inlaber.ru

Общественное мнение - методы манипулирования общественным мнением и массовым сознанием.

Общественное мнение - это состояние массового сознания , в котором выражается отношение (скрытое или явное) различных совокупностей людей, именуемых общественностью , к явлениям, событиям и фактам социальной действительности , затрагивающим их потребности и интересы . В обыденном употреблении понятие «общественное мнение» чаще всего подразумевает точку зрения общества (см. ) по тому или иному общественно значимому вопросу. Исследования общественного мнения проводятся при помощи так называемых социологических опросов общественного мнения .

Вопреки широко распространённым воззрениям, общественное мнение представляет собой не любое публичное высказывание тех или иных представителей общественности (например политических или общественных лидеров) и тем более не механическую сумму множества высказываний (отдельных мнений), зафиксированных в ходе опросов общественного мнения, а органический продукт социальной жизни, некое коллективное суждение, возникающее в процессе и результате сложной социальной коммуникации - публичной дискуссии. Возникновение этого продукта предполагает наличие в обществе множества важных условий: общественности, осознающей себя в качестве субъекта социального поведения; наличия свободной и доступной общественным группам информации по предмету обсуждения; интереса в обществе к этой информации; способности общественных групп артикулировать свою позицию; наконец, широкой сети каналов межперсональной и межгрупповой коммуникации.

Формирование и развитие общественного мнения происходит как целенаправленно - в результате воздействия политических организаций и социальных институтов и учреждений на сознание общественных групп, так и стихийно- под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, социального опыта и традиций. К числу признаков конкретного общественного мнения относят его распространённость, интенсивность. В отличие от общественного настроения оно проявлено более отчётливо и характеризуется относительной стабильностью. Будучи органическим единством рациональных, эмоциональных и волевых элементов, общественное мнение может проявляться на трёх уровнях: как духовное отношение (через оценочные суждения), как духовно-практическое отношение (через эмоционально-волевые побуждения, стремления, намерения и так далее) и как практическое отношение (через массовые действия и поступки). Сила авторитета и влияния общественного мнения обусловлена его опорой на большинство, что поднимает его социальную значимость и практическую действенность.

Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем, границы его суждений достаточно определены. Как правило, в качестве объекта высказываний выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. В каждом конкретном случае содержание и другие характеристики общественного мнения (степень его единодушия, знак высказываний и так далее) определяются рядом факторов - социально-демографической структурой высказывающейся общности, степенью совпадения потребностей и интересов входящих в неё различных групп, характером обсуждаемого вопроса и так далее. При этом процессы формирования и функционирования общественного мнения могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом целенаправленного действия разного рода государственных учреждений, политических организаций, средств массовой информации и других общественных институтов.

Общественное мнение действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных общественных групп и слоёв населения. В этом смысле можно говорить не только об общественном мнении всей страны, но и об общественном мнении, например, служащих, рабочих, молодёжи того или иного региона, лиц одной профессии, работников того или иного предприятия, членов той или иной организации и так далее. Таким образом, применительно к названным общностям носителем (субъектом) общественного мнения может выступать как общность в целом, так и любые составляющие её части - независимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они «за» или «против», образуют ли «большинство» или «меньшинство». В соответствии с этим по своей структуре общественное мнение может быть монистичным (единодушным) или плюралистичным, состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения. Отражающее несовпадающие интересы различных слоёв населения, складывающиеся на различных по глубине уровнях общественного сознания, подвергающееся манипулированию со стороны средств массовой информации, общественное мнение может быть в большей или меньшей степени адекватным реальному положению вещей или иллюзорным, содержащим ошибочные представления о действительности.

В различных демократических обществах привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, средства массовой информации, общественные собрания, митинги и прочие. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, инспирируемые политическими, исследовательскими и иными интересами и принимающие форму референдумов, массовых обсуждений каких-либо проблем, совещаний экспертов, выборочных опросов населения и так далее. Активность функционирования и фактическое значение общественного мнения в жизни различных обществ определяются существующими в обществе социально-политическими условиями - как общими, связанными с классовой структурой общества, так и специфическими, связанными с уровнем развития в обществе демократических институтов и свобод. В условиях развитых [западных] демократий общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях, занимает определённую позицию по различным общественными проблемам и тем самым регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - в наиболее общем значении - это одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом. О.М. представляет собой оценку значимого происходящего. В теории - концептуализация природы, содержания и значимости О.М. представлена широким спектром философских, социологических, политологических и других концепций, все многообразие которых с некоторой долей условности можно свести к ряду базовых дискуссионных проблем: 1) определение и интерпретация его субъекта; 2) уровень значимости и, в ряде критических теорий, отрицание существования О.М.; 3) содержание О.М. Проблема определения и интерпретации О.М. впервые возникает в античной философии. Протагор определяет наблюдаемый им социальный феномен - «публичное мнение» - как мнение большинства населения. По Платону, «публичное мнение» - это мнение аристократии. Впоследствии, оба направления, представленные в античности, получают свое развитие в социальной философской мысли. Сторонники первой линии, определяют О.М. как силу, с которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами. Сторонники второго направления утверждают, что мнение господствующей элиты выступает как сила, воздействующая на население и способствующая легализации политического господства элиты. В 17-18 вв. понятие О.М. используется для обозначения коллективных суждений вне сферы, подконтрольной правительству, оказывающих влияние на политический процесс принятия решений. Такое определение становится особенно популярным вследствие масштабных социально-экономических и политических изменений: «с ростом политически активного публичного сектора, О.М. становится формой политической власти - той, которая вместе с буржуазией оказалась в состоянии бросить вызов абсолютистскому правлению» (В. Прайс). В середине 19 в. наибольший интерес в развитии анализа О.М. представляют работы Тарда, в частности «Общественное мнение и толпа». Тард противопоставляет толпу и публику, акцентируя именно последнюю в качестве субъекта О.М. Работы Тарда фактически знаменуют собой начало социально-психологического подхода в исследовании О.М. Среди современных социально-философских трактовок О.М. можно выделить: 1) - концепцию Лумана (рассматривается в рамках теории коммуникации). Луман отрицает наличие какого-либо субъекта О.М. Центральным является понятие содержания и темы, предлагаемой обществу. Благодаря публичной доступности и гласности, обществу одновременно предлагается целый спектр тем, которые и находятся в центр внимания процесса коммуникации. Однако, одновременная коммуникация с несколькими темами невозможна, поэтому с необходимостью выбирается только одна тема. Соответственно, в интерпретацию вводится понятие «степени внимания», уделяемого той или иной теме, за счет чего и осуществляется выбор. Такая главная «тема» коммуникации составляет содержание О.М. Таким образом, не следует рассматривать понятие О.М. в соотнесении с большинством населения, либо с отдельными индивидами или аристократией. По Луману, все в равной мере являются его субъектами. Однако, приверженцы одного мнения отличаются от приверженцев другого (что объясняется различием его содержания); 2) - морализующе-нор-мативную концепцию О.М., принадлежащую Хабермасу. В концепции Хабермаса это понятие рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями «права» и «политики». О.М. в его теории - это инструмент в руках господствующго класса, всегда является официальным, т.е. отождествляется с тем, что представлено в средствах массовой информации; 3) - концепцию О.М. Э.Ноэль-Нойман. В соответствии с ее теорией, во-первых, следует различать общественное и обыденное мнение, которые достаточно часто смешиваются. Во-вторых, в основе О.М. лежат два источника: непосредственное наблюдение за окружающим, улавливание, одобрение или неодобрение тех или иных действий; тематика О.М., так называемый его «дух», порождается средствами массовой коммуникации. Именно это формируемое настроение влияет на поведение и оценки индивидов. Ноэль-Нойман использует определение П. Лазарсфельда об «избирательности восприятия», механизмом которого являются социальные установки. Наиболее интересное нововведение в данной концепции - понятие так называемого механизма «спирали молчания». Основание феномена «спирали молчания» - это боязнь индивидов оказаться в изоляции. Боязнь выступает как движущая сила, которая и запускает «спираль молчания». О.М., кроме того, обладает социальным измерением. Если его можно безбоязненно гласно высказать перед общественностью, не испытывая страха перед социальной изоляцией, то феномен «спирали молчания» отсутствует. Данная концепция достаточно эвристична при интерпретации данных опросов О.М.; 4) - структурно-функциональную теорию О.М. как базирующегося на бессознательном стремлении людей, живущих в некоем сообществе, прийти к общему суждению, согласию, т.е. выполняющее функцию интеграции. В соответствие с теорией Мертона, основная функция О.М. - это социальный контроль. Несмотря на многообразие теорий и концепций О.М., длительную традицию его исследования, это понятие и конструирующие его концепции все еще остаются предметом постоянных дискуссий.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ" в других словарях:

    Общественное мнение: то, что люди думают о том, что думают люди. Общественное мнение похоже на привидение в старинном замке: никто его не видел, но всех им пугают. Зигмунд Графф Общественное мнение это мнение тех, чьего мнения обычно не… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. О. м. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях… … Философская энциклопедия

    - (public opinion) Этот термин был впервые использован в прямом смысле в политической мысли XVIII в. Специальное значение он приобрел (не утратив при этом общего) в 1930 е гг. с началом проведения научно разработанных опросов общественного мнения… … Политология. Словарь.

    Современная энциклопедия

    Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным… … Большой Энциклопедический словарь

    См … Словарь синонимов

    См. МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Общественное мнение - ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    общественное мнение - выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений, отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. О. м. возникает как продукт осознания назревших и требующих решения социальных… … Большая психологическая энциклопедия

    С французского: L opinion publique. Буквальный перевод французского выражения, которое впервые встречается у французского философа и писателя Жапа Жака Руссо (1712 1778) в его романе «Юлия, или Новая Элоиза» (1761). Энциклопедический словарь… … Словарь крылатых слов и выражений

Книги

  • Общественное мнение в России XIX века , В. Я. Гросул. В книге рассматривается эволюция и роль общественного мнения в России на всем протяжении XIX столетия. Показаны основные центры его распространения как в социальных верхах, так и в низах,…

В последнее время значительно усилилось внимание на раз-ных уровнях к общественному мнению. Его изучают, формируют, ре-зультаты опросов публикуют, используют в повседневной практи-ке. И это не случайно. Ведь общественное мнение выполняет важ-ные социальные, политические и педагогические функции, является конкретным выражением оценки населением решаемых социально-экономических проблем, помогает связывать различные организа-ции с жизнью, с интересами людей.

В связи с этим у органов управления вузом возрастает потреб-ность в формировании компетентного общественного мнения о высшем образовательном учреждении. Ведь в конечном счете опора на единое мнение обеспечивает успешное решение задач, связан-ных с позиционированием и продвижением вуза, с созданием пози-тивного имиджа образовательного учреждения и поддержанием его репутации.

Анализ практики показывает, что зачастую деятельность по формированию общественного мнения становится если не доста-точной, то необходимой слагаемой успеха в управлении вузом.

Решить эту проблему можно опираясь на глубокую теорети-ческую базу и обобщенный практический опыт, чего в современных исследованиях применительно к вузу явно недостает. Механический же перенос методов паблик рилейшнз на отечественную почву не всегда позволяет достигать желаемых результатов.

Для того, чтобы использовать силу общественного мнения в управлении, важно знать, что же представляет собой общественное мнение, каковы закономерности его формирования, какова структу-ра, какие функции оно выполняет, как изменяется.

Прежде чем перейти к анализу современных взглядов на об-щественное мне ние, мы считаем необходимым сделать краткий экс-курс в историю проблемы.

Исторически формирование представлений об общественном мнении скла дывалось в западной философии. Считается, что впер-вые термин «общественное мнение» (public opinion) был употреблен английским писателем XII в. Д.Солсбери для обозначения мораль-ной поддержки парламента со стороны населения страны и с конца XII века стал общепринятым. Осмыслению феномена обществен-ного мнения способствовало творчество итальянского мыслителя Н.Макиавелли, английских философов-материалистов Ф.Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка.

Первым, кто разработал цельную теоретическую концепцию общественного мнения, был Г. Гегель. К числу позитивных сторон его воззрений на сущность общественного мнения следует прежде всего отнести определение им субъекта и объекта общественного мнения в их диалектической взаимосвязи, а также условий и факто-ров его становления и проявления. В "Философии права" Г. Гегель трактует общественное мнение как "всеобщее, субстанциональное и ис тинное", которое отражает "правильные тенденции действи-тельности" и "связанное в нем со своей противоположностью, со стоящим само по себе своеобразным и особенным мнением мно-гих" .

Среди исследователей конца XIX-начала XX вв., специально занимающихся проблематикой общественного мнения, можно вы-делить французского социолога Г. Тарда, немецкого юриста Ф. Голь-цендорфа и профессора московского университета В. Хвостова.

Хотя в работах Г. Тарда (прежде всего в книге «Обществен-ное мнение и толпа») содержится немало заслуживающих вни-мания частных положений о содержании общественного мнения, социально-психологическом механизме его формирования и прояв-ления, в целом его концепция динамики умонастроений зиждется на идеалистических основаниях, игнорируя классовый аспект сужде-ний и оценок социальных общностей.

Согласно Тарду, творцом общественного мнения являет-ся некая публика с весьма подвижными и неясными границами, уходящими своими корнями в особенности массовых духовно-психологогических процессов. Позицию Ф. Гольцендорфа по этому ключевому вопросу теории общественного мнения трудно опреде-лить однозначно. С одной стороны, в своей работе «Роль обществен-ного мнения в государственной жизни» он рассуждает об аморфно-сти, безличности происхождения общественного мнения, а с дру-гой - обращает внимание то на роль высших классов-сословий, то на роль широких слоев народа в его создании. Для В. Хвостова, на наш взгляд, характерна более правильная позиция по основным во-просам теории общественного мнения. Многие выводы сделаны им с позиций стихийного материализма. В работе «Общественное мне-44

ние и политические партии» он непосредственно связывал процесс зарождения общественных суждений с интересами классов и соци-альных групп, с активной ролью политических партий в жизни об-щества. При этом возможности тех или иных социально-классовых, политических общностей воздействовать на формирование обще-ственного мнения он выводил из «социального веса».

Дальнейшее развитие теория общественного мнения получи-ла в работах американских социологов А.Л.Лоуэлла и У.Липмана, в которых были сформулированы основные проблемы социологии общественного мнения: формы выражения, соотношение мнений большинства и меньшинства, границы компетентности обществен-ного мнения, сферы его влияния и др. Таким образом, как показыва-ет обзор теоретических работ, на протяжении многих веков филосо-фы и ученые проявляли большой интерес к явлению общественно-го мнения. Ими было высказано немало глубоких идей о значении и роли его в государственной и общественной жизни, о высоком ста-тусе народного мнения, о противоречивом характере природы мне-ний, их зависимости от интересов и социальной структуры, о свя-зи их направленности с направленностью поступков и действий лю-дей. Вместе с тем их взгляды на общественное мнение так и не сло-жились в подлинную научную концепцию, дающую всестороннюю, адекватную трактовку данного явления.

Общественное мнение является одной из актуальных про-блем современной философии, социологии, психологии и педаго-гики. Степень ее разработанности по-разному оценивается иссле-дователями. А. И. Уледов оценивает, что общественное мнение за последние годы являлось предметом интенсивного изучения и многие его особенности довольно подробно выяснены . В.С.Коробейников напротив считает, что общественное мнение яв-ляется одним из интереснейших и сравнительно мало исследован-ных проявлений человеческого духа . Б.А.Грушин катего-рично утверждает: «...вряд ли се годня найдется в социологии другое понятие, содержание которого было бы столь неясно и вызыва-ло бы столь многочисленные споры» .

Действительно, в научной литературе существует около 30 разнообразных определений понятия «общественное мнение», что отражает сложность и многоаспектность этого явления. Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной сторо-не или проявлении общественного мнения и связана с определен-ным подходом к ее анализу. Можно выделить следующие важней-шие аспекты трактовки общественного мнения.

1.Психологические определения рассматривают обще-ственное мнение как массовидное явление групповой психологии, психического состояния масс, как социально-психологическое ком-муникативное явление . Рациональность такой трактовки состоит в том, что она указывает на основу обществен-ного мнения - общественную психологию масс, их социальные чув ства, переживания, настроения. Вместе с тем было бы неверно ограничивать возможности общественного мнения лишь способно-стью воспроизводить яв ления и факты действительности на языке общественной психологии.

2. Этические интерпретации общественного мнения харак-теризуются как проявление определенной морали и нравственности общества. Так, Д.А. Потайпеко рассматривает общественное мне-ние как «особого рода моральное надстроечное учреждение» . Д.И.Чесноков подчеркивает, что общественное мнение - это «более или менее организованная коллективная оценка поступков людей, их нравов, мыслей, чувств, обычаев, привычек, признания одних из них и осуждения других» . Анализируемое под этим углом зрения общественное мнение представляет собой наи-более значимый критерий характера общественного развития, со-ответствие или несоответствие его гуманистическому идеалу. Эти-ческие определения общественного мнения показывают, что какой бы нравственной активностью не обладало общественное мне ние, связывать его природу исключительно с моралью как формой обще-ственного сознания - значит, ограничивать его понимание лишь мо-ральной оценкой, лишь сферой нравственных отношений.

3. Реляционистские (от французского слова «relation» - от-ношение) трактовки рассматривают общественное мнение как кон-кретное (оценочное) отношение индивидов, социальных групп, со-циальных общностей (объектов) к фактам, событиям, явлениям об-щественной жизни, а через них к носителям (субъектам). «Обще-ственное мнение, - отмечает Б.А.Грушин, состояние массового со-знания, заключающего в себе отношение (скрытое или явное) раз-личных людей к событиям и фактам социальной действительности» . На это свойство общественного мнения указывает А.И. Уледов, определяя его «... как оценочное суждение больших общ-ностей людей по общезначимым вопросам социальной жизни, за-трагивающим их общие интересы»; при этом «общест венное мне-ние выражает отношение к фактам, событиям социальной жиз-ни» . В этом случае общественное мнение выступает как взаимодейст вие его объекта и субъекта, при котором объект с помо-щью оценочного суж дения (мнения) влияет на субъект. В.К. Паде-рин определяет: «... общественное мнение как представляющее со-бой широко распространенные, преимущест венно оценочные суж-дения (заключения) больших и малых социальных групп, выявляю-щие значимость различных социальных явлений в плане соответ-ствия или несоответствия их интересам и выражающие к ним свое отношение» .

Такое понимание общественного мнения позволяет раскрыть его структуру, основными компонентами которой являются его объ-ект, субъект, формы, механизмы и способы проявления.

Между тем, попытки рассматривать феномен общественно-го мнения под одним углом зрения позволяют увидеть лишь его от-дельные аспекты. В реальной практике общественное мнение, как явление, более многогранно, включая единство отношения и функ-ции.

Под общественным мнением мы понимаем отношение инди-видов, социальных групп, социальных общностей к конкретным фак-там, процессам, явлениям общественной жизни, посредством кото-рого они на нее влияют, подчиняют, управляют. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения в системе муници-пального образования по злободневным проблемам общественной жизни и влияние его на развитие общественных отношений отра-жает суть общественного мнения как особого социального явления.

Отметим, что общественное мнение не является суммой ин-дивидуальных мнений. Это не означает, что мнения индивидов не имеют никакого значения для мнения общественного. Теоретики марксизма утверждают, что индивиду альное и общественное созна-ния, хотя и не совпадают друг с другом, но выступают в диалекти-ческом единстве - одно без другого существовать не могут . Точно в таком же единстве, на наш взгляд, выступают состояния этих двух сторон сознания в виде индивидуального и общественно-го мнения. Это означает, что начальным моментом развития обще-ственного мнения является момент рождения индивидуального. На это указывает B.C. Коробейников: "Ведь каждый человек, - пишет он, - формируя свое мнение, выступает не как изолированный ин-дивид, а как член определенного коллектива, конкретной историче-ской общности, которая его формирует в духовном и социальном плане .

Именно это обстоятельство и дает возможность социологам, фиксируя индивидуальные мнения, выяснять и мнение обществен-ное. При этом большую роль играет понимание зависимостей, су-ществующих между индивидуальными и общественными мнения-ми и вытекающих из своеобразия взаимоотношения двух сторон со-знания. «Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания, - утверждает Г.Я.Нестеренко, - протекает сложно и противоречиво. Взгляды одних людей не всегда воспринимаются другими. Но вос-принятое одними людьми от других автоматически не входит в общественное сознание. Общество воспринимает из индивидуально-го лишь то, что соответствует его интересам. В классовом обществе эта проблема решается классами. Им принадлежит последнее сло-во в том, что предается забвению из духовных потребностей инди-вида» . Аналогичная ситуация создается и в сфере мне-ний, которые представляют собой частный случай проявления со-знания. Общественное мнение сохраняет все то, что есть общего, повторяющегося, характерного в массе индивидуальных мнений. Следовательно, индивидуальное и общественное мнение составля-ют единство.

После того, как мы установили, что общественное мнение есть состояние общественного сознания, необходимо заметить, что оно может быть проанализировано в зависимости от степени и глубины отражения общественного бытия и общественных от-ношений. В исследовательской практике общепризнано раз личать обычное (обыденное, повседневное) и теоретическое сознание. В по следние годы в структуре общественного сознания в зависимо-сти от степени отражения явления, процесса ряд авторов выделя-ет еще один уровень - общественную психику как первый эмоци-ональный уровень. По своей сущности она является более эмоци-ональной стороной отражения действительности, т.е. первой и бо-лее самостоятельной составной частью обыденного сознания. Та-кой подход дает нам возможность раскрыть некоторые специфиче-ские особенности общественного мнения в процессе его формиро-вания. Разграничение этих трех уровней общественного сознания относительно, так как в действительности они взаимосвязаны.

Анализ психологической литературы показывает, что обще-ственное мнение, как традиционно считается, - это по преимуще-ству выражение обыденного сознания, которое характеризуется как низший уровень отражения действитель ности, эмпирическое отра-жение повседневной жизни людей, их нужд и потребностей.

Действительно, исторически общественное мнение связано преимущественно с обыденным сознанием. Дело в том, что обы-денное сознание - наиболее древнее духовное образование, кото-рое предшествует появлению науки и идеологии, для которых с наи-большей силой характерен теоретический уровень познания. Обы-денное сознание по времени возникновения - «ровесник» обще-ственного мнения.

М.К.Горшков подчеркивает, что для объективного научного анализа, рассматриваемого нами феномена, необходимо учесть по крайней мере два обстоятельства. Первое - историческая связь об-щественного мнения с обыденным сознанием не является неизмен-ной в процессе развития человечества. Второе - само обыденное сознание также не статично, ибо изменяются условия жизни людей, их потребности. Все это заставляет говорить о соотно шении в об-щественном мнении теоретического и обыденного сознания в кон-кретных и исторических условиях .

Широкое распространение науки и техники, рост грамотно-сти, образования больших масс населения, кардинальные изме-нения эмпирических условий жизни людей, конечно, способствова-ли как изменению самого обыденного соз нания, так и увеличению роли самого теоретического сознания в повседневной деятельно-сти людей. Признавая нарастание роли теоретического сознания в современный период, нельзя забывать, что и в обыденном созна-нии увеличива ется рациональное звено-объем эмпирических зна-ний, происходит процесс его «онаучивания».

Таким образом, два уровня общественного сознания - теоре-тический и обыденный - оказываются тесно связанными между со-бой. Общественное мнение связано с общественным сознанием как целым, и в нем, как правило, сочетаются оба уровня глубины пости-жения окружающей действительности - теоретическое и обыденное сознание. Причем соотношение уровней может быть са мым различ-ным.

Подобная точка зрения уже нашла отражение в научной литературе. Так, В.Г.Афанасьев пишет: «Определенным синтезом обы-денного и теоретического сознания является общественное мнение, т.е. суждения людей по поводу фактов действительности - обще-ственного бытия, политики, мора ли, науки, религии, литературы и искусства. В этих суждениях переплетается обыденный эмпириче-ский подход к событиям общественной жизни с теоретическим, на-учным» .

Надо отметить, что общественное мнение всегда и, прежде всего, связано с оценками того или иного явления, процесса. А со-циальная оценка « представляет собой выражение одного из видов отношения объекта к субъекту, отношения, которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдель-ных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым» .

Согласно классификации В.Коробейникова, социальная оцен-ка по своему характеру может быть положительной (одобряющей), отрицательной (осуждающей), нейтральной (последнее в ряде слу-чаев может выступать как сбалансированная оценка). Как правило, оценочная деятельность связана (подкрепляется) эмоциями (радо-стью, враждебностью и т.д.). Однако с течением времени эмоции ослабевают, и отношения к явлению (событию) реализуется только посредством оценки.

В научной литературе сложилось представление о том, что в зависимости от распространения, т.е. от его субъекта, обществен-ное сознание делится на специализированное и массовое . По своей сущности специализирован ным является сознание, кото-рое вырабатывается не всеми членами общества, а отдельной лич-ностью или группой и только в зависимости от конкретных истори-ческих условий может также найти распространение и охватить мас-сы. Массовое сознание прежде всего распространено в больших со-циальных группах. В силу характера проявления особенностей но-сителя массовое сознание иногда сводится только к чувственному восприятию и к степени отражения и отождествляется с обыденным сознанием. В действительности же в массовом сознании отражает-ся множество моментов общественной психологии и обыденного со-знания, которое в ряде случаев определяют его конкретные особен-ности. По своему характеру и особенностям массовое сознание не может быть отождествлено не только с обыденным, но и с теорети-ческим сознанием.

Как подчеркивает исследователь Д.Ганчев, понятие массово-го сознания гораздо уже, чем понятие общественного сознания, т.е. в него входят такие элементы общественного сознания, которые на каждом отдельном этапе его развития еще не усвоены широкими массами, еще не превратились в убеждения и отношения к тем или иным фактам, явлениям . Вот почему К.Маркс указывал, что теория может стать мощной материальной силой только тогда, когда она овладевает массами. Общественное мнение как социаль-но- психоло гическое, мы считаем, и педагогическое явление всегда связано не с отдельной личностью или группой, а с массами. Сле-довательно, общественное мнение связано прежде всего с массо-вым сознанием и является одной из специфиче ских форм его про-явления.

Специфической особенностью общественного сознания в целом является то, что оно не только должно отражать обществен-ное бытие, но и определенным образом воздействовать на его из-менения. Анализируя общественное сознание в этом социологиче-ском аспекте, мы раскрываем его двойственный характер, который выражается его состоянием. Конкретно-исторический подход при рассмотрении общественного сознания в социологическом плане позволяет установить, что непосредственное воздействие на де-ятельность людей оказы вают не сами по себе политические, пра-вовые, нравственные и другие идеи и взгляды, представления и чувства в отдельности, а их комплекс, сплав, т.е. образования, ко-торые возникают в результате взаимодействия различных идей и взглядов, представлений и чувств. Эти-то образования и представляют собой состояние сознания.

Общественное мнение связано и с состоянием общественно-го сознания, так как оно содержит не просто оценку, а всегда опре-деленную форму действия людей.

Конкретизация содержания общественного мнения требует от нас рассмотрения понятия «мнение». Существуют различные под-ходы к его анализу. Рассмотрим их, исходя из подхода М.К.Горшкова.

И в просторечии, и в научной литературе утвердилось по-нимание мнения как суждения людей. Однако если всякое мне-ние есть суждение, то не каждое суждение может быть определе-но как мнение. Это объясняется существованием различных ви-дов суждений. Различают дескриптивные (описательные) сужде-ния, выражающие внешние признаки предмета; нормативные суж-дения (суждения-предписания), широко применяемые в праве и мо-рали; оценочные суждения, выступающие результатом взаимодей-ствия субъекта и объекта и выра жающие одобрение или осуждение, предпочтение или отклонение объекта, т.е. не что иное, как мнение о нем .

Итак, мнения как оценочные суждения затрагивают самые разнообразные вещи, факты, события и явления окружающего мира. Оценка придает суждению-мнению некую содержательную определенность, а объекту мнения - своеобразный знак качества, имеющий позитивный или негативный смысл. Л.Фейербах замечал, что «различие нераздельно связано с суждением, а суждение вле-чет за собой различие между положительным и отрицательным, до-бром и злом» . Высказать мнение - это значит, так или иначе оценить что-либо. Подчеркиваем мы это еще и потому, что не-редко за мнение принимают высказывание, утверждающее то, что есть. Такое высказывание (суждение) лишено оценочного значения, а, следовательно, и признака мнения. В.П. Тугаринов справедливо отмечал, что констатация факта и его оценка - вещи разные. «Пер-вая определяется свидетельством наших органов чувств, вторая -нашими общественными интересами» (90, с. 5).

Можно сделать вывод о том, что для понимания природы мне-ния весьма важен и тот факт, что в процессе образования его оце-ночного элемента объект оценки приобретает для субъекта опреде-ленное значение, т.е. осознается им как целая некая ценность. Вот почему мнение, являясь суждением оценочным, в то же время вы-ступает и как целостное суждение. При этом, однако, включенность в структуру мнения ценностного начала и тем более его представ-ленность (характер, объем) всецело зависят от субъекта мнения. Речь идет о том, что объект «раскрывается» своей ценностной сто-роной настолько, насколько субъект способен ее воспринимать и должным образом интерпретировать.

Вместе с тем, с нашей точки зрения, любое мнение должно рассматриваться и как своеобразный результат взаимного сравне-ния познанных и значимых для субъектов объектов. В самом деле, оценочно-ценностные суждения могут возникнуть только путем со-поставления качеств и свойств (ценностных сторон) объектов, т.е. их сравнения. Для того, чтобы сделать такое сравнение и оста-новиться на том, что более ценно, необходимо опираться на опре-деленные критерии, мерила, нормы и т.д. В этом качестве выступа-ют знания, взгляды, представления и ощущения субъекта о предме-те сравнения и оценки, которые и помогают ему прийти к оценочно-му суждению-мнению. Как отмечает В. Брожик, «в процессе оценки каждый субъект всегда выбирает в качестве критерия и эквивалента оцениваемого как раз то, что соответствует его потребностям и ин-тересам. Именно это делает сравнение оценкой, в которой неотъем-лемым критерием выступает сам объект, поскольку именно на осно-ве его интересов и потребностей всегда решается вопрос о выборе или принятии, а в конечном счете и создании эквивалента, посред-ством которого сравнивается оцениваемое» .

Тем самым мнение оказывается не чем иным, как субъектив-ной формой отражения объективной реальности. В то же время, будучи неразрывно связано с нею, особенно с жизненными потребно-стями и интересами субъекта, с общественными связями, которые его окружают, мнение становится объективно значимым по своему содержанию. Поэтому субъективность мнения вовсе не признак его слабости. Мнения, основывающиеся на общественном интересе, на прогрессивном мировоззрении, воплощают в себе единство субъек-тивного и объективного, что свидетельствует об их силе. Отсюда по-нятна ущербность позиции тех руководителей органов управления вузом, которые под предлогом субъективности мнений людей нео-хотно идут на организацию работы по изучению и формированию общественного мнения.

Исчерпывается ли специфика мнения его оценочно-ценностной природой к субъективно-объективной обусловленно-сти? Нам представляется, что нет. Ведь за каждым мнением стоит определенное более или менее явно выраженное отношение субъ-екта к объекту Действительно, оценивая по достоинству положи-тельные свойства и качества объекта и отражая их в своем мне-нии, мы тем самым проявляем к нему позитивное отношение. И на-оборот, объект, вызывающий нашу отрицательную оценку и соответ-ствующую реакцию мнения, порождает и наше негативное отноше-ние к нему.

Вместе с тем, как считают исследователи, если оценка, оце-ночное суждение - это всегда отношение, то само отношение не ограничивается способностью выражать себя только через оценоч-ное суждение, а проявляется, так сказать, в трех «ипостасях». В одном случае мы обнаруживаем отношение как исключительно ду-ховное проявление; в другом - фиксируем отношение как более или менее выраженную позицию, своеобразный «мостик» от духовного к практическому; в третьем - сталкиваемся с отношением как с прак-тическим, поведенческим аспектом.

Данный характер отношения сказывается и на сущностных по-тенциях мнения, которое может иметь три уровня самовыражения.

«На первом уровне, - как отмечает Горшков М.К., - мнение прояв-ляет себя как оценочно-ценностное суждение, выражающее духов-ное отражение. На втором уровне оно приобретает качества мне-ния - позиции, мнения - побудительного мотива, способствующего «погружению» содержания оценочно-ценностного суждения в прак-тическую жизнь, и становится, по существу, передаточным звеном от духовного к практическому. Наконец, на третьем уровне «настой-чивое» мнение способно выступать через практическое отношение, сливаться с результатом материализации потенциала, накопленно-го им на предыдущих уровнях, в соответствующих действиях и пове-денческих актах» .

Характеризуя феномен мнения, исследователи отмечают, что в основе почти любого мнения лежит определенный объем знаний о предмете, это позволяет считать мнение истинным или неистинным. Чем глубже, полнее знания субъекта о предмете, тем объективнее и его мнение о нем. Словом, именно в знаниях лежат истоки повы-шения зрелости, объективности, компетентности мнения, его прав-доподобности. Именно наличие в структуре мнения определенного объема знаний дает основание наделять его познавательной функ-цией.

Вместе с тем, мнение является мнением, а не знанием, по-скольку не обладает завершенной логической и научной обосно-ванностью. В его содержании всегда есть доля неопределенности, дискуссионности. Объемом мнения может выступать только то, что допускает многозначность своего толкования, спорность и не безу-словность оценочных суждений. В том смысле любое мнение явля-ется продуктом взаимодействия субъекта с дискуссионным по ха-рактеру объектом, допускающим расхождение взглядов и точек зре-ния.

Следует иметь в виду и то, что в отличие от знания мнение не существует без своего субъекта. Как только заходит речь о каком-нибудь конкретном мнении, тут же возникают вопросы: «А чье это мнение? Кто его отстаивает? Чьи интересы за ним скрываются?» Без ответа на эти вопросы невозможно понять происхождение дан-ного мнения. Таким образом, «мнению вообще» присуща важная специфическая черта - связь (видимая или скрытая) с именным субъектом.

Что же касается понятий «мнение» и «убеждение», то надо сказать, что иногда их употребляют без каких-либо видимых разли-чий, хотя их не тождественность очевидна. Можно сделать вывод о том, что мнение в отличие от убеждения (а точнее, убежденности) - это разновидность суждений, которая отражает пред полагающую связь свойств, качественных характеристик, особенностей объек-та и обладает различной степенью обоснованности . На стадии формирования мнения, поиска его доказательств рождает-ся убежденность в правомерности этого мнения, которое «является фактором, способствующим образованию окончательного мнения и опосредствованно запечатлевается в нем в виде силы утвержде-ния» . Оставаясь относительно самостоятельным состо-янием, убежденность вступает в связь с данным мнением. Повы-шение уверенности субъекта в правоте своего мнения, возрастание степени его обоснованности ведет к укреплению первоначальных убеждений. Поэтому, если знание сочетается с убеждением, то мне-ние сочетается лишь с некоторой сте пенью убежденности.

Итак, мнение не есть знание, хотя и основывается на нем, и не есть убежде ние, хотя и связано с некоторой степенью убежден-ности. Возникает вопрос: так продуктом чего же является мнение?

Дать однозначный ответ на этот вопрос нельзя. Необходимо учесть, что практически все фундаментальные явления, с которы-ми связана жизнедеятельность субъекта, вносят свою лепту в опре-деление сущности и специфики его мнения. Это - социальная прак-тика субъекта, условия, в которые он поставлен, его потребности, интересы, система ценностных ориентацией. Большую роль здесь играют и определенные знания, убеждения субъекта, характер его миро воззрения и эмоционально-волевой тонус.

Но если говорить о том, где сходятся все факторы, воздей-ствующие на мне ние, где они взаимодействуют и сливаются воеди-но, то таким местом является сознание субъекта. Причем все сто-роны и элементы сознания (рациональные, эмоциональные и воле-вые) так или иначе участвуют в процессе возникновения мнения и накладывают свой отпечаток на его качественные характеристики.

Надо отметить, все жизненное многообразие мнений, отно-сящееся к роду «мнения вообще», самой общественной практи-кой классифицируется по различным основаниям. Мы солидарны с М.К.Горшковым, по утверждению которого существующие в обще-стве мнения различаются по степени их разновидности: одни еще зарождаются, другие активно формируются, третьи проявляют себя как вполне сложившиеся . Не одинаковые мнения, с его точки зрения, и по степени соответствия общественным потребно-стям. Одни идут в ногу со временем, другие в чем-то опережают его, устремлены в будущее. Но есть и такие, которые уже не соот-ветствуют интересам и потребностям общества, сдерживают его по-ступательное движение. Кроме того, есть мнения ин дивидуальные и надындивидуальные, общие (групповые, коллективные, обществен-ные). Мнения могут быть истинными и ложными, устойчивыми и изменчивыми, ясными и расплывчатыми, иметь обыденно житейский и научно- теоретический характер. В жизни сталкива-ются, борются мнения господствующие и оппозиционные, офи-циальные и неофициальные, публичные и анонимные, консер-вативные и новаторские, оригинальные и тривиальные, запо-здалые и своевременные, незрелые (отсталые) и зрелые (пе-редовые) и многие другие, порожденные диалектикой обществен-ных процессов (30, с. 184). Помимо общих черт, в мнении конкрет-ного субъекта всегда присутствуют и активно проявляют себя чер-ты особенные, присущие только данному мнению. Поэтому ключ к пониманию того, как связаны общее и особенное в сущностных на-58

чалах общественного мнения и что они собой представляют, лежит в ответе на вопрос о том, кто является субъектом данного мнения.

В этой связи перед нами стоит задача определить структуру общественного мнения - его объект и субъект.

Приводившиеся нами ранее определения общественного мне-ния свидетельствуют о разноголосице исследователей по данному вопросу. В роли субъекта общественного мнения в философской, психолого-педагогической и социологической литературе исследо-ватели нередко называют народ или его большую часть; или же об-щество в целом, или большие социальные группы, классы; или лю-бую социальную, экономическую, демографическую, территори-альную группу. Другие, встречающиеся в литературе определения предлагают считать субъектом общественного мнения еще и об-щественность, совокупность трудовых коллективов и даже от-дельного человека .

По мнению социолога Л.Г. Судаса, субъект общественного мнения - это социальная общность, обладающая совместным интересом и стремящаяся к его защите . Это может быть коллектив (учебный, производственный, воинский и т.п.), регион, об-щество, мировое сообщество. «Общественное мне ние, формирую-щееся в малой группе, - пишет он, и общественное мнение, форми-руемое мировой общественностью, при всех различиях принципи-ально однотипны" .

Объект общественного мнения - еще одна характеристика, позволяющая понять его природу. Выделим ряд значимых для на-шего исследования положений об объектах, почерпнутых из разра-боток в области теории общественного мнения. Первое: по степени сложности их разделяют на объекты-факты, объекты-события, объекты-явления (процессы). И второе: среди общественного мнения принято различать факты, события, явления, процессы объективной действительности общественного бытия (эконо-мические процессы, условия материальной жизни, деятельности людей и пр.) и субъективной действительности, обществен-ного сознания (нравственные представления, социально- психоло-гические процессы, различные системы ценностей и пр.

Поскольку общественное мнение отражает определенную коллективную позицию, проявляющуюся как в отношениях, так и в поведении людей, то оно возникает по проблемам, представля-ющим общественный интерес. К.Маркс обращает внимание на ин-терес, как основу существования различных форм выражения мне-ний. Он отмечает, «что народ же придает сословным собраниям, в которых он видит обеспечение своих интересов, больше значе-ния, чем другим институтам...» . А. К. Уледов отмечает, что «сформировавшееся мнение всегда имеет в качестве своей основы общие интересы, которые обусловливают появление коллективных суждений» .

Следует учитывать, что интерес существует и как объектив-ная реальность и как проявление сознания. «Соотношение объек-тивно данного интереса» с «интересом в сознании» (В.Н. Лавриен-ко) воспроизводит соотношение общественного бытия и обществен-ного сознания. Интерес как явление сознания отражает более или менее адекватно, объективно данный интерес. Вместе с тем ему присущ ряд специфических признаков. Он обладает относитель-ной самостоятельностью, что проявляется, в частности, в его актив-ности, направленной в конечном счете на реализацию объективно данных интересов». Кроме того, В.Н. Лавриенко выделяет ряд и дру-гих, основных призна ков, возникающих в сознании интересов. Сре-ди них специфика их объективного содержания, идеальность, субъ-ективность, волевая направленность на социальное самоутвержде-ние. Указанная совокупность признаков соединяет в себе как гносе-ологические, так и социологические моменты.

Интерес как явление сознания существует в различных фор-мах, например, в виде доктрин, программ, теорий и т.д. Обществен-ное мнение есть также одна из форм проявления субъективного интереса. Следовательно, интерес в созна нии может существовать и вне общественного мнения, а само общественное мнение всегда су-ществует только на базе интереса.

Следуя нашим изысканиям, теперь рассмотрим некоторые ха-рактеристики интереса, имеющие особо важное значение для обще-ственного мнения. Ранее указывалось, что, например, А.К.Уледов считает, что общественное мнение возникает на основе общих ин-тересов. Мы считаем, что в принципе это верно, но данное поло-жение, на наш взгляд, требует конкретизации, ибо общими инте-ресами могут быть, скажем, интересы семейные, групповые, клас-совые, национальные, интересы общества. «Определение же со-циальной или историче ской общности людей, интересы которой дают основание для возникновения общественного мнения, - пишет В.С.Коробейников, - требуют рассмотрения субъекта» .

Мы уже отмечали, что общественное мнение формирует-ся по проблемам, представляющим общественный интерес. Одна-ко, констатации указанного факта для объяснения механизма воз-никновения общественного мнения еще явно, на наш взгляд, недо-статочно. Ведь общественных интересов существует превеликое множество, а общественное мнение в определенный промежуток времени формируется только по весьма ограниченному кругу про-блем. Види мо, сам общественный интерес (делает предположение В.С.Коробейников) может принимать различные формы, и лишь не-которые из них способны быть основой развитого общественного мнения (43, с. 52). Под содержанием интереса Г. Глазерман пони-мает потребности людей, «то, что объективно необходимо для жиз-ни и развития общества, класса человека для удовлетворения их жиз ненных потребностей и нужд». Это, как он считает, составляет предмет их интереса .

Заметим, что общественный интерес есть лишь та основа, которая обеспечивает возможность возникновения общественно-го мнения, для реализации которой нужны определенные условия.

Можно сделать вывод, что они возникают тогда, когда какой-либо общественный интерес по объективным причинам или в силу субъ-ективных факторов становится центром внимания людей, приобре-тает высокую степень актуализации. Поэтому, по нашему мнению, более близки к действительному положению вещей утверждения, характеризующие интерес, лежащий в основе общественного мне-ния как «непосредственный».

Очевидно, сам процесс имеет различные формы актуализа-ции. В научной литературе встречается различная классификация ступеней развития интереса. Например, аморфный, широкий и, на-конец, стержневой интерес . Отношение людей к пробле-мам аморфного и широкого интереса можно считать общественным мнением "в потенции": оно пока существует лишь на уровне созна-ния - еще не воздействует активно на изменение действительности. Выражение отношения к проблемам стержневого интереса - это уже общественное мнение «в действии», реализуемое в поведении че-ловека.

Вторым важным критерием выделения объекта обществен-ного мнения является дискуссионность. Общественное мнение воз-никает в связи с расхождением взглядов людей по интересующему вопросу. На наш взгляд, дискуссионность в данном случае связана с самой сущностью интереса, которая включает обусловленный со-циальной действительностью способ его реализации.

Говоря о взаимоотношениях интересов и общественного мне-ния, следует иметь в виду, что суждения людей возникают по поводу различных по типу интересов. В отечественной литературе, в част-ности, указывается на необходи мость различения интересов бли-жайших, частичных, временных и интересов коренных, общеклассо-вых, длительных. Осознание ближайших интересов теми или ины-ми группами данного класса проявляется, как правило, через обы-денное сознание. Выражение же коренных интересов идет через идеологию, тео ретическое сознание. Эти различные проявления интересов тесно взаимосвязаны .

Существование различных типов интересов, их неодинаковое развитие обеспечивает, с одной стороны, устойчивость обществен-ного мнения, а с другой стороны, дает ему импульс для изменения.

Общественное мнение, будучи сложным и многогранным яв-лением, выполняет различные функции. Все они взаимосвязаны, в большинстве случаев взаимообусловлены и дополняют друг друга.

В философии, психологии и педагогике функции обществен-ного мнения до вольно подробно проанализированы. Свой вклад в разработку теории внесли отечественные и зарубежные авторы В.К. Падерин, В.С.Коробейников, А.К. Уледов, Д. Ганчев, П.Ф. Ла-зарсфельд, Б. Герельсон, Г. Годэ, А. Возьмитель, А.А. Вайсбург, М.К. Горшков.

Функции общественного мнения разнообразны. Рассмотрим их подробно, поскольку этот анализ имеет существенное значение для исследуемой нами проблемы формирования общественного мнения органами управления вузом, создания его имиджа в глазах населения. Пожалуй, важнейшей из них является информационно-оценочная функция, дающая сведения (моральную оценку) об отно-шении индивидов, социальных групп, социальных общностей к наи-более важным фактам, событиям и явлениям, к деятельности офи-циальных учреждений и должностных лиц.

Как правило, позитивная или негативная оценка также акку-мулирует конструктивную функцию артикуляции различных обще-ственных интересов и интеграции на их основе индивидов, социаль-ных групп и социальных общностей.

Общественное мнение выполняет образовательную и воспи-тательную функции. Образовательная функция синтезирует тео-ретическое и обыденное сознание. Хотя в этом синтезе могут пре-обладать элементы обыденного, результаты реализации образова-тельной функции бывают весьма значительными. Они проявляют-ся в сообщении информации и формировании на этой основе новых знаний о явлениях и процессах социальной действительности, в расширении познавательных и оценочных возможностей лично-сти, в утверждении между людьми «воспитывающих отношений», усвоении человеком нравственно- правовых норм, ценностей и об-разцов поведения и воспитании у него чувства высокой ответствен-ности за свои дела.

Авторитет общественного мнения позволяет ему выполнять контрольно-регулятивную функцию. Ее своеобразие заключает-ся в том, что общественное мнение практически всегда способно с пристрастием следить за деятельностью социальных институтов, «вставать над ними», контролировать их, а также вы рабатывать и прививать членам общества определенные нормы общественных отношений. При этом общественное мнение проявляет себя как ре-гулятор отношений не только между отдельными людьми, но и лич-ностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.

Близка по духу и характеру к контрольной защитная функ-ция. Она заявила о себе в ходе всей истории классовой борьбы тру-дящихся масс, служила ее духовно-психологическим проявлением. Да и в наше время функция не потеряла своей актуальности. Ликви-дировать все несомненно тормозящее реформирование, продвиже-ние вперед, отстоять и развивать истинные ценности образа жизни силами одного государства практически невозможно. Осуществить такого рода задачу можно лишь при активном участии самих масс, постоянной волевой заряженностью общественного мнения.

Смысл консультативной функции вытекает уже из самого его названия и заключается в том, что в случае необходимости об-щественное мнение может дать консультацию, совет, предложение какому-либо социальному институту. В них могут содержаться те или иные способы разрешения назревших социально-политических, экономических, нравственных и других проблем.

Общественное мнение выполняет директивную (предписывающую) функцию. О ее проявлении можно говорить в том случае, когда результатом функционирования общественного мнения вы-ступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятель-ности общества и имеющие заданный характер. Это означает, что общественное мнение может не только советовать, предлагать, но диктовать, предписывать органам социального управления, как по-ступить в отношении какой-либо проблемы.

Оперативная функция общественного мнения направлена на обслуживание интересов различных социальных групп и социаль-ных общностей (партий, ассоциаций), осуществление их политики.

Наконец, все рассмотренные функции общественного мне-ния прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизаци-онной функции. Она проявляется в побуждении людей к определен-ным социальным действиям (или сознательному бездействию) для утверждения защиты истинных ценностей общества, его продвиже-ния вперед, к прогрессу .

Таким образом, анализ сущности общественного мнения по-казывает, что оно представляет собой такое проявление обществен-ного сознания (в виде суждений или актов поведения), в котором отражается оценка социальными группами, народом в целом акту-альных явлений действительности, представляющих обществен-ный интерес.

Объектом общественного мнения являются события, явле-ния, факты. Субъектом - социальная общность, обладающая со-вместным интересом и стремящаяся к его защите. Обществен-ное мнение проявляется в ряде функций: 1) регулирует и предписы-вает определенное поведение, 2) выражает и отражает оценки со-бытий и фактов.

Это одна из моих любимых тем, ведь для людей, общественное мнение – это так важно, что они готовы из кожи вон лезть, чтобы должным образом его сформировать. Общественное мнение действительно имеет смысл, если вы собираетесь использовать это мнение в своих целях, например, заручится поддержкой. Но если вы переживаете по поводу общественного мнения только потому, что оно создает у вас дискомфорт, то у вас определенно проблемы с правильным мировосприятием. Что вообще такое общественное мнение, как мы можем определить такое понятие? Кто-то скажет, что это коллективное мышление или точка зрения большинства, как бы объединяя сознание людей в единое целое. Только вот нет этого единого целого, нет мнения большинства, и нет никакого коллективного мышления, есть только стадный инстинкт, который всем этим управляет. На самом деле, есть только точка зрения одного человека, который убеждает остальных ее принять.

Есть мнение одного человека, которое берется на веру остальными и принимается как свое и есть решение одного человека, которое опять-таки является основанием для решения других людей. То есть, если у общества есть мнение касательно вашей личности, значит, есть и тот, кто его сформировал таким образом. Ну не станут все в одночасье думать одинаково, даже несмотря на то, что нас воспитывают подобным образом. Так или иначе, каждую ситуацию, как и каждого человека, мы видим по-своему, и определение человеку мы тоже даем свое. Только вот смелости на высказывание исключительно своей точки зрения, хватает далеко не у всех. И потому, порою проще принять чужую точку зрения, нежели осмелиться высказать свою, а то не дай бог настроишь остальных против себя.

Потому в обществе и преобладает точка зрения наиболее смелых и убедительных людей, которые берут на себя ответственность за так называемое общественное мнение, которое ни чем иным как принятым на веру стереотипом не назовешь. Да многие даже и понятия не имеют, почему они думают так, как думают, почему они определенного мнения о той или иной личности, и почему они вообще считают, что имеют свое мнение, отличное от чужого? Это не простой вопрос, во всяком случае для тех, кто старается во всем походить на окружающих, кто не достаточно уверен в себе. Вот и получается, что являясь жертвой общественного мнения, вы на самом деле являетесь жертвой мнения одного человека, который навязал его остальным. А если копнуть глубже, то вина за такое мнение ляжет в конечном итоге на вас, как на не достаточно уверенного в себе человека, который позволяет собой манипулировать не обществу как ему может показаться, а просто другому человеку.

Поменять общественное мнение относительно своей личности, по сути задача техническая, люди будут верить тому, что более убедительно звучит, нежели более правдоподобно выглядит. Что касается того, чтобы просто наплевать на общественное мнение, которое весьма нестабильно, то это безусловно очень мудрый способ не забивать себе голову лишними мыслями о тех, кто этого не заслуживает. Но это только в том случае, когда вы действительно не зависите некоим образом от того общества, мнение которого может быть использовано в ваших интересах, либо против вас. Допустим кандидату в президенты, крайне важно сформировать у общества положительное о себе мнение, хотя по определению ему на него наплевать, для него люди, лишь средства достижения своей цели.

И вам я советую придерживаться такой же позиции, ибо если вы не навяжете обществу свою точку зрения, сформировав тем самым его мнение, то это сделает кто-нибудь другой, сыграв на интересах этого общества. А если вы сами понимаете, что мнение каждого человека, отражает прежде всего его собственные интересы, то также должны понять и то, что есть только два варианта общественного мнения: либо оно навязано ему вами, и отражает ваши интересы, либо оно вам совершенно ни к чему, ибо уже не является для вас интересным. Общественное мнение также не отражает интересов общества на самом деле, как величина непостоянная, это мнение время от времени играет в интересах разных людей, которые умеют его формировать.

Вот и думайте после этого, есть ли смысл вообще задумываться о том, что о вас подумают другие или, что они о вас скажут, ведь что бы они не подумали и не сказали, вы от этого мало зависите. Если же зависимость все-таки есть, то вам надо работать в плане собственного роста, становясь более уверенным в себе и внедряя в сознание окружающих вас людей, свое понимание вещей. Так знаете ли, гораздо интереснее, нежели постоянно подстраиваться под мнение тех, кто даже не знает какое оно у него.

состояние массового сознания, выражающее отношение социальных общностей к явлениям и процессам окружающей действительности. Формируясь на основе индивидуальных мнений, О. м., однако, не является их суммой, а представляет собой результат интенсивного обмена взглядами, в ходе которого либо кристаллизуется общее мнение, либо возникает множество несовпадающих друг с другом точек зрения. Монизм или плюрализм О. м. обусловливается многими факторами, в том числе и природой его объекта. Отличаясь не только актуальностью, но и общественной значимостью, разнообразием связей и интересами различных общностей (классов, социальных слоев, групп и категорий населения), оно порождает многогранность восприятия и неоднозначность (дискуссионность) его трактовки. Структура О. и. зависит и от особенностей субъекта мнения, в частности от глубины его социальной дифференцированности, определяющей степень сходства интересов, входящих в его состав групп и слоев. На характере О. м. сказывается и специфика его содержания. Так, если О. м. ограничивается оценкой факта или события, то оно выражается оценочным суждением, если же содержит еще и анализ объекта, представление о путях и средствах его преобразования принимает форму соответственно аналитического или конструктивного суждения. И наконец, О. м. в зависимости от предпочтений субъекта выступает в виде негативных или позитивных суждений. Отражая интересы различных социальных групп, О. м. может складываться на уровне теоретического знания или на уровне обыденного сознания и в связи с этим отличается зрелостью, объективностью и компетентностью. В значительной мере перечисленные качества О. м. определяются процессом его формирования. В частности, становлению более адекватного О. м. способствует целенаправленная деятельность социальных институтов, в то же время стихийное формирование О. м. может иногда придать ему ложный, иллюзорный характер. Отмеченные характеристики О. м. накладывают отпечаток на его функционирование, поскольку существенно сказывается на восприятии и оценке различных событий и фактов (экспрессивная функция), выносимых суждениях и решениях (консультативная и директивная функции), влиянии О. м. на сознание и поведение индивидов (регулятивно-воспнтательная функция). В современном советском обществе в связи с углублением демократизации, ограничением функций государственного аппарата и развитием народного самоуправления заметно возрастает активность О. м. во всех сферах общественной жизни, повышается его роль в процессах выработки и принятия решений. Советские социологи постепенно наращивают усилия, направленные на всестороннее обследование О. м. Для этого используются различные методы сбора первичной социологической информации, но чаще всего массовые опросы. В стране создаются условия для этой работы возникают разного рода центры и исследовательские коллэктивы, занимающиеся изучением О. м., в некоторых регионах налаживаются опросные сети. На Украине действуют три региональные отделения (Центрально-Украинское, Западно-Украинское, Восточно-Украинское) Всесоюзного центра по изучению общественного мнения при ВЦСПС и Госкомтруда СССР, группы при ЦК Компартии Украины, некоторых партийных, профсоюзных и комсомольских комитетах, подразделения в отделении социологии Института философии АН УССР.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Загрузка...