inlaber.ru

Российский рынок труда: проблемы и тенденции. Российский рынок труда: проблемы и перспективы развития

Проблемы российского рынка труда разнообразны по своим причинам, проявлениям и последствиям. Мировой кризис 2008 года, достаточно серьезно повлиял на экономическую ситуацию в России и отчетливо проявил те проблемы, которые уже существовали в российской экономике, следовательно, отражались и на функционировании рынка труда, на протяжении последних десятилетий. И хотелось бы уделить внимание некоторым из этих проблем.

Большинство проблем российского рынка труда в той или иной степени связано с особенностями его институциональной среды, которая сформировалась в 90-е годы. У этой среды имеется основное противоречие, противоречие между формальными и неформальными институтами регулирования контрактных отношений работника и работодателя. Слабость и незащищенность института частной собственности и института контрактов привела к усилению роли неформальных правил и институтов, в том числе противозаконных.

Трудовые права граждан нарушаются повсеместно: не только в малом и среднем бизнесе, но и на предприятиях всех форм собственности.

На многих частных предприятиях рабочий день не нормирован, низкая заработная плата может сочетаться с задержками при ее выплате, с высокой напряженностью труда и опасными для здоровья условиями.

Своеобразие российского рынка труда в том, что жесткое законодательство сочетается с крайне низкой эффективностью механизма принуждения к его исполнению. Стороны часто игнорируют свои обязательства, причем независимо от того, оформлены они письменным соглашением или нет. Государство не справляется с функцией гаранта соблюдения законов и правил. Границы между формальными и неформальными секторами экономики размыты. Часто даже ведущие российские компании действуют на грани, а подчас и за гранью законом, нарушают статьи Трудового кодекса. Нарушать законы и правила выгодно еще и потому, что издержки, связанные с соблюдением трудового законодательства и действующих контрактов, выше издержек связанных с их нарушением. Именно поэтому большинство предприятий предпочитает неформальные способы организации и оформления трудовых отношений.

Решением этой проблемы не является ужесточение санкций и увеличение размеров штрафов при выявлении нарушений трудового законодательства. Однако эта мера может привести не к их сокращению, а к росту размеров вознаграждений коррумпированным чиновникам. Более жесткие наказания за нарушение Трудового кодекса могут способствовать и уводу в «тень» трудовых отношений или маскировке трудовых отношений гражданско-правовыми договорами. Чем строже будут санкции за выявленные нарушения, тем большая часть работников окажется вне правового поля. И первыми пострадают лица, которым по закону положены льготы - несовершеннолетние, инвалиды, женщины, воспитывающие детей и др. Их конкурентные позиции на рынке труда станут еще слабее.

Для выхода из сложившейся институциональной проблемы, т.е. преодоления ситуации, когда практика все дальше уходит от формальных норм поведения, следует двигаться сразу по нескольким направлениям:

  • 1. совершенствовать законодательную базу в направлении лучшей сбалансированности интересов работодателя и работника;
  • 2. усилить государственный и общественный контроль реализации законов на основе активизации и повышения эффективности работы органов государственного контроля и надзора, судебной системы, профсоюзов и общественных организаций, самозащиты и др.
  • 3. формировать социально-культурные предпосылки создания цивилизованной институциональной среды - последовательно и настойчиво культивировать в обществе уважение к государству, закону, контракту.
  • 4. а так же следует увеличить вероятность исполнения наложенных санкций за нарушение закона, т.е. сделать неизбежным наказание для недобросовестного работодателя.

Проблема незаконной миграции в России в настоящее время получила неоднозначную оценку. С одной стороны, миграция позволяет сгладить последствия демографического кризиса, с другой, является крайне негативным фактором, ухудшающим криминогенную ситуацию в государстве.

Фундаментальной причиной существования незаконной миграции является неравенство экономического развития государств. Страны с высоким уровнем жизни населения привлекательны для мигрантов из менее развитых стран, в которых часто за подобную работу платят на порядок меньше.

Серьезный ущерб российскому рынку труда наносит так называемая «утечка мозгов». Можно указать несколько причин этого явления:

  • 1. слабая обеспеченность материально-технической и приборной базы, недостаточное внимание государства и общества в сфере научных исследований;
  • 2. низкий уровень оплаты труда, как молодого учёного, так и учёного высшей квалификации;
  • 3. слабая интеграция фундаментальной науки с государственными и частными предприятиями;
  • 4. низкий престиж статуса учёного в России.

В основном, российские учёные едут работать туда, где лучше условия в страны Западной Европы и Северную Америку. Такие страны, в первую очередь, преследуют цель наиболее эффективно и с минимальными затратами пополнить качественно свою науку и образование. Уезжают специалисты не всех профилей и специальностей. Основная группа эмигрантов - это программисты, биотехнологи, молекулярные генетики, реставраторы.

Низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе. Требования работодателей к работникам растут, а заработные платы снижаются.

В свою очередь, низкое качество рабочих мест оказывает негативное влияние на функционирование рынка труда и приводит к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда, к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.

Решение проблемы по повышению качества рабочих мест предусматривает увеличение оплаты труда и улучшение условий трудовой деятельности. Основу стратегических планов и программ развития бизнеса должны составлять перспективы поэтапного повышения оплаты труда и социальных гарантий.

Перспективным решение данной проблемы со стороны государства для роста заработной платы, в том числе в бюджетном секторе, является переход к отраслевым системам оплаты труда, предполагающим объединение профессий рабочих и должностей служащих в профессионально-квалификационные группы в зависимости от требований к уровню образования по каждому виду деятельности. Для каждой профессионально-квалификационной группы будет установлен гарантированный уровень оплаты труда.

Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых. Это происходит из-за того, что некоторые работодатели предпочтут «урезать» переменную часть заработанной платы своих сотрудников в ожидании окончания рецессии и начала экономического подъема, чем отправлять работников на открытый рынок труда. К «урезанию» заработных плат добавляется еще такая форма экономии на персонале как «урезание» социальных пакетов.

Согласно исследованию, проведенному кадровым агентством «Анкор»: 31% компаний, работающих в России, сокращают численность персонала, а 18% уменьшают заработные платы своим сотрудникам, 13% компаний планируют сократить расходы на персонал путём сокращения рабочего времени.

В отношении граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, выпускники общеобразовательных учреждений, уволенные с военной службы другие) предусматривается осуществление органами службы занятости специальных программ, предусматривающих:

  • 1. оказание услуг по информированию о ситуации на рынке труда, психологической поддержке и профессиональной ориентации;
  • 2. профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, основанные на процедуре профилирования безработных граждан;
  • 3. организацию временных (общественных) работ и стажировок в организациях;
  • 4. содействие в переезде безработных граждан в другую местность, в том числе сельскую местность, в целях трудоустройства.

Перспективными направлениями содействия занятости безработных граждан является их вовлечение в сферу предпринимательства. Для этого необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.

В условиях экономических трудностей неформальный сектор экономики может выступать, как их амортизатор - «поглощать», т.е. обеспечивать занятость и доходы, не только части официально работающих (через вторичную занятость), но и значительной части полностью или «частично» безработных (вынужденно работающих на условиях неполного рабочего времени или отправленных в административные отпуска).

Рынок труда в России формировался в условиях перехода от командно-административной экономики к рыночной, когда все его участники были вынуждены реагировать на изменившуюся конъюнктуру. С введением кооперативов для частного предпринимательства стали доступны многие сферы, о которых раньше и нельзя было помышлять. Многие крупные бизнесмены -- капитаны отечественной экономики -- заложили тогда основы своего бизнеса, чтобы подготовиться позднее к залоговым аукционам и принять непосредственное участие в приватизации самых лакомых кусков государственной собственности, которые впоследствии сформируют основные активы большинства участников российского списка Forbes.

Предприниматель всегда заинтересован в получении прибыли, и максимизирует ее тремя способами: ростом цен на свою продукцию, увеличением выпуска за счет роста производительности труда, а также снижением издержек. А среди основных издержек, как известно, находится заработная плата, которая также, помимо собственно выплат работнику, несет в себе большое налоговое бремя на работодателя, которое в настоящее время для общего режима налогообложения составляет 30 % от оклада (22% приходится на взносы в Пенсионный Фонд России, 2,9% -- в Фонд Социального Страхования, 5,1% -- в Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования). Помимо этого, с зарплаты работника удерживается налог на доходы физических лиц в размере 13%. Таким образом, чтобы работник получал 50 тысяч рублей в месяц «на руки», работодателю приходится начислять почти 75 тысяч рублей в месяц. Налоговое бремя лежало на зарплатах и в более ранние времена существования российского рынка труда (до современных взносов до 2010 года существовал единый социальный налог в размере 26%, еще раньше в России существовала прогрессивная шкала налогообложения, которая была заменена на плоскую для увеличения собираемости налогов).

Даже с учетом возможного возврата большинства фирм к «серым» схемам начисления зарплат, за исключением самых крупных фирм, а также банков и других финансовых учреждений, работодатели вряд ли увеличат заработную плату пропорционально «сэкономленным» таким образом налогам. Скорее всего, они продолжат платить ту же самую заработную плату, только уже на новых условиях, а высвободившиеся средства пустят в оборот или на личные цели. Данное предположение лишь подчеркивает то, что для фирмы заработная плата -- это издержки, которые необходимо снижать для максимизации прибыли, и никакие доводы не смогут убедить их в обратном.

В современной экономике западного образца в таких условиях у предпринимателей должны быть очень сильные оппоненты в лице государства и профсоюзов, которые способны противостоять такому давлению и не допускать необоснованного снижения заработной платы, а если такое все-таки происходит, то контролировать этот процесс, чтобы заработная плата не опускалась ниже определенного уровня.

Официально в РФ существует Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) -- общественная организация, под эгидой которой состоят большинство крупных российских профессиональных союзов. Она была образована в 1990 году как «независимый от государства, политических и предпринимательских структур национальный профсоюзный центр». ФНПР, по информации с ее официального сайта, объединяет 122 членские организации, 5 общероссийских профсоюзов имеют с ФНПР соглашения о сотрудничестве. ФНПР охватывает более 20 млн. человек -- около 95% всех членов профсоюзов в нашей стране.

Основные проблемы, связанные с деятельностью ФНПР -- это фактическая монополизация профсоюзного движения, ярко выраженная провластная ориентация, имитация борьбы за права работников. ФНПР удобна для власти и бизнеса, принимает участие в составе трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, но не столь успешно защищает права трудящихся. Требования, звучащие с подачи ФНПР, звучат мирно по отношению к власти, все митинги и мероприятия без проблем согласовываются. В свое время ФНПР одобрила вызвавший массовые протесты населения закон о монетизации льгот. Создание же независимых профсоюзов блокируется действующем в России законом о профсоюзах, а сохранившиеся после распада СССР профсоюзы, по меткому выражению Г.Е. Алпатова, исполняют роль «неработающего телевизора» -- занимают место, но не функционируют должным образом. Подобная ситуация говорит о том, что в настоящее время в России «организованные» профсоюзы не существуют и не способны оказывать влияния на бизнес с целью защиты прав работника в споре с работодателем.

В России существует минимальный размер оплаты труда (МРОТ) -- установленная минимальная величина оплаты труда, меньше которого работодатель не может платить своему работнику, за исключением случаев совместительства. С 1 января 2016 года величина МРОТ в России составляет 6204 рубля в месяц, что равно 54% прогнозируемого правительством прожиточного минимума для трудоспособного населения на 2016 год. Даже заявленное повышение с 1 июля 2016 года уровня повышения МРОТ до 7500 руб. представляется лишь маленьким шагом в сторону равенства МРОТ и прожиточного минимум. В России до сих пор существует закрепленная на законодательном уровне разница между минимальной заработной платой и стоимостью статистически рассчитанной продуктовой корзины, которая ниже реального минимума продуктов и услуг, необходимых для проживания в современных российских мегаполисах. На фоне экономических катаклизмов, инфляции, вызванной санкциями и девальвацией рубля, повышение МРОТ на 4% выглядит явно недостаточным.

Наличие «серого» рынка труда традиционно характерно для отечественной экономики, что выражается в высокой доле неофициально занятых работников, особенно в секторе малого бизнеса. Также россияне неохотно пользуются услугами государственной службы занятости, в которой регистрируется в качестве безработных лишь небольшая доля ищущих работу граждан. Чтобы сгладить недостаток данных, в статистическом анализе используется метод обследования населения по проблемам занятости, проводимый путем анкетирования граждан на основе выборочного метода отбора домохозяйств с последующей экстраполяцией итогов на все население исследуемой возрастной группы. Согласно данным Росстата, которые приведены в таблице 1, доля зарегистрированных безработных от их общего числа составляла 34% в 2009 г. и снизилась до 22,7% в 2014 г.

Причина столь низкой доли зарегистрированных заключается в крайне низком пособии по безработице, которое уступает и МРОТ и прожиточному минимуму. На 2016 г. минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная величина пособия по безработице составляет 4900 руб., что меньше величины общероссийского МРОТ в 6204 руб. и тем более будущего значения МРОТ в 7500 руб. Заметим, что эти границы не меняются с 2009 года и это удивительно на фоне инфляции, которая имела место все эти годы. Конечно, пособие по безработице должно служить стимулом к тому, чтобы кандидат искал работу и не жил на пособие, но его величина должна быть достаточной для того, чтобы привлекать тех, кто ищет работу, для направления в нужные государству отрасли, в поддержке которых остро нуждается отечественная экономика, в частности в импортозамещающие производства. Такой величиной представляется прожиточный минимум, который должен быть ориентиром не только для расчета абстрактного минимального качества жизни, но и минимальной заработной платы и пособия по безработице, по крайней мере его максимальной границы.

Повышение пособия по безработице до уровня прожиточного минимум, которому также должен соответствовать МРОТ, было бы ключевым шагом для устранения недостатков взаимодействия субъектов рынка труда. Это важно для увеличения эффективности работы службы занятости, которая таким образом может охватить гораздо большее количество безработных, чем сейчас. Процесс поиска работы перейдет из неофициальной плоскости в официальную, поскольку многие не имеющие работы граждане, стремясь получать пособие, будут вставать на учет и рассматривать предлагаемые им государством вакансии. Это увеличит возможность последнего влиять на занятость в тех или иных отраслях и снизит объем «серого», неконтролируемого государством рынка труда. Вместо того, чтобы получать небольшую зарплату в конвертах, у многих появится стимул отказаться от такой работы, встать на учет в службе занятости, получать возросшее относительно текущих уровней пособие и искать возможность трудоустроиться на зарплату выше данного уровня, что также даст толчок повышению уровня зарплат в экономике за счет их нижнего сегмента. работник профсоюз безработица

Одной из действенных мер могла бы стать интеграция службы занятости со специализированными компаниями, работающими на рынке рекрутинговых услуг. К примеру, такие популярные сайты, как headhunter, superjob, могли бы получать дополнительную плату из бюджета за устройство соискателей на вакансии, заполнение которых необходимо согласно плану социально-экономического развития того или иного региона. Во взаимодействии государственных структур и частных участников рынка кроется большой потенциал, работа над которым помогла бы усовершенствовать инфраструктуру рынка труда страны и региона, который должен лучше справляться со своей основной задачей -- заполнять рабочие места в экономике, помогая предложению труда удовлетворять имеющийся спрос.

Также заметим, что в России используется месячный, а не почасовой МРОТ, как в других странах. Более короткий интервал стимулирует рост доходов работников, что нельзя сказать в случае с месячным интервалом. С учетом самой величины МРОТ, не покрывающей прожиточный минимум, несомненно можно утверждать -- в России имеет место проблема занижения МРОТ, что является сознательной политикой правительства для достижения местными властями запланированных показателей, несмотря на декларативные и нерешительные обсуждения возможных изменений. Можно сделать вывод, что вместо того, чтобы стимулировать рост заработной платы, идет искусственное замедление роста заработной платы, как со стороны государства, так и со стороны поддерживающего его бизнеса.

Можно привести статистические данные, которые свидетельствуют о постоянной доле оплаты труда в ВВП. Динамика расходов домохозяйств коррелирует с динамикой расходов на оплату труда. С учетом примерной доли в 45%, которые имеет оплата труда в ВВП, данные о которой приведены в таблице 2, повышение зарплаты на рынке труда означает повышение существенной доли спроса на рынке благ. Это могло бы повлечь спрос на инвестиции в машины и оборудование в отраслях, производящих блага, которые пользуются спросом домашних хозяйств, спрос на средства труда для производства этих машин и оборудования и, в конечном итоге на развитие инфраструктуры. Спрос домохозяйств -- основа других составляющих совокупного спроса, обладающий, по мнению Г.Е. Алпатова, «гораздо большим мультипликативным эффектом, чем принято считать в макроэкономической теории».

Таким образом, можно наблюдать проблемы несовершенства российского рынка труда в современных условиях. Вдобавок к демографическим проблемам, тенденциям вытягивания рабочей силы из соседних регионов городами-миллионниками, что не способствует развитию единого экономического пространства в стране, существуют проблемы инфраструктуры рынка труда, которые препятствуют его нормальному функционированию.

Для России на рынке труда характерна ситуация перекоса рыночных сил в пользу работодателя, поэтому важно устранить чрезмерное влияние спроса на труд, которому противостоит неорганизованное, разрозненное предложение труда, имеющее гораздо менее прочные позиции в нашей стране, в отличие от стран Запада с их длительной историей существования реально работающих профсоюзов и других элементов инфраструктуры рынка труда. Один из путей решения этой проблемы -- сокращение предложения труда, что в случае России означает смена миграционной политики. Важным решением, которое должно повысить уровень заработных плат в экономике, является снижения притока мигрантов из стран СНГ, обладающих низким человеческим капиталом и ориентированных преимущественно на неквалифицированный труд. На фоне происходящих в Западной Европе событий, связанных с потоком беженцев с Ближнего Востока, важен свежий взгляд на миграционные процессы на постсоветском пространстве. Иностранцы, занимая рабочие места, заняли большую долю рабочих мест в строительной отрасли, а своим демпингом на рынке труда подрывают зачатки отношения россиян к рабочим профессиям как достойным способам заработка, в результате чего многие потенциальные работники, не обладающие должными знаниями и квалификацией, отказываются от рабочих профессий, даже не имея других альтернатив.

Важным шагом в этом направлении могло бы быть введение дополнительных ограничений на пути такой миграции. Например, действенной мерой могло бы стать открытие гарантийного депозита со стороны въезжающих в страну мигрантов в достаточном размере, который гарантирует законопослушное поведение с их стороны и отсекает намеревающихся нарушить режим пребывания в Российской Федерации. Полученные средства могли бы изыматься в случае нарушения миграционного законодательства, а на время нахождения гражданина иностранного государства в РФ эти средства могли бы размещаться на финансовом рынке и приносить бюджету РФ дополнительный доход. При выезде мигранта из страны эти средства возвращались бы ему в установленном порядке. Можно быть уверенным, что сумма такого депозита в количестве хотя бы 100 тыс. руб. значительно снизит приток мигрантов, в частности той молодежи, которая даже не знает русского языка. Приезжали бы только те, кто действительно настроен работать в России, не нарушая законодательства, и готов впоследствии интегрироваться в российское общество, подтверждая свои намерения в том числе и материально.

Трудовые ресурсы страны нуждаются в защите от дешевого импорта рабочей силы в лице «демпингующих» мигрантов. В условиях современной информатизации общества любое рабочее место должно оформляться через электронную заявку на бирже труда. Прием мигрантов на работу без сообщения о наличии вакансии на бирже должен быть запрещен. Иностранцы могут занимать рабочие места только при отсутствии заявок со стороны отечественных граждан, как это делается в других странах, в частности в Германии. Также целесообразно увеличить налоговое бремя на работающих иностранцев, чтобы уменьшить их конкурентоспособность на рынке труда. К примеру, в два раза увеличить стоимость патента для иностранных граждан, размер которого в Санкт-Петербурге в 2016 году составляет 3000 рублей в месяц.

Отмеченные меры помогут сократить предложение неквалифицированной, дешевой рабочей силы на рынке труда, ограничат приток иностранных работников в Россию, и тем самым сделают рыночные позиции работников сильнее позиций работодателей, которые сейчас явно доминируют, что в конечном итоге выражается в низкой заработной плате работников экономике страны.

Также необходимо отметить, что развитие рынка труда в России сдерживается низкой мобильностью рабочей силы, которая проявляется лишь в стремлении жителей остальной России перебраться в крупные мегаполисы, прежде всего в Москву и в Санкт-Петербург, уровень зарплат и доходов жителей которых выделяется на фоне остальных российских регионов, за исключением разве что Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Такое положение дел не способствует развитию единого экономического пространства на территории России, чем отличаются страны Западной Европы, где нет такой разницы в социально-экономическом развитии регионов.

Помимо того, что необходимо развивать территории, создавать производства и рабочие места, нужно повысить мобильность рабочей силы, которая могла бы проявляться в нужном государству направлении для участия в приоритетных проектах в том или ином регионе. Прежде всего, необходимы меры по обеспечению переезжающих на постоянное место работы в определенный регион по запросу жильем и необходимыми атрибутами социальной инфраструктуры для работников и членов их семей: детскими садами и школами, поликлиниками и больницами, другими социальными объектами. Фактически это означает, что необходимо вернуться к советской системе распределения выпускников институтов по предприятиям страны. Только в современных условиях это должно происходить не по принуждению, а с помощью материальных стимулов -- к примеру, гарантировать получение работником жилья в данном регионе при условии, что он отработает на предприятии или в структуре холдинга, который оно представляет, не менее 10 лет. Также можно ограничить возможность продажи этого объекта недвижимости определенным периодом, чтобы избежать спекуляций со стороны тех, кто хочет извлечь из этого необоснованную материальную выгоду.

Безусловно не факт, что многие на такое согласятся, но несомненно это повлияет на увеличение миграционных потоков внутри страны и активизирует рынок труда. Также подобную систему можно было бы увязать с общероссийским рейтингом ВУЗов, по которым разнился бы размер компенсации тому или иному выпускнику. Очень многое из практики советских лет было неоправданно отброшено, хотя многие институты плановой экономики эффективно функционировали. Следует учитывать, что доля государства в экономике увеличивается, на многих рынках создаются госкорпорации, которые консолидируют бывшие некогда частными активы, а крупными предприятиями владеют бизнесмены, близкие к высшему руководству страны или полностью ему лояльные. При наличии импульса сверху и достаточной политической воли указанные трансформации могут повысить мобильность российского рынка труда и сделать в конечном итоге экономическую территорию страны более равномерной, без тех резких региональных различий, которые присущи ей сейчас.

Безусловно, на реализацию подобной программы необходимы крупные средства, но с учетом того, как неэффективно порой расходуются бюджетные доходы, можно найти за счет снижения коррупции и путем оптимизации других статей бюджета необходимые средства. Например, сокращение неэффективных инвестпрограмм крупных госкорпораций могло бы улучшить качество корпоративного управления и укрепить государственную систему сбалансированной экономики.

Предложенный выше набор мер является предварительным. Тем не менее, реализация некоторых из них помогла бы увеличить уровень заработных плат и способствовать экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики России и ее регионов через увеличение компоненты потребления, являющейся важнейшей составляющей ВВП. Они затрагивают различные интересы, не всем выгодные и являются небесспорными, но в условиях кризиса, в котором находится отечественная экономика, столь решительные действия могли бы послужить мощным импульсом к развитию отечественного рынка труда как неотъемлемого элемента экономики страны.

Российский Экономический Университет имени Георгия Валентиновича Плеханова

Ефимов Олег Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятиях торговли и общественного питания Уфимского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова

Аннотация:

В статье представлена характеристика российского рынка труда, выявленная на основе проблем и тенденций его развития. Рассматриваются проблемы состояния рынка труда в России, делаются прогнозы в отношении его перспектив и направлений. Заключаются выводы о необходимости различных образовательных программ. На основании статистических данных, выявлены парадоксы и закономерности рынка труда в России, а также представлен ряд его специфических особенностей.

This paper presents the characteristics of the Russian labor market, identified on the basis of issues and trends of its development. The problems of the labor market in Russia, made projections of its prospects and trends. Are different conclusions about the need for educational programs. On the basis of statistical data revealed paradoxes and regularities of the labor market in Russia, and also presented a number of its specific features.

Ключевые слова:

трудовая деятельность; безработица; ресурсы; отрасль экономики; рыночные отношения; экономически активное население

labor activity; unemployment; the resources; sector of the economy; market relations; the economically active population

УДК 331.52

Рынок труда - это один из важнейших элементов рыночной экономики, который характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. Особенность данного рынка заключается в том, что объектом контрактов здесь выступает способность человека к труду. Особенно важные формы здесь принимает смена экономического порядка, так как трудовая деятельность является основным источником дохода для большого количества людей, а также является главным полем самореализации личности. Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что рынок труда определяется как особая сфера экономики, где торговлю своими собственными силами, знаниями и умениями осуществляют сами работники.

Функции рынка труда заключаются:

  • в обеспечении производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределении между предприятиями и различными отраслями экономики
  • в рациональном использовании, размещении, регулировании труда
  • в обеспечении наемным сотрудникам возможности и полномочий получать средства к существованию
  • в согласовании стоимости и критериев труда между сотрудниками и работодателями
  • в стимулировании сотрудников и работодателей

В основе рыночных отношений лежит самостоятельное регулирование трудового рынка. Главными составляющими саморегулирования рынка труда являются спрос и предложение, а также конкуренция между работниками и работодателями фирмы. В результате действия данного механизма устанавливаются пропорции и уровень занятости. От этого зависит как величина заработной платы, так и размеры и структура безработицы.

Известно, что спрос на рынке труда является совокупностью спроса на ресурсы труда страны при их любой цене, а предложение является совокупным предложением ресурсов труда работников при всех возможных ценах на труд. Государственная политика в области занятости населения, уровень развития систем образования и профессионального обучения, профсоюзы - те показатели, которые влияют на спрос и предложение. Важнейшее значение имеют национальные особенности образа жизни.

Основная задача данной статьи — выявить особенности "российского пути" в сфере занятости.

Рынок труда в России и сложившаяся на нём ситуация является одной из сложнейших и наиболее запутанных проблем современного рынка производства. Основное влияние оказывает плохо поддающийся прогнозированию человеческий фактор. Кроме того, на рынке труда постепенно увеличивается число безработных, в то время как количество населения, способного к работе, уменьшается ежегодно. В эпоху глобализации мировой экономики основной проблемой является проблема обеспечения более качественного функционирования национальных рынков труда. Перед рынком труда стоит важная и серьёзная проблема, заключающаяся в создании условий, при которых работники и работодатели смогли бы беспрепятственно взаимодействовать друг с другом.

Еще одной острой задачей является обеспечение стабильности равноценности их взаимоотношений. Важным компонентом является создание таких условий на рынке труда, при которых работники и работодатели чувствуют себя в равной степени полноправными и равноценными участниками трудовых отношений. Основной задачей государства является проблема создания эффективного рынка труда, а также его развитие и поддержание.

Для устранения данной проблемы государству необходимо:

  • Подготовить истинных и полноценных участников рынка труда, то есть работодателей и работников
  • Постараться обеспечить всем слоям и типам населения качественного и полного образования
  • Постараться подготовить квалифицированных рабочих и специалистов, развитых во многих отраслях
  • Создать условия, при которых участники будут взаимодействовать между собой
  • Обеспечить профессиональную и территориальному мобильность участников рынка труда
  • Разрешить проблемы, связные с жильем и образованием
  • Затрагивать всё регионы страны, всё слои и типы населения
  • Создавать своеобразные правила
  • Разработать и создать своеобразные правила и условия действий на рынке, а также регулировать и контролировать их соблюдение
  • Разработать такое законодательство, которое бы позволило, как работникам, так и работодателям чувствовать себя равноправными участниками трудовых отношений
  • А также, при анализе тенденций и проблем развития российского рынка труда, очень важно учитывать национальные особенности регионов

На данный момент национальный рынок труда имеет большое количество серьёзных и важных проблем. В первую очередь это решение таких вопросов, как: ликвидация открытой безработицы, увеличение оплаты труда, достойное пенсионное обеспечивание граждан, усовершенствование системы трудового страхования, обеспечение мобильности рабочей силы, улучшение уровня производительности труда, обеспечение эффективности занятости, преодоление чрезмерного разделения доходов различных слоёв населения и многие другие вопросы. Очень важно при всём этом учитывать тот факт, что в России имеет место неблагоприятная демографическая ситуация. Российский рынок труда непременно необходимо совершенствовать в условиях превышения смертности над рождаемостью. Ещё одним существенным препятствием для изучения социально-трудовых отношений в России является наличие больших размеров неформального скрытого сектора экономики.

Таким образом, основные проблемы создания полноценно работающего рынка труда сводятся к вопросам образования и обеспечения профессиональной мобильности, а также к вопросам законодательства, которые регулируют и контролируют трудовые отношения.

Наиболее важным в современном рынке труда каждой страны является положение его населения. Главной составляющей которого является безработица. Безработица существует в каждой стране и различается только своим уровнем. Непосредственным объектом производств можно регулировать спрос на работников.

Отсюда следует вывод, что рынок труда непосредственно и напрямую связан с находящейся в стране экономикой, а также очень сильно зависит от нее. Безработицей называют социально-экономическое явление, при котором часть населения, способного к труду, не может благополучно найти себе работу. Такая часть населения становится резервной армией труда.

Считается, что достигнуть равновесия между спросом и предложением на рынке просто невозможно. Такая ситуация, как несоответствие заявленного спроса выдвинутому предложению, очень часть приводит к возникновению разного вида ситуаций.

В таблице 1 представлены данные уровня безработицы в России, начиная с 2000, заканчивая 2013 годом.

Таблица 1. Уровень безработицы в РФ в 2000-2013 годах.

Безработные, тыс.чел

Численность экономически активного населения, тыс. чел.

Уровень безработицы, %

Как видим из таблицы, процент безработицы в последние годы снижается. Исходя из методологии Международной организации труда уровень общей безработицы в первой половине 2013 года составил 5,8 % экономически активного населения, это в 1,6 раза меньше, чем в 2000 году, и в 0,9 раз больше, чем в 2007. По сравнению с 2000 годом, где количество безработных достигало 7 тысяч человек, в 2013 это число стало значительно меньше, и равно 4367 тысячам человек. Данные факты свидетельствуют о том, что рынок труда уже практически полностью восстановился после кризиса.

Сравним также размеры пособий по безработице. Если в 1996 году минимальный размер пособия по безработице был равен минимальному размеру оплаты труда, а максимальный размер пособия был не ограничен, то начиная с 2003 года, минимальный размер пособия по безработице был равен 35% прожиточного минимума, а максимальный размер пособия — 100% прожиточного минимума. К 2008 году максимальный размер пособия по безработице был равен 3123 рублям, а минимальный размер пособия составлял 780 рублей. К концу 2008 года прожиточный минимум составлял 4635 рублей, а минимальный размер оплаты труда на январь 2009 года был установлен в размере 4335 рублей. На основании предоставленных международной организации труда данных, можно сделать вывод, что тенденция в материальной поддержке безработной категории граждан ухудшается.

Очень серьёзное влияние на рынок труда оказывает демографическая ситуация в стране, так как функционирование рынка труда процесс не сколько потребления и использования рабочей силы, сколько формирования и производства. В России, как и во многих развитых странах мира сложилась тяжёлая демографическая ситуация. По данным, предоставленным Федеральной Службой Государственной Статистики, на январь 2010 года численность постоянного населения Российской Федерации составила 141 927 298 человек. При этом численность экономически-активного населения по итогам обследования населения по проблемам занятости — 74600 тысяч человек, что составляет 52% от общей численности населения страны.

В таблице 2 представлено количество экономически активного населения в России.

Таблица 2. Экономически активное население в России.

На основании таблицы мы наблюдаем, что за последние годы наблюдается прирост показателя. Так, в 1995 году численность экономически активного населения составила 70740 тысяч человек, что в 0,95 раз меньше, чем в 2005 году, и на 1,05 меньше, чем в 2010.

Следует помнить, что в условиях отрицательной демографической ситуации экономический рост не является долгосрочным, поскольку имеет место старение экономически-активного населения. К 2008 году количество занятых в экономике составляло 70965 тысяч человек, в то время как в январе 2010 года данный показатель составил уже 67700 тысяч человек. В 2009 году произошёл резкий спад численности занятых в экономике, который связан с разразившимся кризисом 2008 года и соответ-ственно выросшим уровнем безработицы.

Ситуацию, сложившуюся на рынке труда, наглядно характеризует динамика спроса на специалистов различных направлений. Данные, о самых востребованных профессиях в России за 2000, 2010 и 2014 года, отражены в таблице 3.

Таблица 3. Самые востребованные профессии в России.

Товаровед

Менеджер по продажам

IT-специалист

Квалифицированные рабочие

Инженер-проектировщик

Бухгалтер

Банковский работник

Источники: 1). [Сайт] http://edunews.ru/ (дата обращения: 03.11.2015).

2). Методология Международной Организации Труда (МОТ)

На основании таблицы 3 можно сделать вывод, что тенденции рынка существенно изменяются с каждым годом. Если в 2000 году особо ценились товароведы, также как и в 2010, то к 2014 году в приоритете стали профессии связанные с IT-технологиями. На протяжении 15 лет из пятёрки лидирующих профессий не выходили врачи, так как эта профессия будет востребована всегда.

Заключение. Следовательно, на основе всех вышеперечисленных данных, можно сделать вывод, что рынок труда начал восстанавливаться. К 2010 году ситуация во многом стабилизировалась. Но полные и окончательные выводы делать неправильно, так как российский рынок труда будет развиваться, совершенствуясь с каждым новым годом.

Становлению рынка труда препятствует ряд причин. В современной России остаются такие проблемы, как тяжелая демографическая ситуация, которая обрекает саму себя на постоянный приток иммигрантов, заполняющих рабочую силу страны. Одна проблема влечёт за собой другую, и следующим вопросом является то, что при постоянном иммиграционном процессе начинается угроза национальной безопасности и сохранения национальной культуры.

На данный момент характер проведения экономических реформ в стране является противоречивым, что не позволяет прогнозировать точную дату формирования эффективного рынка труда. Известно лишь то, что сократить издержки и период вхождения России в цивилизованный рынок, можно за счет создания конкурентной среды на всех рынках ресурсов, услуг и товаров, а также за счет формирования трудовой мотивации у населения.

Библиографический список:


1. Федеральный закон от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007)
2. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000, №4
3. Грицюк М. Рейтинг наиболее востребованных профессий на рынке труда // Российская газета – 2010 – Федеральный выпуск № 5207(128)
4. Плохова Н.В. Тенденции российского рынка труда // Российское предпринимательство – 2011 - Федеральный выпуск № 11(195)
5. Шуркалин А.К. Основы экономической теории // ИНФРА-М, 2001
6. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: Учебное пособие // «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009 – 623 с.

Рецензии:

26.11.2015, 21:03 Федотова Татьяна Анатольевна
Рецензия : Необходимо более тщательно вычитать работу и отредактировать, т.к. имеют место несвязанные и нелогические предложения (например: Наиболее важным в современном рынке труда каждой страны является положение его населения. Главной составляющей которого является безработица.) В аннотации надо привести предложения к одному времени: настоящее или прошлое (представлена, Рассматриваются, Заключаются, представлен). Таблица 1 и тем более таблица 2 должны быть обновлены - уже есть данные за 2014 год. Размер пособия также анализируется за 1996, 2003 и 2008 годы, но с 2008 года он существенно изменился на сегодня. Нет авторских предложений и разработок по результатам анализа. С ув. Т.А.

Неотъемлемыми элементами рыночной экономики являются современный рынок труда и безработица. В нынешних условиях становления рынка требуется создать действенные механизмы использования трудовых ресурсов, чтобы перейти на новый уровень, снизив рост безработицы и социальную незащищенность населения.

Рынок труда в современных экономических условиях функционирует по таким же правилам, что и рынок товаров и услуг. Только закон спроса и предложения формирует цену на особый товар – рабочую силу. Объектом на рынке труда выступают . Очевидно такое соотношение:

  1. Если количество предложений на рынке труда больше, чем спрос на них, образуется излишек рабочей силы и возникает безработица.
  2. Когда количество предложений меньше, чем нужно работодателям, будет дефицит работников, в результате чего экономика тоже пострадает.

Если государство не полностью использует имеющиеся трудовые ресурсы, то экономическая система работает не в полную меру. С большим количеством рабочих мест производится большее количество общественного продукта, и материальные потребности людей лучше удовлетворяются.

Идеальной моделью рынка будет ситуация, когда количество соискателей, предлагающих свои услуги, равно числу требующихся вакансий. Безработица при этом будет равна нулю. В реальной экономике такого быть не может, но, чем ниже реальный уровень безработицы, тем лучше для экономики страны.

Сегодняшний рынок труда – это система различных механизмов, законодательных норм, общественных и государственных институтов, благодаря которым происходит потребление и воспроизведение рабочей силы. На нем осуществляется согласование интересов работодателей и работников по поводу платы за труд и его условий.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу со стороны работодателей сформулированы четко: мало того, чтобы человек был хорошим специалистом, он должен быть мобильным и универсальным.

Государственное регулирование

Основная роль в создании позитивных тенденций на современном рынке труда должна быть у государства, поскольку оно может напрямую регулировать занятость в масштабе всей страны такими мерами:

  • поддержкой малого и среднего бизнеса;
  • организацией программ переобучения;
  • созданием условий для переселения в регионы с нехваткой специалистов;
  • предоставлением льгот отдельным категориям работников;
  • созданием дополнительных рабочих мест.

В 2012 году Правительством РФ был утвержден план реализации по программе содействию занятости населения на ближайшие три года. Он включает в себя различные мероприятия, которые должны помочь ускорить решение проблемы рынка труда.

Безработица и рынок труда : Видео

Особенности российского рынка труда

Чтобы понять, что собой представляет современный рынок труда в России, нужно ознакомиться с тем, что его индивидуализирует:

  1. Высокие показатели скрытой безработицы. Это дестабилизирует социальные отношения и ухудшает экономическую конъюнктуру.
  2. Частный сектор является достаточно крупным потребителем рабочей силы.
  3. Большое количество простаивающих предприятий, и, как следствие, неполная занятость.
  4. Очень велика дифференциация по регионам внутри страны по количеству занятых и по самым востребованным отраслям.
  5. Уровень пособий по безработице недостаточен.
  6. Границы между занятостью официальной и теневой довольно условны.
  7. Распространена модель занятости, когда рабочая сила и не используется, и не высвобождается в другие отрасли.
  8. Для определенных сегментов рынка труда характерны монополии.

Безработица в РФ

Характеристикой рынка труда на современном этапе является нормальный уровень безработицы (по состоянию на август Росстат озвучил уровень в 4,8 %). От 4 до 6% – адекватный показатель безработицы, если он выше, то можно говорить о стагнации в экономике. Такой уровень объясняется тем, что в качестве безработных учитывают только тех, кто обратился в государственную службу занятости. В то время как многие не имеют возможности или желания становиться на учет из-за крайне низкого размера пособий.

Согласно официальным статистическим данным, в России наиболее распространена фрикционная безработица, затем структурная, но по большей части как региональная проблема. Численность безработных поэтому можно сократить грамотным перераспределением рабочей силы.

Региональная безработица – это остро стоящая проблема в современной России, поскольку она не просто ухудшает экономические показатели, а приводит к социальной напряженности и появлению тенденций обособления отдельных регионов, развитию преступности и региональным конфликтам. По территориальному признаку – это, прежде всего, Северный Кавказ. Помимо этого, кризис переживают регионы, в которых развиты неактуальные сейчас отрасли.

Скрытая, или латентная безработица, которая является проблемой современного состояния рынка труда в России, с одной стороны, представляет собой нормальный этап перехода от плановой к рыночной экономике, с другой стороны – в нашей стране этот период чрезмерно затянулся. Это способствует привыканию трудящихся к работе с изменившимися условиями труда, и является препятствием для развития массовой, официально зарегистрированной безработицы.

Латентная безработица:

  • усложняет формирование эффективной занятости;
  • препятствует мобильности трудовых ресурсов по отраслям;
  • невысокая оплата труда снижает уровень жизни основного населения и усиливает тенденции по его расслоению.

Причины безработицы в России

В значительной степени современный рынок труда и безработица подвержены влиянию социально-экономических причин. Уровень безработицы часто используют в качестве показателя экономического развития.

Для нашей страны можно выделить такие основные причины недостатка рабочих мест:

  1. Структурные изменения в экономике, суть которых в том, что развитие новых технологий и техники требует сокращения лишней рабочей силы.
  2. Цикличность экономики в целом, когда работодатели просто вынуждены снижать свои потребности, в том числе и в трудовых ресурсах.
  3. Сезонные изменения.
  4. Политика правительства в трудовой сфере.

Одновременное повышение экономической эффективности производства и стремление к обеспечению полной занятости было бы утопичным. Ведь главный фактор роста экономики и производства – научно-технический прогресс – одновременно является одним из основных факторов возникновения безработицы.

Рынок труда представляет собой особую сферу, где работники осуществляют торговлю своими собственными силами, знаниями и умением. Такой рынок не является стандартным в понимании обывателя. Однако он успешно функционирует, позволяя удовлетворять потребности всех его участников. Каков же он, рынок труда, современное состояние и проблемы которого остаются на этапе разрешения?

На таком рынке так же, как и во всех других, действуют свои законы – закон спроса и предложения, а также формируются так называемые цены. В качестве цены здесь выступает заработная плата того или иного сотрудника, а также оплата, которая может предлагаться потенциальным работодателям.

Чем больше запрашивает соискатель уровень возможной заработной платы, тем меньшее количество потенциальных работодателей могут его принять (закон спроса). И чем меньшую заработную плату предлагает работодатель, тем меньшее количество сотрудников готовы приступить к работе (закон предложения). И только в месте пересечения этих двух условных прямых позволяет определить реальный рынок труда.

Рынок труда и его характеристика на современном этапе заставляет обратить внимание на одну важную особенность: работодатель ставит потенциального сотрудника на принятие заведомо невыгодных для него условий, поскольку в ином случае он вообще может остаться без работы.

Что собой представляет рынок труда в современных экономических условиях

Современный рынок представляет собой некую диспропорцию, что уже укоренилась, отсутствие мотивации в профессиональной сфере, низкая оплата. Минимальная заработная плата в стране очень маленькая, значительно ниже (до нескольких десятков раз), чем в развитых странах близкого и дальнего зарубежья. Сегодня практически отсутствует стимулирование профессионального развития сотрудников и неработающих специалистов. Можно выделять определенные критерии развития:

  • возрастание безработицы}
  • появление переселенцев и беженцев, которые подлежат трудоустройству}
  • неэффективное использование трудового потенциала сотрудников – из-за уменьшения производства необходимость в использовании имеющегося трудового потенциала сотрудников в полном объеме отпадает}
  • значительно заниженный размер пособия по безработице}
  • увеличение роста теневой занятости населения}
  • сложность вхождения в некоторые сектора: соискатели с высшим образованием не имеют возможности получить доступ к трудоустройству в определенных секторах, например банковский сектор, из-за установления монополизации, высокого уровня заработной платы и требований}
  • реальные отличия между официально зарегистрированным количеством безработных, а также вообще общего количества безработных.

Безработица – неприятная, но обязательная составляющая

Современный рынок труда в любой стране определяет уровень социального положения всего населения. Его главной составляющей является безработица. Она присутствует в каждой стране, однако отличается лишь своим уровнем. Спрос на работников можно регулировать не уровнем стоимости их работы, а непосредственным объемом производств. Поэтому рынок труда непосредственно и очень тесно связан с существующей в стране экономикой, напрямую зависит от нее.

Зарубежный опыт должен научить нас тому, что правильное и постепенное развитие рынка труда и рыночных отношений в обязательном порядке предусматривает выстраивание и эффективную защиту определенных групп населения.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу очень четко сформировались, и практически у всех работодателей взгляд на это один. Ценный профессионал – это лицо, которое может отвечать определенным критериям: первично то, чтобы человек был хорошим специалистом в своем деле. Также он должен быть мобильным и универсальным.

Современный рынок труда и безработица

Безработицей называют особое положение, при наличии которого некая часть работоспособного населения не может успешно трудоустроиться с предполагаемым уровнем заработной платы, либо же трудоустроиться вообще. Известно, что достигнуть равновесия спроса и предложения просто невозможно. По причине несоответствия заявленного спроса выдвинутому предложению такая ситуация стандартно приводит к возникновению разного уровня безработицы. Безработица в основном распространена в определенных кругах, наиболее незащищенными из которых являются:

  • молодые женщины,
  • молодежь,
  • национальные меньшинства,
  • лица, покинувшие места лишения свободы.

Можно условно определить три основных составляющих безработицы:

  1. Высокий уровень существующей заработной платы. В случае поднятия уровня заработной платы выше среднего (например, по требованиям профсоюзов) у работодателей уменьшается уровень необходимых предложений на замещение должностей. Это приводит к возникновению безработицы. С подобным явлением можно бороться только путем стабилизации уровня заработной платы.
  2. Невысокий уровень спроса также является причиной возникновения безработицы. Например, при снижении уровня спроса на товары уменьшается уровень спроса на сотрудников, осуществляющих продажи.
  3. Несовершенство и негибкость рынка. Считается, что возникновение безработицы является производной от того, что многие работодатели не могут в нужное время приспособиться к изменениям продаж.

Для борьбы с безработицей необходимо прикладывать усилия для того, чтобы бороться с факторами, провоцирующими безработицу. Среди них можно выделить наиболее проблемные:

  • Демографическая ситуация в конкретном регионе, где происходит борьба с безработицей. Это уровень рождаемости и смертности, миграционные потоки (как из региона, так и в регион), уровень продолжительности жизни.
  • Процесс перехода собственности на предприятиях из государственной в частную путем поведения стандартной процедуры приватизации. В этом случае огромное количество сотрудников таких предприятий предположительно оказываются без работы.
  • Организационно-экономические факторы. Здесь подразумеваются процессы изменения любой организационно-правовой формы, а также слияния и поглощения разнообразных компаний. В этих ситуациях сотрудники вынужденно могут менять фактическое место своей работы на другие регионы и наоборот. Все эти движения влияют на колебания, затрагивающие рынок труда.
  • Технический фактор. С учетом развития научно-технического прогресса на сегодняшний день, а также его перспектив развития в будущем, многие компании (особенно производственные) перестают нуждаться в некоторых категориях сотрудников, что провоцирует появление глобальных увольнений.

Рынок труда, его современная структура

Современный рынок труда в нашей стране имеет следующую структуру:

  • Здоровая конкуренция. Современная структура предусматривает наличие, в обязательном варианте, естественной конкуренции между работодателями и соискателями, а также между представителями одной группы.
  • Механизм регулирования отношений на рынке труда на государственном уровне.
  • Построение системы полной социальной защиты работоспособного населения.

Субъектный состав рынка современного труда очень многочисленный. Туда входят сами работодатели, уже нанятые работники, безработные лица, самозанятые работники. Все предполагаемые члены современного рынка труда, представляющие группу соискателей, могут условно быть поделены на категории:

  • «Синие воротнички». Эту категорию представляют работники заводов и фабрик, которые выполняют исключительно физическую работу.
  • «Белые воротнички». Эта категория представляется только сотрудниками, которые для выполнения работы используют умственные способности и знания.
  • «Серые воротнички». Эта категория представляет обычных рядовых и подсобных работников.

Главными составляющими на рынке труда можно определить совокупность предложений, которые охватывают всю рабочую силу, а также совокупный спрос, который определяет общую потребность экономики в наемной рабочей силе.

Регулирование рынка труда на государственном уровне в нашей стране

В регулировании рынка занятости населения не последнюю роль играет государство. Оно имеет большое влияние на некоторые моменты, которые влияют на становление занятости, как в отдельных отраслях, так и в глобальном масштабе. Например, государство может оказывать влияние на:

  • уровень предлагаемой заработной платы, условий труда,
  • предоставление дополнительных льгот отдельным лицам или категориям работников,
  • уровень социального обеспечения.

Государство может активно бороться с безработицей путем создания дополнительных рабочих мест, государственных органов, которые осуществляют контроль и борются с безработицей, эффективных программ, позволяющих заинтересовать потенциальных работодателей и т.д. Нередко сюда относят государственные программы, которые позволяют представлять работодателям дополнительные льготы при трудоустройстве безработных инвалидов или специалистов определенных профессий, а также провести процесс замещения вакантных должностей и обеспечить безработное население работой.

Государственные биржи как способ уменьшения уровня существующей безработицы

Созданные государством биржи помогают активно бороться с имеющимся уровнем безработицы в стране в целом, а также в отдельных ее регионах. Основная направленность этих организаций заключается в том, что они должны обеспечивать оборот потенциальных сотрудников и обеспечение их трудоустройством. Для достижения такой цели разрабатываются планы мероприятий, направленные на изменение уровня профессиональной подготовки, а также смены профессиональной направленности потенциального соискателя. Соискатели обеспечиваются бесплатными курсами повышения квалификации, курсами обучения на определенные специальности и т.д. Все это помогает не только получить дополнительные знания, но и найти работу по вновь приобретенной профессии.

Такие учреждения играют большую роль в борьбе с безработицей, особенно путем повышения социальной активности населения, исследования рынка труда в регионе и стране с целью мобильности ищущих работу граждан. Они помогают добиться от иных органов власти предоставления льготных программ кредитования для индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников, улучшения условий обслуживания, снижения ставки налогообложения, а также использования и других видов поощрения.

Особая роль бирж в процессе регулирования рыночных отношений

К сожалению, нужно отметить, что работа биржи труда не особо сильно может влиять на установленный рынок труда в стране. В нашей стране не существует на законодательном уровне обязательства выполнять назначения биржи предпринимателями и предприятиями. Последние стараются самостоятельно определить круг возможных соискателей через собственные отделы кадров. Это позволяет сделать выбор в достаточно короткие сроки и принимать решение о трудоустройстве после общения с большим кругом возможных специалистов. А соискатели, в свою очередь, чтобы избежать бюрократических издержек общения с биржами, проявляют желание напрямую общаться с потенциальными работодателями.

Частные рекрутинговые компании

Кроме государственных учреждений, существуют частные компании, которые занимаются подбором персонала для разнообразных предприятий. Такие организации работают и на потенциальных работодателей, удовлетворяя их потребности в разного уровня специалистах, а помогают и соискателям на определенные вакансии.

Работа таких компаний существенно влияет на рынок труда. Современная тенденция развития помогает провести подбор персонала для замещения вакантной должности, а также подобрать необходимую работу для кандидата. Роль таких компаний в регулировании рынка труда очень велика, поскольку они реально показывают хорошие показатели по трудоустройству и удовлетворению обоих сторон. Поскольку рекрутинговые компании являются частными, то и их деятельность целиком и полностью направлена на достижение определенного результата, в данном случае – удовлетворения потребностей по трудоустройству.

Регулирование рынка труда

К сожалению, созданные биржи не могут выполнять в полном объеме роль регулятора рынка труда. Вопрос устройства на работу продолжает находиться на критическом уровне. В условия нестабильной экономики многие учреждения и организации либо перестают работать на время, либо становятся банкротами. Соответственно, все сотрудники, которые работали на таких предприятиях, остаются без работы. Естественно, что не все они могут устроиться на работу с помощью бирж, многие так и останутся находиться на учете (особенно, если возраст предпенсионный либо же нет соответствующей профессии). Также приток безработных приходится на период окончания учебного года, поскольку ВУЗов и профильных училищ много, а обеспечить всех выпускников работой не представляется возможным, по крайней мере, сразу.

Эти проблемы были известны всегда, но особого внимания к ним не привлекалось. Только в последнее время стали уделять решению этих проблем достаточное внимание. Изменилась позиция в отношении рынка труда, замещать освободившиеся вакансии теперь можно после посещения ежемесячно устраиваемых ярмарок вакансий, а также других подобных мероприятий.

Однозначно, не принимать роль бирж в регулировании рынка труда просто невозможно. Как уже отмечалось, биржи занимаются перепрофилированием, переподготовкой, учебой потенциальных работников, а также реально помогают в трудоустройстве гражданам. Кроме того, особое значение имеет то, что биржи занимаются сбором данных о количестве безработных, уже трудоустроенных, определении перечня востребованных профессий, что помогает составить статистику и план мероприятий, направленных на борьбу с безработицей.

Но, что бы ни делала биржа, основную проблему она не решает. Потерявший работу человек, придя на биржу и получив предложение приобрести новую специальность, естественно, соглашается. Но на рынке труда будут отдавать предпочтение потенциальным сотрудникам, возраст которых – до 45, есть определенный стаж работы по необходимой профессии. А реальные соискатели, которые ищут работу через биржу, не имеют опыта в новой профессии, да и возраст зачастую около граничного либо же выше. То же происходит и с молодежью, которая на период поведения перепрофилирования, может утратить реальную возможность трудоустроиться, в связи с занятием вакантной должности другим специалистом. То есть вопрос переобучения не может решить проблему трудоустройства.

Поскольку еще очень много времени пройдет до момента, когда проблема будет полностью устранена, можно предпринимать эффективные промежуточные решения. Они хоть и не решают в целом проблему, однако лишними совершенно не будут:

  • увеличение минимального и максимального размера пособия, получаемого безработными}
  • направление усилий на проведение трудоустройства молодого населения страны}
  • приложение усилий для реального поиска рабочих мест безработному населению.

В условиях сегодняшнего дня огромную роль в стабилизации и улучшении экономики в стране, а также экономических процессов, играет мобильность потенциальных соискателей. То есть способность работника, а также членов его семьи, по надобности изменять место своего проживания с региона на регион. Именно это особенность может привести к увеличению производительности и эффективности экономики в целом.

Решение проблем, имеющихся на рынке труда

При становлении рыночных отношений всегда затрагивается важнейшая сфера экономики – занятость трудовых ресурсов. При проведении правильной экономической политики уровень безработицы не должен быть выше 5%, это является идеальным соотношением. На сегодняшний день возможно достичь такой ситуации и у нас в стране. Однако существует ряд факторов, которые преграждают дорогу к достижению этой цели, а именно:

  • Существующий рынок труда не является сбалансированным. Есть большое количество вакансий, размещенных разнообразными компаниями, и есть большое количество безработных, умение, профессиональная подготовка и опыт работы не позволяет им воспользоваться предложенными вакансиями.
  • Существующие ограничения, в том числе и правовые, уменьшающие реальные возможности мобильности работоспособного населения (существующий институт регистрации и прописки значительно привязывает человека к определенному месту нахождения).
  • Отсутствует возможность обеспечения доступным жильем, что снижает мобильность хороших специалистов в другие регионы.
  • Уровень производительности труда, по отношению к другим странам, остается на очень низких показателях.
  • Монополизированная экономика. Это удачно и продолжительное время позволяет работодателям диктовать свои условия труда и уровень оплаты за работу, а сотруднику ничего не остается, как принимать явно невыгодные условия.

Устранив все существующие проблемы, можно добиться хороших показателей и на рынке труда, и в экономике, и в рыночных отношениях. Как уже стало видно, от рынка труда очень зависят рыночные отношения и экономика в целом. И остается надеяться, что совсем недолго осталось до времени, когда рынок труда будет абсолютно объективным и позволит работодателям и работникам на равных бороться за удовлетворение своих потребностей в трудоустройстве.

Загрузка...