трубе имеется тройник с системой вход – выход в гараж – выход в яму. Вторая труба обеспечивает вывод отработанного воздуха наружу из обоих помещений. Ее нижний край располагается в самом верху ямы и забирает оттуда грязный воздух, под потолком гаража находится второе отверстие трубы, куда уходят все «ароматы» его напольной части. Наружу отработанный воздух выбрасывается через верхний край трубы, который на 50см возвышается над уровнем крыши. Вход и выход вентиляционной трубы должны располагаться на противоположных стенах гаража.

Автономная вентиляция смотровых ям используется крайне редко. Для ее организации необходимо провести две трубы под стенами гаража или вывести их на крышу. Входная труба должна располагаться внизу ямы, а выходная — в ее верхней части. Наружный край входной трубы нужно расположить на уровне 50 см над землей и защитить специальной решеткой. Уличную часть выходной трубы необходимо поднять на 2-2,5 м над землей и прикрыть металлическим наконечником в форме зонтика. Такое приспособление защитит трубу от проникновения в нее дополнительной влаги и грязи.

Обязательным условием обустройства качественной вентиляции является проверка ее на завершающих этапах. Для того чтобы протестировать вентиляционную систему, достаточно поднести к ее выходному отверстию зажженную спичку, свечу или зажигалку. Пламя огня при этом должно податься вовнутрь трубы, как будто бы его туда засасывает. Если же поднести огонек к входному отверстию, то на пламя должен подуть поток воздуха — возможно огонь даже потухнет.

В схеме планирования котлована для гаража также желательно учесть еще два немаловажных пункта — источники дополнительного освещения и проемы в стене в виде ниш

Ниши будут очень удобным приспособлением для автолюбителя – в них в любой момент можно что-то положить на время работы или хранить в них, часто используемые, вещи или инструменты. Их расположение должно быть учтено при разработке эскиза и возведении стен. Для обустройства таких углублений зачастую используются металлические ящики или временные деревянные макеты, которые впоследствии бетонируются.

При планировании освещения необходимо учитывать следующие нюансы:

  • Напряжение внутри смотровой ямы должно быть не более 36В (220В в таких помещениях запрещено);
  • Кабель для проводки должен быть максимально защищен – желательно поместить его в специальную металлическую гофротрубу;
  • Лампы необходимо использовать в 12В или 36В – оптимальным вариантом являются светодиодные лед-лампы (вольфрамовые лампы подвержены взрывам).

Важно! Если учесть все, вышеперечисленные советы, то по итогу не придется ничего доделывать и переделывать. Ведь ремонт смотровой ямы в гараже или ее демонтаж – дело нелегкое, и на него может уйти даже гораздо больше сил и нервов, чем на постройку нового сооружения.

Материалы для строительства

Если грунтовые воды залегают очень глубоко, то можно сделать яму своими руками из кирпича или пеноблоков . Если же грунт под гаражом отличается повышенной влажностью, то лучше всего залить ее бетоном. Дело в том, что бетон не боится влаги, а наоборот крепнет под ее воздействием. Для бетонной заливки необходимо дополнительно армировать стену.

Вот перечень всех материалов, которые могут понадобиться для обустройства ямы своими руками:

2. Щебень;

3. Гравий;

4. Цемент;

5. Брус 30х30 или 40х40;

6. Доска 25мм или фанера 10х15 (для опалубки);

7. Доска 40-45мм обработанная (для укрытия ямы);

8. Арматурный прут 6х8 (для армирования);

9. Плотный полиэтилен, рубероид, бутилкаучук или акваизол (для гидроизоляции);

10. Уголок 50х50 (для ограждения ямы и закрепления ее периметра);

11. Проволока 1,5х2 (для связывания армированной сетки);

12. Пластиковая труба 100мм (вентиляция);

13. Кирпич, пеноблоки или цемент (для возведения стен).

Параметры ямы

Перед тем, как выкопать яму, необходимо определиться с ее параметрами и нанести разметку на поверхность земли или пола.

При нанесении разметки нужно учитывать, что в выстроенном гараже со стяжкой пола выполнять рисунок гораздо легче, чем при отсутствии гаража. На голой земле можно использовать, вбитые в грунт по всему периметру, колышки или четыре маячка, на которые натянута веревка, образующая форму и размеры будущей канавы.

В случае с построенным гаражом возникает другая проблема – выкапывать котлован в нем намного сложнее, нежели на открытом участке земли. В данной ситуации невозможно воспользоваться услугами техники – все придется делать собственноручно. К тому же, желательно будет заручиться помощью извне, так как помимо копательных работ, нужно будет еще и выносить отрытую землю. Такой труд займет намного больше времени и сил. Выкопанную землю лучше не относить далеко, так как она еще понадобится для зарывания проема между выложенным и грунтовым краем ямы.

1. Как правило, ширина ямы напрямую зависит от расстояния между колесами авто – она должна быть на 20см меньше, чем это расстояние;

2. Нужно учитывать то, что возможно когда-нибудь в гараже будет стоять другая машина, потому желательно брать средний показатель ширины – зачастую он составляет 80-85см;

3. Длина ямы также зависит от длины авто, но можно применять, как меньшие размеры, так и большие (многие делают котлован на метр длиннее автомобиля, а некоторые, кто не располагает большим пространством, наоборот, укорачивают яму – тогда авто приходится загонять то передом, то задом);

4. Глубина рытвины высчитывается исходя из роста владельца гаража – к его полному росту желательно добавить 10-15см.

Рассчитывая размеры ямы в гараже, нужно также учитывать зазор на кладку стен и заливку пола. Если планируется выложить стены из кирпича или залить бетоном, то котлован желательно увеличить еще на 25-30см. Если же решено выкладывать их из газоблоков , то дополнительно нужно накинуть еще 40см. Заливка пола также украдет около 20см высоты. Наличие гидроизоляции подразумевает добавления 15-17см.

Алгоритм действий

1. Роем котлован.

2. Роем траншеи для вентиляции (если будет использоваться автономная система).

3. Утрамбовываем пол. Этот процесс состоит из нескольких этапов. Сначала тщательно утрамбовываем слой земли, затем насыпаем на нее пятисантиметровый слой щебня или гравия и также хорошенько утрамбовываем. К уплотненному слою щебня досыпаем еще один пятисантиметровый слой. Последним шаром делаем слой песка в 5см. Некоторые специалисты предпочитают повторить все слои еще раз, ну а другие обходятся и одним заходом.

4. Гидроизоляция. Дно и стены котлована устилаем гидроизоляционным материалом, куски которого накладываем друг на друга внахлест на 15-20см. Если используем рубероид, то места стыков обрабатываем мастикой, если полиэтилен или другие материалы, то стыки заклеиваем двусторонним скотчем. На верхних краях ямы гидроизоляцию фиксируем чем-то тяжелым.

5. Выполняем монтаж вентиляции.

6. Устанавливаем армированную сетку на пол. Прежде, чем размещать армированную сетку на пол, устилаем его утеплителем. Если же пенопласт не планировалось использовать, то сетку фиксируем на уровне в 5-7см.

7. Заливаем пол. Бетонировать пол желательно цементом марки М-400. Пропорции песка, щебня и цемента выдерживаем в соответствии 2:2:1. Желательно использовать бетономешалку, если ее нет – лучше добавить в раствор пластификатор, жидкое стекло или жидкое мыло. Если используем утеплитель, то слой бетона делаем около 5см, если не используем, то — не менее 10-12см.

8. Выдерживаем паузу, пока схватится бетон. В зависимости от погодных условий придется подождать от недели до двух.

9. Возводим стены, не забывая о проемах для освещения и ниш.

10. Укладываем на сделанный каркас стен уголок. Его можно прикрепить с помощью приваренных к нему закладных (если решено было выкладывать кирпич) или длинных шпилек (если стена была сделана из бетона).

11. Засыпаем проем между землей и стенами смотровой ямы смесью глины с грунтом, тщательно утрамбовывая все слои.

12. Делаем стяжку пола.

13. Сооружаем крышку для ямы.

Возведение стен

Если решено было возводить стены из кирпича или других блоков, то отступив от грунтового слоя 10-12см, необходимо начать делать кладку. Для точности возведения можно натянуть нити, которые будут служить уровнем. В процессе работы желательно армировать кладку через каждые пару рядов. Вентиляционные трубы необходимо заложить. Раствор для кладки готовится из песка и цемента в соотношении один к трем.

Если стены будут возводиться из бетона, то перед их заливкой необходимо обустроить опалубку и установить арматурную решетку. Для изготовления опалубки можно использовать доски или фанеру (она не пропускает раствор, и благодаря ей стены получаются ровнее). Изнутри и снаружи фанеру лучше всего подпереть брусками, чтобы под весом раствора она не изгибалась и не деформировала стену. Ровно посредине между фанерами нужно расположить арматурную решетку. Рекомендуется залить раствор за один раз. Снять опалубку можно будет после полного высыхания бетона (от недели до двух).

Надеемся, ознакомившись с подробной инструкцией и рассмотрев все фото, приведенные в данной статье, Вам станет намного понятнее, как правильно сделать смотровую яму в гараже своими руками. Незабудьте , если вы купили уже готовый гараж.

Казалось бы, соорудить смотровую яму +в гараже - проще простого. Однако данное мероприятие сопряжено с массой различного рода тонкостей, незнание которых зачастую приводит к плачевным последствиям, например, коррозии днища автомобиля. Чтобы избежать неприятных сюрпризов стоит очень тщательно подойти как к этапу планирования, подготовительным работам, так и к непосредственному строительству.

Планирование смотровой ямы

Как это не выглядит странным, но перед постройкой смотровой ямы необходимо продумать ряд деталей, оказывающих значительное влияние на комфортабельность условий проведения осмотра или ремонта автомобиля.

размеры ямы

Смотровая яма, размеры которой не позволяют выпрямиться во весь рост или свободно передвигаться даже при проведении осмотра автомобиля - не имеет никакой ценности, поскольку ремонтные работы могут длиться довольно продолжительное время, а отсутствие минимально необходимого комфорта повлечет частые перерывы для отдыха, либо обращение в автосервис. Исходя из этого, габариты ямы должны соответствовать следующим параметрам:

  • Глубина смотровой ямы складывается из роста автовладельца + 15-20 см;
  • Ширина - зависит от марки автомобиля, поэтому для ее определения необходимо измерить расстояние между передними, либо задними колесами. При этом ширина ямы должна быть чуть меньше полученного значения, чтобы безопасно заезжать на яму, не боясь в нее провалиться. К тому же, не стоит откидывать факт возможной смены машины на другую модель. Исходя из данных соображений, оптимальная ширина смотровой ямы составляет 70-75 см;
  • Длина - рассчитывается из длины автомобиля + 1 м для свободного спуска в яму и подъема из нее. При этом делать длину ямы менее 2 м не стоит.

При строительстве ямы полученные данные необходимо увеличить на величину припусков, включающих ширину гидроизоляционного и теплоизоляционного слоя, а также толщину бетонного слоя или кирпичной кладки. В среднем, величина припуска варьируется в пределах 20-30 см.

гидроизоляция

Многообразие гидроизоляционных материалов отличается как способом укладки, эксплуатационным периодом, так и стоимостью. К тому же, толщина различного вида гидроизоляции неодинакова, поэтому выбирать гидроизоляционный материал необходимо на стадии планирования, чтобы оставить необходимый припуск при определении размеров котлована.

В качестве гидроизоляции для смотровой ямы можно использовать следующие материалы:

  • Битумные, представленные рубероидом, еврорубероидом, рубемастом и др. В данном случае укладка материала осуществляется на битумную мастику в 2 слоя. При этом стыки перекрываются внахлест на 20-25 см и проклеиваются посредством горячего битума. Эксплуатационный срок этой категории гидроизоляции составляет 10-15 лет;
  • Полимерные однослойные или многослойные мембраны обладают более длительным эксплуатационным сроком, превышающим 50 лет. Укладка мембран требует наличия армированного каркаса с ячейками 10х10см, покрытого геотекстилем. При этом мембраны укладываются внахлест на 10 см, если имеется самоклеющаяся основа, либо на 30 см при ее отсутствии. Образовавшиеся стыки подлежат обязательному склеиванию с помощью специального оборудования. Относительно недавно на рынке появились полимерные геомембраны, уже включающие геотекстильный слой;
  • Проникающие составы представлены сухими смесями, разводимыми водой перед непосредственным использованием. Они наносятся поверх бетонного слоя, проникая вглубь его структуры и блокируя просачивание воды на поверхность. Однако данный способ чаще используется в качестве дополнительного гидроизоляционного слоя;
  • Смесь жирной глины в сочетании с отходами нефтепереработки в качестве самостоятельного гидроизолятора используется довольно редко на фоне современных материалов, значительно превосходящих смесь глины как по эксплуатационному периоду, так и по степени герметичности. Однако в комбинации с другими видами гидроизоляции встречается частенько.

теплоизоляция

Для утепления смотровой ямы идеальным теплоизолятором выступает полистирол, поскольку обладает отличными теплоизоляционными характеристиками и минимальным показателем водопоглощения. При этом влажные условия никаким образом не сказываются на снижении уровня теплоизоляционных свойств.

ниши в стене ямы

Осмотр и тем более ремонт автомобиля сопровождается использованием различного вида инструментов. Чтобы каждый раз не подниматься за потребовавшимся приспособлением в помещение гаража или не спотыкаться об раскиданные на дне ямы инструменты по всему периметру ямы или в некоторых местах можно обустроить ниши различного размера, где будут располагаться необходимые для осуществления ремонта приспособления и детали. Таким образом, наличие ниш способствует быстроте и удобству проведения ремонтных работ.

освещение

Если для освещения будет использоваться переносная лампа, то планирование в этом случае отпадает. Однако освещение смотровой ямы стационарными осветительными приборами требует подведения в яму проводов и наличие углубления в стене для установки розетки, поэтому здесь стоит определиться с расположением светового прибора и источника его питания.

вентиляция

Даже отапливаемый гараж не спасет смотровую яму от конденсата. Кроме создания в яме определенного микроклимата, вентиляция способствует притоку свежего воздуха и оттоку эфирных масел и прочей химии, используемой при ремонте автомобиля. Самый простой способ соорудить вентиляцию смотровой ямы, вывести из нее небольшого диаметра гибкий воздуховод на высоту 25-30 см от пола гаража. При этом выведенный конец вентиляции необходимо закрыть сеткой и крышкой во избежание попадания в него различного мусора.

Исходя из вышеизложенного, предварительный учет даже мельчайших деталей позволит значительно сэкономить время и финансовые ресурсы.

Технология строительства смотровой ямы

После того, как детали будущего сооружения продуманы и приобретены необходимые материалы, можно переходить к осуществлению плана, соблюдая следующий порядок работ.

подготовка котлована

  1. Отмечаем на поверхности пола или земли участок, предназначенный для смотровой ямы.
  2. Вынимаем на необходимую глубину грунт и выравниваем дно ямы по уровню.
  3. В стене или по периметру стен вынимаем землю для ниш.
  4. Утрамбовываем дно котлована.

обустройство пола

  1. На земляной грунт укладываем слой щебня, составляющий 10 см, и уплотняем его.
  2. Поверх щебня засыпаем слой песка в 5 см и также утрамбовываем.
  3. Наносим жирную глину толщиной 20-30 см.
  4. Укладываем армированную сетку.
  5. Замешиваем бетонный раствор из песка с цементом, соблюдая пропорцию 3:1 и заливаем пол толщиной 6-7 см.
  6. После отвердевания бетона наносим слой битумной мастики и укладываем рубероид, не забыв проклеить стыки горячим битумом.
  7. Укладываем слой пенопласта.
  8. Заливаем бетонным раствором толщиной 10-15 см и даем полностью просохнуть.

обустройство стен

  1. Стены обмазываем жирной глиной и закрываем полиэтиленом.
  2. Сверху пленки накладываем рубероид и горячим битумом проклеиваем его стыки.
  3. Крепим на стены пенопласт посредством клеящего состава.
  4. Возводим опалубку из досок или фанеры на расстоянии 6-7 см от стены.
  5. Армируем стены по периметру.
  6. Заливаем стены бетонным раствором постепенно, ежедневно заливая смесь на высоту 15-20 см.
  7. После полного отвердевания бетона опалубку убираем.

устройство ниш

Верх, низ и стенки ниш армируем проволокой и обмазываем глиной, после высыхания которой ниши можно облицевать кирпичом или керамической плиткой.

безопасность

Делаем смотровую яму защищенной от случайного наезда машины, устанавливая Т-образную железную рейку на уровне основного пола гаража. Кроме того, данная рейка послужит каркасом при накрытии ямы в период простоя отдельными досками или из досок сразу можно сколотить крышку.

Итак, смотровая яма +своими руками готова. Осталось только устроить вентиляцию, провести свет и спустить в яму лестницу. К тому же, через месяц после последней заливки бетона можно будет облицевать смотровую яму керамической плиткой, кирпичом, либо другим отделочным материалом.

Загрузка...