inlaber.ru

Подсистема управления процессами в операционной системе. Функции подсистемы управления процессами

Запущенная на выполнение программа порождает в системе один или более процессов (или задач).

Подсистема управления процессами контролирует:

    Создание и удаление процессов.

    Распределение системных ресурсов (памяти, вычислительных ре­сурсов) между процессами.

    Синхронизацию процессов.

    Межпроцессорное взаимодействие.

В общем случае число активных процессов превышает число процессоров компьютера, но в каждый конкретный момент времени на каждом процессоре может выполняться только один процесс. ОС управляет доступом процессов к вычислительным ресурсам, созда­вая ощущение одновременного выполнения нескольких задач.

Специальная задача ядра, называемая распорядителем или плани­ровщиком процессов (scheduler), разрешает конфликты между про­цессами в конкуренции за системные ресурсы (процессор, память, устройства ввода/вывода). Планировщик запускает процесс на вы­полнение, следя за тем, чтобы процесс монопольно не захватил раз­деляемые системные ресурсы. Процесс освобождает процессор, ожидая длительной операции ввода-вывода, или по прошествии кванта времени. В этом случае планировщик выбирает следующий процесс с наивысшим приоритетом и запускает его на выполнение.

Модуль управления памятью обеспечивает размещение при­кладных задач в оперативной памяти. В случае, когда для всех про­цессов недостаточно памяти, ядро перемещает части процесса или нескольких процессов в специальную область жесткого диска, осво­бождая ресурсы для выполняющегося процесса. Все современные системы реализуют так называемую виртуальную память: процесс выполняется в собственном логическом адресном пространстве, ко­торое может значительно превышать доступную физическую па­мять. Управление виртуальной памятью процесса также входит в за­дачи модуля управления памятью.

Модуль межпроцессорного взаимодействия отвечает за уве­домление процессов о событиях с помощью сигналов и обеспечи­вает возможность передачи данных между различными процессами.

Подсистема ввода/вывода.

Подсистема ввода/вывода выполняет запросы файловой под­системы и подсистемы управления процессами для доступа к ПУ (дискам, магнитным лентам, терминалам и т. д.). Она обеспечивает необходимую буферизацию данных и взаимодействует с драйверами устройств – специальными модулями ядра, непосредственно обслу­живающими внешние устройства.

Файловая система ос unix.

Понятие файла в ОС UNIX максимально унифицировано. Файлами считаются обычные файлы, каталоги, каналы; внешние устройства представляются в виде специальных файлов: байт-ориен­тированных (например терминал, принтер, последовательный порт) и блок-ориентированных (накопители на магнитных дисках) в зави­симости от единиц передаваемых данных.

Доступ к файлам любого вида однотипен, то есть доступ к внешним устройствам такой же как к обычным файлам.

Такой подход обеспечивает независимость программы пользо­вателя от особенностей ввода-вывода на конкретное устройство. Помимо этого, файлы в UNIX определяют привилегии пользовате­лей, поскольку права пользователя контролируются с помощью прав доступа к файлам.

Как и во многих ОС-ах, в UNIX файлы организованы в виде древовидной структуры, называемой файловой системой. Корнем этого дерева является корневой каталог , имеющий имя «/». Имена всех остальных файлов содержат путь – список каталогов (ветвей), которые необходимо пройти, чтобы достичь файла. Таким образом, полное имя любого файла начинается с «/» и не содержит идентифи­катора устройства, на котором он фактически хранится. UNIX до­пускает существование нескольких файловых систем, присоединен­ных к корневому каталогу.

В UNIX существует 6 типов файлов, различающихся по функ­циональному назначению и действиям операционной системы при выполнении операций над файлами.

    Обычный файл (regular file).

    Каталог (directory).

    Специальный файл устройства (special device file).

    FIFO или именованный канал (named pipe).

    Связь (link).

Обычный файл представляет собой наиболее общий тип фай­лов, содержащий данные в некотором формате. Для ОС такие файлы представляют собой просто последовательность байтов. Эти файлы обрабатываются прикладной программой.

Каталог – это файл, содержащий имена находящихся в нем файлов, а также указатели на дополнительную информацию – мета­данные, позволяющие ОС производить операции над этими фай­лами. Каталоги определяют положение файла в дереве файловой системы, поскольку сам файл не содержит информации о своем ме­стонахождении. Любая программа может прочитать содержание ка­талога, но только ядро имеет право на запись в каталог.

По существу каталог представляет собой таблицу, каждая за­пись которой соответствует некоторому файлу.

10245 . - текущий каталог

12432 .. - родительский каталог

номер имя

метаданные файла

Специальный файл устройства обеспечивает доступ к физиче­скому устройству. В UNIX различают символьные (character) и блочные (block) файлы устройств. Доступ к устройствам осуществ­ляется путем открытия, чтения и записи в специальный файл уст­ройства.

Символьные файлы устройств используются для не буферизо­ванного обмена данными с устройством, в противоположность этому блочные файлы позволяют производить обмен данными в виде пакетов фиксированной длины – блоков. Доступ к некоторым устройствам может осуществляться как через символьные, так и че­рез блочные специальные файлы.

FIFO или именованный канал – это файл, используемый для связи между процессами. FIFO впервые появился в System V UNIX, и большинство современных систем поддерживают этот механизм.

Связь. Как уже отмечалось, каталог содержит имена файлов и указатели на их метаданные. В то же время сами метаданные не со­держат ни имени файла, ни указателя на его имя. Такая архитектура позволяет одному файлу иметь несколько имен в файловой системе. Имена тесно связаны с метаданными и, соответственно, с данными файла, в то время как файл существует независимо от того, как его называют. Такая связь имени файла с его данными называется жест­кой связью (hard link). Жесткая связь является естественной формой связи имени файла с его метаданными и не принадлежит к особому типу файла. Особым типом файла является символическая связь, по­зволяющая косвенно адресовать файл. Символическая связь адре­сует файл, который, в свою очередь, ссылается на другой файл. Дан­ные файла, являющиеся символической связью, содержат только имя целевого файла, и ОС работает с такими файлами не так, как с обычными.

Сокеты предназначены для взаимодействия между процес­сами. Интерфейс сокетов часто используется для доступа к сети TCP/IP. В системах, ветви BSDINIX на базе сокетов реализована система межпроцессорного взаимодействия, с помощью которой ра­ботают многие системные сервисы, например, система печати.

Подсистема управления процессами

Запущенная на выполнение программа порождает в системе один или более процессов (или задач ). Подсистема управления процессами контролирует:

Создание и удаление процессов

Распределение системных ресурсов (памяти, вычислительных ресурсов) между процессами

Синхронизацию процессов

Межпроцессное взаимодействие

Очевидно, что в общем случае число активных процессов превышает число процессоров компьютера, но в каждый конкретный момент времени на каждом процессоре может выполняться только один процесс. Операционная система управляет доступом процессов к вычислительным ресурсам, создавая ощущение одновременного выполнения нескольких задач.

Специальная задача ядра, называемая распорядителем или планировщиком процессов (scheduler), разрешает конфликты между процессами в конкуренции за системные ресурсы (процессор, память, устройства ввода/вывода). Планировщик запускает процесс на выполнение, следя за тем, чтобы процесс монопольно не захватил разделяемые системные ресурсы. Процесс освобождает процессор, ожидая длительной операции ввода/вывода, или по прошествии кванта времени. В этом случае планировщик выбирает следующий процесс с наивысшим приоритетом и запускает его на выполнение.

Модуль управления памятью обеспечивает размещение оперативной памяти для прикладных задач. Оперативная память является дорогостоящим ресурсом, и, как правило, ее редко бывает "слишком много". В случае, если для всех процессов недостаточно памяти, ядро перемещает части процесса или нескольких процессов во вторичную память (как правило, в специальную область жесткого диска), освобождая ресурсы для выполняющегося процесса. Все современные системы реализуют так называемую виртуальную память : процесс выполняется в собственном логическом адресном пространстве, которое может значительно превышать доступную физическую память. Управление виртуальной памятью процесса также входит в задачи модуля управления памятью.

Модуль межпроцессного взаимодействия отвечает за уведомление процессов о событиях с помощью сигналов и обеспечивает возможность передачи данных между различными процессами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Внутреннее устройство Microsoft Windows (гл. 8-11) автора Руссинович Марк

Из книги Архитектура операционной системы UNIX автора Бах Морис Дж

ГЛАВА 10. ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВВОДОМ-ВЫВОДОМ Подсистема управления вводом-выводом позволяет процессам поддерживать связь с периферийными устройствами, такими как накопители на магнитных дисках и лентах, терминалы, принтеры и сети, с одной стороны, и с модулями ядра,

Из книги Linux-сервер своими руками автора

5.1.1. Общая схема управления процессами Каждый процесс может порождать полностью идентичный процесс с помощью fork(). Родительский процесс может дожидаться окончания выполнения всех своих процессов-потомков с помощью системного вызова wait. В любой момент времени процесс

Из книги Основы AS/400 автора Солтис Фрэнк

5.3. Команды управления процессами Команда psКоманда ps предназначена для вывода информации о выполняемых в текущий момент процессах. Данная команда имеет много параметров, о которых вы можете прочитать в руководстве (man ps). Здесь я опишу лишь наиболее часто используемые

Из книги Программирование на языке Ruby [Идеология языка, теория и практика применения] автора Фултон Хэл

О Подсистема памяти Одна из самых больших проблем любого процессора - обеспечение его загрузки. За последние несколько лет производительность процессоров необычайно выросла, в среднем удваиваясь каждые два года. Производительность памяти и ввода-вывода не успевает

Из книги Linux: Полное руководство автора Колисниченко Денис Николаевич

Управление процессами Время - это средство, с помощью которого Природа не дает всему происходить сразу. В компьютерах таким средством служат процессы. Процесс - это исполняющаяся программа. Он состоит из исполняемой программы, данных программы и некоторой информации

Из книги Программирование для Linux. Профессиональный подход автора Митчелл Марк

14.1.3. Манипулирование процессами В этом разделе мы обсудим манипулирование процессами, хотя создание нового процесса необязательно связано с запуском внешней программы. Основной способ создания нового процесса - это метод fork, название которого в соответствии с

Из книги Операционная система UNIX автора Робачевский Андрей М.

9.2. Команды управления процессами 9.2.1. Иерархия процессов: ps и pstree О том, что команда ps позволяет просмотреть сведения обо всех процессах, протекающих в системе в данный момент, вы уже знаете (п.3.2). С ключом -f эта команда выводит как PID самого процесса, так и PPID его родителя,

Из книги автора

3.1. Знакомство с процессами Пользователю достаточно войти в систему, чтобы в ней начали выполняться процессы. Даже если пользователь ничего не запускает, а просто сидит перед экраном и пьет кофе. в системе все равно "теплится жизнь". Любой выполняющейся программе

Из книги автора

Файловая подсистема Файловая подсистема обеспечивает унифицированный интерфейс доступа к данным, расположенным на дисковых накопителях, и к периферийным устройствам. Одни и те же функции open(2), read(2), write(2) могут использоваться как при чтении или записи данных на диск, так

Из книги автора

Подсистема ввода/вывода Подсистема ввода/вывода выполняет запросы файловой подсистемы и подсистемы управления процессами для доступа к периферийным устройствам (дискам, магнитным лентам, терминалам и т.д.). Она обеспечивает необходимую буферизацию данных и

Из книги автора

Из книги автора

Глава 3 Подсистема управления процессами Сердцем операционной системы UNIX является подсистема управления процессами. Практически все действия ядра имеют отношение к процессам, будь то обслуживание системного вызова, генерация сигнала, размещение памяти, обработка

Из книги автора

Глава 4 Файловая подсистема Большинство данных в операционной системе UNIX хранится в файлах, организованных в виде дерева и расположенных на некотором носителе данных. Обычно это локальный (т. е. расположенный на том же компьютере, что и сама операционная система) жесткий

Из книги автора

Глава 5 Подсистема ввода/вывода Фактическая архитектура ввода/вывода скрыта от прикладного процесса несколькими интерфейсами. Один из них - интерфейс файловой системы был рассмотрен в предыдущей главе. Взаимодействие с удаленными ресурсами обеспечивается сетевыми

Из книги автора

Подсистема STREAMS Архитектура подсистемы потокового ввода/вывода STREAMS впервые была описана в статье Ритчи "Потоковая система ввода/вывода" (Ritchie, D.M., "A Stream Input-Output System", AT&T Bell Laboratories Technical Journal, Vol. 63, No. 8, Oct. 1984) в 1984 году. Двумя годами позднее эта система была реализована в

Одной из основных подсистем мультипрограммной ОС, непосредственно влияю­щей на функционирование вычислительной машины, является подсистема управ­ления процессами и потоками, которая занимается их созданием и уничтожени­ем, поддерживает взаимодействие между ними, а также распределяет процессор­ное время между несколькими одновременно существующими в системе процес­сами и потоками.

Подсистема управления процессами и потоками ответственна за обеспечение процессов необходимыми ресурсами.

  • ОС поддерживает в памяти специальные ин­формационные структуры , в которые записывает, какие ресурсы выделены каж­дому процессу.
  • ОС может назначить процессу ресурсы в единоличное пользо­вание или в совместное пользование с другими процессами.
  • Некоторые из ресур­сов выделяются процессу при его создании, а некоторые - динамически по за­просам во время выполнения. Ресурсы могут быть приписаны процессу на все время его жизни или только на определенный период.
  • При выполнении основных функций подсистема управления процессами взаимодействует с другими подсис­темами ОС, ответственными за управление ресурсами, такими как подсистема управления памятью, подсистема ввода-вывода, файловая система.
  • Синхронизацияпотоков является одной из важных функций подсистемы управления процессами и потоками. Хотя потоки возникают и выполняются асинхронно, у них может возникнуть необходимость во взаимодействии, напри­мер при обмене данными. Согласование скоростей потоков также очень важно для предотвращения эффекта «гонок» (когда несколько потоков пытаются изме­нить один и тот же файл), взаимных блокировок или других коллизий, которые возникают при совместном использовании ресурсов.
  • По завершении процесса подсистема управления процессами за­крывает все файлы, с которыми работал процесс, освобождает области опера­тивной памяти, отведенные под коды, данные и системные информационные структуры процесса. Выполняется коррекция всевозможных очередей ОС и спи­сков ресурсов, в которых имелись ссылки на завершаемый процесс.

Понятия «процесс» и «поток»

Единицы работы ОС

В настоящее время в большинстве ОС определены два типа единиц работы. Более крупная еди­ница работы, обычно носящая название процесса, или задачи, требует для своего выполнения нескольких более мелких работ, для обозначения которых исполь­зуют термины «поток», или «нить».

И с процессом, и с потоком связывается оп­ределенный программный код, который для этих целей оформляется в виде ис­полняемого модуля. Чтобы этот программный код мог быть выполнен, его необ­ходимо загрузить в оперативную память, возможно, выделить некоторое место на диске для хранения данных, предоставить доступ к устройствам ввода-выво­да, например к последовательному порту для получения данных по подключен­ному к этому порту модему, и т. д. В ходе выполнения программе может также понадобиться доступ к информационным ресурсам, например файлам, портам TCP/UPD. И, конечно же, невозможно выполнение программы без предоставления ей процессорного времени, то есть времени, в течение которого процессор выполняет коды данной программы.

В операционных системах, где существуют и процессы, и потоки, процесс рассматривается операционной системой как заявка на потребление всех видов ре­сурсов, кроме одного - процессорного времени. Этот последний важнейший ресурс распределяется операционной системой между другими единицами рабо­ты - потоками, которые и получили свое название благодаря тому, что они представляют собой последовательности (потоки выполнения) команд.

В простейшем случае процесс состоит из одного потока, в таких системах понятие «поток» полностью поглощается понятием «процесс», то есть остается только одна единица работы и потребления ресур­сов - процесс. Мультипрограммирование осуществляется в таких ОС на уровне процессов.

Для того чтобы процессы не могли вмешаться в распределение ресурсов, а также не могли повредить коды и данные друг друга, важнейшей задачей ОС является изоляция одного процесса от другого. Для этого ОС обеспечи­вает каждый процесс отдельным виртуальным адресным пространством, так что ни один процесс не может получить прямого доступа к командам и данным дру­гого процесса. (Виртуальное адресное пространство процесса - это совокупность адресов, которыми может манипулировать программный модуль процесса. ОС отображает вирту­альное адресное пространство процесса на отведенную процессу физическую память.)

Одной из основных подсистем любой современной мультипрограммной ОС, непосредственно влияющей на функционирование компьютера, является подсистема управления процессами и потоками. Основные функции этой подсистемы:

    создание процессов и потоков;

    обеспечение процессов и потоков необходимыми ресурсами;

    изоляция процессов ;

    планирование выполнения процессов и потоков (вообще, следует говорить и о планировании заданий);

    диспетчеризация потоков;

    организация межпроцессного взаимодействия;

    синхронизация процессов и потоков;

    завершение и уничтожение процессов и потоков.

1. К созданию процесса приводят пять основных событий:

    выполнение запроса работающего процесса на создание процесса;

    запрос пользователя на создание процесса, например, при входе в систему в интерактивном режиме;

    инициирование пакетного задания;

    создание операционной системой процесса, необходимого для работы каких-либо служб.

Обычно при загрузке ОС создаются несколько процессов. Некоторые из них являются высокоприоритетными процессами, обеспечивающими взаимодействие с пользователями и выполняющими заданную работу. Остальные процессы являются фоновыми, они не связаны с конкретными пользователями, но выполняют особые функции – например, связанные с электронной почтой, Web-страницами, выводом на печать , передачей файлов по сети, периодическим запуском программ (например,дефрагментации дисков ) и т.д. Фоновые процессы называют демонами.

Новый процесс может быть создан по запросу текущего процесса. Создание новых процессов полезно в тех случаях, когда выполняемую задачу проще всего сформировать как набор связанных, но, тем не менее, независимых взаимодействующих процессов. В интерактивных системах пользователь может запустить программу, набрав на клавиатуре команду или дважды щелкнув на значке программы. В обоих случаях создается новый процесс и запуск в нем программы. В системах пакетной обработки на мэйнфреймах пользователи посылают задание (возможно, с использованием удаленного доступа), а ОС создает новый процесс и запускает следующее задание из очереди, когда освобождаются необходимые ресурсы.

2. С технической точки зрения во всех перечисленных случаях новый процесс формируется одинаково: текущий процесс выполняет системный запрос на создание нового процесса. Подсистема управления процессами и потоками отвечает за обеспечение процессов необходимыми ресурсами . ОС поддерживает в памяти специальные информационные структуры, в которые записывает, какие ресурсы выделены каждому процессу. Она может назначить процессу ресурсы в единоличное пользование или совместное пользование с другими процессами. Некоторые из ресурсов выделяются процессу при его создании, а некоторые – динамическипо запросам во время выполнения . Ресурсы могут быть выделены процессу на все время его жизни или только на определенный период. При выполнении этих функций подсистема управления процессами взаимодействует с другими подсистемами ОС, ответственными за управление ресурсами , такими как подсистема управления памятью, подсистема ввода-вывода , файловая система .

3. Для того чтобы процессы не могли вмешаться в распределение ресурсов , а также не могли повредить коды и данные друг друга, важнейшей задачей ОС является изоляция одного процесса от другого . Для этого операционная система обеспечивает каждый процесс отдельным виртуальным адресным пространством, так что ни один процесс не может получить прямого доступа к командам и данным другого процесса.

4. В ОС, где существуют процессы и потоки, процесс рассматривается как заявка на потребление всех видов ресурсов, кроме одного – процессорного времени. Этот важнейший ресурс распределяется операционной системой между другими единицами работы – потоками, которые и получили свое название благодаря тому, что они представляют собой последовательности (потоки выполнения) команд. Переход от выполнения одного потока к другому осуществляется в результате планирования и диспетчеризации . Работа по определению момента, в который необходимо прервать выполнение текущего потока, и потока, которому следует предоставить возможность выполняться, называется планированием. Планирование потоков осуществляется на основе информации, хранящейся в описателях процессов и потоков. При планировании принимается во внимание приоритет потоков , время их ожидания в очереди, накопленное время выполнения , интенсивность обращения к вводу-выводу и другие факторы.

5. Диспетчеризация заключается в реализации найденного в результате планирования решения, т.е. в переключении процессора с одного потока на другой. Диспетчеризация проходит в три этапа:

    сохранение контекста текущего потока;

    запуск нового потока на выполнение.

6. Когда в системе одновременно выполняется несколько независимых задач, возникают дополнительные проблемы. Хотя потоки возникают и выполняются синхронно, у них может возникнуть необходимость во взаимодействии , например, при обмене данными. Для общения друг с другом процессы и потоки могут использовать широкий спектр возможностей: каналы (в UNIX ), почтовые ящики (Windows ), вызов удаленной процедуры, сокеты (в Windows соединяют процессы на разных машинах). Согласование скоростей потоков также очень важно для предотвращения эффекта "гонок" (когда несколько потоков пытаются изменить один и тот же файл ), взаимных блокировок и других коллизий, которые возникают при совместном использовании ресурсов.

7. Синхронизация потоков является одной из важнейших функций подсистемы управления процессами и потоками. Современные операционные системы предоставляют множество механизмов синхронизации, включая семафоры, мьютексы, критические области и события. Все эти механизмы работают с потоками, а не с процессами. Поэтому когда поток блокируется на семафоре, другие потоки этого процесса могут продолжать работу.

8. Каждый раз, когда процесс завершается , – а это происходит благодаря одному из следующих событий: обычный выход , выход по ошибке, выход по неисправимой ошибке, уничтожение другим процессом – ОС предпринимает шаги, чтобы "зачистить следы" его пребывания в системе. Подсистема управления процессами закрывает все файлы, с которыми работал процесс, освобождает области оперативной памяти, отведенные под коды, данные и системные информационные структуры процесса. Выполняется коррекция всевозможных очередей ОС и список ресурсов, в которых имелись ссылки на завершаемый процесс.

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО "ДВГУПС"

Кафедра: "Информационные технологии и системы"

на тему: "Подсистема управления процессами"

Выполнил: Шолков И.Д.

группа 230

Проверил: Решетникова О.В.

Хабаровск 2010

Введение

1. Описание программы

1.1 Функциональное назначение

1.2 Технические средства, используемые при создании программы

1.3 Многопоточность и многопроцессорность

1.4 Приоритеты потоков и процессов

1.5 Способы синхронизации потоков

1.3 Логическая структура программы

2. Руководство пользователя по работе с программой

2.1 Общие сведения и назначение программы

2.2 Графический интерфейс

2.3 Работа с программой

2.4 Основные характеристики программы ProcessManager

Заключение

Список литературы

C# поддерживает параллельное выполнение кода через многопоточность. Поток – это независимый путь исполнения, способный выполняться одновременно с другими потоками.

Программа на C# запускается как единственный поток, автоматически создаваемый CLR и операционной системой ("главный" поток), и становится многопоточной при помощи создания дополнительных потоков.

Управление многопоточностью осуществляет планировщик потоков, эту функцию CLR обычно делегирует операционной системе. Планировщик потоков гарантирует, что активным потокам выделяется соответствующее время на выполнение, а потоки, ожидающие или блокированные, к примеру, на ожидании эксклюзивной блокировки, или пользовательского ввода – не потребляют времени CPU.

На однопроцессорных компьютерах планировщик потоков использует квантование времени – быстрое переключение между выполнением каждого из активных потоков. Это приводит к непредсказуемому поведению, как в самом первом примере, где каждая последовательность символов ‘X’ и ‘Y’ соответствует кванту времени, выделенному потоку. В Windows XP типичное значение кванта времени – десятки миллисекунд – выбрано как намного большее, чем затраты CPU на переключение контекста между потоками (несколько микросекунд).

На многопроцессорных компьютерах многопоточность реализована как смесь квантования времени и подлинного параллелизма, когда разные потоки выполняют код на разных CPU. Необходимость квантования времени все равно остается, так как операционная система должна обслуживать как свои собственные потоки, так и потоки других приложений.

Говорят, что поток вытесняется, когда его выполнение приостанавливается из-за внешних факторов типа квантования времени. В большинстве случаев поток не может контролировать, когда и где он будет вытеснен.

Все потоки одного приложения логически содержатся в пределах процесса – модуля операционной системы, в котором исполняется приложение.

В некоторых аспектах потоки и процессы схожи – например, время разделяется между процессами, исполняющимися на одном компьютере, так же, как между потоками одного C#-приложения. Ключевое различие состоит в том, что процессы полностью изолированы друг от друга. Потоки разделяют память (кучу) с другими потоками этого же приложения. Благодаря этому один поток может поставлять данные в фоновом режиме, а другой – показывать эти данные по мере их поступления.

Свойство Priority определяет, сколько времени на исполнение будет выделено потоку относительно других потоков того же процесса. Существует 5 градацийприоритетапотока:enum ThreadPriority { Lowest, BelowNormal, Normal, AboveNormal, Highest }

Значение приоритета становится существенным, когда одновременно исполняются несколько потоков.

Установка приоритета потока на максимум еще не означает работу в реальном времени (real-time), так как существуют еще приоритет процесса приложения. Чтобы работать в реальном времени, нужно использовать класс Process из пространства имен System.Diagnostics для поднятия приоритета процесса.

От ProcessPriorityClass.High один шаг до наивысшего приоритета процесса – Realtime. Устанавливая приоритет процесса в Realtime, вы говорите операционной системе, что хотите, чтобы ваш процесс никогда не вытеснялся. Если ваша программа случайно попадет в бесконечный цикл, операционная система может быть полностью заблокирована. Спасти вас в этом случае сможет только кнопка выключения питания. По этой причине ProcessPriorityClass.High считается максимальным приоритетом процесса, пригодным к употреблению.

Если real-time приложение имеет пользовательский интерфейс, может быть не желательно поднимать приоритет его процесса, так как обновление экрана будет съедать чересчур много времени CPU – тормозя весь компьютер, особенно если UI достаточно сложный.

Оператор lock (aka Monitor.Enter/Monitor.Exit) – один из примеров конструкций синхронизации потоков. Lock является самым подходящим средством для организации монопольного доступа к ресурсу или секции кода, но есть задачи синхронизации (типа подачи сигнала начала работы ожидающему потоку), для которых lock будет не самым адекватным и удобным средством.

В Win32 API имеется богатый набор конструкций синхронизации, и они доступны в.NET Framework в виде классов EventWaitHandle, Mutex и Semaphore. Некоторые из них практичнее других: Mutex, например, по большей части дублирует возможности lock, в то время как EventWaitHandle предоставляет уникальные возможности сигнализации.

Все три класса основаны на абстрактном классе WaitHandle, но весьма отличаются по поведению. Одна из общих особенностей – это способность именования, делающая возможной работу с потоками не только одного, но и разных процессов.

EventWaitHandle имеет два производных класса – AutoResetEvent и ManualResetEvent (не имеющие никакого отношения к событиям и делегатам C#). Обоим классам доступны все функциональные возможности базового класса, единственное отличие состоит в вызове конструктора базового класса с разными параметрами.

В части производительности, все WaitHandle обычно исполняются в районе нескольких микросекунд. Это редко имеет значение с учетом контекста, в котором они применяются.

AutoResetEvent – наиболее часто используемый WaitHandle-класс и основная конструкция синхронизации, наряду с lock.

AutoResetEvent очень похож на турникет – один билет позволяет пройти одному человеку. Приставка "auto" в названии относится к тому факту, что открытый турникет автоматически закрывается или "сбрасывается" после того, как позволяет кому-нибудь пройти. Поток блокируется у турникета вызовом WaitOne (ждать (wait) у данного (one) турникета, пока он не откроется), а билет вставляется вызовом метода Set. Если несколько потоков вызывают WaitOne, за турникетом образуется очередь. Билет может "вставить" любой поток – другими словами, любой (неблокированный) поток, имеющий доступ к объекту AutoResetEvent, может вызвать Set, чтобы пропустить один блокированный поток.

Если Set вызывается, когда нет ожидающих потоков, хэндл будет находиться в открытом состоянии, пока какой-нибудь поток не вызовет WaitOne. Эта особенность помогает избежать гонок между потоком, подходящим к турникету, и потоком, вставляющим билет ("опа, билет вставлен на микросекунду раньше, очень жаль, но вам придется подождать еще сколько-нибудь!"). Однако многократный вызов Set для свободного турникета не разрешает пропустить за раз целую толпу – сможет пройти только один человек, все остальные билеты будут потрачены впустую.

WaitOne принимает необязательный параметр timeout – метод возвращает false, если ожидание заканчивается по таймауту, а не по получению сигнала. WaitOne также можно обучить выходить из текущего контекста синхронизации для продолжения ожидания (если используется режим с автоматической блокировкой) во избежание чрезмерного блокирования.

Метод Reset обеспечивает закрытие открытого турникета, безо всяких ожиданий и блокировок.

AutoResetEvent может быть создан двумя путями. Во-первых, с помощью своего конструктора:EventWaitHandle wh = new AutoResetEvent(false);

Если аргумент конструктора true, метод Set будет вызван автоматически сразу после создания объекта.

Другой метод состоит в создании объекта базового класса, EventWaitHandle:EventWaitHandle wh = new EventWaitHandle(false, EventResetMode.Auto);

Конструктор EventWaitHandle также может использоваться для создания объекта ManualResetEvent (если задать в качестве параметра EventResetMode.Manual).

Метод Close нужно вызывать сразу же, как только WaitHandle станет не нужен – для освобождения ресурсов операционной системы. Однако если WaitHandle используется на протяжении всей жизни приложения (как в большинстве примеров этого раздела), этот шаг можно опустить, так как он будет выполнен автоматически при разрушении домена приложения.

ManualResetEvent – это разновидность AutoResetEvent. Отличие состоит в том, что он не сбрасывается автоматически, после того как поток проходит через WaitOne, и действует как шлагбаум – Set открывает его, позволяя пройти любому количеству потоков, вызвавших WaitOne. Reset закрывает шлагбаум, потенциально накапливая очередь ожидающих следующего открытия.

Эту функциональность можно эмулировать при помощи булевой переменной "gateOpen" (объявленной как volatile) в комбинации со "spin-sleeping" – повторением проверок флага и ожидания в течении короткого промежутка времени.

ManualResetEvent может использоваться для сигнализации о завершении какой-либо операции или инициализации потока и готовности к выполнению работы.

1.3 Логическая структура программы

Основу программы составляет абстрактный класс Betaproc. В нем реализована абстрактная модель процесса, без спецификации выполняемых действий, с набором переменных и методов общих для всех процессов. Три процесса sinProc, FibbonProc и ProcRandom являются производными от этого класса и в каждом из них реализован лишь методы возвращающие тип процесса и сам метод выполняемый процессом. При этом каждый метод Base, в котором находится исполняемый код, имеет в своем теле общий для всех хэндл, который позволяет выполнять код лишь одному процессу, когда другие становятся в очередь и получают свое время на выполнение пропорционально приоритету. В момент начала работы стартует таймер, который обеспечивает одинаковый квант времени в 3 секунды для каждого процесса.

Однако процессы не висят в памяти компьютера просто так. Специально для управления процессами создан класс ProcManager. При создании процесса он и вся информация о нем заносится в массив, и в соответствии с номером ячейки, в которую записывается процесс, ему дается идентификатор, по которому к нему можно обратиться в процессе работы. Также в классе ProcManager реализовано графическое представление в памяти. Каждый важный элемент процесса выведен в специальную таблицу на форме, и при изменении одного из них вызывается событие, которое меняет запись в таблице в режиме реального времени, поэтому мы может наблюдать как красиво надпись "работает" бегает от одного процесса к другому.

2. Руководство пользователя по работе с программой

2.1 Общие сведения и назначение программы

Программа написана в среде VisualStudio 2008 на языке C# и представляет собой менеджер управления процессами, построенный на современных средствах управления, с интуитивно понятным графическим интерфейсом. Программа является полностью автономной и не требует установки другого программного обеспечения. Вся справочная информация хранится в настоящем Руководстве и Техническом Проекте. В случае сбоев в работе программы необходимо обратиться к Автору для их устранения. В основной части руководства будут описаны возможности программы, описание основных характеристик и особенностей программы.

2.2 Графический интерфейс

После открытия программы пользователю предоставляется графический интерфейс.

рис 1.: главное окно программы после запуска


Область "Процесс" позволяет выбрать тот процесс, который нам необходимо запустить. Имеет три пункта: Числа Фибоначчи, Случайные числа и Рекурсивный синус.

Область "Приоритет" позволяет установить приоритет запускаемому процессу. Имеет 5 пунктов: Низкий, Ниже среднего, Средний, Выше среднего, Высокий.

Кнопка запуск служит для запуска процесса с выбранными параметрами.

Таблица в центральной части окна отображает состояние каждого из запущенных процессов. После добавления каждого процесса в нее автоматически добавляется одна строка. Имеет 5 полей:

1) Номер процесса – показывает порядковый номер процесса

2) Тип процесса – показывает действие, с которое выполняет данный процесс

3) Состояние процесса – показывает работает ли процесс в данный момент или нет. Также показывает, если процесс является остановленным, завершенным или только что возобновленным.

4) Приоритет процесса – показывает приоритет процесса, который был присвоен ему при создании.

5) Процент процессорного времени – отображает процент используемого процессорного времени.

В правой части окна программы расположено поле, в которое записывается результат выполнения работающего процесса в реальном времени.

В нижней части окна программы расположены элементы управления для работы с уже запущенными процессами.

Кнопка "Остановить" - останавливает выбранный процесс с возможностью его последующего перезапуска.

Кнопка "Возобновить" - вновь запускает остановленный процесс.

Кнопка "Завершить" - останавливает выбранный процесс без возможности его завершения.

Так же программа имеет стандартную строку состояния, с помощью которого можно свернуть, развернуть или закрыть рабочее окно программы.

2.3 Работа с программой

Запуск процессов выполняется с помощью кнопки "Запустить", однако перед этим следует установить параметры процесса.

Случайное число – процесс генерирует случайное число в интервале от одного до ста и выводит его в поле вывода.

Числа Фибоначчи – генерирует последовательность Фибоначчи, начиная с первого члена, и выводит их в поле вывода. Как только значение чисел последовательности превосходит тысячу – значения сбрасываются до первых членов.

Рекурсивный синус – генерирует значение синуса X. Первоначально X равен 1, позже ему присваиваются посчитанные значения sin(x). Значения, округленные до третьего знака выводятся в поле вывода.

Приоритет процесса показывает, насколько велики шансы процесса начать работу, если предыдущий процесс завершил работу. Например, если запустить три процесса с одинаковыми приоритетам, то количество раз, которое они будут работать, будет примерно одинаковым, а если запустить два процесса с высоким приоритетом и один процесс с низким, то процесс с низким приоритетом будет выполняться, примерно, один из шестнадцати раз. Однако, архитектура программы предусматривает то, что если количество запущенных процессов больше чем один, то один и тот же процесс не может быть выполнен более одного раза подряд.

После запуска нескольких процессов окно программы примет следующий вид:


рис 2: работа программы.

Процесс, который находится в рабочем состоянии, обозначен подписью работает, и именно результаты выполнения его работы в данный момент выводятся в поле вывода.

Если нам хочется остановить процесс под номером 2, необходимо выбрать вторую строку в таблице процессов и нажать кнопку "Остановить". После выполнения команды окно примет следующий вид:

рис. 3: процесс с Process ID = 2 остановлен.

Остановленный процесс отмечен подписью "Остановлен" в третьем столбце. Позднее, если мы захотим его восстановить, то необходимо опять выбрать его номер в меню "PID" и нажать кнопку "Возобновить". Если нажать кнопку "возобновить", указав на процесс, который не отмечен подписью "Остановлен", то ничего не произойдет.

Процесс, который вновь начал работу, но еще ни разу не выполнялся отмечается подписью "Возобновлен" в третьем столбце, как на картинке:

рис. 4: работа процесса с Process ID = 2 возобновлена.

Если мы захотим завершить процесс, под номером 3, необходимо выбрать третью строку в таблице процессов и нажать кнопку "Завершить". Процесс, который завершен уже не может быть запущен вновь. Создайте процесс с такими же параметрами.


Также существует возможность отсортировать запущенные потоки. По умолчанию они отсортированы по их ID, которое зависит от порядка их создания. Клик на заголовке столбца "Тип процесса" отсортирует процессы по типу, на "Состояние процесса" по состоянию, а на "Приоритет" сгруппирует процессы по типам приоритетов. Повторный клик группирует процессы в обратном порядке.

Для корректного завершения работы программы необходимо просто щелкнуть мышкой на знак крестика в строке заголовка.

2.4 Основные характеристики программы Process Manager

ProcessManager – это программа, предназначенная для управления процессами пользователем персонального компьютера. Она работает под управлением операционных систем MS Windows 2000/XP/Vista/7.

ProcessManager позволяет формировать списки процессов и выводить результаты их деятельности на экран с последующим сохранением. Стандартными средствами нельзя достичь точных результатов, можно лишь увидеть примерное количество ресурсов процессора и памяти, который процесс использует в данный период времени.

Программа включает в себя набор базовых элементов, каждый из которых позволяет выполнить определенную задачу проекта. После загрузки проекта и запуска процессов значения и параметры работы процессов сразу отображаются на дисплее. Подробное описание работы с программой представлено в первом пункте настоящего документа. Подробное описание логической структуры программы и код программы можно найти в документе "Технический проект автоматизированной подсистемы для визуализации работы с процессами ProcessManager". Программа работает в штатном режиме, однако в случае необходимости может работать круглосуточно и непрерывно. Программа прошла всестороннюю проверку и полностью защищена от сбоев и исключений.

Заключение

Подсистема управления процессами является одной из важнейших частей операционной системы. В этой курсовой работе был представлен один из вариантов его реализации, неприменимый в реальной жизни. Тем не менее, нельзя не отметить, что этот проект весьма упрощен. Подсистема управления процессами, которая реально могла бы стать частью многозадачной операционной системы, требует гораздо большей степени проработанности, уметь работать с прерываниями, разнородными процессами, а к тому же иметь некоторую защиту от внешнего воздействия, ведь умышленное или неумышленное завершение критически важных процессов может привести к краху системы. Но все же, в работе представлена довольно изящная реализация. Главная ее проблема в том, что в ней реализованы не все возможные компоненты, и некоторые моменты регулируются встроенными средствами операционной системой, которая работает на компьютере, в данном случае Windows. При реальном программировании операционной системы, подсистема управления процессами должна быть построена с нуля и иметь определение и описание многих элементов, которые работает в этом проекте по умолчанию .

Список литературы

1) Безбогов, А.А. Безопасность операционных систем: учебное пособие / А.А. Безбогов, А.В. Яковлев, Ю.Ф. Мартемьянов. – М. : "Издательство Машиностроение-1", 2007. – 220 с.

2) Операционные системы, лекции по операционным системам [Электронный ресурс] / www.osi-ru.ru. - Содержание: Управление процессами; Управление памятью; Управление данными; Управление устройствами

3) Троелсен, Э. C# и платформа.NET: учебное пособие/ Э.Троелсен. – Спб. : "Питер Пресс", 2007. –796с.

Приложение

Исходный код программы ProcessManager

using System.Diagnostics;

using System.Linq;

using System.Text;

using System.Threading;

using System.Windows.Forms;

using Timer=System.Threading.Timer;

namespace ProcManager

abstract class BetaProc

protected Thread a;

bool isWorking = false;

public event EventHandler WorkingStateChanged = delegate { };

public bool IsWorking

get { return isWorking; }

isWorking = value;

WorkingStateChanged(this, EventArgs.Empty);

public void Delete()

if (IsWorking == true)

if (WaitToStart.Set() == false)

WaitToStart.Set();

public ThreadPriority Prior

get { return a.Priority; }

set { a.Priority = value; }

public void Stop()

if(isWorking == true)

WaitToStart.Set();

private DataGridView data;

public delegate void ChangeStateEventHandler(string msg);

public static event ChangeStateEventHandler change;

public abstract string GetType();

public string GetState()

return IsWorking ? "Работает" : "Не работает";

public string GetPriority()

return a.Priority.ToString();

public void ChangeState()

if (IsWorking == false)

IsWorking = true;

IsWorking = false;

public abstract void Base();

private Control pReporter;

public DataGridView reporterD

public Control reporter

return pReporter;

pReporter = value;

public EventWaitHandle SwaitTostart

WaitToStart = value;

protected Stopwatch timer = new Stopwatch();

public void Start()

a = new Thread(Base);

delegate void SetTextDelegate2(string Text);

public static EventWaitHandle WaitToStart;

public void SetText2(string Text)

if (reporter.InvokeRequired)

SetTextDelegate2 a = new SetTextDelegate2(SetText2);

reporter.Invoke(a, new object { Text });

else reporter.Text += Text;

public void Restart()

if(isWorking == true)

timer = new Stopwatch();

a=new Thread(Base);

using System.Collections.Generic;

using System.Diagnostics;

using System.Linq;

using System.Text;

using System.Threading;

namespace ProcManager

class FibbonProc:BetaProc

public readonly string Type = "ЧислаФиббоначи";

private int FSum = 1;

private int FSum2 = 1;

private int temp = 0;

public override void Base()

WaitToStart.WaitOne();

if (IsWorking == false)

if (FSum >= 1000)

FSum = FSum + FSum2;

SetText2(FSum.ToString() + "\r\n");

Thread.Sleep(1110);

<= 3000);

WaitToStart.Set();

using System.Collections.Generic;

using System.Diagnostics;

using System.Linq;

using System.Text;

using System.Threading;

namespace ProcManager

class ProcRandom:BetaProc

Random a = new Random();

private int res;

public readonly string Type = "Случайноечисло";

public override string GetType()

public override void Base()

WaitToStart.WaitOne();

if (IsWorking == false)

res = a.Next(100);

SetText2(res.ToString()+"\r\n");

Thread.Sleep(1110);

while (timer.ElapsedMilliseconds <= 3000);

WaitToStart.Set();

using System.Collections.Generic;

using System.Diagnostics;

using System.Linq;

using System.Text;

using System.Threading;

namespace ProcManager

class SinProc:BetaProc

private double x = 1;

public readonly string Type = "Синус X";

public override string GetType()

public override void Base()

WaitToStart.WaitOne();

if(IsWorking == false)

x = Math.Sin(x);

SetText2(Math.Round(x, 3).ToString()+"\r\n");

Thread.Sleep(1110);

while (timer.ElapsedMilliseconds <= 3000);

WaitToStart.Set();

using System.Collections;

using System.Threading;

using System.Windows.Forms;

namespace ProcManager

class ClassProcManager

private BetaProc mas = new BetaProc;

private DataGridView a;

private int index = 0;

public BetaProc ReturnMas()

public int Index()

public DataGridView reporterD

public void AddThread(BetaProc a)

if (index < mas.Length)

MessageBox.Show("Слишком много процессов");

public void ShowInDataView(BetaProc b)

a.Rows.Add(index + 1, b.GetType(), b.GetState(), b.GetPriority());

public void SetWaitProperty(BetaProc b)

int i = Array.IndexOf(mas, b);

if((i<0) || (i>a.Rows.Count - 1))

for (int s = 0; s < index; s++)

if ((int)a.Rows[s].Cells.Value == i+1)

DataGridViewRow row = a.Rows[s];

row.Cells.Value = b.GetState();

using System.Collections.Generic;

using System.ComponentModel;

using System.Data;

using System.Diagnostics;

using System.Drawing;

using System.Linq;

using System.Text;

using System.Threading;

using System.Windows.Forms;

namespace ProcManager

public partial class Form1: Form

InitializeComponent();

public int index = 0;

private ClassProcManager manager = new ClassProcManager();

private EventWaitHandle wh1 = new AutoResetEvent(true);

private RadioGroup processType;

private RadioGroup processPriority;

private ThreadPriority ProcessPriorities = new ThreadPriority;

ThreadPriority HighestPriority = ThreadPriority.Lowest;

///

/// Возвращаетприоритетпроцесса

///

/// Tag

/// Объектизперечисления ThreadPriority

private ThreadPriority IndexToPriority(int priority)

switch (priority)

case 0: return ThreadPriority.Lowest;

case 1: return ThreadPriority.BelowNormal;

case 2: return ThreadPriority.Normal;

case 3: return ThreadPriority.AboveNormal;

case 4: return ThreadPriority.Highest;

default: return ThreadPriority.Normal;

private void button1_Click(object sender, EventArgs e)

BetaProc process;

switch (processType.SelectedButton)

case 0: process = new FibbonProc();

case 1: process = new ProcRandom();

case 2: process = new SinProc();

default: process = new ProcRandom();

process.SwaitTostart = wh1;

process.reporter = richTextBox1;

process.reporterD = dataGridView1;

process.Start();

process.Prior = IndexToPriority(processPriority.SelectedButton);

manager.AddThread(process);

manager.ShowInDataView(process);

process.WorkingStateChanged += new EventHandler(a_WorkingStateChanged);

// расчётпроцессорноноговремени

if (process.Prior > HighestPriority) HighestPriority = process.Prior;

ProcessPriorities = process.Prior;

if (index >= 1)

double FreeProcessorTime = 100;

double TimePerProcess = 100 / (index + 1);

double PriorityWeight = 0;

int HighPriorityProcessCount = 0;

// расчётдляпроцессовсприоритетомнижесамогобольшого

for (int i = 0; i < index + 1; i++)

if (ProcessPriorities[i] != HighestPriority)

switch (ProcessPriorities[i])

case ThreadPriority.Lowest: PriorityWeight = 0.2;

case ThreadPriority.BelowNormal: PriorityWeight = 0.4;

case ThreadPriority.Normal: PriorityWeight = 0.6;

case ThreadPriority.AboveNormal: PriorityWeight = 0.8;

FreeProcessorTime -= TimePerProcess * PriorityWeight;

dataGridView1.Rows[i].Cells.Value = Math.Round(TimePerProcess * PriorityWeight);

else HighPriorityProcessCount++;

// расчёт для процессов с самым большим приоритетом

for (int i = 0; i < index + 1; i++)

if (ProcessPriorities[i] == HighestPriority)

dataGridView1.Rows[i].Cells.Value = Math.Round(FreeProcessorTime / HighPriorityProcessCount);

else dataGridView1.Rows.Cells.Value = "100";

void a_WorkingStateChanged(object sender, EventArgs e)

BetaProc b = sender as BetaProc;

manager.SetWaitProperty(b);

private void Form1_Load(object sender, EventArgs e)

manager.reporterD = dataGridView1;

// Заполняем RadioGroup processType и processPriority объектами RadioButton

RadioButton processTypeRadioButtons = new RadioButton;

for (int i = 0; i < groupBox1.Controls.Count; i++) processTypeRadioButtons[i] = (RadioButton)groupBox1.Controls[i];

RadioButton processPriorityRadioButtons = new RadioButton;

for (int i = 0; i < groupBox2.Controls.Count; i++) processPriorityRadioButtons[i] = (RadioButton)groupBox2.Controls[i];

processType = new RadioGroup(processTypeRadioButtons);

processPriority = new RadioGroup(processPriorityRadioButtons);

private void button2_Click(object sender, EventArgs e)

if (processID != -1 && (string)manager.reporterD.Rows.Cells.Value != "Завершен")

manager.ReturnMas().Stop();

manager.reporterD.Rows.Cells.Value = "Приостановлен";

private void button3_Click(object sender, EventArgs e)

int processID = (int)dataGridView1.SelectedRows.Cells.Value - 1;

if ((string)manager.reporterD.Rows.Cells.Value == "Приостановлен")

manager.ReturnMas().Restart();

manager.reporterD.Rows.Cells.Value = "Возобновлен";

private void button4_Click(object sender, EventArgs e)

int processID = (int)dataGridView1.SelectedRows.Cells.Value - 1;

if (processID != -1)

manager.ReturnMas().Delete();

manager.reporterD.Rows.Cells.Value = "Завершен";

Загрузка...